Введение

Данное учебное пособие является продолжением учебного пособия «Арт-терапия для дошкольного образования (для детей 2-4 лет)». В издании раскрываются особенности психологии старшего дошкольного возраста и даются задания, посильные и актуальные для старших дошкольников.

В результате освоения материала данного пособия студенты должны:

  • 1) знать:
    • - какое влияние изобразительное творчество оказывает на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

каким образом можно приобщить детей к данному виду творчества, заинтересовать и помочь в овладении изобразительными средствами детям 5-7 лет;

  • - опыт использования арт-терапии в педагогике и социальной работе;
  • 2) уметь:
    • - анализировать творческие работы детей и общаться с ними в процессе занятий для стимулирования творческого потенциала;
    • - наблюдать и фиксировать все важные моменты занятий с детьми, как в творчестве, так и при обсуждении;
    • - учитывать ограничения и возможности возраста ребенка, давать посильные задания;
  • 3) иметь навыки:
    • - проведения занятий с детьми;
    • - наблюдения и самонаблюдения для формирования благоприятной творческой среды и средств развития личности ребенка.

Учебное пособие включает теоретические сведения, посвященные российской и мировой практике проведения арт-терапевтических занятий и научной основе, на которой они базируются.

В книге приводится обширная библиография из области психолого- педагогической литературы, полезной для освоения арт-терапевтом, родителями и воспитателями.

Метод арт-терапии в педагогике и социальной работе

Арт-терапия — это одно из направлений практической психологии и психотерапии, использующее в своем арсенале все виды изобразительного искусства. Этот метод оформился в мире в качестве профессиональной деятельности в 50-60-е гг. XX в. В России мировой опыт практической психологии, в том числе и арт-терапевтический подход, стал развиваться в 90-х гг. XX столетия.

В психологии, педагогике, социальной работе широко используют арт-терапию по многим причинам. Этот метод может быть доступен для самых разных категорий клиентов: от самых маленьких детей, еще нс умеющих говорить, до людей пожилого возраста, инвалидов, с трудностями в общении и просто неразговорчивых и т. д. Раскрыться без слов, с помощью рисунка, бывает проще, а потом уже проговорить то, что накопилось и мешает жить. Получить помощь психолога, педагога, социального работника — это один из факторов, делающих этот метод привлекательным в помогающей работе. Кроме того, это еще и интересный вид деятельности, профессиональный или любительский, возможность с пользой занять свое время и научиться (или продолжить, если уже используешь) изобразительному творчеству. Это развитие эстетического вкуса, чувства формы, линии, цвета и приобщение к мировому изобразительному искусству. В любом возрасте это интересно, полезно и актуально.

Особенно это ценно в период раннего созревания ребенка и развития его личности. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения самых разных областей человеческого опыта. Метод еще интересен тем, что направлен на работу и помогает активизировать правое полушарие головного мозга человека, которое и отвечает за творчество, образное мышление и гениальность. В настоящее время почему-то именно школьное образование недооценивает важности развития правого полушария головного мозга для раскрытия способности к обучению во всех видах мышления. Слабо используются искусства, в меньшей степени физическая культура, при этом с четкой нацеленностью образования на точные физические и математические науки, хотя мировой опыт уже говорит о том, что необходимо гармоничное развитие личности, и даже специалисту-математику ресурс образного мышления в самой точной научной деятельности поможет совершать гениальные открытия. Таким образом, в раскрытие самых разных способностей (мелкая моторика, художественное видение, глазомер и тонкое различение оттенков цвета) изобразительная деятельность внесет свой положительный вклад и поможет воспитать гармонически развитую личность.

Еще одна положительная сторона арт-терапевтического подхода заключается в следующем обстоятельстве — новые исследования ученых выявляют тонкие различия между мышлением и усвоением опыта у мальчиков и девочек. Как оказалось, именно мальчики (мужчины) в первую очередь опираются на правое полушарие в своем мыслительном процессе. Девочкам проще выразить какие-то вещи словами, а мальчикам — образами, им легче ориентироваться в пространстве, осваивать формы и линии, бывает труднее сформулировать свою мысль. Не случайно среди маленьких детей именно девочки быстрее и лучше начинают говорить. «Левополушарные» школы, детсады, общество, наконец, нс дают возможности именно мальчикам в полной мере раскрыть потенциал своего мозга.

Для справки: правое полушарие головного мозга человека отвечает за образное мышление и творчество, а левое полушарие — за логику и абстрактное мышление.

Арт-терапия видится еще и как способ поддержки, с одной стороны, мужского стиля мышления, а с другой — помогает научить мальчиков сочувствовать и сопереживать, чего также зачастую лишены мужчины во взрослом возрасте (и на это сетуют их жены и дети).

Роберт Кайл: «Какой опыт помогает детям понимать эмоции? Для вас нс будет неожиданностью, что дети узнают об эмоциях, когда родители беседуют с ними о чувствах, объясняя, чем различаются эмоции и ситуации, их вызывающие... Положительные, вознаграждающие отношения с родителями и брать-ями/сестрами также связаны с пониманием детьми эмоций... Природа этой связи остается таинственной. Возможно, при положительных отношениях между родителями и детьми и между сиблингами все члены семьи выражают более широкий спектр эмоций (и делают это чаще) и к тому же более охотно говорят о причинах своих чувств, предоставляя детям возможность узнать что-то новое об эмоциях». Не во всех семьях, к сожалению, бывают такие отношения. Арт-терапия в помощь воспитателям восполняет этот пробел.

Научить выражать свои чувства с помощью рисунка, а затем назвать и выразить их словами, повысить уровень эмпатии в обществе — это еще один фактор положительного развития личности при использовании арт-терапии.

И далее Роберт Кайл продолжает: «Так как дети начинают лучше понимать эмоции других людей, возрастает их способность помогать другим. Они уже понимают, что эмоции говорят о потребностях человека. Лучшее понимание эмоций других также способствует развитию умения бесконфликтно играть со сверстниками, потому что они могут видеть воздействие своего поведения на других. ... Распознавание эмоций других людей является важной предпосылкой успешных и удовлетворяющих интеракций», так же как и «регулирование эмоций» помогает успешному общению. Дети, недостаточно контролирующие свои эмоции, имеют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Новейшие психологические теории предлагают до 7 различных типов интеллекта, одни из которых преобладают у одних людей, другие — у других. Назовем их лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, тслссно-кинсстстичсский, интерперсональный и интрапсрсональ-ный. Согласно теории Говарда Гарднера, талантливый танцор, одаренный спортсмен, эмоционально-отзывчивый, восприимчивый ребенок наделены ничуть не меньшим интеллектом, чем хорошо пишущий или способный к математике ребенок.

В настоящее время в школе пока еще существует преобладание одностороннего подхода к интеллекту: в основной массе империи женщин-учителей построены по логическим законам словесного левого полушария, а мальчикам иногда трудно пробиться и проявить свои способности в этом царстве. Арт-терапия помогает уравнять эти возможности, показать способности мальчиков, сделать их мышление понятным женщинам-учителям. Изменение школы в России в сторону большего участия искусства в образовании — это насущный и необходимый шаг (не только изобразительного искусства, но и музыки, пения, театра; даже физическая культура нс занимает пока должного места в школе) именно для того, чтобы все виды способностей человека обладали равными правами на развитие и приобрели равнозначный вес в обществе.

Таким образом, занимаясь гармоническим развитием ребенка, мы исправим тот перекос, когда востребованы и ценятся одни только профессии, связанные с точными науками, а весь спектр способностей, необходимых обществу в других сферах, таких разных людей не востребован и не ценится окружением.

Детский сад является первым звеном государственного развития ребенка. В его стенах должно хватить места для занятий максимальным количествам видов деятельности, используемых человечеством. В основном дети осваивают занятия взрослых в игровой форме.

Арт-терапия — это уже настоящее самостоятельное занятие творчеством. Для проведения занятий достаточно подготовки арт-педагога. В первой части пособия (по арт-терапии для детей 2-4 лет) рассказывается, какая подготовка необходима арт-терапевту. Арт-педагог — это также лицо с профессиональным педагогическим образованием, с подготовкой по арт-терапии и, желательно, интересом и любовью, собственным неравнодушным отношением к изобразительному искусству. Потому что только увлеченный человек может «заразить» своей любовью к творчеству детей, объяснить воспитателям и родителям достижения воспитанников, определить перспективы и способности маленьких творцов. Также, что касается инструментов и материалов для работы, арт-педагог должен стараться обеспечивать лучшими, качественными инструментами и материалами свою мастерскую, ибо то, что мы посеем в дошкольном возрасте, взойдет сторицей во взрослом состоянии. Только серьезный, с полной отдачей процесс воспитания и развития личности малыша может уменьшить количество исправительных учреждений в стране и необходимость перевоспитывать или просто карать антисоциальные элементы. Чем больше мы вложим интересов и увлечений в ребенка сейчас, научим без злобы решать конфликты, делиться своими чувствами и переживаниями, тем больше адекватных взрослых людей мы получим — любящих, сопереживающих, склонных к прекрасному и понимающих искусство, тем дальше от своих животных предков мы уведем свою человеческую природу и больше сознательного, человеческого, доброго и светлого нам достанется в обществе друг от друга, от наших детей и внуков. И они будут счастливы, умея нести добро окружающим и радуясь этому.

В мире существует много педагогических школ и направлений, уделяющих большое внимание развитию ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Сензитивный период для сенсорного обучения использует Мария Монтессори — итальянский специалист со своим известным в педагогических кругах подходом к развитию мелкой моторики и освоению формы, цвета и размеров предметов из окружающего мира. Интересный подход к обучению детей использует вальдорфская педагогика, которая опирается па познание конкретных вещей из окружающего мира. Немецкая педагогическая школа стремится создать «школу без неудачников», считая, что каждый ребенок способен к обучению и психологи с педагогами лишь должны создать условия для этого. Американский психолог Р. Кайл считает, что именно школа должна стать самым любимым местом в любом городе, притяжением детей и взрослых. В России с подобным подходом к обучению детей мы встречаемся у Ш. Я. Амонашвили с его безоценочным обучением, стимулирующим ребенка к радости открытий и познания мира.

В мире существуют разнообразные требования, предъявляемые к готовности ребенка к школьному обучению. Если в наших школах это фактическое обучение в дошкольном возрасте, то во многих странах это требование к развитию социальных навыков: умению дружить, мириться с детьми после ссоры, наблюдать и ухаживать за растениями: (вырастить из семечка цветок) и т. и., кругозор, знания, полученные из бесед с родителями об окружающем мире, о бытовых предметах и видах деятельности. И именно навыки, не связанные с непосредственным обучением школьным дисциплинам (кроме чтения). Читать можно учить как можно раньше, а остальному ребенок научится в школе. Всем видам искусства и физического развития также должно быть место в годы дошкольного развития.

Арт-терапия сходна со всеми этими новаторскими педагогическими подходами именно безоценочностью, стимуляцией ребенка к развитию, освоению языка изображения мира в процессе свободного творчества и радости общения со сверстниками и взрослыми в этой работе.

В условиях все увеличивающейся цифровизации мира, хотя родителям кажется, что их жизнь может быть облегчена и дети заняты с помощью телевизора, компьютера или телефона, происходит обратное - развитие ребенка в детском возрасте тормозится. Ничто не заменит в развитии ребенка реального мира с реальными предметами, чувствами и отношениями. Не случайно такие гении информатики, как Стив Джобс или Билл Гсйтс, ограничивали своим детям компьютер до подросткового возраста, потому что они, как никто, отдавали себе отчет в том, что для маленького ребенка занятия с компьютером принесут больше вреда, чем пользы. И действительно, психологи подтверждают, что длительное смотрение телевизора, компьютерные игры, бесконечные мультфильмы не только не приносят пользы, но и просто тормозят психическое развитие ребенка и его познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. В связи с этим, например, во Франции до 2 лет вообще запрещена видеоинформация для ребенка, и это очень правильно. С 2 до 7 лет психологи советуют разрешать ребенку проводить за телевизором (компьютером, телефоном и т. д.) нс более 15 30 мин в день (!). Последние данные ученых (М. Шпитцнср) позволяют привести множество аргументов в поддержку такого ограничения, а именно: пассивно поглощая видеоинформацию, ребенок лишается реального взаимодействия с окружающим миром с его реальными предметами, живыми и природными, созданными человеком или чудом природы объектами. Давно известно, что мозг активно развивается в процессе развития мелкой моторики.

Есть такое выражение: «Рука учит глаз» — это о формировании зрения у маленьких детей. Все впечатления от окружающего мира: звуки, запахи, прикосновения, движения — именно эти стимулы и являются стимулами развития и совершенствования мозга маленького ребенка. Если для взрослых компьютер — окно в мир и возможность эффективного обучения, то для детей это зачастую задраенный люк и тупик в развитии.

В социальной работе также полезен метод арт-терапии, который несет радость творчества людям самого разного возраста, положения, умственного развития. Это и взрослые люди, вынужденные оставаться дома без работы, и пожилые, и инвалиды всех возрастов. Это и интересная занятость, и возможность творить, демонстрировать свое творчество на выставках, при подходящих условиях даже продавать свои работы, получая материальное вознаграждение. И это психотерапия, приносящая удовлетворение, помогающая решать психологические проблемы, справляться с депрессией и плохим настроением, скукой и безнадежнос тью, помогающая мечтать и рисовать светлое будущее, отдушина в серых буднях и спасение от одиночества, потому что язык изображения помогает общаться тем, кто не находит слов, чтобы выразить свои мысли, и найти близкого по духу человека. И находит близких друзей, демонстрируя свои работы, делясь ими с окружающими.

Из авторского опыта обучения и работы можно привести примеры использования самых разнообразных форм организации занятий методом арт-терапии педагогами и социальными работниками. Так, Институт психологии и психотерапии «Гармония» в Санкт-Петербурге организовывал занятия арт-терапией с детьми школьного возраста в помещении Инженерного замка (филиал Русского музея), отдельные занятия проходили в самом Русском музее. Для особых детей (слабовидящих) был организован урок с разрешением ощупывать скульптуры — экспонаты Русского музея. Саратовский художественный музей им. Радищева также проводит подобные занятия по арт-терапии для детей. Из опыта автора по проведению арт-терапии в приюте «Маленькая страна» г. Саратова: после 10 занятий рисования и лепки в помещении приюта 11 -е занятие стало посещением (бесплатным) Радищевского музея, его старого здания, с осмотром коллекции шедевров живописи. Возможны занятия арт-терапией на базе школьного класса или группы детского сада. Организация подобных занятий есть в опыте автора. В Центре семейного консультирования «Астра» проводились занятия с детьми дошкольного возраста но арт-терапии при наборе детей из близлежащего района. Возможно организовать занятия и в школе для детей с особенностями развития (у нас также есть опыт проведения арт-терапевтических занятий). Полезно было бы и для учителей позаниматься, расслабиться и получить сертификат арт-педагога. Для педагогов, работающих с особыми детьми, это как никогда актуально. В центре проводились занятия и для детей ipyinibi продленного дня общеобразовательной школы. На базе Центра они участвовали в занятиях по арт-терапии. Опыт занятий арт-терапией с женщинами преклонного возраста в группе на базе Областного центра планирования семьи и репродукции. Это могут быть занятия с ветеранами войн и локальных конфликтов, со всеми, кто нуждается не столько в лечении, сколько в осмыслении своего жизненного опыта, преодолении переживаний, связанных с жизненными обстоятельствами и тяжелым жизненным опытом.

Арт-педагоги и в педагогической, и в социальной деятельности могут принести несомненную пользу.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >