Социальная адаптация детей методом арт-терапии в контексте современного музея

В настоящее время, в связи с острой социальной обстановкой в стране и мире, происходит переосмысление педагогической концепции воспитания подрастающего поколения. Наши дети, растущие в условиях нарастания информационного потока, перенасыщения окружающей среды низкопробной продукцией массовой культуры (реклама, видео) лишены возможности приобретения непосредственного чувственного опыта общения с природой и искусством. Таким образом, у детей формируется неправильное мировоззрение, они начинают воспринимать окружающий мир с искаженной точки зрения.

В связи с этим остро встает проблема социальной адаптации детей, к современным условиям жизни и ограждения их от пагубного воздействия западных субкультур. Ведь на сегодняшний день необходимость раннего освоения компьютера, Интернета при недостаточно сформированной сенсорной сфере ребенка в условиях ограничения контактов с миром природы грозит недоразвитием культуры чувств [см.: 5, с. 4].

Вследствие обозначения данной проблемы многие педагоги, психологи и другие представители отечественной интеллигенции занялись разработкой вопроса, связанного с социальной адаптацией и реабилитацией детей. Так данная работа получила свое распространение и в музейной среде.

Всем известно, что в многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт является образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.

Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.

Отечественные музеи имеют огромный опыт общения с посетителями разного возраста, и с 90-х годов XX века, в публикациях, посвященных деятельности некоторых государственных музеев, стали активно провозглашаться образовательно-воспитательные методы, относящиеся до сих пор к социально-психологическому направлению. Эти методы получили название - арт-терапевтические. Свое название и специфику они целиком переняли из психотерапии. Направление арт-терапии вошло в музейную жизнь практически без преобразований. В музеях на сегодняшний день используются те же техники, что и на сеансах психотерапии в различных реабилитационных центрах и больницах. Это изо-терапия, танце-терапия, сказко-терапия, драма-терапия и т. д. [см.: 1, с. 105].

Благодаря данным занятиям музеи, практикующие работу по арт-терапевтическому направлению, выходят на качественно новый виток своего развития. Они начинают претендовать на звание «современные».

Но в связи с мировыми интеграционными процессами соответствие статусу «современный» означает, прежде всего, то, что музей должен:

  • - предлагать широкий спектр услуг;
  • - выполнять помимо основных, еще и рекреационную функцию;
  • - организовывать различные встречи по обмену опытом (участие в симпозиумах, конференциях, семинарах) как на местном, общероссийском, так и на мировом уровнях;
  • - быть интегрированным в сферу туризма;
  • - развивать предпринимательскую деятельность с целью получения дохода для совершенствования музейной деятельности [см.: 2, с. 188].

Но общеизвестно, что далеко не все музеи нашей страны соответствуют данным требованиям. Большинство из них считаются передовыми из-за количества экскурсий, проведенных в год, а не из-за инноваций, вносимых в музейно-образовательный процесс. Этого статуса по праву заслужили лишь несколько музеев нашей страны, и эти музеи держат первенство не только по экскурсионным показателям, но и по внедрению новых программ и методик, в частности по арт-терапевтическому направлению. Это: Калужский областной художественный музей, краеведческий музей г. Тольятти, «Яснопольский» музей-усадьба Л. Н. Толстого, Третьяковская галерея, Томский областной художественный музей и Государственный Русский музей.

В этих музеях организованы регулярные занятия по арт-терапии как с детской, так и со взрослой аудиториями. Что касается детей, то контингент их очень разнообразен. Это и учащиеся из обыкновенных общеобразовательных школ, и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию (беженцы, сироты, воспитанники детских домов), дети, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии: в развитии интеллекта, нравственности, самостоятельности, и даже дети с ограниченными возможностями [см.: 4, с. 96]. Для каждой группы, занимающейся по методам арт-терапии, разрабатываются специальные программы, нацеленные на предотвращение или устранение дефектов, присущих именно той или иной категории детей.

Эти программы, построенные на основе драматизации, тематического сценирования экскурсий в форме «сказочных путешествий», включают элементы детской изобразительной деятельности. Поскольку ведущей формой деятельности детей является игра, это приводит к выводу: образовательное пространство современного музея становится более адекватным восприятию ребенка, так как оно раскрывает свои латентные игровые возможности. Это позволяет рассматривать его экспозиции как пространство игры. В современной педагогике многих музеев нашей страны принята личностно ориентированная модель взаимодействия с экспонатами, произведениями искусства, предполагающая право ребенка на творчество и адекватные его возрасту способы эстетического восприятия и передачи чувств [см.: 3, с. 29].

Наибольшую известность, вследствие своей массовости и результативности, получили программы: «Шаг навстречу!», «Дом семи ветров» Государственного Русского музея, разработанные специально для социальной реабилитации и адаптации «проблемных» детей, призванные через творчество помочь детям освободиться от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения, страхов и контактных барьеров; «Играющий в героев», «Я - здесь!» - трехдневные программы Интегрированных Творческих Мастерских краеведческого музея г. Тольятти для детей с ограниченными возможностями; программа «Истоки» Томского областного художественного музея, нацеленная на приобщение детей и подростков из социально-неблагополучных семей к культуре досуга и общения.

Во всех этих программах использовались различные формы воздействия на детскую музейную аудиторию:

  • - интерактивные выставки (эмоционально-образное пространство, в котором используются звук, цвет, фактура, определенного качества образные ряды);
  • - экскурсии с экскурсоводом на интерактивной выставке, плюс обратная связь или рефлексия: вербальная формулировка опыта (или последовательных шагов опыта) зрителя, участника, соучастника творческого процесса, связанного с погружением в зону искусства, - фактор, позволяющий рассматривать процесс в контексте причастности к артте-рапевтическому;
  • - арт-проекты (синтетические арт-проекты, сочетающие цвет, звук, вербальный текст и динамичный видеоряд) [см.: 6, с. 40].

В процессе реализации вышеперечисленных программ музейщиками были достигнуты все поставленные цели и задачи, связанные с процессом социальной адаптации и реабилитации детей методами арт-терапии.

Но, тем не менее, несмотря на успех этих программ, во многих музеях так и не решены основные проблемы, связанные с арт-терапевтическим направлением, а именно:

  • 1. Отсутствие в музеях, практикующих работу по данному направлению, ставки психолога. Сотрудники музеев, занимающиеся социальной реабилитацией и адаптацией детей методами арт-терапии, имеют историческое, художественное, в лучшем случае педагогическое образование. Специфика их квалификации просто не позволяет осуществлять качественную диагностику и тем более практиковать данную работу без содействия психолога.
  • 2. Отсутствие финансирования и, как следствие, слабая оснащенность музейно-образовательных программ, нацеленных на социальную адаптацию и реабилитацию детей методами арт-терапии. Практически во всех вышеперечисленных музеях занятия по арт-терапии проводятся бесплатно, музеи вынуждены самостоятельно изыскивать средства на приобретение материалов (красок, кистей, бумаги, ткани и т. д.), транспортировку детей в случае выездных занятий, организацию мероприятий с привлечением актеров.
  • 3. Разобщенность в работе различных музеев, занимающихся арт-терапией, что приводит к отсутствию единых действий в области социальной адаптации и реабилитации детей. Данная работа проводится в музеях автономно, обмена опытом практически не происходит. Лишь Государственный Русский музей, один из немногих в нашей стране пытается наладить взаимосвязь с региональными музеями, так же практикующими арт-терапевтические методы в своей работе. Его сотрудники занимаются рецензированием музейно-педагогических разработок, создаваемых в региональных музеях, консультированием сотрудников музеев России по научно-методическим вопросам данной педагогической работы, организацией и проведением конференций и научно-практических семинаров по различным темам.

Для решения данных проблем необходимо, прежде всего, наладить конструктивное сотрудничество с государственными структурами, общественными организациями и объединениями. При отсутствии ставки психолога в музее можно привлекать к взаимному сотрудничеству психологов из социально-реабилитационных центров и больниц, организовать базу практики в музее для студентов психологических факультетов вузов, а также привлекать психологов через Центры занятости населения на временную работу (оплачиваемую из федерального бюджета).

Что касается проблемы нехватки финансирования музейных арт-терапевтических программ, то здесь представляется возможным заключать договоры о спонсорской помощи со сторонними организациями, а также извлекать определенные суммы из внебюджетных средств, полученных от проведения различных платных развлекательных музейных мероприятий.

Проблему разобщенности различных музеев, занимающихся арт-терапией, следует решать совместными усилиями представителей музеев и государственной власти. Так как эта проблема остра и актуальна на сегодняшний день, как для музеев Кузбасса, так и для других российских музеев. Для ее решения активности одного-двух отдельно взятых музеев недостаточно. Со стороны представителей государственной власти должен быть разработан проект, координирующий программы социальной адаптации и реабилитации детей методами арт-терапии различных музеев нашей страны, способствующий их сближению.

Ведь все эти музеи, несмотря на то, что на данный момент работают автономно и при этом эффективно развиваются, занимаясь по программам арт-терапии, тем не менее, преследуют одну и ту же цель - помочь детям. И если эта помощь, благодаря слиянию усилий специалистов различных музеев, также приумножит свой эффект, то работа по данному направлению будет рассматриваться для ее участников, как процесс «бесценный».

В заключение хотелось бы отметить, что развитие арт-терапев-тического направления в музее, на рубеже XX-XXI веков, хоть и остается с открытыми проблемными зонами в своей работе, тем не менее, целенаправленно доказывает свою жизнеспособность как в социальной, так и в образовательной деятельности. И посредством расширения им сфер влияния на жизнь и социальную адаптивность современных детей все больше увеличивает свои функции и все больше интегрируется в воспитательный и образовательный процесс.

Литература

1. Киселева, М. В. Арт-терапия а работе с детьми [Текст]: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007.-160 с.

  • 2. Клюева, Ю. С. Предпринимательская деятельность музейных учреждений Кемеровской области - шаг навстречу музеям нового типа [Текст]: сб. ст. / Ю. С. Клюева // Музееведение и историко-культурное наследие. Музей-заповедник «Томская Писаница», Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. -Вып. 1.-С. 188-194.
  • 3. Кузнецова, Н. Развитие художественного восприятия в системе «школа-вуз-музей» [Текст] / Н. Кузнецова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. -С. 28-30.
  • 4. Мацкевич, М. В. Арт-терапия и «проблемные дети» в музее [Текст]: учеб, пособие / М. В. Мацкевич // Ребенок в музее: новые векторы музейного движения: - М.: Академический проект; РИК, 2006. - С. 91-106.
  • 5. Мацкевич, М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей - детский сад» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Мацкевич; ГУ «Институт художественного образования» РАО. - М., 2006. - 19 с.
  • 6. Черняева, Л. Зона ответственности художника в арт-терапии. Музейная практика [Текст] / Л. Черняева // Арттерапия. Теория и практика: сб. / Фонд поддержки социально-культурных программ «В поисках гармонии» Государственного Русского музея 2006-2007 гг. - СПб., 2007. - С. 39-45.

М. В. Ткачева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >