Цели и задачи арт-терапии в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста

Арт-терапия, проводимая с дошкольниками в детском саду или другом месте (детском центре и т. и.), достигает нескольких целей. Самая важная из них — это психологическая помощь детям в развитии и тренировке важных социальных навыков и психологических качеств. Как известно, до 2 лет маленькие дети, находящиеся па одной территории, обычно играют параллельно, мало пересекаясь друг с другом. С 2 лет зарождается совместная игра детей, поэтому и работа в группе сверстников для детей становится более интересной и познавательной. Небольшие группы из 3-5 человек 2^4-лстних детей или из 5-7 участников 5-7-летних позволяют организовать индивидуальную творческую работу и групповое обсуждение для обмена мнениями участников. Демонстрация своей работы и проявление интереса и сочувствия к другому ребенку и к его рисунку — важные составляющие арт-терапевтического занятия.

С помощью рисунка дети исследуют свои эмоции и переживают различные состояния, с которыми они встречаются в реальной жизни, делятся своим опытом и узнают опыт своих друзей из группы. Арт-педагог помогает детям разобраться в сложных чувствах, выразить их, пережить и освободиться, поделиться своими чувствами с другими детьми, получить их поддержку и, в свою очередь, оказать поддержку другим.

Занятие состоит из трех основных частей: 1) предварительная беседа на тему будущего задания; 2) само рисование (или другое изображение); 3) последующий рассказ автора о своей работе и называние се.

Каждая часть занятия имеет глубокий психологический смысл. Первая часть — это настройка, воспоминание, актуализация образов из памяти, впечатлений, создание творческого вдохновения. Вторая часть — сам процесс творчества, погружение в материал, работа с образом, выплескивание на бумагу чувств и эмоций. Третья часть — это осмысление работы, возможность ребенка показать свой рисунок и рассказать о нем, поделиться своими чувствами, ответить на вопросы и в конце придумать своей работе название.

На всех этапах деятельности важная роль отводится арт-педагогу. Он подготавливает беседу на тему работы, заранее продумывает вопросы, внимательно наблюдает за детьми в процессе занятия, ведет дневник, осуществляет подпись каждого рисунка и ведет все занятие, помогает детям в выполнении работ, обучает детей необходимым навыкам. Подробно об общении арт-педагога с детьми написано в пособии «Арт-терапия для детей 2-4 лет».

Важна роль арт-педагога в организации беседы-обсуждения рисунков, позиция в выступлении автора как главного творца, поддержка взрослым каждой работы, обучение детей безоценочному, эмпатийному отношению к творчеству. Особое умение арт-педагога — это не хвалить и не порицать, а уважительно и с принятием относится к каждой работе, обучая и детей такому подходу, вниманию к работам друг друга; объяснение детям различных эмоций, разновидностей их проявления и обучение контролю над эмоциями в различных ситуациях. По данным психологов, наиболее успешные отношения детей со сверстниками устанавливаются в том случае, когда у ребенка были теплые и прочные отношения с матерью во младенчестве. Вообще положение ребенка в семье и его отношения с родителями формируют модель общения детей с другими людьми в обществе. Доверительное, поддерживающее, фалиситирующее общение на занятии по арт-терапии отчасти может компенсировать дефицит общения в семейном воспитании, недостаток внутрисемейных связей и сформировать и подкрепить навык обсуждения эмоций. Таким образом, закладываются предпосылки умения дружить в детстве и более старшем возрасте, так как психологами доказано, что умение различать эмоции, их контролировать и обсуждать — важная часть в умении дружить со сверстниками на протяжении всей дальнейшей жизни.

Таким образом, на занятиях по арт-терапии происходит тренировка важных социальных психологических качеств, необходимых ребенку.

Следующее, что важно отмстить среди целей арт-тсрапсвтичсских занятий, — это гармонизация внутреннего мира ребенка в процессе занятия творчеством в атмосфере принятия и взаимной поддержки. Все тревоги, страхи, непонимания проясняются и раскладываются по полочкам, становится легко и приятно, и появляется удовлетворение от занятий и хорошее настроение.

И только вслед за психологическими целями и результатами, как побочный эффект занятий, мы получаем: 1) умение владеть инструментами и материалами художественного творчества; 2) развитие вкуса и ощущение цвета и формы; 3) появление интереса и увлеченности художественным творчеством;

4) раскрытие способностей к рисованию и выработку индивидуального стиля и предпочтений в художественном творчестве; 5) интерес к мировому изобразительному искусству; 6) повышение общей культуры человека.

Параллельно с этим повышается самооценка ребенка, растет его самоуважение, формируются дружеские отношения в группе детей, поощряются качества, такие как взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, симпатия, взаимная поддержка. Доброжелательный климат и атмосфера доверия возникает в результате этого процесса.

Возможно, и это не полный перечень тех результатов, которые мы достигаем в результате этих занятий. И действительно, забыли интеллектуальное развитие, развитие речи и мышления ребенка, ведь на каждом занятии мы именно их и тренируем.

Арт-педагог, несмотря на достаточно сложное положение и трудную работу, также получает большое удовлетворение и хороший результат, видимый в работах своих учеников.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >