Понятие коммуникации в историческом аспекте формирования личности

На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи. Человек, как социальное существо, постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния, и он вынужден был искать средства передвижения, которые можно было бы использовать с целью наладить коммуникации с людьми, живущими на определенном отдалении друг от друга. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций, являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение его в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов внешних публичных коммуникаций. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.

Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению таких коммуникаций, является желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем -и предметами материального производства.

В дальнейшем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры - в пределах видимости; звуковые сигналы - в пределах слышимости) коммуникации осуществляются на расстоянии. Для увеличения расстояния, в пределах которого было бы возможно установить целевые разовые коммуникации, использовались такие индивидуальные средства коммуникации, как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечи вала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе фаза коммуникативного обмена информацией достаточно велика, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, тем более что информация, получаемая через обратную связь, устаревала, это делало такую систему коммуникативных связей достаточно аморфной, а коммуникативную среду - не интенсифицированной.

Телеграф, изобретенный в XIX веке, ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное - резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а самое важное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми.

Телевидение, сразу став массовым явлением, совершило новый прорыв в увеличении скорости передачи информации, через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение.

До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации. Сегодня, с включением в глобальную информационную сеть Интернет, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций.

Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ.

В 1909 году Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. В 1931 году Дж. Герберт Мид отмечал, что во взаимодействии индивид принимает на себя роль другого, а накопленный человечеством опыт становится общеизвестным и доступным. Массовая коммуникация представлялась в виде общения коммуникатора и аудитории, которые придают коммуникативной информации один и тот же смысл.

Таким образом, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:

  • 1) изобретение письменности;
  • 2) изготовление печатного станка;
  • 3) внедрение электронных масс-медиа.

Определений коммуникации множество. Американские ученые Ф. Дэне и К. Ларсон проанализировали 126 дефиниций термина «коммуникация».

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале XX века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации».

Коммуникация (лат. communicatio от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных [1, с. 4-8].

Коммуникация: 1. Путь сообщения, линия связи (спец.). Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) [2, с. 125].

В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» толкуется как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. -коммуникабельный) [3, с. 181].

Коммуникация - общение. Обычно коммуникация определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например, производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности [4, с. 49].

Коммуникация - формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений носителей культур во времени и пространстве, коммуникации в культуре - это механизм накопления, сохранения, передачи информации, знаний, опыта, навыков и т. д.

Коммуникация - путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземная коммуникация).

Коммуникация - общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.

Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой, то есть коммуникация в широком смысле является обменом информацией между индивидами посредством общей системы символов.

Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи и осуществляется вербальными и невербальными средствами.

Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира.

В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура. Во-вторых - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В. А.).

В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность».

Способность человека к коммуникации определяется в психологопедагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, Н. В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

A. Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит, и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его были определены как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю. М. Жуков, Л. А. Петровский, П. В. Растянников и др.).

B. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров определяли коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты.

Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит, должны быть определены методы и средства ее формирования.

Коммуникативная компетентность - коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с лат. - «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

  • 1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
  • 2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
  • 3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а коммуникация имеет дополнительное значение - информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Литература

  • 1. Новый энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая Рос. энцикл., 2000.-541 с.
  • 2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов [Текст] / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1991. - 288 с.
  • 3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов [Текст] / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1991. - 288 с.
  • 4. Философия. Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004. - 387 с.

Н. В. Медведева

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В МИРОПОНИМАНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ И. А. ИЛЬИНА, Н. А. БЕРДЯЕВА,

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >