Необходимые и достаточные условия организации занятийВыделить помещение с одним большим столом, моющейся поверхностью (можно застилать полиэтиленовой пленкой). Стены (желательно также легко моющиеся, но необязательно) приспособлены для временного размещения на них экспозиции (булавки, кнопки, скотч и т. п.). Для детей, на занятия, можно подбирать специальную одежду, чтобы не бояться испачкать ее (или защитные элементы — фартуки, халаты, нарукавники). Определенный набор мебели и технического оснащения кабинета, а также расходные материалы:
План-график проведения занятий (практики)9 месяцев еженедельных занятий (36) Продолжительность занятий: 30-40 мин Группа: 5-7 детей Предлагаемый план-график рассчитан на девятимесячный курс занятий с периодичностью проведения один раз в неделю и предназначен для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в группе под руководством арт-терапевта. Продолжительность одного занятия — в пределах 30-40 мин. Занятие состоит из четырех основных элементов:
Первая часть курса для старших дошкольников от 5 до 7 лет посвящена заданиям, цель которых — повысить уровень владения инструментами и приемами работы с различными изобразительными материалами, познакомиться с новыми и более сложными техниками. Дальнейшая работа направлена на раскрытие широкого круга тем внешнего и внутреннего мира ребенка, предметного мира, мира природы, человеческого окружения и мира чувств. Задания, описанные в курсе, использовались для проведения автором занятий с детьми данного возраста. Иллюстрации, приведенные в Приложении, взяты из архива автора. План расписан поурочно. Для удобства использования план каждого занятия выделен на отдельную страницу. Через каждые 10 занятий запланированы отчетные выставки и обсуждения занятий с родителями и воспитателями детей. Состоит из трех декад, заканчивающихся просмотрами, оформлением рисунков в альбомы для каждого ребенка индивидуально, общением с родителями и воспитателями. Каждая декада имеет свою тематику. Первая декада посвящена повышению уровня владения различными изобразительными материалами и освоения детьми их возможностей, познанию их изобразительных ресурсов и новых техник. Вторая декада посвящена работе с эмоциями, чувствами, переживаниями, их выражением и обсуждением, сопереживанием. Ситуации реальные и вымышленные: из книг, фильмов, рассказов в группе. Взаимная поддержка и сопереживание. Понимание детьми и взрослыми друг друга. Третья декада — тематические рисунки. Это темы «Природа», «Растения» и «Животный мир», «Общество», «Культура». Дальнейшее расширение репертуара изобразительного языка, повышение уровня овладения навыками рисования, знакомство с народным творчеством, традициями разных пародов. Каждое занятие состоит из трех частей: предварительной беседы, рисования и обсуждения результатов. 1. Фломастеры Цель занятия — максимально раскрыть изобразительное средство. Материалы: бумага белая АЗ, фломастеры (12 цв.), вода, тампон из губки. Арт-терапевт (Примеры начала беседы, вопросов на первом занятии). Дети, вы любите рисовать? А что у пас па столах? Чем мы будем рисовать? Какие цвета вы видите? Хотите порисовать сейчас? Выберите цвет, который вам нравится, и порисуйте на листе бумаги Дети (Выбирают фломастер, рисуют что хочется). Арт-терапевт Попробуйте создать линии, пятна, размыть влажной губкой. Порисуйте па своем листе всеми цветами, которые есть в наборе. Посмотрите, на что получилось похоже? Завершите изображение. Дети (Рисуют). Арт-терапевт (Проходит, смотрит, подсказывает). Арт-терапевт (Показывает всем рисунок каждого ребенка, спрашивает автора, как называется его рисунок. Подписывает рисунок каждого ребенка по форме: 1) число, 2) номер занятия, 3) имя, 4) возраст, 5) тема (задание), 6) название, 7) способ рисования, 8) материалы). Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — освоить возможности гуашевых красок. Материалы: краски гуашь (12 цв.), кисти, палитра, баночки с водой, бумага АЗ. Арт-терапевт Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома. Дети (Показывают, говорят название, обсуждают). Арт-терапевт (Примерные вопросы). Дети, что эго у пас в коробочках? Как называются эти краски? Любите рисовать красками? А гуашь какая? Назовите ее свойства. Дети (Отвечают по очереди). Арт-терапевт Ваша задача — закрасить красками весь лист, не оставляя пустого места. Попробуйте порисовать гуашью по краске, которая высохла. Смешивайте разные цвета. Что получается? Дети (Рисуют). Арт-терапевт Что получилось? (Показывает работы, спрашивает название, задает вопросы). Понравилось рисовать гуашью? (Подписывает рисунки). Арт-терапевт Домашнее задание: нарисовать рисунок, какой вы захотите, и принести на следующее занятие. Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии, возможно, видсофиксация). Иллюстрация: рис. 19, стр. 81. 3. Лепка Цель занятия — освоение навыка работы с пластичным материалом. Материалы: соленое тесто, доски, стеки. Арт-терапевт Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома. Дети (Показывают, говорят название, обсуждают). Арт-терапевт (Подписывает рисунки). Арт-терапевт
Дети (Делают. Показывают, что у них получилось, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Задает вопросы, записывает название и все остальные данные о работе, ставит на полку для сушки). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 4. Раскраска теста Цель занятия — создание гармоничного образа скульптуры. Материалы: гуашь (12 цв.), кисть, вода, тампон из губки, лак. Арт-терапевт Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома. Дети (Показывают, говоря т название, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает название, имя и число домашних работ. Достает высохшие скульптуры; показывает опять образцы народной игрушки в технике «гжель», «дымковская» и т. п.) Дети (Раскрашивают гуашью в выбранном стиле или своим собственным способом, покрывают лаком). Арт-терапевт Покажите, что получилось, расскажите о своей работе, назовите сс. (Подписывает работы). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 5. Коллаж Цель занятия — проявление свободного творчества, фантазии. Материалы: цветные кусочки бумаги различной формы, цвета, фактуры в разных коробочках и бумага АЗ, клейстер мучной, кисти. Арт-терапевт Покажите ваши домашние рисунки. Дети (Показывают, обсуждают, задают вопросы). Арт-терапевт (Записывает). В искусстве есть способ создания изображений из кусочков стекла, ткани. Видели такие изображения? Как они называются? (Показывает фотографии мозаики в разном исполнении). А теперь попробуйте сделать сами. Берем лист бумаги, намазываем клеем и приклеиваем цветные кусочки. Можете придумать какое-то изображение. Дети (Намазывают клеем, выбирают кусочки, которые клеят на бумагу). Арт-терапевт Покажите и расскажите, у кого что получилось. (Записывает и подписывает рисунки, как положено). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 6. Смешанная техника Цель занятия — получение дополнительного изобразительного эффекта от использования разных материалов, усвоение. Материалы: (восковые мелки (12 цв.), акварель (12 цв.), бумага, кисть, вода. Арт-терапевт Посмотрим ваши рисунки из дома. Дети (Показывают, обсуждают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, собирает рисунки). Арт-терапевт Возьмите мелки и нарисуйте на бумаге любое изображение, все, что захотите. Дети (Рисуют 5-10 мин). Арт-терапевт А теперь возьмите одну из многих темных красок и закрасьте весь лист полностью. Дети (Закрашивают). Арт-терапевт Покажите и расскажите, что у вас получилось. Дети (Показывают, рассказывают, придумывают название). Арт-терапевт (Записывает и полностью подписывает рисунки. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — совершенствование навыка работы с пластическими материалами. Материалы: пластилин (12 цв.), коврики, стеки. Арт-терапевт (Просмотр и обсуждение домашних рисунков). Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт Создание заготовок в виде шариков, колбасок, полосочек и затем собирание образа из элементов (несколько образов). Это могут быть и животные, и люди, и овощи-фрукты, и мебель. Что вы хотите слепить? Художники делают целые мультфильмы из пластилина. Смотрите передачу «Спокойной ночи, малыши»? Перед началом там поют колыбельную и показывают пластилиновый мультфильм. Кого вы запомнили из него? Дети (Лепят из пластилина одинаковые элементы и собирают из них изображение с помощью арт-терапевта). Арт-терапевт Покажите, что у вас получилось. Какие цвета вы использовали? Какие формы (шарики, палочки)? Дети (Рассказывают каждый о своей работе, дают им названия). Арт-терапевт (Записывает, подписывает по схеме каждую работу, дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии. 8. Акварель Цель занятия — узнать особенности акварели, сравнить сс с другими материалами. Материалы: акварель (12 цветов и больше), бумага АЗ, кисти, вода, палитра. Арт-терапевт Покажите ваши домашние рисунки, расскажите о них. Дети Показывают и рассказывают по рисункам, дают название, отвечают на вопросы. Арт-терапевт Подписывает и собирает работы. Как называется эта краска? Чем акварель отличается от гуаши? Какие изображения получаются акварелью? Показывает работы, сделанные акварелью, и просит детей описать их. А теперь попробуйте сами нарисовать что-нибудь акварелью. Дети Рисуют (10-15 мин). Арт-терапевт Покажите, как у вас получилось. Какие цвета вы использовали? Как называется работа? Дети Показывают свои работы, рассказывают, называют рисунок. Арт-терапевт Записывает, подписывает работы. Дает домашнее задание. Дети Уборка рабочего места. Арт-терапевт Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии. 9. Цветные карандаши Цель занятия — обогащение репертуара изобразительных средств, получение навыка рисования карандашами. Материалы: цветные карандаши (от 12 цв.), бумага А4. Арт-терапевт Покажите ваши домашние рисунки и расскажите о них. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей). Арт-терапевт Нарисуйте свою семью, когда каждый человек в семье чем-то занят. (Дает бумагу, карандаши). Дети (Рисуют). Арт-терапевт Покажите свои рисунки и расскажите о них. Придумайте название. Дети (Рассказывают, показывают). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии, анализирует рисунки семьи). Иллюстрация: рис. 16, стр. 78. 10. Свободное рисование любым способом Цель занятие — творчество с расслаблением для выплескивания эмоций. Материалы: гуашь (12 цв.), бумага АЗ, ведро с водой, тряпка для рук, кисти, палитра, губка. А рт-терапевт Покажите ваши домашние работы, расскажите о них. Дети Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей. Арт-терапевт А теперь на листе бумаги нарисуйте кистью, пальцами, губкой, пальчиками все, что вы захотите, своими любимыми красками. Дети Рисуют. А рт-терапевт Уберите за собой, помойте руки. Дети Делают с помощью арт-терапевта. Арт-терапевт Расскажите, что у вас получилось? Какие краски вы брали? Назовите свой рисунок. Дети Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название рисунка. Арт-терапевт Записывает, подписывает работу. Дает домашнее задание. Дети Уборка рабочего места. Арт-терапевт Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии. Отчетная выставка для родителей проводится по окончании К) занятий (2,5 месяца): обсуждение работ каждого ребенка, просмотр всех домашних и студийных работ, оформление работ в альбом или книжку. Родители и арт-терапевт намечают пути дальнейшего развития каждого ребенка. 11. Что тебя радует? Цель занятия — выражать эмоции через рисунок, делиться чувствами. Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага разных форматов: А5, А4, АЗ. А рт-терапевт Покажите свои домашние рисунки, расскажите о них. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы и называют работу). Арт-терапевт (Записывает, собирает работы). Арт-терапевт (Предварительная беседа, примерные вопросы продумать). Нарисуйте то, что приносит вам радость. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт (Покажите свои рисунки, расскажите о них, придумайте название). Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название). Арт-терапевт (Записывает название, подписывает рисунок, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 12, стр. 74. 12. Что вам не нравится больше всего? Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения, узнавание чувств, их называние. Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ. Арт-терапевт Покажите свои домашние работы и расскажите о них. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей). Арт-терапевт (Записывает и собирает работы). Арт-терапевт (Предварительная беседа, примерные вопросы). Нарисуй те то, что вам не нравится больше всего; выберите материал, бумагу. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок. Дети (По очереди показывают, рассказывают, говорят название). Арт-терапевт (Записывает, подписывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения, узнавание чувств, их называние. Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ. Арт-терапевт Покажите свои домашние работы и расскажите о них. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей). Арт-терапевт Записывает и собирает работы. Арт-терапевт (Предварительная беседа, примерные вопросы). Нарисуйте то, что вы любите делать больше всего; выберите материал, бумагу. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок. Дети (По очереди показывают, рассказывают, говорят название). Арт-терапевт (Записывает, подписывает. Даст домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения; узнавание чувств, их называние, выплескивание эмоций. Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ. Арт-терапевт Покажите свои домашние работы и расскажите о них. Дети Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей. Арт-терапевт Записывает и собирает работы. Арт-терапевт (Предварительная беседа, примерные вопросы). Бывает, у какого-то мальчика или девочки появляется чувство страха. Как он это узнает? А видели вы испуганного человека? Как вы узнали о том, что человек испуган? А сами испытывали чувство страха? Нарисуйте свой страх и сочините страшилку. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок, расскажите свою историю. Как избавиться от неприятного чувства: с помощью рисунка? Дети (По очереди показывают, рассказывают, говорят название). Арт-терстевт Как выразить злость? Можно порвать ненужную бумагу, потопать, похлопать, покричать. Попробуем. Стало легче? (Записывает, подписывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — выражение чувства любви посредством рисунка. Материалы: краски гуашь (от 12 цв.). бумага АЗ, вода, кисти. Арт-терапевт Покажите свои домашние рисунки и расскажите о них. Дети (Показывают, отвечают на вопросы, рассказывают). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, собирает). Арт-терапевт (Предварительная беседа, вопросы примерные). Каждый из нас имеет близких любимых людей, семью. Нарисуйте самого близкого и любимого человека для вас. Дети (Рисуют 15-20 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, расскажите о них. Что вы чувствуете? Придумайте название своему рисунку. Дети По очереди показывают свои рисунки и рассказывают о них, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Арт-терапевт Записывает, подписывает рисунки, собирает. Дает домашнее задание. Дети Уборка рабочего места. Арт-терапевт Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии. Иллюстрация: рис. 11, стр. 73. 16. Нарисуй грусть, печаль Цель занятия — выражение эмоций изобразительными средствами; учимся говорить о чувствах. Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага А4, АЗ, кисти, вода. Арт-терапевт Расскажите и покажите, что вы нарисовали дома. Дети (Показывают и рассказывают). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, складывает работы). Арт-терапевт (Предварительная беседа. Примерные вопросы). Что такое грусть, знаете, дети? Когда человек грустит? А вам было грустно, печально? Из-за чего? Нарисуйте это чувство. Дети (Рисуют 15-20 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки и расскажите о них; придумайте название. Дети (Показывают, рассказывают, задают вопросы и отвечают на них, называют). Арт-терапевт Записывает, подписывает работы и складывает. Дает домашнее задание. Дети Уборка рабочего места. Арт-терапевт Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии. 17. Нарисуй свою любимую игрушку Цель занятия — выражение эмоций изобразительными средствами; учимся говорить о чувствах. Материалы; гуашь (от 12 цв.), бумага АЗ, кисти, вода. Арт-терапевт Расскажите и покажите, что вы нарисовали дома. Дети (Показывают и рассказывают). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, складывает работы). Арт-терапевт (Предварительная беседа. Примерные вопросы). Нарисуй свою любимую игрушку. Дети (Рисуют 15 20 мин). Арт-терапевт (Покажите свои рисунки и расскажите о них; придумайте название). Дети (Показывают, рассказывают, задают вопросы и отвечают на них, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает работы и складывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 18. Твое любимое или нелюбимое животное Цель занятие — выражение эмоций, отношения изобразительными средствами; обсуждение. Материалы: мелки, краски, бумага А4, АЗ, вода, кисти. А рт-терапевт Покажите ваши домашние рисунки и расскажите о них. Дети (Показывают свои рисунки и рассказывают о них, обсуждают, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, задаст вопросы). Арт-терапевт (Предварительная беседа, примерные вопросы). Какое животное вы любите? Где оно живет? А каких вы не любите, боитесь? Почему? Нарисуйте свое любимое или нелюбимое животное. Дети (Выбирают материалы, бумагу и рисуют животное (10-15 мин)). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, поделитесь своими чувствами, расскажите о животном, назовите свой рисунок. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают и задают вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, собирает их. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 9, стр. 71. 18. Нарисуй героя книги, который тебе нравится Цель занятия — изобразительное выражение положительных чувств и эмоций. Материалы: мелки, краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт (Предварительная беседа о книгах, любимых героях: кто нравится, кто не нравится? Примерные вопросы). Нарисуйте любимого героя из книги. Дети (Рисуют 20 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки; расскажите о своих любимых книжках и героях; назовите свой рисунок. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — обучение выражению эмоций через рисунок и узнавание чувств, обсуждение чувств. Материалы: краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). (Предварительная беседа, примерные вопросы). Что такое обида? Когда дети обижаются? Что они делают в это время? А ты обижался на кого-нибудь? За что? Нарисуйте обиду. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки; расскажите о них; назовите. Дети
Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — выражение эмоций красками и изображением; учиться говорить о чувствах. Материалы: мелки, краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт
Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки. Расскажите о своих друзьях. Назовите свой рисунок. Дети
Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Отчетная выставка для родителей. Формирование папки или альбома с рисунками. Обсуждение достижений каждого ребенка с арт-терапевтом. 21. Рисунок в круге Цель занятия — гармонизация состояния; диагностика. Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисточки тонкие, вода, бумага АЗ, нарисованный круг диаметром 23 см. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Раздает бумагу АЗ с изображенной на ней окружностью диаметром 23 см). Нарисуйте рисунок в круге. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — активизировать творческие способности с помощью музыки. Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, вода, бумага АЗ, детский музыкальный альбом с классической музыкой (диск). Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт
Дети (Рисуют 10 мин). Арт-терапевт. Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Даст домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 23. Рисование по мокрой бумаге «Времена года» Цель занятия — свободное владение краской, смешение цветов. Материалы: гуашь (12 цв.), АЗ, вода, кисть. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт (Смачивает листы бумаги водой и раздает их детям). Нарисуйте на этой бумаге, что захотите. Дети (Рисуют 5-10 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название. Дети (Показывают, рассказывают, называют). А рт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — освоение лепки из соленого теста, изучение народного творчества. Материалы: соленое тесто, дощечки, стеки. А рт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт (Рассказывает о народной игрушке: дымковская, гжель и т. д.; показывает фото игрушек). Кого вы хотели бы слепить из теста? (Раздает кусочки теста, учит делать заготовки и помогает делать из них игрушку). Дети (Работают вместе с терапевтом (20 мин); показывают друг другу свои игрушки). Арт-терапевт (Ставит игрушки сушиться до следующего занятия. Записывает, подписывает рисунки, складывает. Даст домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 23, стр. 85. 25. Раскрашивание игрушек в народном стиле Цель занятия — знакомство с народной игрушкой; освоение орнаментов. Материалы: гуашь (от 12 цв.), тонкая кисточка, вода, тампон из губки. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт (Показывает роспись на народных игрушках по картинкам, раздает фигурки краски с тонкими кисточками, помогает раскрашивать). Дети (Работают вместе с терапевтом, выбирают цвета и фигуры для раскраски). Арт-терапевт Покажите свои работы и расскажите о них. Назовите свои игрушки. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает лепку, ставит. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 23, стр. 85. 26. Автопортрет Цель занятия — изучение лица человека, его формы, строения, цвета. Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага АЗ, кисти, вода. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт (Предварительная беседа о лице человека. Примерные вопросы). Как устроен человек? Назовите части тела. Посмотрите в зеркало. Какие части лица вы видите? Назовите. Посмотрите па себя в зеркало и нарисуйте автопортрет. Дети (Рисуют 15-20 мин). Арт-терапевт Покажите ваши рисунки и расскажите о них. Расскажите о себе. Назовите рисунок. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает рисунки, ставит. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 13, стр. 75. 27. Рисунок на ватмане Цель занятия — общение невербальное в группе, взаимодействие с помощью рисунка. Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага А1, вода, кисти). Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания. Расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Кладет ватман на два сдвинутых стола. Вокруг него располагаются дети с красками, кистями). Дети (Каждый ребенок по сигналу начинает свой рисунок. Через 3 минуты дети передвигаются по часовой стрелке и продолжают рисовать рисунок соседа до тех пор, пока не окажутся перед своим рисунком. Рисуют 15-20 мин). Арт-терапевт Поправился вам ваш рисунок? Что вы чувствуете? Что понравилось? Что не понравилось? Как назовете ваш общий рисунок? Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 28. Нарисовать ковер из осенних листьев Цель задания — включение воображения, памяти и освоение пространства листа. Материалы: гуашь (от 12 цв.), АЗ, вода, кисти. А рт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажи те о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт
Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите о рисунке, назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 21, стр. 83. 29. Рисование вдвоем Цель занятия — попробовать взаимодействовать с другим человеком без слов с помощью рисунка. Материалы: гуашь (от 12 цв.), вода, палитра пластиковая, бумага АЗ. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Арт-терапевт Как мы с вами разговариваем друг с другом? Правильно, с помощью слов. А какие еще вы знаете способы передать свои мысли или чувства? Звуки, мимика, движения руками, цвет? Сегодня мы попробуем с вами такой способ общения. Вы садитесь попарно около листа бумаги и разговариваете друг с другом молча, с помощью красок и линий на общем листе бумаги. Присаживайтесь. Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите о вашей работе (по двое). Назовите рисунок. Понравилось? Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — освоение новой техники рисования и работы с цветом. Материалы: гуашь (от 12 цв.), вода, кисти, кусочек стекла (пластика), бумага АЗ. Арт-терапевт Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Откройте все баночки краски. Посмотрите, какой цвет вам нравится больше всего, наберите его на кисточку и капните на стекло. Выберите еще несколько цветов. Переверните стекло и сделайте отпечаток на бумаге. Посмотрите на него и дорисуйте. На что получилось похоже? Дети (Рисуют 10-15 мин). Арт-терапевт Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите историю про ваш рисунок, назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Отчетная выставка. Обсуждение с родителями и воспитателями. Создание альбомов или папок с рисунками. 31. Нарисуйте все, что захотите Цель занятия — развитие произвольности, творчества, свободы. Материалы: мелки, фломастеры, карандаши, гуашь, акварель, кисти, вода, тампон из губки, бумага А5, А4, АЗ, цветная. Арт-терапевт Выберете любую бумагу и материал и нарисуйте все, что захотите. Дети (Выбирают, рисуют 15-20 мин). Арт-терапевт Покажите свой рисунок и расскажите о нем, назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Иллюстрация: рис. 4, стр. 66. 32. Коллаж «Летний луг» Цель занятия — овладение техникой коллажа; работа с цветом. Материалы: кусочки цветной бумаги, клейстер. Арт-терапевт Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт Видели вы летний луг? Какой он? Какого цвета? Трава? Цветы? Бабочки, жучки? Наклейте нужные цветные кусочки, чтобы весь лист был цветной, как лужок. Дети (Клеят 15-20 мин). Арт-терапевт Покажите и расскажите о своем рисунке. Назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Даст домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). 33. Рисунок человека Цель занятия — изучение человека и его изображение. Материалы: карандаши цветные (от 12 цв.), бумага А4. Арт-терапевт Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт (Собирает рисунки, подписывает). Посмотрите друг на друга внимательно. Как устроен человек? Какие у человека части тела? Назовите. Как выглядит лицо человека? Части лица, перечислите. А теперь нарисуйте человека. Дети (Рисуют 15 20 мин). Арт-терапевт (Покажите и расскажите о своем рисунке, назовите его). Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). А рт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — освоение умения смешивать краски и получать новые оттенки. Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, палитра, вода, бумага АЗ. А рт-терапевт Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт Попробуйте смешать разные краски между собой на палитре и раскрасить полученными цветами ваш лист бумаги. Дети (Делают с помощью арт-терапевта). Арт-терапевт Покажите свой рисунок и расскажите о нем; назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — игровым приемом стимулировать фантазию для интересного образа. Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, вода, бумага АЗ. Арт-терапевт Выберите краску, которая вам нравится. Намажьте ею свою ладошку (помогает) и сделайте отпечаток или несколько па своем листе. Дети (Делают с помощью арт-терапевта). Арт-терапевт Посмотрите, на что похожи эти рисунки? (Помогает дорисовать детской рукой, управляя своей до законченного изображения (на то, что ребенок считает похожим)). Арт-терапевт Покажите и расскажите о своем рисунке, назовите его. Дети (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт
Цель занятия — совместное творчество детей, освоение большого пространства бумаги. Материалы: ватман А1 на всех, гуашь (от 12 цв.), кисть, вода. Арт-терапевт Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите. Дети (Показывают, рассказывают, называют). Арт-терапевт (Предварительная беседа о дружбе. Примерные вопросы). (Ватман кладет на чистый пол или на соединенные столы. Вокруг листа занимают место дети). Найдите себе место на листе бумаги и начните свой рисунок. Когда рисунок закончен, соедините его с рисунками других детей. Дети (Рисуют, потом показывают. Обсуждают, рассказывают о своем и об общем рисунке). Арт-терапевт (Записывает, подписывает, собирает). Дети (Уборка рабочего места). Арт-терапевт (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии). Просмотр и обсуждение годовых работ. |
< Пред | СОДЕРЖАНИЕ | ОРИГИНАЛ | След > |
---|