Необходимые и достаточные условия организации занятий

Выделить помещение с одним большим столом, моющейся поверхностью (можно застилать полиэтиленовой пленкой).

Стены (желательно также легко моющиеся, но необязательно) приспособлены для временного размещения на них экспозиции (булавки, кнопки, скотч и т. п.).

Для детей, на занятия, можно подбирать специальную одежду, чтобы не бояться испачкать ее (или защитные элементы — фартуки, халаты, нарукавники).

Определенный набор мебели и технического оснащения кабинета, а также расходные материалы:

  • - полки (ящики) для хранения рисунков;
  • - аудиосистема для воспроизведения музыки;
  • - качественные инструменты и материалы;
  • - бумага (можно брать любую: использованную с одной стороны, например, разных форматов (А6, А5, А4, АЗ, А2, А1), в том числе и цветную, картон;
  • - гуашь 6 и 12 цветов и больше;
  • - мелки, желательно жирные масляные, оставляющие хороший яркий след на бумаге, 6 и 12 цветов (эти материалы требуют специальных усилий для их поиска и приобретения нужного качества);
  • - пластилин 6 и 12 цветов и больше;
  • - фломастеры 6 и 12 цветов и больше;
  • - цветные карандаши 6 и 12 цветов и больше;
  • - кисти разной толщины и мягкости, валики, небольшие малярные кисти;
  • - стаканчики для воды;
  • - палитры;
  • - дощечки для пластилина и теста;
  • - стеки;
  • - клей ПВА;
  • - мука (для теста, для клейстера);
  • - дырокол;
  • -ленточки для оформления детских работ в виде книжки;
  • - тетради для записей дневника арт-педагога;
  • - коллекция аудиодисков с музыкой, детской и классической;
  • - ведра, тряпки, губки для уборки помещения после занятий;
  • - моющие средства, мыло.

План-график проведения занятий (практики)

9 месяцев еженедельных занятий (36) Продолжительность занятий: 30-40 мин Группа: 5-7 детей

Предлагаемый план-график рассчитан на девятимесячный курс занятий с периодичностью проведения один раз в неделю и предназначен для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в группе под руководством арт-терапевта. Продолжительность одного занятия — в пределах 30-40 мин.

Занятие состоит из четырех основных элементов:

  • 1) просмотр и обсуждение домашних рисунков;
  • 2) беседа, предваряющая задание по рисованию;
  • 3) само изобразительное творчество;
  • 4) обсуждение результатов каждой работы.

Первая часть курса для старших дошкольников от 5 до 7 лет посвящена заданиям, цель которых — повысить уровень владения инструментами и приемами работы с различными изобразительными материалами, познакомиться с новыми и более сложными техниками.

Дальнейшая работа направлена на раскрытие широкого круга тем внешнего и внутреннего мира ребенка, предметного мира, мира природы, человеческого окружения и мира чувств.

Задания, описанные в курсе, использовались для проведения автором занятий с детьми данного возраста. Иллюстрации, приведенные в Приложении, взяты из архива автора.

План расписан поурочно. Для удобства использования план каждого занятия выделен на отдельную страницу. Через каждые 10 занятий запланированы отчетные выставки и обсуждения занятий с родителями и воспитателями детей.

Состоит из трех декад, заканчивающихся просмотрами, оформлением рисунков в альбомы для каждого ребенка индивидуально, общением с родителями и воспитателями.

Каждая декада имеет свою тематику.

Первая декада посвящена повышению уровня владения различными изобразительными материалами и освоения детьми их возможностей, познанию их изобразительных ресурсов и новых техник.

Вторая декада посвящена работе с эмоциями, чувствами, переживаниями, их выражением и обсуждением, сопереживанием. Ситуации реальные и вымышленные: из книг, фильмов, рассказов в группе. Взаимная поддержка и сопереживание. Понимание детьми и взрослыми друг друга.

Третья декада — тематические рисунки. Это темы «Природа», «Растения» и «Животный мир», «Общество», «Культура». Дальнейшее расширение репертуара изобразительного языка, повышение уровня овладения навыками рисования, знакомство с народным творчеством, традициями разных пародов.

Каждое занятие состоит из трех частей: предварительной беседы, рисования и обсуждения результатов.

1. Фломастеры

Цель занятия — максимально раскрыть изобразительное средство.

Материалы: бумага белая АЗ, фломастеры (12 цв.), вода, тампон из губки.

Арт-терапевт

(Примеры начала беседы, вопросов на первом занятии). Дети, вы любите рисовать? А что у пас па столах? Чем мы будем рисовать? Какие цвета вы видите? Хотите порисовать сейчас? Выберите цвет, который вам нравится, и порисуйте на листе бумаги

Дети

(Выбирают фломастер, рисуют что хочется).

Арт-терапевт

Попробуйте создать линии, пятна, размыть влажной губкой. Порисуйте па своем листе всеми цветами, которые есть в наборе.

Посмотрите, на что получилось похоже? Завершите изображение.

Дети

(Рисуют).

Арт-терапевт

(Проходит, смотрит, подсказывает).

Арт-терапевт

(Показывает всем рисунок каждого ребенка, спрашивает автора, как называется его рисунок. Подписывает рисунок каждого ребенка по форме: 1) число, 2) номер занятия, 3) имя, 4) возраст, 5) тема (задание), 6) название, 7) способ рисования, 8) материалы).

Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие.

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии, возможно, видеофиксация).
  • 2. Гуашь

Цель занятия — освоить возможности гуашевых красок.

Материалы: краски гуашь (12 цв.), кисти, палитра, баночки с водой, бумага АЗ.

Арт-терапевт

Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома.

Дети

(Показывают, говорят название, обсуждают).

Арт-терапевт

(Примерные вопросы). Дети, что эго у пас в коробочках? Как называются эти краски? Любите рисовать красками? А гуашь какая? Назовите ее свойства.

Дети

(Отвечают по очереди).

Арт-терапевт

Ваша задача — закрасить красками весь лист, не оставляя пустого места. Попробуйте порисовать гуашью по краске, которая высохла. Смешивайте разные цвета. Что получается?

Дети

(Рисуют).

Арт-терапевт

Что получилось?

(Показывает работы, спрашивает название, задает вопросы).

Понравилось рисовать гуашью?

(Подписывает рисунки).

Арт-терапевт

Домашнее задание: нарисовать рисунок, какой вы захотите, и принести на следующее занятие.

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии, возможно, видсофиксация).

Иллюстрация: рис. 19, стр. 81.

3. Лепка

Цель занятия — освоение навыка работы с пластичным материалом.

Материалы: соленое тесто, доски, стеки.

Арт-терапевт

Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома.

Дети

(Показывают, говорят название, обсуждают).

Арт-терапевт

(Подписывает рисунки).

Арт-терапевт

  • (Примерные вопросы). Любите вы лепить? Из чего? А у нас что вы видите? Да, это тесто. Сегодня мы будем лепить фигурки из теста. Фигурки из теста лепят из заготовок. Сначала тесто хорошо разминают, делают из него шарики, колбаски, пластинки. Что вы хотите слепить?
  • (Показывает фотографии народных глиняных игрушек в разных стилях, называет их. Помогает каждому реализовать задуманное).

Дети

(Делают. Показывают, что у них получилось, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Задает вопросы, записывает название и все остальные данные о работе, ставит на полку для сушки).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие.

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

4. Раскраска теста

Цель занятия — создание гармоничного образа скульптуры.

Материалы: гуашь (12 цв.), кисть, вода, тампон из губки, лак.

Арт-терапевт

Покажите рисунки, которые вы нарисовали дома.

Дети

(Показывают, говоря т название, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает название, имя и число домашних работ. Достает высохшие скульптуры; показывает опять образцы народной игрушки в технике «гжель», «дымковская» и т. п.)

Дети

(Раскрашивают гуашью в выбранном стиле или своим собственным способом, покрывают лаком).

Арт-терапевт

Покажите, что получилось, расскажите о своей работе, назовите сс. (Подписывает работы).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

5. Коллаж

Цель занятия — проявление свободного творчества, фантазии.

Материалы: цветные кусочки бумаги различной формы, цвета, фактуры в разных коробочках и бумага АЗ, клейстер мучной, кисти.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние рисунки.

Дети

(Показывают, обсуждают, задают вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает).

В искусстве есть способ создания изображений из кусочков стекла, ткани. Видели такие изображения? Как они называются?

(Показывает фотографии мозаики в разном исполнении).

А теперь попробуйте сделать сами. Берем лист бумаги, намазываем клеем и приклеиваем цветные кусочки. Можете придумать какое-то изображение.

Дети

(Намазывают клеем, выбирают кусочки, которые клеят на бумагу).

Арт-терапевт

Покажите и расскажите, у кого что получилось.

(Записывает и подписывает рисунки, как положено).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

Домашнее задание: нарисовать рисунок и принести на следующее занятие. (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

6. Смешанная техника

Цель занятия — получение дополнительного изобразительного эффекта от использования разных материалов, усвоение.

Материалы: (восковые мелки (12 цв.), акварель (12 цв.), бумага, кисть, вода.

Арт-терапевт

Посмотрим ваши рисунки из дома.

Дети

(Показывают, обсуждают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, собирает рисунки).

Арт-терапевт

Возьмите мелки и нарисуйте на бумаге любое изображение, все, что захотите.

Дети

(Рисуют 5-10 мин).

Арт-терапевт

А теперь возьмите одну из многих темных красок и закрасьте весь лист полностью.

Дети

(Закрашивают).

Арт-терапевт

Покажите и расскажите, что у вас получилось.

Дети

(Показывают, рассказывают, придумывают название).

Арт-терапевт

(Записывает и полностью подписывает рисунки. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 7. Лепка

Цель занятия — совершенствование навыка работы с пластическими материалами.

Материалы: пластилин (12 цв.), коврики, стеки.

Арт-терапевт

(Просмотр и обсуждение домашних рисунков).

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

Создание заготовок в виде шариков, колбасок, полосочек и затем собирание образа из элементов (несколько образов). Это могут быть и животные, и люди, и овощи-фрукты, и мебель. Что вы хотите слепить? Художники делают целые мультфильмы из пластилина. Смотрите передачу «Спокойной ночи, малыши»? Перед началом там поют колыбельную и показывают пластилиновый мультфильм. Кого вы запомнили из него?

Дети

(Лепят из пластилина одинаковые элементы и собирают из них изображение с помощью арт-терапевта).

Арт-терапевт

Покажите, что у вас получилось. Какие цвета вы использовали? Какие формы (шарики, палочки)?

Дети

(Рассказывают каждый о своей работе, дают им названия).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает по схеме каждую работу, дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии.

8. Акварель

Цель занятия — узнать особенности акварели, сравнить сс с другими материалами.

Материалы: акварель (12 цветов и больше), бумага АЗ, кисти, вода, палитра.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние рисунки, расскажите о них.

Дети

Показывают и рассказывают по рисункам, дают название, отвечают на вопросы.

Арт-терапевт

Подписывает и собирает работы.

Как называется эта краска? Чем акварель отличается от гуаши? Какие изображения получаются акварелью?

Показывает работы, сделанные акварелью, и просит детей описать их.

А теперь попробуйте сами нарисовать что-нибудь акварелью.

Дети

Рисуют (10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите, как у вас получилось. Какие цвета вы использовали? Как называется работа?

Дети

Показывают свои работы, рассказывают, называют рисунок.

Арт-терапевт

Записывает, подписывает работы. Дает домашнее задание.

Дети

Уборка рабочего места.

Арт-терапевт

Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии.

9. Цветные карандаши

Цель занятия — обогащение репертуара изобразительных средств, получение навыка рисования карандашами.

Материалы: цветные карандаши (от 12 цв.), бумага А4.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние рисунки и расскажите о них.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей).

Арт-терапевт

Нарисуйте свою семью, когда каждый человек в семье чем-то занят.

(Дает бумагу, карандаши).

Дети

(Рисуют).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки и расскажите о них. Придумайте название.

Дети

(Рассказывают, показывают).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии, анализирует рисунки семьи).

Иллюстрация: рис. 16, стр. 78.

10. Свободное рисование любым способом

Цель занятие — творчество с расслаблением для выплескивания эмоций.

Материалы: гуашь (12 цв.), бумага АЗ, ведро с водой, тряпка для рук, кисти, палитра, губка.

А рт-терапевт

Покажите ваши домашние работы, расскажите о них.

Дети

Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей.

Арт-терапевт

А теперь на листе бумаги нарисуйте кистью, пальцами, губкой, пальчиками все, что вы захотите, своими любимыми красками.

Дети

Рисуют.

А рт-терапевт

Уберите за собой, помойте руки.

Дети

Делают с помощью арт-терапевта.

Арт-терапевт

Расскажите, что у вас получилось? Какие краски вы брали? Назовите свой рисунок.

Дети

Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название рисунка.

Арт-терапевт

Записывает, подписывает работу. Дает домашнее задание.

Дети

Уборка рабочего места.

Арт-терапевт

Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии.

Отчетная выставка для родителей проводится по окончании К) занятий (2,5 месяца): обсуждение работ каждого ребенка, просмотр всех домашних и студийных работ, оформление работ в альбом или книжку. Родители и арт-терапевт намечают пути дальнейшего развития каждого ребенка.

11. Что тебя радует?

Цель занятия — выражать эмоции через рисунок, делиться чувствами.

Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага разных форматов: А5, А4, АЗ.

А рт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки, расскажите о них.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы и называют работу).

Арт-терапевт

(Записывает, собирает работы).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, примерные вопросы продумать). Нарисуйте то, что приносит вам радость.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

(Покажите свои рисунки, расскажите о них, придумайте название).

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название).

Арт-терапевт

(Записывает название, подписывает рисунок, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 12, стр. 74.

12. Что вам не нравится больше всего?

Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения, узнавание чувств, их называние.

Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние работы и расскажите о них.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей).

Арт-терапевт

(Записывает и собирает работы).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, примерные вопросы). Нарисуй те то, что вам не нравится больше всего; выберите материал, бумагу.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок.

Дети

(По очереди показывают, рассказывают, говорят название).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 13. Твое любимое занятие

Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения, узнавание чувств, их называние.

Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние работы и расскажите о них.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей).

Арт-терапевт

Записывает и собирает работы.

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, примерные вопросы). Нарисуйте то, что вы любите делать больше всего; выберите материал, бумагу.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок.

Дети

(По очереди показывают, рассказывают, говорят название).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает. Даст домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на заня тии).
  • 14. Страшилка

Цель занятия — учиться выражать свои чувства с помощью изображения; узнавание чувств, их называние, выплескивание эмоций.

Материалы: мелки (от 12 цв.), краски (от 12 цв.), кисти, вода, бумага форматов А5, А4, АЗ.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние работы и расскажите о них.

Дети

Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы других детей.

Арт-терапевт

Записывает и собирает работы.

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, примерные вопросы). Бывает, у какого-то мальчика или девочки появляется чувство страха. Как он это узнает? А видели вы испуганного человека? Как вы узнали о том, что человек испуган? А сами испытывали чувство страха? Нарисуйте свой страх и сочините страшилку.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите ваши работы, что вы нарисовали, расскажите, назовите свой рисунок, расскажите свою историю. Как избавиться от неприятного чувства: с помощью рисунка?

Дети

(По очереди показывают, рассказывают, говорят название).

Арт-терстевт

Как выразить злость? Можно порвать ненужную бумагу, потопать, похлопать, покричать. Попробуем. Стало легче?

(Записывает, подписывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 15. Самый любимый человек

Цель занятия — выражение чувства любви посредством рисунка.

Материалы: краски гуашь (от 12 цв.). бумага АЗ, вода, кисти.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки и расскажите о них.

Дети

(Показывают, отвечают на вопросы, рассказывают).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, собирает).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, вопросы примерные). Каждый из нас имеет близких любимых людей, семью. Нарисуйте самого близкого и любимого человека для вас.

Дети

(Рисуют 15-20 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, расскажите о них. Что вы чувствуете? Придумайте название своему рисунку.

Дети

По очереди показывают свои рисунки и рассказывают о них, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Арт-терапевт

Записывает, подписывает рисунки, собирает. Дает домашнее задание.

Дети

Уборка рабочего места.

Арт-терапевт

Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии.

Иллюстрация: рис. 11, стр. 73.

16. Нарисуй грусть, печаль

Цель занятия — выражение эмоций изобразительными средствами; учимся говорить о чувствах.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага А4, АЗ, кисти, вода.

Арт-терапевт

Расскажите и покажите, что вы нарисовали дома.

Дети

(Показывают и рассказывают).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, складывает работы).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа. Примерные вопросы). Что такое грусть, знаете, дети? Когда человек грустит? А вам было грустно, печально? Из-за чего? Нарисуйте это чувство.

Дети

(Рисуют 15-20 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки и расскажите о них; придумайте название.

Дети

(Показывают, рассказывают, задают вопросы и отвечают на них, называют).

Арт-терапевт

Записывает, подписывает работы и складывает. Дает домашнее задание.

Дети

Уборка рабочего места.

Арт-терапевт

Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии.

17. Нарисуй свою любимую игрушку

Цель занятия — выражение эмоций изобразительными средствами; учимся говорить о чувствах.

Материалы; гуашь (от 12 цв.), бумага АЗ, кисти, вода.

Арт-терапевт

Расскажите и покажите, что вы нарисовали дома.

Дети

(Показывают и рассказывают).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, складывает работы).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа. Примерные вопросы). Нарисуй свою любимую игрушку.

Дети

(Рисуют 15 20 мин).

Арт-терапевт

(Покажите свои рисунки и расскажите о них; придумайте название).

Дети

(Показывают, рассказывают, задают вопросы и отвечают на них, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает работы и складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

18. Твое любимое или нелюбимое животное

Цель занятие — выражение эмоций, отношения изобразительными средствами; обсуждение.

Материалы: мелки, краски, бумага А4, АЗ, вода, кисти.

А рт-терапевт

Покажите ваши домашние рисунки и расскажите о них.

Дети

(Показывают свои рисунки и рассказывают о них, обсуждают, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, задаст вопросы).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа, примерные вопросы). Какое животное вы любите? Где оно живет? А каких вы не любите, боитесь? Почему? Нарисуйте свое любимое или нелюбимое животное.

Дети

(Выбирают материалы, бумагу и рисуют животное (10-15 мин)).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, поделитесь своими чувствами, расскажите о животном, назовите свой рисунок.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают и задают вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, собирает их. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 9, стр. 71.

18. Нарисуй героя книги, который тебе нравится

Цель занятия — изобразительное выражение положительных чувств и эмоций.

Материалы: мелки, краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа о книгах, любимых героях: кто нравится, кто не нравится? Примерные вопросы). Нарисуйте любимого героя из книги.

Дети

(Рисуют 20 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки; расскажите о своих любимых книжках и героях; назовите свой рисунок.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 19. Нарисовать обиду

Цель занятия — обучение выражению эмоций через рисунок и узнавание чувств, обсуждение чувств.

Материалы: краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

(Предварительная беседа, примерные вопросы). Что такое обида? Когда дети обижаются? Что они делают в это время? А ты обижался на кого-нибудь? За что? Нарисуйте обиду.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки; расскажите о них; назовите.

Дети

  • (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название). Арт-терапевт
  • (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 20. Нарисовать своего друга или подругу

Цель занятия — выражение эмоций красками и изображением; учиться говорить о чувствах.

Материалы: мелки, краски, бумага АЗ, А4, кисти, вода.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

  • (Записывает, подписывает, собирает).
  • (Предварительная беседа. Примерные вопросы). Любят ли дети дружить? С кем детям нравится дружить, с какими ребятами? А ты с кем-нибудь дружишь? Нарисуйте своего друга или подругу.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки. Расскажите о своих друзьях. Назовите свой рисунок.

Дети

  • (Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, придумывают название). Арт-терапевт
  • (Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Отчетная выставка для родителей.

Формирование папки или альбома с рисунками.

Обсуждение достижений каждого ребенка с арт-терапевтом.

21. Рисунок в круге

Цель занятия — гармонизация состояния; диагностика.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисточки тонкие, вода, бумага АЗ, нарисованный круг диаметром 23 см.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания; расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Раздает бумагу АЗ с изображенной на ней окружностью диаметром 23 см).

Нарисуйте рисунок в круге.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 22. Рисование музыки

Цель занятия — активизировать творческие способности с помощью музыки.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, вода, бумага АЗ, детский музыкальный альбом с классической музыкой (диск).

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

  • (Предварительная беседа. Примерные вопросы). Любите вы музыку? Какая музыка вам нравится? Вы любите петь? Танцевать? Нарисуйте музыку, пока она звучит.
  • (Включает музыку и просит рисовать детей то, что они слышат).

Дети

(Рисуют 10 мин).

Арт-терапевт.

Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, складывает. Даст домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

23. Рисование по мокрой бумаге «Времена года»

Цель занятия — свободное владение краской, смешение цветов.

Материалы: гуашь (12 цв.), АЗ, вода, кисть.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

(Смачивает листы бумаги водой и раздает их детям).

Нарисуйте на этой бумаге, что захотите.

Дети

(Рисуют 5-10 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, расскажите, дайте название.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

А рт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, складывает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 24. Лепка из соленого теста «Народная игрушка»

Цель занятия — освоение лепки из соленого теста, изучение народного творчества.

Материалы: соленое тесто, дощечки, стеки.

А рт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

(Рассказывает о народной игрушке: дымковская, гжель и т. д.; показывает фото игрушек).

Кого вы хотели бы слепить из теста?

(Раздает кусочки теста, учит делать заготовки и помогает делать из них игрушку).

Дети

(Работают вместе с терапевтом (20 мин); показывают друг другу свои игрушки).

Арт-терапевт

(Ставит игрушки сушиться до следующего занятия. Записывает, подписывает рисунки, складывает. Даст домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 23, стр. 85.

25. Раскрашивание игрушек в народном стиле

Цель занятия — знакомство с народной игрушкой; освоение орнаментов.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), тонкая кисточка, вода, тампон из губки.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

(Показывает роспись на народных игрушках по картинкам, раздает фигурки краски с тонкими кисточками, помогает раскрашивать).

Дети

(Работают вместе с терапевтом, выбирают цвета и фигуры для раскраски).

Арт-терапевт

Покажите свои работы и расскажите о них. Назовите свои игрушки.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает лепку, ставит. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 23, стр. 85.

26. Автопортрет

Цель занятия — изучение лица человека, его формы, строения, цвета.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага АЗ, кисти, вода.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа о лице человека. Примерные вопросы). Как устроен человек? Назовите части тела. Посмотрите в зеркало. Какие части лица вы видите? Назовите. Посмотрите па себя в зеркало и нарисуйте автопортрет.

Дети

(Рисуют 15-20 мин).

Арт-терапевт

Покажите ваши рисунки и расскажите о них. Расскажите о себе. Назовите рисунок.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает рисунки, ставит. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 13, стр. 75.

27. Рисунок на ватмане

Цель занятия — общение невербальное в группе, взаимодействие с помощью рисунка.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), бумага А1, вода, кисти).

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания. Расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Кладет ватман на два сдвинутых стола. Вокруг него располагаются дети с красками, кистями).

Дети

(Каждый ребенок по сигналу начинает свой рисунок. Через 3 минуты дети передвигаются по часовой стрелке и продолжают рисовать рисунок соседа до тех пор, пока не окажутся перед своим рисунком. Рисуют 15-20 мин).

Арт-терапевт

Поправился вам ваш рисунок? Что вы чувствуете? Что понравилось? Что не понравилось? Как назовете ваш общий рисунок?

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

28. Нарисовать ковер из осенних листьев

Цель задания — включение воображения, памяти и освоение пространства листа.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), АЗ, вода, кисти.

А рт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажи те о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

  • (Записывает, подписывает, собирает).
  • (Предварительная беседа. Примерные вопросы). Вспомните осень, листопад. Какого цвета бывают листья осенью? А какой формы? Ходили вы когда-нибудь по опавшим листьям? Что вы помните об этом? А теперь нарисуйте ковер из опавших листьев.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите о рисунке, назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 21, стр. 83.

29. Рисование вдвоем

Цель занятия — попробовать взаимодействовать с другим человеком без слов с помощью рисунка.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), вода, палитра пластиковая, бумага АЗ.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Арт-терапевт

Как мы с вами разговариваем друг с другом? Правильно, с помощью слов. А какие еще вы знаете способы передать свои мысли или чувства? Звуки, мимика, движения руками, цвет? Сегодня мы попробуем с вами такой способ общения. Вы садитесь попарно около листа бумаги и разговариваете друг с другом молча, с помощью красок и линий на общем листе бумаги. Присаживайтесь.

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите о вашей работе (по двое). Назовите рисунок. Понравилось?

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 30. Монотипия

Цель занятия — освоение новой техники рисования и работы с цветом.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), вода, кисти, кусочек стекла (пластика), бумага АЗ.

Арт-терапевт

Покажите ваши домашние задания, расскажите о рисунках.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Откройте все баночки краски. Посмотрите, какой цвет вам нравится больше всего, наберите его на кисточку и капните на стекло. Выберите еще несколько цветов. Переверните стекло и сделайте отпечаток на бумаге. Посмотрите на него и дорисуйте. На что получилось похоже?

Дети

(Рисуют 10-15 мин).

Арт-терапевт

Покажите свои рисунки, что получилось. Расскажите историю про ваш рисунок, назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют, отвечают на вопросы).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Отчетная выставка.

Обсуждение с родителями и воспитателями.

Создание альбомов или папок с рисунками.

31. Нарисуйте все, что захотите

Цель занятия — развитие произвольности, творчества, свободы.

Материалы: мелки, фломастеры, карандаши, гуашь, акварель, кисти, вода, тампон из губки, бумага А5, А4, АЗ, цветная.

Арт-терапевт

Выберете любую бумагу и материал и нарисуйте все, что захотите.

Дети

(Выбирают, рисуют 15-20 мин).

Арт-терапевт

Покажите свой рисунок и расскажите о нем, назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Иллюстрация: рис. 4, стр. 66.

32. Коллаж «Летний луг»

Цель занятия — овладение техникой коллажа; работа с цветом.

Материалы: кусочки цветной бумаги, клейстер.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

Видели вы летний луг? Какой он? Какого цвета? Трава? Цветы? Бабочки, жучки? Наклейте нужные цветные кусочки, чтобы весь лист был цветной, как лужок.

Дети

(Клеят 15-20 мин).

Арт-терапевт

Покажите и расскажите о своем рисунке. Назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Даст домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

33. Рисунок человека

Цель занятия — изучение человека и его изображение.

Материалы: карандаши цветные (от 12 цв.), бумага А4.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

(Собирает рисунки, подписывает).

Посмотрите друг на друга внимательно. Как устроен человек? Какие у человека части тела? Назовите. Как выглядит лицо человека? Части лица, перечислите. А теперь нарисуйте человека.

Дети

(Рисуют 15 20 мин).

Арт-терапевт

(Покажите и расскажите о своем рисунке, назовите его).

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

А рт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 34. Смешивание цветов

Цель занятия — освоение умения смешивать краски и получать новые оттенки.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, палитра, вода, бумага АЗ.

А рт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

Попробуйте смешать разные краски между собой на палитре и раскрасить полученными цветами ваш лист бумаги.

Дети

(Делают с помощью арт-терапевта).

Арт-терапевт

Покажите свой рисунок и расскажите о нем; назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает. Дает домашнее задание).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 35. Рисование ладонью

Цель занятия — игровым приемом стимулировать фантазию для интересного образа.

Материалы: гуашь (от 12 цв.), кисти, вода, бумага АЗ.

Арт-терапевт

Выберите краску, которая вам нравится. Намажьте ею свою ладошку (помогает) и сделайте отпечаток или несколько па своем листе.

Дети

(Делают с помощью арт-терапевта).

Арт-терапевт

Посмотрите, на что похожи эти рисунки?

(Помогает дорисовать детской рукой, управляя своей до законченного изображения (на то, что ребенок считает похожим)).

Арт-терапевт

Покажите и расскажите о своем рисунке, назовите его.

Дети

(Показывают, рассказывают, отвечают на вопросы, называют).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

  • (Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).
  • 36. Групповой рисунок

Цель занятия — совместное творчество детей, освоение большого пространства бумаги.

Материалы: ватман А1 на всех, гуашь (от 12 цв.), кисть, вода.

Арт-терапевт

Покажите свои домашние рисунки. Расскажите о них, назовите.

Дети

(Показывают, рассказывают, называют).

Арт-терапевт

(Предварительная беседа о дружбе. Примерные вопросы). (Ватман кладет на чистый пол или на соединенные столы. Вокруг листа занимают место дети).

Найдите себе место на листе бумаги и начните свой рисунок. Когда рисунок закончен, соедините его с рисунками других детей.

Дети

(Рисуют, потом показывают. Обсуждают, рассказывают о своем и об общем рисунке).

Арт-терапевт

(Записывает, подписывает, собирает).

Дети

(Уборка рабочего места).

Арт-терапевт

(Записывает свои наблюдения, высказывания детей, интересные случаи на занятии).

Просмотр и обсуждение годовых работ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >