Внедрение новой системы бюджетирования, ориентированного на конечный результат в сфере культуры Кемеровской области

В современных условиях успешное использование инноваций в сфере культуры требует формирования взвешенной и эффективной инновационной стратегии и тактики. Из Программы Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 годы) следует, что для обеспечения более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества необходимо последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инновационных методов финансирования учреждений культуры.

Современное учреждение культуры должно стать обучающейся организацией, коллектив которой постоянно развивает свои способности путем освоения новых способов деятельности и отказа от устаревших методов, что позволяет ему адаптироваться в постоянно меняющейся среде, реализовать свой потенциал, реально влиять на общественные процессы и повышать авторитет культуры в обществе.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. При этом очевидно, что без коренной перестройки действующей системы бюджетного управления невозможно изменить структуру бюджетных расходов и оптимизировать ее в соответствии со стратегическими приоритетами развития, так как сложившаяся затратная система бюджетного планирования все больше и больше тяготеет к расширенному воспроизводству накопившихся диспропорций и не отвечает текущим потребностям страны в области управления государственными расходами. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), или программно-целевого бюджетирования, меняет в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

В России, несмотря на то, что необходимость внедрения в практику бюджетного планирования элементов программно-целевого метода неоднократно подчеркивалась в основных программных документах страны (первые из них датированы еще 2000 годом), реальные шаги по реализации принципа эффективного расходования государственных средств были предприняты правительством РФ только по прошествии

4 лет, когда было принято Постановление от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», ставшее отправной точкой в регулировании процедуры внедрения БОР.

В общем виде под бюджетированием, ориентированным на результат, понимают такой подход к бюджетному процессу, при котором расходование финансовых ресурсов связывается с ожидаемыми от него общественно-значимыми результатами. В отличие от традиционной системы затратного финансирования, дающей ответ на вопрос «сколько средств нужно потратить?», система БОР позволяет ответить на вопрос «какой общественный результат будет достигнут за счет потраченных средств?». То есть, в первом случае основное внимание уделяется объему затраченных средств, во втором - полученному эффекту от произведенных расходов и предоставленных услуг [1].

Цель новой модели бюджетирования - формирование четко прослеживаемой взаимосвязи между затрачиваемыми финансовыми ресурсами государства и получаемыми результатами. Другими словами, реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации ориентировано на осуществление перехода от финансирования собственно бюджетных учреждений и органов власти к финансированию предоставляемых ими услуг. В конечном счете, по мнению разработчиков реформы, это должно привести к повышению качества бюджетных услуг при одновременной экономии бюджетных средств.

В рамках БОР распорядители бюджетных средств обосновывают объемы и структуру своих расходных потребностей, формулируя:

  • 1) стратегические цели своей деятельности, которые они намереваются достичь с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы и в соответствии с отведенными им функциями;
  • 2) тактические задачи, решение которых позволяет реализовать стратегические цели и которые, в свою очередь, направлены на достижение значимых для общества результатов;
  • 3) внутриведомственные программы, предусматривающие производство услуг определенного качества и объема и обеспечивающие решение конкретных тактических задач [см.: 2, с. 9].

В настоящее время уровень потребностей населения страны в культурных ценностях возрос. Одновременно с этим сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием процессов глобализации. Поэтому в области культуры возник ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства и защита его от низкопробной продукции, обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры и др. Эти проблемы невозможно решить без целенаправленного совершенствования системы социального управления учреждениями культуры и без внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.

В Кемеровской области финансирование мероприятий ориентировано на конечный результат. Для театрально-зрелищных учреждений -это социальный заказ на создание востребованных спектаклей, переход четырех театров и филармонии в автономные учреждения; для библиотек - формирование библиотечных фондов, полнотекстовых электронных ресурсов краеведческого характера, обеспечение техническими и программными средствами и подключение библиотек к сети Интернет, организация обеспечения доступа населения к социально-значимой информации и создание модельных библиотек. Музеи пополнят свои коллекции, увеличат количество выставок, экскурсий. Культурно-досуговые учреждения увеличат количество платных мероприятий. Подготовку кадров для учреждений сферы культуры региона продолжат средние специальные учебные заведения культуры, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В области уже третий год реализуется областная ведомственная целевая программа «Культура», которая нацелена на обеспечение беспрепятственного доступа кузбассовцев к культурным ценностям и культурным услугам широкого диапазона, высокого качества.

В Кузбассе на областном бюджете находятся 31 учреждение культуры и искусства. В число наиболее значимых бюджетных организаций входят: Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница», Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Государственный музыкальный театр им. А. Боброва, Кемеровская областная государственная филармония Кузбасса. Областные учреждения являются методическими центрами для 2332 учреждений культуры.

Важнейшим итогом деятельности учреждений культуры за последние годы является увеличение количества и посещаемости культурных мероприятий, улучшения материально-технической базы учреждений культуры, кадрового состава, экономических показателей деятельности.

Поддержка и динамичное развитие учреждений культуры обеспечивается бюджетным финансированием, размеры которого ежегодно увеличиваются. В 2008 году для реализации ведомственной целевой программы потребовалось фактически из областного бюджета 607,2 млн руб. (что почти в 2 раза больше, чем в 2007 году), в 2007 году из областного бюджета было выделено 324,8 млн руб., получено доходов от платных услуг на сумму 49,9 млн руб. Сумма расходов и доходов в соответствии со стратегическими целями, тактическими задачами и мероприятиями по 2008 год прилагаются в таблицах № 1,2.

Задача бюджета при системе БОР - установление приоритетов расходов, предоставление простора для оперативного управления, создание стимулов для экономии средств. Расходы привязаны к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы «привязываются» к показателям результатов через расчеты их результативности.

Выполнение показателей, характеризующих результаты деятельности областных учреждений культуры и искусства Кемеровской области за 2008 год представлены в таблице № 3. Из таблицы видно, что все показатели экономической эффективности выполнены под бюджетное финансирование, выделенное данным учреждениям.

В результате укрепления материально-технической базы учреждения культуры приобретают все более привлекательный для посетителей облик, как следствие, растет спрос на культурные услуги, успешно выполняется основная задача учреждений культуры - сделать культурную жизнь населения Кузбасса разнообразной и насыщенной.

Департаментом культуры и национальной политики была разработана отраслевая система оплаты труда, которая позволит увеличить заработную плату работникам областных учреждений культуры при выполнении всех основных показателей.

Таким образом, реализация приоритетного регионального национального проекта «Культура» существенно активизировала культурную жизнь Кузбасса, привлекла внимание органов управления всех уровней, общественных структур и бизнеса к проблемам культуры, обозначила развитие отрасли.

Внедрение новой системы бюджетирования дает многогранный социальный эффект и приводит к позитивным изменениям во многих сферах культурной жизни региона. Укрепление материально-технической базы организаций культуры позволяет привести их в соответствие с социальными нормами и нормативами, создает условия для дальнейшего развития и, тем самым, обеспечивает беспрепятственный доступ жителей области к культурным услугам широкого диапазона и высокого качества.

За три года реализации проекта достигнуты результаты, свидетельствующие об эффективности проектного метода решения актуальных государственных задач.

В результате четкого выполнения целей и задач ведомственной целевой программы «Культура» в 2008 году областным департаментом культуры и национальной политики реализованы все намеченные приоритеты и показатели.

Таблица I

Расходы областного бюджета, направленные на выполнение ВЦП «Культура»

Направление расходов в соответствии со стратегической целью, тактическими задачами и мероприятиями

2008 год

Бюджет действующих обязательств, млн руб.

Фактическое исполнение, млн руб.

%

1. Стратегическая цель. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям

125, 8

125

99,4

Тактическая задача 1.1. Сохранение культурного и исторического наследия Кемеровской области

42,3

41,8

98,7

1.1.1. Сохранение и развитие музейного дела

42,3

41,8

98,7

Тактическая задача 1.2. Обеспечение сохранности, пополнения и использования фондов и создание условий для улучшения доступа граждан к информации и знаниям

83,5

83,3

99,8

1.2.1. Сохранение и развитие библиотечного дела

83,5

83,3

99,8

Направление расходов в соответствии со стратегической целью, тактическими задачами и мероприятиями

2008 год

Бюджет действующих обязательств, млн руб.

Фактическое исполнение, млн руб.

%

2. Стратегическая цель. Обеспечение свободы, творчества и прав граждан на участие в культурной жизни

496,7

482,1

97

Тактическая задача 2.1. Сохранение и развитие творческого потенциала

480

465,4

97

2.1.1. Сохранение и развитие театральноконцертной и гастрольной деятельности

292,9

278,7

95,1

2.1.2. Сохранение и развитие традиционных форм народного творчества, организация и проведение культурно-массовых мероприятий

46

45,7

99,3

2.1.3. Обеспечение условий для организации учебного процесса и повышения квалификации кадров культуры

141,1

140,9

99,9

Тактическая задача 2.2. Сохранение и развитие кинематографии

16,7

16,7

100

2.2.1. Сохранение и пополнение фильмофонда

16,7

16,7

100

Всего

622,5

607,2

97,5

Государственное управление сферой культуры

24.3

24.3

100

Таблица 2

Доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, направленные на выполнение ВЦП «Культура»

Направление доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в соответствии со стратегической целью, тактическими задачами и мероприятиями

2008 год

План, млн руб.

Факт, млн руб.

%

1. Стратегическая цель. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям

17,8

17,5

98

Тактическая задача 1.1. Сохранение культурного и исторического наследия Кемеровской области

13

12,7

98

1.1.1. Сохранение и развитие музейного дела

13

12,7

98

Направление доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в соответствии со стратегической целью, тактическими задачами и мероприятиями

2008 год

План, млн руб.

Факт, млн руб.

%

Тактическая задача 1.2. Обеспечение сохранности пополнения и использования фондов и создание условий для улучшения доступа граждан к информации и знаниям

4,8

4,8

100

1.2.1. Сохранение и развитие библиотечного дела

4,8

4,8

100

2. Стратегическая цель. Обеспечение свободы, творчества и прав граждан на участие в культурной жизни

32,7

32,4

99

Тактическая задача 2.1. Сохранение и развитие творческого потенциала

32,7

32,4

99

2.1.1. Сохранение и развитие театрально-концертной и гастрольной деятельности

22,5

22,5

100

2.1.2. Сохранение и развитие традиционных форм народного творчества, организация и проведение культурно-массовых мероприятий

2,1

1,9

97

2.1.3. Обеспечение условий для организации учебного процесса и повышения квалификации кадров культуры

8,1

7,9

97

Тактическая задача 2.2. Сохранение и развитие кинематографии

0,002

0, 002

100

2.2.1. Сохранение и пополнение филъмофонда

0,002

0,002

100

Всего

50,5

50

99

Таблица 3

Показатели, характеризующие результаты деятельности областных учреждений культуры и искусства Кемеровской области

Наименование показателя

Ед. изме-рения

2008 год

План

Факт

%

/. БИБЛИОТЕКИ

1.1. Пользователи

тыс. чел.

101,23

102,51

101,3

1.2. Посещения

тыс.

615,2

618,3

100,5

1.3. Выдача документов

тыс. экз.

3544

3767

103,8

Наименование показателя

Ед. изме-рения

2008 год

План

Факт

%

1.4. Число выполненных информационных справок

тыс. ед.

147

151,4

103

1.5. Формирование электронного каталога

тыс. ед. записей

1021

1065

104,3

2. МУЗЕИ

2.1. Количество посетителей

тыс. чел.

279

322

115,5

2.2. Количество выставок

ед.

170

170

100

2.3. Количество экскурсий

ед.

5941

6434

108,3

3. ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Количество спектаклей

ед.

2435

2705

111,1

3.2. Количество зрителей

тыс. чел.

610

610

100

3.3. Количество новых постановок

сд.

29

29

100

4. ПРОЧИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. ГУК «Областной центр народного творчества и досуга»

4.1.1. Культурно-досуговые мероприятия

ед.

72

108

150

4.1.2. Выезды в территории области для оказания методической помощи клубным учреждениям

ед.

54

161

298,2

4.2. ГУК «Дом литераторов Кузбасса»

4.2.1. Количество мероприятий с читателями

ед.

140

140

100

4.2.2. Количество посетителей

тыс. чел.

6,6

10

151,5

4.2.3. Издание книг, журналов, газет

тыс. экз

13,5

17,3

128,2

4.3. ГУК Кемеровский областной «Дом художников»

4.3.1. Количество выставок

ед.

50

50

100

4.3.2. Количество посетителей

тыс. чел.

68

68

100

4.3.3. Проведение мастер-классов

сд.

5

16

320

4.4. ГУК «Губернаторский культурный центр “Юные дарования Кузбасса”»

4.4.1. Количество мероприятий

ед.

49

65

132,7

4.4.2. Количество участников

тыс. чел.

9,9

9,9

100

4.4.3. Количество стипендиатов

ед.

150

150

100

5. СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

5.1. Контингент

чел.

1142

1189

104,1

5.2. Прием

чел.

280

341

121,8

5.3. Выпуск

чел.

266

306

115

Наименование показателя

Ед. изме-рения

2008 год

План

Факт

%

6. ГОУДПО (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ «ОБЛАСТНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

6.1. Количество групп обучающихся на курсах, семинарах, в мастер-классах

26

35

134,6

6.2. Выпуск слушателей

чел.

750

873

116,4

7. ГУК «ОБЛАСТНОЙ КИНОВИДЕОЦЕНТР»

7.1. Количество зрителей

тыс. чсл.

320

321,8

100,6

7.2. Количество выданных кинофильмов

тыс. шт.

9,8

9,9

101

Литература

  • 1. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
  • 2. Лавров, А. М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы [Текст] / А. М. Лавров // Финансы. - М., 2004. - № 003. - С. 9-14.
  • 3. Совершенствование системы социального управления учреждениями культуры Кемеровской области в 2008 году в свете приоритетного регионального национального проекта «Культура» [Текст]: ежегодный доклад начальника департамета культуры и национальной политики / в авт. ред.: Зауэр-вайн Л. Т., Власова О. А., Коваль Т. С., Хижняк Н. Л., Акимова Т. А., Алексеенко Е. А. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 87 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >