Предисловие

Рождающееся в сложнейших глобализационных процессах новое общество знаний преобразует интеллектуальную творческую деятельность в основной и наиболее значимый, наиболее стабильный капитал отдельного человека и страны в целом. В наивысшей степени это касается развития системы образования и науки. Как и каждая система, она должна, прежде всего, обеспечивать самовоспроизводство своих жизненных ресурсов, формировать профессионально подготовленных работников, чьи компетенции позволят сохранить и преумножить накопленный потенциал. 90-е годы XX века, годы кризиса и качественных преобразований всей жизни страны, обозначили угрозу разрыва поколений в науке. Гуманитарной сферы это коснулось не так сильно, как естественно-научной и технической, но и в ней все не так просто. Поэтому, когда молодое поколение проявляет свой исследовательский энтузиазм, свои растущие возможности и стремление на основе продолжения традиций осуществить их дальнейшее развитие, это не может не радовать.

Каждый новый выпуск работ аспирантов и соискателей Кемеровского государственного университета культуры и искусств демонстрирует как преемственность тем, обозначенных сложившимися основными научными направлениями коллектива вуза, так и обновление содержания, определяемое приходом в науку новых когорт молодых исследователей. Ведь новое поколение всегда видит проблемы по-своему. И пятый сборник материалов ежегодной аспирантской конференции университета, в которой принимали участие и практические работники, молодые исследователи других вузов Сибири, в этом отношении достаточно показателен.

В нем видны основные силовые линии уже сложившихся и еще складывающихся в университете научных школ. В ряде текстов явно заметна рука мастера — научного руководителя. Некоторые работы прямо являются результатом сотрудничества преподавателей и научной молодежи. Так и должно быть. И в науке, и в искусстве прежде чем добиться значимых результатов, необходимо пройти путь ученичества. А с другой стороны, мэтры подчас сами хотят увидеть в творчестве своих последователей раскрытие проблем, которые когда-то оказались вне магистральной линии их собственных исследований, но заслуживают внимания в силу своей несомненной значимости и актуальности.

В чем специфика именно данного сборника? На наш взгляд, работы представленных в нем авторов характеризуются двумя полярными тенденциями. С одной стороны - это углубленное теоретизирование, касающееся фундаментальных, экзистенциальных в полном смысле вопросов бытия вообще, бытия культуры в современном мире в особенности. Это академизм в лучшем смысле слова, составляющий везде и всегда подлинную основу науки.

С другой стороны, достаточно отчетливо представлена и иная тенденция. Это стремление войти в поток событий, в практическую деятельность и найти уже сегодня, на данном этапе исследования практическое применение обретенным знаниям и отыскать проектное видение теоретических проблем, применить свой потенциал для совершенствования реальных социокультурных процессов. В том числе, что весьма важно, - в аспектах, связанных с региональным культурным пространством.

Нельзя не признать, что обе тенденции не только имеют право на жизнь, но и продуктивны по своей научной и утилитарной направленности. Особенно, когда авторам удается соединить их в анализе конкретной проблематики, формируя единую логическую линию исследования от теоретических оснований до проектного решения рассматриваемого вопроса. В целом ряде представленных в данном издании работ такие задачи решены вполне успешно.

Концептуальное поле исследований, представленных в сборнике, многообразно и многомерно, что отражает общую картину современной гуманитаристики, основанной на синкретизме методологических подходов и ракурсов видения проблем культурной жизни, на диа- и полило-гизме ранее казавшихся несовместимыми парадигм. Отсюда характерная черта большинства работ - стремление к междисциплинарному, комплексному рассмотрению поставленных теоретических и практических задач, нарушающему подчас формальные жанровые границы в интересах практики и истины.

Это стремление к синтезу различных оснований и аспектов анализа, проведению связей между различными сторонами бытия культуры видно уже в самом названии первого раздела сборника - «Онтология и прагматика социального бытия». Действительно, в этом разделе пред ставлен, например, глубокий историко-философский анализ становления представлений об истине, сочетающийся с понятийным разделением терминов «истина» и «истинное», нетривиальный поиск собственных подходов к этой извечной философской проблеме. С другой стороны, прагматическое начало не менее фундаментально развернуто в статье практического работника сферы культуры, анализирующей на богатом эмпирическом материале конкретные проблемы культурной жизни области. Несомненной оригинальностью и самостоятельностью отличается и историко-культурный анализ непростых взаимоотношений риторики и логики, заканчивающийся выводом, что риторика есть мета-логика, которая гораздо шире и богаче по своему потенциальному и реальному содержанию, чем абстрактные логические формулы.

Работы второго, культурологического, раздела представляют еще более богатый спектр методологических подходов, ракурсов видения проблематики и концептуальных схем. Из работ теоретического плана следует отметить выявление идейных корней и процесса становления герменевтики, а также концепта научно-исследовательской программы в гуманитарных науках, проблемы генезиса современного концептуализма в искусстве, истоки которого обнаруживаются в Средневековье, а также богатый по материалу историко-культурный обзор становления эстетики модернизма в России. Дискуссионный по характеру и сверхактуальный по значимости социокультурный анализ современных элит российского общества привлекает определением противоречий переходной эпохи и формулировкой условий и возможностей решения стоящих перед страной задач. Комплексным по характеру и методологии анализа является исследование взаимовлияний русской религиозной философии начала XX века и музыкального искусства, приводящее автора к выводам о многообразии проявлений русской идеи в жизни данной эпохи. Наконец, богатой эрудицией и серьезным вхождением в проблематику отличается совместное исследование преподавателя и аспиранта, посвященное возникновению и специфике школы «Анналов», как одного из научных направлений, во многом не превзойденного до сих пор по своему значению для гуманитаристски.

Из работ более практического плана, включенных в культурологический раздел сборника, нельзя не отметить изучение культурной политики в регионе на основе контент-анализа средств массовой информации, обобщение шестилетнего опыта включенного наблюдения детской культуры конкретного городского двора, а также попытку применения системного подхода для анализа проблем и противоречий современного этапа развития художественного образования в России.

Раздел третий, освещающий музееведческую проблематику, посвящен, по сути, одной архиважной проблеме - модернизации музейного дела в целом, изменению его облика и функций в современном мире. Реализуя эту задачу, авторы рассматривают новые технологии, связанные с методами арт-терапии, с информатизацией музеев и повышением роли дизайна и связей с общественностью, как необходимые условия популяризации и рациональной организации деятельности музеев, предлагают свои конкретные проекты, ряд из которых уже фактически реализован. Интересен и историко-культурный обзор бытования национального русского костюма в Кемеровской области не только на уровне народной традиции, но и в сценическом его воплощении.

Четвертый раздел сборника освещает вопросы социокультурной деятельности и носит практически ориентированный характер. Поэтому в нем выделяются по зрелости и фундированности рассмотрения вопросов исследования практических работников и, в частности, основанный на богатом эмпирическом материале анализ проблем качества художественного образования в Кемеровской области. В свете активизирующейся борьбы с коррупцией представляет интерес и попытка выявить на уровне долженствования основные черты и нравственные основы образа работника ГИБДД в аспекте формирования корпоративной культуры. Такой же практической направленностью и опорой на реалии культурной жизни Кузбасса отличается исследование формирования социальной компетентности, проведенное в детских домах с использованием социологических методик. Самостоятельностью и критичностью анализа отмечена работа, раскрывающая несовершенство применения педагогических терминов в учебниках и учебных пособиях по социально-культурной деятельности.

Продолжают этот практически ориентированный научный поиск статьи пятого раздела, посвященного библиотечно-информационной деятельности. Тональность разделу задает статья директора областной научной библиотеки В. А. Никулиной, дающая полную картину места и роли библиотеки и современных библиотечных технологий в индустри альном регионе. Все остальные работы являются, по сути, конкретными и во многом уже реализуемыми проектами, направленными на решение актуальных задач совершенствования библиотечной деятельности. Широкий обзор сайтов областных и краевых библиотек Российской Федерации с точки зрения динамики их развития и выполнения необходимой совокупности функций дает достаточно полную картину этой стороны библиотечной деятельности. Такой же обзор, но по другим аспектам представлен в работе, анализирующей методическую продукцию национальных и региональных библиотек за десять лет. Творческий подход и гуманистическое начало развиваются в статье по реализующемуся проекту сайта Кемеровской областной специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Конструктивная и аргументированная критика должностной документации библиотек города в ее соотнесении с моделями современного специалиста с изложением предложений по алгоритмизации формирования профессиональных стандартов, содержащихся в одной из статей раздела, демонстрирует высокий уровень зрелости молодого исследователя.

В целом уровень профессиональной зрелости авторов, представленных в настоящем сборнике, их нарастающая склонность к критическому и, одновременно, конструктивному осмыслению действительности и общепринятых научных идей, их неподдельное стремление продолжать и развивать традиции гуманитарных исследований позволяют, на наш взгляд, сделать вывод о преодолении кризиса поколений в науке. Идет новая волна молодых ученых, способных, несмотря на все социально-экономические проблемы, повышать потенциал российской науки, обеспечить научный задел для решения насущных практических проблем устойчивого развития культурного пространства России.

В добрый путь и успехов на научном поприще!

Марков В. И.,

доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Раздел 1. ОНТОЛОГИЯ И ПРАГМАТИКА

СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

В. Е. Лякин

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >