Основные направления в исследовании творчества отечественных композиторов XX века (на примере творчества Георгия Свиридова)

В настоящее время все более важное значение приобретает изучение культурного наследия XX века. Большое количество материалов было подвергнуто исследованию и систематизации еще в XX веке, но политико-экономические изменения в стране в конце указанного столетия предоставили возможность для новых исследований тех сторон творчества, о которых ранее не принято было говорить. Если в период существования Советского Союза искусство рассматривалось с позиции служения государственной идеологии, то в настоящее время значительное внимание уделяется смысловому содержанию произведений, его философской наполненности. Предлагаем для выявления общих закономерностей в изучении музыкальной культуры России рассмотреть ряд направлений в исследовании творчества отечественных композиторов XX века. Наиболее показательным в заявленном контексте можно считать творчество Георгия Свиридова.

Главным методом исследования будет выступать анализ, который можно подразделить на несколько направлений:

  • - историко-культурный;
  • - историко-биографический;
  • - жанрово-стилистический;
  • - сравнительный.

При этом важно помнить о том, что исследование творчества отечественных композиторов часто осуществлялось с точки зрения идеологической пропаганды. Поэтому и в наследии русской культуры многое переосмысливалось и преподносилось как показатель идеологического и духовно-религиозного несовершенства русского общества в дореволюционный период. Наоборот, на первый план выдвигалось соответствие тематики произведений государственным требованиям, социальному заказу, пропаганде достижений коммунистических идеалов. Наибольшую рекламу и официальное признание получали произведения, соответствующие идеологии. Однако, как показало время, далеко не все из этих сочинений смогли занять значимое место в истории отечественной культуры. Не обошла стороной представленная тенденция и Г. Свиридова. Его «Патетическая оратория», в работе Ольги Антоновой «Искусство и православие (беседы о религии)», была приведена автором статьи в качестве произведения, вдохновленного идеями коммунистического строя. Процитируем: «Победа Октября и осуществление ленинских идей воплощены в ярких, глубоких, художественно выразительных произведениях литературы и искусства советских писателей и поэтов, художников и музыкантов. Обратимся к одному из значительных явлений музыки нашего времени - “Патетической оратории” Г. Свиридова, удостоенной Ленинской премии. Эта оратория была создана на основе талантливой поэмы В. Маяковского “Хорошо!” и других значительных произведений поэта. Много раз она исполнялась на сцене оперных театров, пелась на площадях городов». Далее в статье следуют примеры, иллюстрирующие то, как Г. Свиридов использует все многообразие музыкальновыразительных средств для создания картины духовной победы народа [см.: 1, с. 80-84].

Считаем, что столь тенденциозной оценке должен противостоять музыкально-теоретический анализ, прежде всего, обращение внимания в исследовании к мелодико-гармонической составляющей произведений. Тщательному изучению и анализу должна быть подвергнута гармония и мелодика произведений в соотнесении с творчеством композиторов

XX века и с традициями классической русской композиторской школы. На влияние в формировании гармонико-мелодической основы творчества Г. Свиридова стилистики музыки композиторов «Могучей кучки», в частности, указывает А. Друкт, обращая внимание на близость свиридовского стиля к русской народной песенности. В своей работе А. Друкт пишет: «...черты натурально-ладогармонического мышления русских композиторов-кучкистов с особенной силой и органичностью преломляются в стиле Свиридова. Мелодика композитора пропитана фольклорными интонациями, а ладогармонический язык помогает выявлению своеобразия такой мелодики, чему в немалой степени способствует опора на русские классические традиции. Однако последние трактуются Свиридовым отнюдь не как статический, неизменный элемент. Традиции служат для него фундаментом, неким “зерном”, из которого развиваются ярко оригинальные средства выразительности» [см.: 5, с. 93-94].

Влияние русской мелодики на творчество отечественных композиторов ранее уже исследовалось в работах Н. Юденича, в частности, одной из таких исследовательских работ является статья «О фольклорных влияниях в гармонии русских советских композиторов». В ней на примере творчества Н. Мясковского, С. Слонимского и Г. Свиридова автор прослеживает влияние русской народной песни на отечественную музыкальную культуру еще со времен М. Глинки: «Свежесть и новизна гармонии Свиридова не связана с ломкой традиций. В этом плане композитор выступает как представитель целого направления в советской музыке, объединяющего русские классические традиции натурально-ладовой гармонии с непосредственным обращением к национальному фольклору [см.: 15, с. 135].

Именно влияние фольклора открывает возможность жанровостилистического исследования. В 50-е годы XX века в отечественной музыке зарождается такое явление, как «неофольклорная волна». Суть явления в том, что композиторы напрямую обращаются к стилистике народной песни (Г. Свиридов в «Поэме памяти С. Есенина», в «Курских песнях», Р. Щедрин в «Озорных частушках»). Многие музыковеды сразу заговорили о привнесении «нового» в развитие музыкальной культуры. Часть исследователей проводила исторические, музыкально-теоретические и стилистические исследования, делала выводы о взаимосвязи нового музыкального направления с традиционными жанрами народной музыки.

И сегодня большое значение уделяется исследованию творчества отечественных композиторов с позиции их духовного единства с вековыми традициями русской культуры. Однако все чаще речь идет о религиозных влияниях на идейно-образное содержание в творчестве композиторов. Все больше музыковедов исследуют, каким образом православие повлияло на мелодию и гармонию произведений русских композиторов в XX веке, на выбор сюжета и подтекст высказанных композиторами идей. В этом плане творчество Георгия Свиридова весьма показательно, так как большое число произведений, написанных в разное время, связаны с православными традициями. К таковым можно отнести хор «Ныне отпущаеши» из «Патетической оратории» (1959), «Маленький триптих» (1964); Концерт-вокализ «Памяти А. Юрлова», Три хора к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973); «Песнопения и молитвы» (1994). Каждое из этих произведений имеет свою уникальную историю создания и пути выхода на концертную эстраду. Главным же является то, что все эти произведения объединены традициями, унаследованными композитором от своих предшественников и учителей -М. Мусоргского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича: «Церковно-певческие традиции во многом определили национальную самобытность, специфику гармонии русского музыкального искусства. И принципиально важно, что они дают о себе знать и в тех сочинениях, где композиторы просто не могли «подделываться» под что-либо «церковное». Это бесспорное свидетельство тому, что родство с церковно-певческой культурой проявляется у русских композиторов стихийно, что оно органично присуще их музыкальному языку, что русские композиторы просто не могут говорить по-другому!» [14, с. 38].

Отметим, что раньше введение в музыкальный язык элементов православной музыки рассматривалось как продолжение фольклорных влияний на творчество композиторов. На современном этапе в исследованиях все больше внимания уделяется жанровому, стилистическому и сюжетному воздействию на создание тех или иных музыкальных сочинений. Особый вес имеют и личные комментарии композиторов к своим произведениям. Так Г. Свиридов говорил о том, что мотив хора «Я - последний поэт деревни» из «Поэмы памяти С. Есенина» был навеян знаменным распевом. А хор «Ныне отпущаеши» - явная стилизация под церковную службу. К произведениям православной тематики можно отнести и «Три хора», создание которых обусловлено сюжетом произведения, для которого они были написаны.

Отдельно стоит сказать о произведениях последнего десятилетия XX века, тем более, что в это время уже многие композиторы открыто обращаются к православной тематике. Одним из главных факторов, послуживших для композиторов толчком к написанию произведений религиозного содержания, было празднование 1000-летия крещения Руси и снятие идеологических запретов на вероисповедание (Андрей Эшпай 6-я «Литургическая» симфония). Однако еще в 70-х годах XX века многие ведущие композиторы обратились к религиозной тематике как источнику вдохновения в поиске новых музыкально-выразительных средств. Так в творчестве отечественных композиторов Н. Буцко, А. Эшпая, Р. Щедрина, С. Губайдулиной появились произведения религиозного содержания. В то время как для Свиридова это было «естественное возвращение к истокам» [см.: 11, с. 3^4]. Он лишь получил возможность представить свои сочинения на суд публики.

Для Г. Свиридова здесь показательны два цикла произведений: «Неизреченное чудо» и «Песнопения и молитвы», основой для которых, как видно из исследования личных записей композитора, послужил сборник православных молитв [см.: 11, с. 3-4].

Музыковеды, исследуя религиозные источники в творчестве композиторов, как правило, выбирают два основных направления:

  • 1) анализ и сравнение мелодики и гармонии произведений с более ранними образцами отечественной культуры;
  • 2) исследование причин выбора религиозной тематики и ее музыкально-стилистической узнаваемости, которые часто обусловлены сюжетом произведения.

При этом в обоих случаях важное место занимает не только сравнение с предшествующими произведениями в рамках творчества композиторов, чьи сочинения исследуются, но и сравнительный анализ с опусами предшествующих и современных композиторов, работающих в схожих направлениях. Большое значение в этом случае играет метод изучения биографии композиторов, их жизненного и творческого пути.

Отдельно можно рассматривать анализ произведения с точки зрения соответствия его содержания государственной идеологии. И как было сказано выше: наиболее важным в исследовании творчества отечественных композиторов является историко-биографический анализ, позволяющий проследить по личным записям композитора или его современников пути создания произведений, причины обращения к той или иной тематике и музыкальному стилю. Именно последнее направление в исследовании творчества отечественных композиторов в сочетании с другими, отдельно выделенными направлениями предоставляет большую возможность для дальнейших исследований проявления религиозных чувств не только в произведениях, написанных в XX веке, но и в сочинениях, создаваемых в новом веке. Такое исследование позволит лучше понять замысел композитора, причины создания сочинения, охарактеризует личное мироощущение композитора в светском или духовном произведении.

Литература

  • 1. Антонова, О. А. Искусство и православие [Текст] / О. А. Антонова. -М.: Московский рабочий, 1983. - 94 с.
  • 2. Бирюков, А. Фатежский край и его православные традиции [Текст] / А. Бирюков // Музык. академия. - 2005. - № 4. - С. 27-29.
  • 3. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников [Текст] / сост. А. Е. Вульфман. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 763 с.
  • 4. Головинский, Г. Композитор и фольклор [Текст] / Г. Головинский. - М.: Музыка, 1981. - 279 с.
  • 5. Друкт, А. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в музыке Г. В. Свиридова [Текст] // Музыкальный современник. - Выл. 5. - М.: Музыка, 1984. - 288 с.
  • 6. История русской музыки [Текст]: учеб, пособие: в 10 т. / ред.-сост. Е. Б. До

линская. - М.: Музыка, 2001. - Т. 3. - 656 с.

  • 7. История отечественной музыки 2-й половины XX века [Текст] / ред. Т. Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2005. - 554 с.
  • 8. История русской музыки [Текст]: учеб, пособие: в Ют. / ред.-сост. Е. Б. До

линская. - М.: Музыка, 2001. - Т. 3. - 656 с.

  • 9. Кремлев, Ю. О «Патетической оратории» Г. Свиридова [Текст] / Ю. Крем-лев // Избр. ст. - М.: Музыка, 1976. - 226 с.
  • 10. Кручинина, А. Древнерусское в искусстве мастера [Текст] / А. Кручинина // Совет, музыка. - 1981. - № 12. - С. 32-35.
  • 11. Полякова, Л. Неизреченное чудо [Текст] / Л. Полякова // Музыкальная академия. - 1993. - № 4. - С. 3-6.
  • 12. Полякова, Л. Пафос великой эпохи (Свиридов Г. «Патетическая оратория») [Текст] / Л. Полякова // Музыкальная жизнь. - 1987. - № 21. - С. 9-10.
  • 13. Полякова, Л. Художник русский, самобытный [Текст] / Л. Полякова // Музыкальная жизнь. - 1985. - № 24. - С. 4-5.
  • 14. Соловьева, П. А. Мусоргский, Шостакович, Свиридов: о церковнопевческих истоках гармонии русской музыки [Текст] / П. А. Соловьева // Музыковедение. - 2007. - № 2. - С. 33 40.
  • 15. Юденич, Н. О фольклорных влияниях в гармонии советских композиторов (На материале творчества Н. Мясковского, С. Слонимского и Г. Свиридова) [Текст] / Н. Юденич // Современность и фольклор. - М.: Музыка, 1977. -384 с.

Т. С. Стенюшкина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >