Квалиметрия преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Концепция модернизации российского образования [1] предполагает решение главной задачи российской образовательной политики - обеспечение и управление современным качеством образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Управление качеством высшего образования вообще и физкультурного образования в частности невозможно осуществить без соответствующей квалиметрии образования и образовательных услуг. Зачастую только реализация и анализ результатов квалиметрии обеспечивают решение программ научного, научно-методического, материально-технического и информационного обеспечения развития и функционирования системы образования, её соответствие Международной системе ISO - International Standard Organization (MC ИСО 9000:2000).

Обычно квалиметрия (измерение качества) образования проводится в ходе аттестации образовательных учреждений, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании». Основой для неё является «Методика внешней экспертизы при аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образовании (высших учебных заведений) и их филиалов», утвержденная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России 20 декабря 2001 г. (сейчас - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ).

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ВПО) физическая культура как учебная дисциплина является федеральным компо нентом основной образовательной программы подготовки специалистов в цикле ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и представляется к итоговой государственной аттестации.

Вместе с тем, физическая культура, неся в себе часть такого общего понятия как культура человека, подразумевающего воспитанность выпускника (манера поведения, его активность, хорошее здоровье, физическую и нравственную подготовленность к профессии и т.д.), несомненно, должна быть отнесена к специфичному объекту образования. Вследствие чего она должна иметь особые показатели, а также чаще и, главное, объективней быть подверженной контролю и оценке.

Исходя, и следуя этим положениям, в статье рассматриваются пути внедрения квалиметрии и управления качеством непосредственно в текущий (а не этапный) образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» в интересах обеспечения продуктивной физической культуры каждого выпускника-специалиста.

В настоящее время такие важнейшие социально-экономические категории, как эффективность производственной деятельности специалиста, производительность труда, его физическое здоровье, работоспособность и др., все в большей степени связываются с качеством выпускаемой продукции учреждения В ПО. Качество становится не просто объектом изучения и рассмотрения, но и объектом планирования и управления, оно становится также объектом измерения и оценки.

Суть определения качества при квалиметрии в физкультурном, как и в других видах образования студентов ВПО, состоит в следующем:

  • - для каждого выпускника учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах, нормативах;
  • - выбирается эталон качества, например, модель сотрудника таможенных органов, которая должна обладать определенными физическими, психофизическими и морально-нравственными качествами;
  • - достигнутое качество (выпускник) сопоставляется с эталоном.

Следовательно, качество необходимо измерить и представить его уровень то ли числом, то ли другой характеристикой, а чтобы определить уровень качества продукции требуется достаточно объективная система показателей и действенная система метрологического обеспечения.

Сама система МС ИСО, система менеджмента качества в вузах имеют четко разработанные правила, этапы разработки и внедрения, перечень и виды документирования. Но в вопросах и документах, устанавливающих требования к качеству выпускаемой продукции, услуге (для нас - физкультурное образование), остается полный выбор. Такими требованиями выступают критерии качества образования и образовательной деятельности в сфере физической культуры. Они должны быть согласованными с действительностью, с возможностями «поставщика» и требованиями «потребителя» образования и образовательных услуг, удовлетворять положениям государственного образовательного стандарта.

Показатели качества физкультурного образования в ВПО на сегодняшний момент вроде бы и есть, но все ли они, и в полной ли мере удовлетворяют выше сформулированным требованиям? Так, при оценке качества физической подготовленности студента считается достаточным выполнение им нормативов по тому или другому виду физических упражнений. А как оценить качество физкультурного образования и воспитания, позицию выпускника к здоровью, активному образу жизни и другие составляющие физической культуры? Да и сами нормативы порой не выдерживают критики, не увязываются с физиологией, индивидуальными особенностями молодого человека, особенно с учетом его будущей профессии.

Таким образом, выбор и обоснование показателей качества, удовлетворяющих выше сформулированным требованиям, становится одним из основных этапов (путей) подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов.

Когда будут разработаны критерии качества, показатели учета и контроля результатов физкультурного образования и обеспечена их интеграция с механизмами управления, то можно будет создать локальную педагогическую систему. В её основу могла бы быть положена модель выпускника, а также положения, содержащие или учитывающие:

  • - региональный компонент, составленный на основе учета климатогеографических и экологических особенностей проживания;
  • - педагогическую технологию формирования устойчивой мотивации к двигательной активности, поддержания и укрепления здоровья, навыки самоконтроля и самооценки достижений, как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности;
  • - многоуровневую программу физкультурного образования, которая позволит педагогу учитывать индивидуальный темп овладения знаниями, умениями и навыками и осуществлять своевременную прямую и обратную связь, коррекцию процесса физического воспитания.

Другой путь (этап) подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов видится в адекватном метрологическом обеспечении квалиметрии.

Как известно основным объектом метрологии являются измерения, средства, виды и методы измерений. Сами измерения различают по различным признакам (видам), например, по способу получения информации (прямые, косвенные, совместные), по характеру изменений измеряемой величины в процессе измерения (статические, динамические), по отношению к основным единицам (абсолютные, относительные) и т.д. При этом одной из главных задач метрологии является - обеспечение единства измерений [2]. Современное определение понятия «единство измерений» - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Эти и другие требования к метрологии и метрологическому обеспечению для квалиметрии - количественной оценке качества, имеют ряд особенностей и, прежде всего, в методах измерений качества «продукции» образования и правилах принятия решения.

Измерение показателей физкультурного образования видимо целесообразно проводить такими методами измерений, как инструментальный, экспертный и комбинированный. А правило принятия решения выработать с учетом «обследуемого пространства»: сплошной или выборочный контроль, причем в последнем случае - обосновано подойти к формированию объема выборки.

Если использование инструментального метода при измерении показателей качества не вызывает больших трудностей у экспериментаторов, например, при измерении антропометрических показателей физического развития человека, его биохимических и энергетико-функциональных параметров при оценке работоспособности и даже при контроле за психическими состояниями, то экспертный и комбинированный методы измерений в оценке качества физкультурного образования требуют особого подхода и остаются предметом исследования.

Третьим из путей подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов в ВПО как раз и должна явиться система обеспечения объективности и точности оценок при использовании всех выше указанных методов измерения качества.

Таким образом, оценка качества, как непременный атрибут системы управления качеством в настоящее время является узловой проблемой всей науки о качестве продукции, а квалиметрия -наука о количественной оценке качества вполне естественно привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов ВПО.

На наш взгляд, разработка проблемы, связанной с управлением качеством физкультурного образования в подготовке специалистов на основе обеспеченной системы квалиметрии, является своевременной и позволит значительно повысить уровень эффективности учебно-воспитательного процесса, коммуникабельности и здоровья занимающихся. А это функции, определяющие качество образования выпускников, за которое «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность» - (ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в редакции 1996 г.).

Мы планируем продолжить начатое исследование применительно к подготовке специалистов таможенного дела.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.
  • 2. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб, для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 232 с.

А. Ф. Фролов, В. А. Литвинов Ростовский государственный строительный университет

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >