Образец дневника арт-педагога

Дневник

ведения занятий по арт-терапии (возраст: 5-7 лет)

  • (№ занятия, число, тема)
  • (инструменты, материалы, продолжительность, ведущий)

№ пп

Фамилия, имя

Часть А (слова, эмоции, действия)

Часть Б (слова, эмоции, действия)

Часть В (слова, эмоции, действия)

Примечание

(название)

1.

Артемьев

Антон

2.

Иванова

Катя

3.

Дугина

Лена

4.

Захаров

Андрей

5.

Котов Петр

№ пи

Фамилия, имя

Часть А (слова, эмоции, действия)

Часть Б (слова, эмоции, действия)

Часть В (слова, эмоции, действия)

Примечание

(название)

6.

Павлова

Оля

7.

Сараев

Иван

Каждый рисунок имеет стандартную форму подписи: 1) номер занятия, 2) число, 3) имя, 4) возраст, 5) тема (задание), 6) название, 7) способ рисования, 8) материалы.

Ведущий_____________________________________

Психологический анализ рисунков детей старшего дошкольного возраста

В Приложении размещены рисунки детей от 5 до 7 лет. По сравнению с рисунками детей более младшего возраста (2-4 года), мы наблюдаем более осмысленные тематические рисунки, чаще встречается изображение конкретных персонажей — людей и животных, а также строения, машины (поезда), изображение природных пейзажей, растений. Раскраски более точные и аккуратные. В изображении человека появляются не только голова и ноги, но и туловище, руки, подробнее изображается лицо человека. Изображением заполняется весь лист до краев. Присутствует больше мелких деталей, разнообразнее цвета, точнее линии. Все это связано с психологическим созреванием ребенка, развитием речи, мышления, мелкой моторики. Ребенок старшего дошкольного возраста способен выполнить более сложные задания, например, иллюстрацию к стихотворению, рисунок по теме «Золотая осень».

Причем речь идет не об особых способностях к художественному творчеству, а о самых обычных детях, просто с детства занимающихся арт-терапией. По рисунку можно увидеть эмоциональное отношение ребенка к изображаемому объекту. Рис. 11 «Дед» на стр. 73: ребенок даже написал название с любовью два раза, старательно изобразил тельняшку, добрые глаза, волосы и бороду. Рис. 3 «Мама» на стр. 65: зеленые глаза, улыбающийся рот, яркие краски рисунка говорят сами за себя и вызывают положительные эмоции.

Рис. 9 «Кошки и мышки» на стр. 71: изображение множества маленьких мышей вокруг одной красной кошки простым карандашом, но в рисунке чув-ствуется в движение, динамика (красная активная кошка в противовес серым мелким мышкам), но уравновешивает композицию большое количество мелких деталей в изображении мышей.

В раскрасках и рисунках используется 7-10 оттенков цветов, в отличие от детей более младшего возраста.

Дети, занимавшиеся арт-терапией с раннего возраста, лучше выстраивают композицию, заполняют рисунком все пространство листа, от более грубых форм и линий переходят к более тонким и детальным изображениям. Рис. 24 на стр. 86 (иллюстрация к стихотворению): тонкие кисточки, поэтическая атмосфера рисунка сродни самим стихотворным строчкам С. Городецкого, атмосфере весенней нежности, тихой радости, молчаливого наблюдения за пробуждением природы в мельчайших проявлениях от корешков (не видимых равно душному глазу) до острых зеленых листочков и первого синего цветочка. Так постепенно растет мастерство и желание передавать красоту окружающего мира в своем рисунке.

Еще одно изображение природы — это «Золотая осень» (рис. 7, стр. 69). Ствол дерева и листья изображены праздничной золотой краской, и в лаконичном рисунке, где всего два дерева, черные тучки, моросящий дождик, передана праздничная атмосфера этого времени года.

Рис. 15 «Осень» на стр. 77 передает круговерть осени — и листья, и качающиеся деревья, и прыгающие облака, и разноцветные листья скупыми пятнами, и летящий дождь. Скупые изобразительные средства и море ассоциаций — вот в чем ценность детского творчества и почему все дети талантливы.

Ребенок старшего дошкольного возраста учится активнее смешивать краски, получает новые оттенки в изображении. Если малыши в основном используют несколько локальных цветов, то старшие уже получают большее количество опенков. У старших дошкольников возрастает трудолюбие, способность удерживать внимание, и за счет этого удлиняется время, в которое дети способны заниматься одним делом, рисунком, например.

У детей получается изобразить динамику движения. Рис. 8 «Поезд» на стр. 70: ощущается стук колес на стыках неровной дороги.

И совсем не так, как взрослые, видят иллюстрация к стихотворению

А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый...». Рис. 20 на стр. 82: и дуб нс один, а два, и кот ученый между дубов, такой же золотой, как и цепь, и море посредине.

Фигурки из соленого теста могут и сами высохнуть в комнате, а можно подсушить их в духовке, чтобы потом раскрасить, как на рис. 23 «Птичка», с. 85. Можно дать волю интуиции детей, а можно и рассказать, и показать народные глиняные игрушки для пробуждения детской фантазии по примеру народных традиций — и так и так будет результат интересный, потому что копировать чужое маленькие дети неспособны, у них все равно получится по-своему, интересно.

Изображения людей на рис. 10 «Семья», стр. 72. Как видим, это уже нс головоноги, радостные выражения лиц также хорошо читаются. Активный красный цвет придает деловую энергию изображению.

Каждый год жизни ребенка добавляет ему возможностей, опыта, знаний, мышления, видения и интереса к жизни уже с нового, более высокого уровня развития мышления и осознавания. Такое внимательное и чуткое отношение к детскому творчеству позволяет стимулировать ребенка на новые открытия в себе и радость творчества, разделенного с ним другими людьми.

Интерес к внутреннему миру человека проявляется в изображении лица близкого человека. Рис. 13 «Мама», стр. 75: волосы золотой краской, глаза и рот — главные части лица, говорящие ребенку о многом. В книге «Как на самом деле любить детей» Д. Кемпбэлл приводит четыре признака того, как дети чувствуют родительскую любовь, и первый из этих признаков — контакт глаз. Доброжелательный, любящий взгляд мамы, чтобы ни случилось с ребенком, — это главная подпитка любовью и стимул для любого его развития и всех достижений, от интеллекта до любого вида творческой деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >