Концептуализм: от Средневековья к постмодернизму

Современный период развития культуры проходит под знаком постмодернизма, который вмещает в себя очень разные, порой противоречивые направления: соц-арт, неофициальное искусство, поп-арт, хеппенинг, гиперреализм, интернациональный стиль и многие другие. Одно из таких направлений эпохи постмодерна - концептуализм. В конце XX века это направление предстает в основном как течение в современном искусстве и литературе, подкрепленное, разумеется, основательной философской базой. Философско-интеллектуальное течение «концептуализм» интересно тем, что имеет свои предпосылки в истории. Ведь термин «концептуализм» вовсе не новый. Он дошел до нас из философских трактатов весьма отдаленной эпохи - средневековья. В то время это понятие было связано исключительно с философскими науками. Что общего между концептуализмом средневековья и постмодерна, попытаемся раскрыть в данной работе.

Центральной основой данного направления и в ту, и другую эпоху стали идеи (концепты), которые формируют бытие человечества в целом. Идеи на протяжении веков были важнейшим элементом содержания философии и искусства.

Средневековый мир мыслил посредством категории Слова, «...сказанное вело к существованию, но при этом любое сотворенное существо, оставаясь Причащенным Творцу, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, иной вещи средневековье не знало» [4]. Поскольку Слово лежало в основе всего сотворенного, то оно предопределило существование так называемой проблемы универсалий, вследствие чего появились два противоположных средневековых философских направления: реализм и номинализм. В лоне полемики этих двух философских учений и берет свое начало концептуализм. Согласно реализму, универсалии мыслились внутриязыковой реальностью, то есть универсалии существовали до вещей. Номиналисты исходили из того, что универсалии не имеют онтологического статуса, «...универсалии реально не существуют ни в каком виде, возможны только термины; как вещи составляют реальный мир предметов, не связанных между собою...» [4]. Промежуточным вариантом между реализмом и номинализмом является концептуализм, согласно которому универсалии принадлежат не языку, и не действительности, но самому мышлению, концептуальной деятельности. Концептуализм именуется еще умеренным номинализмом. Понятия или идеи (концепты) возникают в уме, благодаря абстрагирующей деятельности мышления человека.

Данная позиция традиционно связывается с именем Пьера Абеляра (1079-1142), средневекового схоласта, основателя концептуализма, который был учеником как Росцелина (1050-1122) - крайнего номиналиста[1], так и крайнего реалиста Гильома из Шампо (1070-1121 ) и, таким образом, знал основы и источники этих противоположных позиций.

В своих собственных подходах к этому вопросу он стремился преодолеть односторонность своих учителей, сформулировав свое собственное. Таким образом, в диспуте с Гильомом, который был чистым реалистом, он протестует против его мнения, «...что вещь одна и та же по сущности находится в своих отдельных индивидуумах вся целиком и одновременно; последние различаются (между собою) не по (своей) сущности, но только в силу многообразия акциденций» [1, с. 218]. Для Абеляра это проблема соотношения веры и разума, и предпочтение он отдает разуму. Согласно его учению, существуют универсалии как понятия (концепты) в уме человека, они возникают на базе чувственного восприятия, благодаря абстрагирующей деятельности человека. Поэтому «человеческий ум оказывается способным хотя бы в смутном виде схватить форму вещей, отдельную от материи» [1, с. 215]. Абеляр полагал, что универсалии суть в вещах и являются результатом деятельности человеческого ума, основанные на чувственном опыте.

Если перенести последнее положение на философию Нового времени, то наблюдается следующее. Гносеологическая проблематика выходит из синтеза конституировавших направлений: эмпиризма и рационализма. Подобными вопросами познания занимался английский философ, врач по образованию, Джон Локк (1632-1704), который задавался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания, отвергая теорию врожденных идей. Исходя из следующего, он выделял два рода идей:

  • 1. Внешние, состоящие из совокупности определений, источником которых является объективный материальный мир, воздействующий на органы чувств и вызывающий ощущения.
  • 2. Внутренние, или рефлексия, образующиеся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью, в процессе которой ум занимается переработкой приобретенных идей.

Именно это и есть абстрагирующая деятельность разума. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности «...разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами» [3, с. 128]. Локк особо обращает внимание на то, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных.

Из этого понятно, что концептуализм Нового времени мыслился в гносеологическом контексте.

Как понимается коцептуализм в конце XX века? Чтобы это выяснить, обратимся к философу-концептуалисту, постмодернисту, французу по происхождению Жилю Делезу (1925-1995), который уделил пристальное внимание этому вопросу. Для него философия есть некая деятельность, производство концептов, которые являются не только производными эмпиризма, ио и конструкцией универсума. Одним словом, философия - это творчество концептов. Свою книгу «Что такое философия?» он посвящает проблеме мышления. По его мнению, мыслить -значит сталкиваться со «смыслом». В данном произведении он в самом начале раскрывает сущность понятия «концепт». «Это событие, а не сущность и не вещь... Есть не что иное как мыслительный акт, причем мысль действует здесь с бесконечной скоростью» [2, с. 33]. Помимо всего прочего, Делез вводит понятие «план имманентности», при помощи которого он углубляет понимание вопроса. «Концепты - это конкретные конструкции, подобные узлам машины, а план - та абстрактная машина, деталями которой являются эти конструкции. Концепты суть события, а план - горизонт событий, резервуар или же резерв чисто концептуальных событий...» [2, с. 49]. Одним словом, план имманентности - это образ мысли, который должны занять концепты (идеи). Следовательно, идеи в сознании человека принимают определенный образ, следующий абстрактной индивидуальной деятельности человека.

На основе вышесказанного можно вывести следующее. Концептуальная философская тема всегда привлекала философов, а в XX веке -и искусствоведов, так как постмодернизм тесно контактирует с философией, и именно поэтому концептуализм в постмодернизме получил свое второе рождение в области искусствознания. Концептуализм (от лат. conceptus - мысль, понятие), или же информационное искусство, как его иногда называют, начал утверждаться в современном искусстве с конца 60-х годов XX века. Он возник как реакция на поп-арт, перекочевав из европейского искусства. Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. В принципе, идеи на протяжении веков всегда были важнейшим элементом содержания искусства, они фундаментально стилеобразовывали художественное творчество той или иной эпохи. Но сегодня концептуалисты заимствуют идеи из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, и воплощают любыми способами, в том числе с помощью текстов, видеофильмов и т. д. Протестуя против всего традиционного, концептуализм объединяет в себе некие противоречия. «Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки» [5]. Концептуализм является некой попыткой соединить воедино характерно противоположные произведения: изобразительные и словесные. Поэтому сегодня он является ключевым для традиционного художественного искусства, в котором изображение создает концептуальное пространство, не совпадающее с природным, временным, выходящее за рамки естественного, создавая некий полет абстрагирующей деятельности.

Представителями концертуализма в 1960-х годов были в основном американцы - Р. Берри, Л. Вейнер, Д. Грехем, Э. Хеле. Основателями этого течения считают С. Ле Витта и Дж. Кошута. В Россию данное литературно-художественное и интеллектуально-философское направление проникло в 1970-1990-х годах. Подхватив его, наши отечественные искусствоведы во всевозможных жанрах созерцали «идеи, понятия, универсалии, отделяющиеся от предметов, с которыми их связывает наивно-реалистическое мировоззрение...» [6], и образовывали самодостаточную область, «эмпиреи» чистых знаков, «концептов». Данное направление принято называть московским концептуализмом. К представителям направления относят Илью Кабакова, Александра Монастырского, Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Владимира Сорокина и т. д. Они сопровождали свои предметно-художественные произведения критическими и философскими комментариями. «Основные компоненты московского концептуализма - абсурд, формы и слова, лишенные смысла. Молчание, ничегонеделание, пустые пространства - это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии» [5].

Концептуальное творчество появилось как подтверждение самой жизни, существования человека. Ведь искусство существует как продукт, ответ человеческой жизни. Это поиск смысла жизни, открытый или, возможно, застывший вопрос, который среди безумного количества философских тенденций пытается найти универсальный ответ, посредством выхода за пределы традиционно возможного. Ведь «в концептуализме каждая вещь, жест, поступок, художественное произведение становится “концептом”, то есть чистым мыслительным актом, иронически созерцающим собственную предметность, и в этом смысле поле философской рефлексии беспредельно расширяется» [6].

Литература

  • 1. Абеляр, П. История моих бедствий [Текст] / П. Абеляр. - М.: Республика, 1992.-335 с.
  • 2. Делез, Ж. Что такое философия [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: ин-т экспериментальной социологии, 1998. - 288 с.
  • 3. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Д. Локк // Собр. соч.: в 3 т. - М.: Мысль, 1985.-Т. 1.-621 с.
  • 4. Философия [Электронный ресурс]: Средневековая философия. - Режим доступа: http://rjywtgnefkbpv/Филocoфия. mht.
  • 5. Стили, направления, течения... [Электронный ресурс]: Концептуальное искусство. - Режим доступа: Г11е://1осаШо81/КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ%20 ИСКУССТВО.Ыт.
  • 6. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Концептуализм. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/KoHuenTyanH3M.

О. В. Коханова

  • [1] Средневековый номиналист - французский теолог и философ. Толковал Троицу как совокупность трех отдельных богов, отрицая, таким образом, существование единой божественной субстанции, был осужден в 1092 году за ересь на церковном собрании в Суассоне. 2 Крайний реалист, архидиакон, основатель соборной школы «Notre-Dame» в Париже.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >