Хоровая аранжировка как один из способов сохранения песенного фольклора

Работа, проводимая по собиранию, записи, расшифровке и систематизации песенного фольклора, способствует углублению знаний об истории и условиях бытования народного музыкального творчества. А возможность его творческого развития заложена в самой природе народных песен. В них есть и глубинный смысл, и непосредственность, и первозданная чистота. Образно-эмоциональный строй каждой песни неповторим и своеобразен. Как писал музыковед, академик Б. В. Асафьев, «Песня - подлинный живой свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песня отражает душевный строй и мир эмоций, и горе и радость, и печаль и веселье, и раздумье и юмор» [1, с. 91]. Аутентичные ансамбли исполняют песни, глубоко проникая в их содержание, характер и эмоциональный настрой. Современные исполнители, прикасаясь к фольклору, берут на себя ответственность новой его интерпретации, стараясь сохранить самобытность исходного материала. Здесь, конечно, необходимо чуткое отношение к первоисточнику и бережная передача его особенностей. Фольклорист и исследователь И. И. Земцовский писал: «Прикосновение к фольклору - сложнейший творческий акт» [2, с. 18]. Проблема состоит в том, что записанный в экспедиции фольклорный материал исполняется мало, так как он, чаще всего, не подходит для исполнения со сцены концертным коллективом. Данный распев рассчитан на бытовое исполнение. «Творчество устной традиции всегда ближе к примитивным истокам звуковой интонации. Оно чувствует себя привольно и в лесу, и в поле, и в избе» [1, с. 82].

Опыт народно-хорового исполнительства показал, что перенесение фольклорного произведения из бытовой обстановки на сцену требует создания нового художественного решения по его исполнению. Сохранение песенного фольклора не сводится только к его копированию, воспроизведению исполнительских особенностей. Одним из способов освоения, сохранения и обновления песенного фольклора в современных условиях является его аранжировка.

Как известно, хоровая аранжировка - это переложение произведения с одного состава на другой, то есть оригинал приспосабливается к вокально-техническим возможностям конкретного исполнительского коллектива. Обязательным условием при этом является бережное сохранение художественных и стилевых особенностей многоголосия, образноэмоционального строя произведения, региональных исполнительских традиций. Возможность творческого развития песенной партитуры заложена в ее природе, которой свойственно постоянное обновление и им-провизационность. Аранжировка, в отличие от обработки, когда создается новое произведение на основе имеющейся темы, подразумевает максимальную приближенность к первоисточнику, в котором сохраняется основной напев, функции голосов, последовательность опорных тонов, метроритмические и ладовые особенности песни, музыкальная форма. Конечно, неизменным остается образный строй, основной смысл поэтического текста. Изменению подлежат голосоведение, фактура, тональность песни.

Аранжировка, вместе с тем, поможет в решении проблем расширения и обогащения репертуара народно-певческого коллектива, недостаток которого ощущает практически любой руководитель. Это относится к любому коллективу, детскому или взрослому, начинающему или имеющему большой опыт концертной деятельности, самодеятельному или профессиональному, многоголосному хору или небольшому по составу ансамблю. Аранжировка дает возможность учесть вокальнотехнические и исполнительские возможности конкретного коллектива.

Делая переложение бытового варианта народной песни для концертного исполнения, можно решить две задачи:

  • 1) сохранение фольклорного первоисточника;
  • 2) его развитие и обогащение.

Аранжировка - процесс творческий, но он предполагает сохранение стилистических особенностей певческого региона, его вокальнохоровой специфики. Обязателен учет композиционных, структурных особенностей партитуры, ее принадлежности к определенному певческому региону и жанру.

Музыкальный склад русских народных песен характеризуется свободой и широтой распева, гибкостью ритма и метра, ладовым разнообразием. В народном хоровом пении получила развитие своеобразная форма многоголосия, которая называется подголосочная полифония. Это музыкальная ткань, которая состоит из основного напева и его вариантов -подголосков. Основная мелодическая линия, как правило, располагается в среднем голосе и спевается верхними и нижними подголосками. Как писал Б. Асафьев: «В музыке устной традиции - как в русской народной песенной, так и инструментальной - развитие осуществляется сплетением и расплетением попевочно-подголосочной ткани и методом распевания и “опевания” тонов лада» [1, с. 82]. Подголосок может быть как близким вариантом основного напева, так и иметь самостоятельную мелодическую линию. Движение основного голоса и подголоска может быть как параллельное, так и противоположное. Заканчивается песня, как правило, унисоном в приму или октаву.

При создании аранжировок следует учитывать такие особенности народных песен, как:

  • - частое изменение объема и плотности звучания, что объясняется логикой голосоведения, вытекающей из подголосочного распева, а не гармонического заполнения созвучий;
  • - неравное количественное разделение голосов по хоровым партиям и, как следствие, неуравновешенное звучание партитуры;
  • - свобода голосоведения, обилие перекрещивающихся голосов;
  • - ведущая роль унисонов в многоголосии, выделение их с помощью опорных тонов, лежащих в основе ладового развития и выполняющих формообразующую функцию;
  • - преобладание секундово-терцовых, а не кварто-квинтовых функциональных связей;

- тесситурное несоответствие между женскими и мужскими голосами.

Также при аранжировке следует учитывать характер запева, логику развития голосоведения, тесситурные условия хоровых голосов, музыкально-слоговой ритм при подтекстовке партий.

Территориальная принадлежность песен ярко отличает их друг от друга. При переложении партитур необходимо учитывать музыкальные и исполнительские особенности песенного фольклора различных регионов, бережно сохраняя ладогармоническую основу, средства художественной выразительности устной традиции, характерные для каждого стиля.

Одной из важных функций аранжировки является своеобразная «реконструкция» песни, то есть восстановление ее подлинного тембрального звучания и первоначального состава исполнителей, который определяется исходя из жанровой основы песни. Песенный фольклор, как правило, записывается от женских ансамблей. Именно женщины не дают традиции погибнуть. Поэтому, стремясь к правдивому и сценически оправданному исполнению важно правильно определить состав исполнителей для песни, в котором она будет звучать убедительно и в соответствии с ее жанровым своеобразием.

Известно, что народная песня каждый раз звучит по-разному, даже в исполнении одного и того же аутентичного коллектива. По словам И. И. Земцовского, «у народных музыкантов нет нотных ориентиров: у них свои ориентиры, слуховые» [2, с. 16-17]. Носители традиции поют, свободно импровизируя, опираясь на свой слуховой опыт, музыкальноритмические формулы, характерные для их традиции. У них каждый раз рождается новый вариант песни, который может никогда больше не повториться. «Творчество в сфере бытовых интонаций большей частью импровизированное, не фиксирующее себя в нотной записи, но все-таки накопляющее схемы и формулы, на традиционной основе которых рождаются новые варианты» - писал академик Б. Асафьев [1, с. 82].

Многообразие типов партитуры зависит от многих факторов: региональных особенностей многоголосия, местных народно-песенных традиций, жанра песни, вокально-технических возможностей исполнителей, наличия импровизации в коллективе. Это требует гибкого, творческого подхода к переложению данного произведения.

Перед аранжировщиком встает задача - бережно сохранить традиционные и исполнительские особенности песни. Новое исполнение пес ни не должно искажать образно-эмоциональный строй фольклорного первоисточника, его стилевые и жанровые черты.

При анализе основного художественного образа песни необходимо не только вчитываться в поэтический текст, но и вслушиваться в мелодику, внутренне прочувствовать ее. Художественно-эстетические основы аранжировки требуют творческого подхода к первоисточнику в каждом конкретном случае. «Обращение к фольклору раскрепощает самый процесс творчества (1), стимулирует творческую мысль (2), обогащает арсенал выразительных средств (3)...» [2, с. 17].

Один из видов аранжировки - редактирование народно-песенных партитур. Это первоначальный этап работы с партитурой фольклорного первоисточника, он проводится в тех случаях, когда в песне развернутый поэтический текст или нестабильно изложенный музыкальный материал. Как показывает практика, современный слушатель плохо воспринимает большое количество текста в песне, поэтому количество куплетов сокращается, но при этом обязательно сохраняется сюжетная линия, основные образы песни. Нестабильность в изложении музыкального материала может быть связана с наличием импровизации и варьирования, характерных для носителей традиции. Копирование такой партитуры, ее заучивание, как правило, не приводит к желаемому результату. Отклонение от начального варианта минимально, мелодические образования однотипны и поэтому трудны для запоминания современным исполнителям. В таком случае редактирование будет выражаться в выборе наиболее удачного варианта распева, в котором необходимо:

  • 1) организовать музыкальный материал фольклорного первоисточника (снятие некоторых пауз с целью обеспечения исполнения песни на цепном дыхании; введение тех или иных вариантов подголосков; выравнивание тональности);
  • 2) упорядочить голосоведение в хоровых партиях (выявление всех мелодических вариантов, выбор наиболее ярких; закрепление за каждой партией определенной мелодической линии);
  • 3) распределить певческую нагрузку между хоровыми партиями (выявление основного напева, функции остальных голосов по отношению к нему; сохранение тембральной окраски первоисточника; выбор удобной для исполнения тональности);

4) отредактировать поэтический текст (сокращение текста при обязательном сохранении его основного смысла; реконструкция текста, который не отвечает современным художественно-эстетическим требованиям путем подбора слов из других вариантов данной песни).

Редактирование необходимо производить в соответствии с традиционными и жанровыми особенностями первоисточника.

Для редактирования может использоваться материал, записанный в экспедиции самим аранжировщиком. Это позволит использовать собственный слуховой и эмоциональный опыт, соблюдать объективность при создании переложения и исполнении песни.

Не менее интересен такой вид аранжировки, как распев песни «на голоса». Этот вид аранжировки сохраняет и развивает импровизацию как жанровую черту народного исполнительства. Распев песни «на голоса» имеет цель обогатить имеющийся вариант напева новыми вариантами подголосков, сделать его более интересным для сценического исполнения. Для начала нужно определить, нуждается ли выбранная песня в многоголосном распеве. Некоторые песенные жанры, например, календарные, трудовые, не требуют широкого распева, им, по их природе, не свойственно развитое многоголосие, наличие большого количества подголосков. Хорошо распеваются песни лирические, исторические, баллады, хороводные и другие наиболее часто исполняемые жанры. Прежде чем приступать к распеву, нужно проанализировать фольклорный первоисточник, найти основную тему, определить функции остальных голосов, выявить ладовое наклонение и опорные тоны. Не менее важно определить характер исполнения песни, который может влиять на количество и характер подголосков. При поиске вариантов подголосков обязательно учитываются стилевые особенности многоголосия, местные традиции, ладовые особенности песни. Распевая песню, нужно помнить о ведущей роли основного напева, который сохраняет постоянство партитуры, делает ее узнаваемой при любых вариантах подголосков. Известно, что аутентичные певцы импровизируют подголоски в том случае, когда отчетливо слышат основной напев песни. Если нет основного напева - не возникнут и его варианты, подголоски. Поэтому распевание песни начинается с выучивания основного напева, затем происходит постепенное обрастание его подголосками. Важно постепенное включение и усложнение подголосков.

В результате распева создается многоголосная партитура, в которую включаются наиболее удачные и выразительные варианты подголосков. Выбирая их, нужно учитывать все особенности песни: художественный образ, традиционные черты многоголосия, жанровые черты, местонахождение кульминации. Это определяет степень насыщения партитуры подголосками, их сложность, место и время подключения. Очень важно соблюдение соответствия стилю и жанру первоисточника. Такой вид аранжировки, как распев песни «на голоса» учит лучше чувствовать природу народного многоголосия, обогащает слуховой опыт, развивает творческое начало. Использование элементов импровизации при распевании песни помогает развитию творческих навыков исполнителей, помогает сохранению песни, делая ее звучание более современным и доступным восприятию в концертном исполнении.

Таким образом, хоровая аранжировка, имея практическую направленность, является способом творческого освоения песенного фольклора. Она дает возможность вынести народную песню на сцену, создать концертные исполнительские варианты, сделать ее доступной для восприятия современным слушателем. Аранжировка помогает решить главную задачу народно-певческого исполнительства, актуальную в настоящее время - сохранить и развить песенное разнообразие русского фольклора, сделать современным его звучание.

Литература

  • 1. Асафьев, Б. В. О народной музыке [Текст] / Б. В. Асафьев; сост. И. Земцов-ский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
  • 2. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор [Текст] / И. И. Земцовский. - Л.: Сов. композитор, 1978. - 176 с.

Е. Г. Илъчук

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >