Модернизация в вузовском образовании: проблемы и перспективы

Реализация государственной политики в области модернизации экономики и запросы нового информационного общества поставили перед сферой российского высшего образования ряд задач, требующих принятия взвешенных и продуманных решений в максимально короткие сроки. Прежде всего, на современном этапе важно сформировать новые механизмы подготовки кадров и обеспечить адаптацию всей системы профессионального образования к современным мировым тенденциям. Так, специалисты уверены, что от уровня профессиональной подготовки выпускников во многом будет зависеть облик России в будущем.

В современных постоянно обновляющихся мировых экономических и социальных условиях концептуально изменилась логика образования в целом: от передачи в процессе обучения готовых знаний постепенно переходят к формированию базовых компетенций, таких как способность, учиться, самостоятельно размышлять, принимать решения в условиях неопределенности, осуществлять менеджмент всех процессов.

Эффективно обеспечить такую трансформацию может лишь целостная система профессионального образования, использующая современные образовательные и информационные технологии, способная адаптироваться к происходящим в обществе изменениям и учитывающая потребности всех заинтересованных сторон: студентов и их семей, образовательных учреждений, работодателей, государства.

Для эффективной и при этом максимально «безболезненной» модернизации российской системы образования сформулированы ее ключевые направления развития, в положениях Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, которые включают: внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории; повышение качества общего и профессионального образования; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса; интеграцию современной науки и образования как фактора сохранения и подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, проведении научных исследований в высших учебных заведениях; создание эффективной инновационной системы, обес-печивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с бизнес средой; совершенствование экономических механизмов в сфере образования посредством внедрения новых моделей финансирования образовательных учреждений и реализации комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования.

Для реализации указанных направлений развития как считают специалисты, необходим переход от реактивного управления системой образования, предполагающего реагирование на уже сложившуюся ситуацию, к проактивному, или упреждающему, управлению, подразумевающему прогнозирование различных сценариев развития событий и выработку соответствующих стратегий.

Таким образом, возвращаясь к необходимости модернизации системы российского профессионального образования, отметим, что эффективность данного процесса напрямую зависит от успешности внедрения новых механизмов управления и бюджетирования. Прозрачность, завершенность и эффективность процедур, полнота ин-формации при распределении средств налогоплательщиков на реализацию социально значимых проектов в сфере образования - это не только показатели качественного уровня государственного управления, но и реальная основа укрепления доверия населения в отношении государственной политики в сфере образования.

Прежде чем говорить о модернизации, необходимо осмыслить не российскую, а глобальную ситуацию, осознать, что институциональная модель университета прошлых веков «несколько» устарела, определить, какая новая модель может удовлетворить потребности общества знания, как трансформировалась цель образования, суть которой, из трансляции знаний переросла в развитие навыка их генерации, и осуществить преобразование университетов, обладающих необходимым потенциалом, в соответствии с этой моделью, а остальные университеты согласно олигополистической концепции развития рынка последуют за лидерами. Описанная задача гораздо сложнее, чем финансирование материально-технической базы университета. Однако без понимания этих процессов эффект от разнонаправленных преобразований в российском образовании будет крайне незначительным.

С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, пора перестать говорить о глобализации как о процессе, это текущая реальность, в которой живет Россия и мир в целом. Стремительная технологическая глобализация, касающаяся всего человечества, становится причиной сдвигов не только в области образования, но и в других отраслях социальной и экономической жизни. Современное российское вузовское образование имеет ряд причин, затрудняющих его развитие, среди которых нехватка преподавательских кадров и, вместе с тем, отсутствие образовательных программ по предпринимательству.

Так, Кузьминов Я.И., ректор НИУ ВШЭ убежден, что вузам нужен максимально свободный прием, но очень жесткие требования, когда надо планировать то, что вуз требует от студента учиться, тем более с учетом того, что в настоящее время 50% населения учится в высшем образовании на бюджетной основе и как, налогоплательщики, общество может требовать, чтобы студенты учились. Как только вузы и само государство начнут требовать от студентов учиться - тогда студенты начнут требовать у профессоров модернизационных реформ высшего образования и, тогда реформа высшего образования осуществится.

Как ни странно, сами студенты считают, что сдавать экзамены нужно чаще и проходить они должны в более строгой обстановке. Так, по данным всероссийского интернет-опроса, который провел в декабре 2011года портал для молодых специалистов Career.ru. более трех четвертей (78%) студентов считают, что привычные формы оценивания знаний в вузах должны хотя бы частично измениться. Всего в опросе приняло участие 1900 респондентов. В числе причин, в силу которых нынешнюю систему проверки знаний надо менять, студенты отмечают, что имеющаяся форма устарела (30%) и просто недостаточно хороша (43%). Самые популярные изменения, которые предлагали внести опрошенные, состояли в предложении добавить промежуточную аттестацию (33%) и приглашать независимых экспертов для оценки знаний по итогам семестра (33%).

Однако скоро далеко не все желающие смогут получить полноценное высшее образование: с 1 сентября 2011 года пятилетние программы подготовки специалистов (за исключением нескольких направлений) заменены на принятую в Европе двухступенчатую программу обучения (так называемая

Болонская система), включающую бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). В частности на юридические специальности во всех вузах в новом 2011-2012 учебном году делали набор только на бакалавриат. А вот удастся ли учебным заведениям получить лицензию на магистратуру остается открытым вопросом, и как считают эксперты, шансов практически нет у непрофильных вузов. Лицензионные требования для магистратур очень жесткие: должно быть не менее шести профильных кафедр, не менее 70% преподавателей должны быть в штате, а не совместителями. Из этих штатных преподавателей 80% должны иметь ученую степень, из них половина - докторскую, а подобным требованиям отвечает далеко не каждый вуз.

В то же время, несмотря на оптимистичные заявления, что «бакалавр - это тоже высшее образование», общество пока не воспринимает их как полноценных специалистов: в России, где традиционно высшее образование подразумевает пять-шесть лет, окончивших четырехлетний бакалавриат считают «недоучками», а работодатель продолжает плохо понимать, кто такие бакалавры.

С другой стороны в России имеет место крайне слабая система обучения по профессиональным и прикладным квалификациям. В то время как уже больше десяти лет работодатели заявляют о серьезном дефиците такого рода квалифицированных исполнителей, система образования никак не может отреагировать на этот спрос. Причина, возможно, заключается в том, что искажена структура предложений образовательных программ из-за инерции в бюджетном секторе. В то время как, структура предложений искажена ажиотажным спросом платных программ, когда 55 % выпускников являются студентами юридических и экономических специальностей.

Еще одной проблемой является полный разрыв вузов с инновационной системой вследствие недофинансирования науки, при этом предполагается окончательный распад национальной инновационной системы, унаследованной от СССР, а вузовская система недостаточно зрелая для того, чтобы ее заместить.

Говоря о перспективах на ближайшие 10 лет, отметим, что, вступив в ВТО, в России появляется новый фактор девальвации высшего образования, что может привести к неожиданным социальным последствиям. Помимо этого, Россия столкнется с миграционным притоком работников средней квалификации на места отсутствующих российских работников, что приведет к еще более сильному снижению качества образования.

Другой проблемой в отставании российского высшего образования в мировом масштабе, его неконкурентоспособности, не способности нормально развиваться является низкая заработная плата преподавателей вузов, ее недофинансирование. В конце 2011 года премьер министр РФ В.В. Путин принял ряд решений касающихся увеличения зарплаты работников высших учебных заведений, выступив с инициативой, решения вопроса по оплате преподавателям вузов 2-2,5 средней зарплаты по своему региону. Подсчеты показывают, что на решение этой проблемы потребуется от 1 до 1,5% ВВП, что касается системы бюджетного финансирования российского среднего и высшего профессионального образования, то на сегодняшний день оно составляет 0,85% ВВП и является самым низким финансированием любой из сопоставимых развитых стран.

По мнению работодателей, например, Н.Л. Ионовой, вице-президента по персоналу Евраз-Холдинг в процессе реформирования высшего образования, его модернизации необходимо сохранить качество и дисциплину, высокую требовательность, которые были характерны для советской системы образования, а с другой стороны - развить креативность, позволить преподавателям, студентам выходить за установленные учебным процессом образовательные рамки. Кроме того, по мнению Н. Л. Ионовой, в университетах хотелось бы видеть больше приглашенных зарубежных профессоров, которые знают и могут рассказать о новых технологиях, о новой технике.

Бизнес, как показывают многочисленные опросы и высказывания известных предпринимателей, пока не готов вкладывать деньги в ту материальную базу, которая сейчас существует в вузах. Кроме того, необходимо обновление ЕТКС (Единого тарифно-квалификационного справочника), создание новой системы сертификации, создание независимых образовательных программ, с независимой оценкой, так как сейчас и разработка, и преподавание, и оценка проводится в вузах. В то время как отмечают эксперты, появление новых специальностей является полем для взаимодействия вузов и корпораций.

Любое образование само по себе является для тех, кто его предлагает и для тех, кто его потребляет новым и творческим процессом. В образовательном процессе проигрывает человек, который просто воспроизводит, заучивает что-то: будь этот человек преподавателем, который читает по старым конспектам или студент, который занимается ради того, чтобы сдать зачет и экзамен. Можно утверждать, что хорошее образование - оно всегда новое. В этом отношении новое образование» - это просто настоящее образование. Образование - это глубоко креативный процесс, глубоко творческий процесс. Новое образование - это не просто улавливание тех потребностей, которые, может быть, сформируются в обществе. Образование должно формировать эти потребности. А формировать оно их может, только если человек действительно развивает свои творческие способности, когда студент, не просто отбывает занятия для того, чтобы ему выдали какой-либо документ. Основатель проекта «Метавер» Д. Песков видит образование будущего как образование без стен, учебного плана и расписаний. Он пропагандист концепции тьюторов в образовании и уверен, что с повышением скорости потребления знаний обучающимся потребуется консультант, а фокус учебного процесса сместится на механизмы выбора образовательного продукта, образовательной траектории, когда фигурой не менее значимой, чем учитель, станет тот, кто расскажет, где его найти и на какие курсы записаться.

Подводя итог, отметим, что текущие реформы, как уже осуществленные, так и находящиеся в проекте, направленные на модернизацию системы российского высшего образования заключаются в расширении перспектив межвузовского взаимодействия, поощрении исследований и разработок, предоставлении студентам и преподавательскому составу возможности проявить себя, развивая Россию как современную постиндустриальную страну.

Горелова Г. В.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >