Сохранение элементов традиционного русского костюма в середине XX - начале XXI века на территории Кемеровской области

С возрождением российского общества и государственности внимание ряда исследователей обращено к национальной культуре, истори ческим традициям русского народа и его духовным ценностям. В настоящее время, в условиях глобализации, необходимо сохранить эти традиции, в том числе русский народный костюм как признак самобытности народа, его культуры и эстетики.

Обращение к изучению традиционного русского костюма локально-региональной группы русского этноса не случайно. XX - начало XXI веков отмечены ростом национального самосознания и интересом к традиционной культуре русских Сибири [6]. В Кемеровской области создаются музеи, в состав которых входят этнографические коллекции по культуре русских, например, Музей истории крестьянского быта в с. Красное Ленинск-Кузнецкого района. Увеличивается число средних учебных заведений, работающих по программам, связанным с народной культурой русских. В рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся Зеленогорской средней школы Крапивинского района введен курс «Народоведение». Элективные курсы по программам «История русского костюма», «Русские обряды и традиции» приобщают школьников к русской национальной культуре.

Национальный костюмный комплекс выполняет ведущую роль в межкультурном диалоге и способствует взаимопроникновению культур. Следовательно, изучение национального костюма представляет широкие возможности для более глубокого постижения исторических закономерностей общественного развития.

Одежда является обязательным элементом материальной и духовной культуры народа и воплощает в себе социальные, эстетические, биологические, сакральные, этнические признаки, способные на протяжении веков сохранять свои национальные формы: способы изготовления и обработки материала, цветовую гамму и художественное оформление изделий.

Наиболее сложная картина в изучении традиционного русского костюма представлена на территории Кемеровской области, что во многом объясняется отсутствием регионального костюма и тем, что основное внимание в научных этнографических исследованиях уделялось изучению материальной культуры шорского и телеутского этноса. Следовательно, традиции предков коренных малочисленных народов, населяющих Кемеровскую область, сохранены до наших дней, в то время как традиции русского населения нуждаются в более тщательном изучении.

Особенностью Кемеровской области является то, что на территории области взаимодействовали культуры не только коренных жителей, но и народов, переселившихся сюда из разных уголков страны. По итогам Всероссийской переписи 2002 года на территории Кузбасса 91,92 % русского населения на протяжении многих веков живут в тесном контакте с коренными народами - шорцами, телеутами, а также татарами, украинцами, немцами, чувашами, белорусами и другими национальностями [3].

Русский костюм не представлял собой целостного единства на территории европейской части России. Не был он однородным и в Сибири. Исследование костюмного комплекса должно производиться с учетом этапов заселения региона русскими.

Основные этапы передвижения русского населения на территорию Кемеровской области связаны со строительством острогов (XVII-XVIII века), столыпинским переселением, индустриализацией 1920-30-х годов, эвакуацией в годы Великой Отечественной войны, комсомольскими стройками 1970-80-х годов.

Географические, экономические, исторические, культурные факторы, а также разнообразие этнического состава области отразились в элементах традиционного русского костюма, который обладал выраженными региональными особенностями. Таким образом, культура, традиции, обряды и атмосфера сотрудничества объединили людей из разных областей России, а традиционный русский костюм переселенцев претерпевал трансформацию.

В данной работе мы преследуем цель, рассмотреть как использовались и сохранялись элементы русского традиционного костюма на территории Кемеровской области с середины XX века и возможность их сохранения для культурной коммуникации.

Так, к началу XX века на территории Кемеровской области существовало два костюмных комплекса, имевших разные виды и формы: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Сарафанный комплекс имел разные названия в зависимости от кроя ткани. Южнорусский комплекс был менее распространен и претерпевал большие изменения в связи с природно-климатическими условиями региона. В первой четверти XX века наибольшее распространение получил костюм - «парочка», который состоял из юбки и кофты, изготовленных из одной материи.

Особенностью костюмного комплекса являлось неуклонное сохранение старинного покроя всех видов одежды с использованием традиций художественного оформления. Так до середины XX века в орнаменте костюма русского населения Кемеровской области были сохранены определенные каноны, при помощи которых выражалось представление о Вселенной, об устройстве быта. По социально-бытовым функциям костюм делился на будничный, праздничный, обрядовый: свадебный, погребальный, траурный.

Костюм изменялся вместе с эпохой, что нашло отражение в силуэте, цветовой гамме, фактуре и художественном оформлении. Имущественная дифференциация в области материальной культуры отражалась, главным образом, в качестве используемых тканей, отделке, обуви и т. д.

В 1950-е годы традиционный костюм стал вытесняться городскими формами одежды, однако основная часть русского населения в своей одежде продолжала использовать детали и отдельные элементы традиционного русского костюма [2]. Элементы национального костюма заключали в себе традиционные формы кроя, приемы декора, способ ношения и многие другие функции.

В одежде мужчин сохранялись рубахи-косоворотки. Это была туникообразная рубаха - с расположенным на левой стороне груди разрезом горловины и с воротником-стойкой. В рубахах сохранено представление предков о ее магической силе, а также наблюдается традиционное расположение орнамента вдоль разреза на груди, по обшлагам рукавов и подолу рубахи. Оберегательная символика орнамента защищала неприкрытые части тела. Традиционно рубахи подпоясывались нешироким тканым или плетеным поясом, но большинство мужчин использовали кожаные ремни. Кроме поясов, в мужском костюмном комплексе пожилых мужчин другие элементы и детали костюма не использовались, но в то же время общий стиль старинного костюма продолжал сохраняться посредством сапог, рубах-косовороток. В связи с распространением готовых изделий, в мужской гардероб с 1950-х годов начали входить пиджаки, куртки, фуражки, ботинки.

В женском традиционном костюме изменения коснулись покроя и художественного оформления. Основная часть русских женщин продолжала использовать трансформированный традиционный костюм, некоторые элементы традиционного русского костюма сохранились у женщин старшего поколения. Для изготовления одежды использовались фабричные ткани, тесьма, кружева и т. д.

Несмотря на то что в 1950-е годы расширялась сеть швейных фабрик, ателье по изготовлению одежды, тем не менее, особой популярностью пользовался индивидуальный пошив одежды. Так как только при индивидуальном изготовлении одежды человек проявляет свой эстетический вкус. Пошивом одежды в основном занимались женщины, мужчины шили обувь и выполняли скорняжные работы.

В 1960-е годы основная часть девушек и молодых женщин перешла на общегородские формы одежды, чему способствовало широкое распространение промышленных товаров и подъем материального благосостояния населения. Элементы традиционного русского костюма сохранялись среди женщин сельских территорий. Основным и наиболее распространенным элементом русского костюма являлась рубаха, которая входила в состав каждого ансамбля и была прямого кроя независимо от ее назначения. Использование современных тканей, применение разнообразных приемов декорирования, введение отдельных элементов в стан рубахи в соответствии с новыми условиями изменяли вид рубах и придавали им актуальность и современность.

В 1970-80-е годы в современной одежде из традиционного костюма сохраняются наиболее рациональные и удобные формы. В эти годы прообразом многих вариантов решения формы современной одежды явилась форма русского косоклинного сарафана. Конструктивные особенности русских сарафанов были положены в основу моделирования одежды. Например, получивший распространение силуэт - трапеция, зрительно узкий вверху и расширенный книзу, напоминает русский традиционный сарафан. Трапециевидный силуэт можно встретить и в традиционной русской верхней одежде - шубах, кафтанах. Следовательно, в советский период изменение в костюмном комплексе шло по следующим направлениям: трансформация, модернизация, отказ от многих традиционных элементов (головных уборов, обуви, украшений), возникновение новых видов одежды.

Элементы русского традиционного костюма в послевоенные годы нашли широкое применение в художественной самодеятельности. Для выступлений использовались элементы традиционного русского костюма, которые бережно хранились в семьях русских переселенцев.

На территории Кемеровской области в оформлении спектаклей прослеживались этническое многообразие и неоднородность населения. В данный период, как утверждает Н. Сагбиева, традиционный костюм становится ярким и неповторимым явлением национальной культуры. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов [5].

В настоящее время на территории Кузбасса существует немало коллективов и фольклорных ансамблей, которые активно и плодотворно пропагандируют русскую культуру.

Сложившиеся самодеятельные коллективы, имеющие многолетнюю практику выступлений, например, народный вокальный ансамбль «Вдохновение» (пгт Зеленогорский, рук. Павлович Л. Н.), народный хор ветеранов «Встреча друзей» (п. Крапивинский, рук. Жаворонкова Л. В.) и др., используют специально изготовленные костюмы с отдельными элементами костюмного комплекса, единые для всего ансамбля. Многие фольклорные ансамбли народной песни, например, «Деревенька» (с. Красный Ключ), Банновского Дома культуры, Борисовского Дома культуры (Крапивинского р-на) и др., используют варианты сценических костюмов, которые по своему композиционному решению далеки от традиционного русского костюма, но в своей основе имеют некоторые характерные черты русского костюма. Как отмечают А. Шульгина и Л. Томилова в работе «Костюмы для художественной самодеятельности» - «сценический костюм конструируется с учетом принципов современного костюма, с его характерным силуэтом, оформлением кроем» [7]. Кроме того, среди них есть стилизации под народные костюмы.

Некоторые народные ансамбли, например, фольклорный ансамбль «Параскева Пятница» (г. Новокузнецк, рук. Павловская Е.), «Лазорица» (пгт Зеленогорский, рук. Павлович Л.) и др., выявляют и собирают подлинные костюмы.

Однако в изготавливаемых костюмах идет недопустимое переплетение характерных элементов южнорусского и северорусского костюмных комплексов. Таким образом, отсутствие знаний по истории традиционного русского костюма негативно отражается на качестве и художественных достоинствах сценического костюма для фольклорных коллективов.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления русских традиций с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Так, лекала русских рубах, сарафанов и душегрей используются для создания современных блуз, шуб и т. д.

С 2005 года на территории Кемеровской области работает швейная мастерская «Покровъ». Одним из направлений деятельности мастерской является разработка лекал и внедрение элементов традиционного русского костюма в современную жизнь.

В 2008 году на IV Международной выставке-ярмарке «Сибирская неделя текстиля и моды» в г. Кемерово мастерской «Покровъ» была представлена первая коллекция. Одним из самых ярких и самобытных изделий был золотошвейный платок «Русь». В художественном оформлении изделия сохранена чисто национальная черта - любовь к пышному узорочью, в основе решения которого лежит графически четкая плоскостная система. В изделии переданы традиции русского орнамента.

Композиционным центром женского костюма традиционно была душегрея. В настоящее время накидка имитирует русскую душегрею. Художественное оформление накидки, изготовленной мастерской «Покровъ», близко по орнаментальному строю изображению традиционных древнерусских «разметных трав». В орнаменте прослеживается строение реального растения, все элементы подчинены строгой схеме с точно найденным ритмом форм и линий. Растительные мотивы орнамента в виде колосьев, виноградных завитушек и цветов имеют определенный смысл: колосья - жито, хлеборобность, жизнь; виноградная лоза - символ Евхаристии, цветок лилии - символ чистоты.

Таким образом, швейная мастерская «Покровъ» возрождает богатство русского традиционного костюма при помощи слияния старых традиций вышивки с использованием современных тканей и лекал, что представляет собой невидимую связь времен, соединяя прошлое с настоящим. По мнению руководителя мастерской Н. С. Воронюк, русский традиционный костюм в XXI веке должен стать обязательным элементом русской жизни, получить широкое распространение в молодежной среде и быть принятым у всех возрастных и социальных групп русского населения области.

На наш взгляд, изучение традиционного русского костюма дает возможность проследить его многоуровневую структуру, локализацию компонентов системы одежды в данном регионе, трансформацию во времени и изменение традиций, а так же связи с различными сторонами духовной культуры, и, следовательно, он является важным этнокультурным источником, требующим дальнейшего рассмотрения и изучения в различных аспектах.

Литература

  • 1. Иванов, А. Когда людям неуютно, они начинают искать врага [Электронный ресурс] / А. Иванов. - Режим доступа: http://kuzbass.aif.ru/issues/ 521/0601
  • 2. Каминская, Н. История костюма [Текст] / Н. Каминская. - М.: Легпром-бытиздат, 1986. - 168 с.
  • 3. Лавренков, И. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. [Электронный ресурс] / И. Лавренков. - Режим доступа: http://eawam.ru/ pub/Bul 1/W ebHome/5630. htm
  • 4. Пармон, Ф. Композиция костюма [Текст] / Ф. Пармон. - М.: Легпромбыт-издат, 1985.-264 с.
  • 5. Сагбиева, Н. Народный костюм финно-угров-удмуртов, марийцев, мордвы [Электронный ресурс] / Н. Сагбиева. - Режим доступа: http://costumer. narod.ru/text/fin-ugor.htm
  • 6. Скрябина, Л. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII-XX) [Текст] / Л. Скрябина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 130 с.
  • 7. Шульгина, А. Костюмы для художественной самодеятельности [Текст] / А. Шульгина, Л. Томилова. - М.: Профиздат, 1976. - 165 с.

Е. Е. Леонов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >