Культурная политика как прикладная область культурологии

Большинство отечественных исследователей, рассматривая структуру культурологии как науки, говорят о ее прикладной составляющей, расходясь лишь во мнениях о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие. Петербургский ученый М. А. Ариарский утверждает, что прикладная культурология не исключает фундаментальную культурологию, а, напротив, расширяет ее за счет своего междисциплинарного характера, пересекаясь с другими областями социально-гуманитарных наук. По мнению Ариарского, предметом прикладной культурологии является «процесс формирования культурной среды; механизм хомини-зации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры» [1, с. 42].

А. Я. Флиер полагает, что ключевой проблемой прикладной культурологии должно быть решение комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании, какие цели при этом преследуются, какие методы и средства употребляются, какие типы объектов культуры и культурных процессов избираются в качестве управляемых, на каком уровне и на какой стадии осуществляется это управление [см.: 6, с. 139].

И. М. Быховская считает, что прикладное культурологическое знание должно быть связано, прежде всего, с формированием и развитием культурных оснований различных видов социальной деятельности на основе максимально эффективного использования теоретического знания о культуре [5].

На наш взгляд, основной исследовательской областью прикладной культурологии являются социокультурные процессы и практики (применительно как к отдельной личности, так и к социокультурной группе или общности), а также связанные с ними вопросы их прогнозирования, проектирования и управления. Одной из областей прикладной культурологии, где могут быть рассмотрены в совокупности все эти вопросы, является культурная политика, составляющая институциональный уровень изучения социокультурных практик. В то же время выстраивание общей теории культурной политики требует обращения к сфере внеинститу-ционального социокультурного взаимодействия. Примером такого взаимодействия может служить социокультурная среда (жизнь) отдельной группы либо большой социальной общности (например, региона). Культурная среда, являясь в большей степени самоорганизующейся, поддается целенаправленному воздействию, осуществляемому, прежде всего, средствами региональной культурной политики. «Сегодня с особой очевидностью проявилось, что для нормального существования общества нужна полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная и интеллектуальная среда» [2, с. 44].

Культурная среда (жизнь) региона - это многообразное и сложное смысловое и практическое пространство. Для формирования аналитического материала по исследованию культурной жизни региона в рамках теории культурной политики может быть использован мониторинг региональных средств массовой информации. В жизни современного общества СМИ играют огромную роль. С их помощью активно формируется устойчивое общественное мнение, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, формируется социокультурное пространство с конкретными смыслами. СМИ, прежде всего, создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Помимо этой основной функции специалисты выделяют и ряд других. Самые значимые среди них:

  • - информационная;
  • - формирование общественного мнения и общественных отношений;
  • - социально-культурная ориентировка за счет информирования;
  • - социально-культурная идентификация, помогающая осознать причастность к одним группам и отмежеваться от других;
  • - воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений, и др. [3].

Назначение данных функций помогает понять, насколько могут быть значимы, с одной стороны, СМИ в качестве «инструмента» целенаправленного воздействия на культурную жизнь региона. С другой стороны, региональные СМИ в той или иной степени могут отражать и вне-институциональную сторону региональной культурной жизни.

В качестве конкретного объекта анализа был выбран Кузбасский субрегион. Наиболее значимые культурные события Кемеровской области находят отражение в таких массовых периодических изданиях, как газета департамента культуры и национальной политики Кемеровской области «Культура Кузбасса»; «Кузнецкий край»; «Московский комсомолец»; областная массовая газета «Кузбасс». Объектом нашего изучения стала областная массовая газета «Кузбасс» за 3-летний период -с 2005 по 2007 годы.

В качестве основного метода исследования и работы с текстами СМИ использовался контент-анализ, позволяющий объективно исследовать текстовый материал, выявляя культурные аспекты его содержания. Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контеит-анализа состоит в том, что он может применяться при изучении документов в их социокультурном контексте. Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, то есть после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий - знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации - 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов. Метод контент-анализа предполагает формальную фиксацию, числовую обработку, оценку и анализ содержания информационного источника в контексте конкретной исследовательской проблемы [4].

Материалы газеты «Кузбасс» анализировались по следующим категориям (показателям):

  • • название рубрики,
  • • название статьи,
  • • автор,
  • • тематика материала,
  • • учреждение,
  • • место,
  • • жанр,
  • • оценка.

Культурная жизнь региона в газете «Кузбасс» освещается в следующих основных рубриках:

  • • выставка,
  • • дневник искусств,
  • • фестиваль,
  • • «знай наших»,
  • • конкурс,
  • • праздник,
  • • творчество,
  • • юбилей.

В содержательном аспекте газетные материалы включают: информацию о наиболее значительных региональных фольклорных фестивалях, фестивалях искусств, художественных выставках, конкурсах в галереях и музеях региона и культурном обмене. Так, примечательными культурными событиями в 2005-2007 годах оказались: областной фестиваль фольклорных коллективов «Сибирские самоцветы», фестиваль-конкурс оркестров национальных инструментов народов России, международный фестиваль «Хрустальная лира». Основную массу публикаций составляют такие ежегодные праздники, как: фольклорно-обрядовый шорский праздник «Чил-пажи», праздник богов и людей «Братчина-пир», национальный шорский праздник «Пайрам» и другие, проходившие в музее-заповеднике «Томская Писаница».

Областная газета «Кузбасс» публикует также интервью с артистами и режиссерами кузбасских театров, статьи о юбилеях и бенефисах выдающихся деятелей культуры (так, отметил свое 60-летие народный артист России П. Карпов в государственном музыкальном театре Кузбасса; бенефис заслуженного артиста России В. Мирошниченко прошел на сцене областного театра драмы г. Кемерово).

Многочисленны сведения о разнообразной клубной работе, народном творчестве и выступлениях детских коллективов на региональном и международном уровнях (например, в Ленинске-Кузнецком прошла 12-я выставка детских художественных произведений «Рисуем радугу Кузбасса». К наиболее значимым событиям детского творчества можно отнести и международный детский эстрадный конкурс «Звезду зажигает Орленок»).

Отдельные публикации освещают деятельность региональных библиотек и издательств. Библиотеки Кузбасса выступают инициаторами проведения таких профессиональных общероссийских форумов, как: Дни Программы Юнеско «Информация для всех в Кузбассе»; Форум публичных библиотек России «Библиокараван» и др.

Постоянное и пристальное внимание газета уделяется музыкальной и театральной жизни кузбасских городов. Пишут, прежде всего, о премьерах, крупных театральных фестивалях, спектаклях, о событиях, проблемах современной драматургии и режиссуры.

По результатам контент-анализа публикаций газеты «Кузбасс» отметим, что активизация культурной жизни региона сосредоточена в основном в:

  • - музеях - 32 %,
  • - театрах - 30 %,
  • - библиотеках - 10 %,

в следующих городах Кузбасса:

г. Кемерово - 60 % культурных мероприятий,

г. Новокузнецк - 25 %,

г. Прокопьевск - 8 %.

Публикации, посвященные культурной жизни региона, носят по большей части позитивно-информационный характер. Материалы, дающие качественную художественную критику, встречаются редко. Культурная жизнь региона в основном представлена в прессе перечнем значимых культурных мероприятий, где акцент ставится на их положительном позиционировании, связанном с политическим имиджем Кузбасса. За пределами внимания региональной прессы остаются повседневные культурные практики. Возможно, это связано с тем, что газета «Кузбасс» является массовой и не сосредотачивает свое внимание на повседневных культурных событиях. Другими словами, освещение куль турной жизни региона в СМИ ограничивается чаще всего перечнем разовых выставок, фестивалей, конкурсов. На наш взгляд, региональные СМИ должны предлагать жителям Кузбасса информационную альтернативу массовым газетам в виде различных общественных журналов и газет, содержащих публикации по вопросам внеинституциональной социокультурной практики.

Таким образом, функциональная специфика СМИ позволяет им выступать в качестве механизма осуществления организации культурной жизни региона, и в этом смысле анализ «инструментальных» возможностей СМИ носит прикладной характер, выявляя тесную взаимосвязь теоретического и прикладного знания о культуре в рамках культурной политики.

Литература

  • 1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология [Текст] / М. А. Ариарский. -СПб.: ЭГО, 2001.-288 с.
  • 2. Арнольдов, А. И. Культурная политика: реалии и тенденции [Текст] / А. И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2002. - 64 с.
  • 3. Золина, Г. Д. Эффективность СМИ в формировании имиджа региона [Текст] / Г. Д. Золина // Журналистика: Информационное пространство. -Краснодар, 2007. - № 3 (33). - С. 53-56.
  • 4. Линцен, Л. П. Контент-анализ как основной метод исследования [Текст] / Л. П. Линцен // Экономика региона. - 2007. - № 18. - С. 12-16.
  • 5. Основы культурологии [Текст]: учеб, пособие / отв. ред. И. М. Быхов-ская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 48-54.
  • 6. Флиер, А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1997. -№2.-С. 124-145.

А. В. Жарких, А. Г. Миненко

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >