ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ

Этнографический музей как средство сохранения и трансляции культурного наследия

Становление понятия «культурное наследие» и закрепление его в международных документах прошло ряд этапов. С конца XIX века появляется понятие «культурные ценности», которое впервые было сформулировано в 1954 году на Гаагской конференции в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Культурные ценности трактовались широко как ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа [6].

Культурные ценности формируются под влиянием общественного интереса и предпочтений, основанных на стремлении к познанию, удовлетворению эстетических потребностей, сохранению и продолжению традиций, духовной идентификации народностей. В широком понимании культурные ценности включают в себя такие категории, как языки, религиозные и философские системы, традиции и обычаи, фольклор и литературу, искусство, архитектуру... В узком смысле - памятники культуры. Именно так определяются культурные ценности в документах ЮНЕСКО: движимые и недвижимые памятники, музеи, библиотеки, архивы, а также комплексные памятники и достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, онтологии или антропологии. Недвижимые памятники, входящие в состав культурного наследия, нередко называют недвижимым культурным наследием.

В 1976 году в Рекомендациях о международном обмене культурными ценностями ЮНЕСКО отмечает, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов, составляющими культурное наследие всего человечества, и ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами.

Новый этап развития принципа защиты культурных ценностей приходится на начало XXI века, когда ЮНЕСКО были приняты Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год).

В преамбуле Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года в Париже, признается, что процессы глобализации и социальных преобразований, создавая условия для возобновления диалога межу сообществами, вместе с тем служат источниками угрозы деградации, исчезновения и разрушения нематериального культурного наследия. Тенденция к глобализации проявляется и в отказе с середины 1980-х годов от привычной формулировки «культурные ценности» в названиях международных договоров и принятия обобщающего термина «культурное наследие» [7].

В Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, в отличие от предшествующих конвенций ЮНЕСКО, перечислены и описаны руководящие принципы музейного права: защиты культурных ценностей; сохранения и поощрения многообразия культуры; свободного перемещения культурных ценностей (принцип уважения прав человека и основных свобод); доступности к культурным учреждениям и публичности представления культурных ценностей (принцип равного доступа); всеохватываемости и взаимности культурного сотрудничества [11].

История российского законодательства в области охраны культурного наследия отражает процесс общественного и государственного осмысления сущности культурных ценностей как трансляторов исторической памяти и источников познания. Современное российское законодательство определяет основные понятия, связанные с культурной деятельностью по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. «Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства...». «Культурное наследие народов Российской Федерации -материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [3].

Некоторые современные авторы, в том числе В. И. Лутовинов, доктор философских наук, и И. В. Манохин, кандидат исторических наук, национальную безопасность России связывают с сохранением и трансляцией культурного наследия как условием сохранения национальной идентичности. Россия представляет собой уникальную цивилизацию и является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Полиэтничность и поликонфес-сиональность является отличительной чертой России. Поэтому культурное наследие страны отличается уникальным многообразием. Культурные традиции народов представлены огромным количеством материальных и духовных памятников, отражены в фольклоре и народных промыслах. В условиях нарастания процессов интернационализации, интеграции и глобализации, одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности России является отстаивание духовной, культурной и иной самобытности народа, защита его законных интересов [9].

Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния всех народов России. Огромную роль в осуществлении и развитии такого подхода призваны играть исторические музеи, в частности, этнографические музеи.

Задачи любого музея, в том числе и этнографического, - сохранить, приумножить и передать потомкам культурное наследие, являющееся культурным достоянием России. Д. С. Лихачев считал, что «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [см.: 5].

Главным отличием этнографического музея от других разновидностей музеев является его неразрывная связь с конкретным народом.

Именно этнографические музеи занимаются сохранением объектов национальной культуры. Этнографические музеи являются институтом социокультурной памяти народа, этнической или социальной группы. Учитывая профиль этнографических музеев, к их основному фонду относят подлинные исторические памятники традиционно-бытовой культуры различных народов, имеющие выраженную этническую специфику - как предметы, так и фотографии, отражающие хозяйство, быт, народное искусство, верования, народные знания и т. д. [2]. Главная задача этнографического музея - не просто удовлетворить информационную и интеллектуальную любознательность посетителя, путем показа музейных предметов, но и адаптировать его к конкретной этнографической ситуации. Иными словами, этнографический музей, обеспечивая взаимодействие посетителя музея с элементами фольклора, предметами быта, костюма и т. п., дает не просто овеществленное знание о предметах материальной культуры, а представляет собой сложный механизм социальной и этнической памяти поколений.

Таким образом, этнографические музеи, по сути, служат хранителями и трансляторами народных культурных ценностей, являются главными посредниками между современным человеком, его унифицированным сознанием и огромным пластом культурно-исторического наследия, частью жизни прошлых поколений.

Основу деятельности любого музея составляют музейные фонды, состоящие из музейных предметов. Именно музейный предмет является основой всей деятельности музея, реализующей его функции. Музейный фонд этнографического музея составляют этнографические предметы (этнографические экспонаты). В работе А. В. Коновалова и Е. Я. Тимофеевой [4] значение термина «этнографический предмет» определяется, основываясь на понятиях объекта и предмета этнографии, а также на категории этнографического текста. Под объектом этнографии принято понимать этнос, в то время как предметную область науки составляет этнический слой культуры и его ядро - традиционно-бытовая культура. Категория «этнографический текст» рассматривается, в частности, как описание элементов культуры, несущих этнографическую информацию. В соответствии с этой исходной позицией этнографическим предметом является такой материальный предмет, который содержит информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Такая информация обычно проявляется в наборе следующих признаков пред мета: форма, материал, способ изготовления, орнамент и сюжет, бытование. При этом бытование рассматривается в четырех аспектах: пространственном (ареал бытования), временном (длительность бытования), частотном (степень бытования) и знаковом (способ бытования) [4].

Итак, этнографический музей - учреждение, хранящее, изучающее этнические (национальные) особенности культуры и передающее их последующим поколениям. На основании изученных работ, в большей степени посвященных комплектованию этнографических экспонатов [1; 2; 4; 8; 10], нами был составлен наглядный образ системы хранения и передачи культурного наследия через этнографический музей (см. рис. 1).

Рисунок демонстрирует процессы хранения культурных ценностей и их трансляции посетителям через музейный фонд, являющийся базой для создания системы экспозиций музея.

Основу музейного фонда составляют этнографические экспонаты и научно-вспомогательные материалы. В каждом этнографическом экспонате следует видеть источник информации двух видов:

  • 1) Информацию о себе самом в контексте своего непосредственного функционирования. Этнографические экспонаты обладают свойствами этнографического текста, так как должны быть описаны не только в контексте отношения к другим предметам и явлениям культуры, но и нести свою собственную информацию бытового характера.
  • 2) Информацию о культуре этноса, к которой он принадлежит. Как правило, экспонаты отражают специфические стороны культуры этноса, свидетельствуют о культурной динамике, характеризуют состояние этнической ситуации в регионе, где находится музей [1].

Через системы экспозиций музея посетители непосредственно информируются о народных культурных ценностях, о культуре и быте того или иного народа.

В заключение отметим важнейшую роль в сохранении и трансляции культурных ценностей не только самих музеев, но и их виртуальных представительств. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, в частности web-сайтам, роль музея, его предназначение способны сохраняться и транслироваться неограниченному кругу посетителей в глобальной сети Интернет. Сайты этнографических музеев также имеют большое значение при решении задач популяризации, укрепления и сохранения культуры и языка различных народов.

Экспозиции (типы)

1 1 1

Общие экспозиции, показывающие в краткой и обобщенной форме культуру и быт различных народов отдельных континентов и стран

Общие экспозиции, характеризую -щие культуру и быт одного какого-нибудь народа в их этнической или национальной специфике

Тематические экспозиции, посвященные одной или нескольким темам по культуре и быту отдельного народа, например: материальная культура, изобразится ы ое искусство, религиозные верования и т.п.

Сравнительные тематические экспозиции, демопстриру ющие ту или иную конкретную тему в сравнительном аспекте по ряду народов, родственных или различных по происхождению, но живущих в одинаковой географ, зоне

Выставки отдельных коллекций, собранных у того или иного народа ПО различным темам или по одной конкретной теме

трансляция кдомпдоного наследия

ПОСЕТИТЕЛИ МУ ЗЕЯ

Рис. 1.

Литература

  • 1. Дмитриев, В. А. О принципах комплектования этнографических экспонатов на современном этапе [Текст] / В. А. Дмитриев, Н. М. Калашникова // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: сб. науч. тр. - Л., 1987. - С. 3-15.
  • 2. Дмитриев, В. А. Научное комплектование фондов этнографического музея [Текст]: метод, рекомендации / В. А. Дмитриев. - Л., 1990. - 44 с.
  • 3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». № 3612-1 от 2 октября 1992 г. [Текст] // Российская культура в законодательных и нормативных актах: Музейное дело и охрана памятников (1991-1996). - М.: ГИМ, 1998. - С. 30.
  • 4. Коновалов, А. В. Понятие «этнографический предмет» [Текст] / А. В. Коновалов, Е. Я. Тимофеева // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: сб. науч. тр. - Л., 1987. -С. 16-22.
  • 5. Культура России: Аналит. справ. [Текст] / под ред. канд. экон, наук, д-ра искусствоведения В. С. Малышева. - М.: КДУ, 2005. - 368 с.
  • 6. Международно-правовые документы по вопросам культуры [Текст] / сост. и науч. ред. проф. А. С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 1996. - С. 359-360.
  • 7. Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.ru/files/ docs/с It/conventioninther rus .pdf
  • 8. Потапов, Л. П. Основные принципы экспозиции в этнографических музеях СССР [Текст] / Л. П. Потапов. - Л., 1960. - 20 с.
  • 9. Проект Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / В. И. Лутовинов, И. В. Манохин. - М., 1995.
  • 10. Решетов, А. М. Фотографии в собраниях этнографического музея [Текст] / А. М. Решетов // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: сб. науч. тр. - Л., 1987. - С. 69-74.
  • 11. Рыбак, К. Е. Музей в нормативной системе (историко-культурологический анализ): автореф. дис. ... д-ра культурологии / К. Е. Рыбак; СПбГУ. - СПб., 2006. - С. 22.

Т. И. Коняева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >