К вопросу о «музейном дизайне»

...теория должна осмыслить и «переварить» такое сложное явление, как музейный дизайн... [3]

А. Найманбаи

В условиях рыночной экономики и постоянной конкуренции продукт, которым обладают музеи, обязательно должен найти спрос, иначе он обречен на медленное умирание. По этой причине все чаще музеи сотрудничают с профессиональными дизайнерами для грамотного и эмоционального «преподнесения» продукта, которое, в свою очередь, обеспечивает успех музею с наибольшей эффективностью, нежели традиционные методы построения экспозиции, которыми обладают музейные сотрудники-экспозиционеры.

На сегодняшний день с помощью дизайнеров успешно спроектирована не одна сотня музейных экспозиций. Теперь хорошо спроектированный «музейный дизайн» - некая реклама или надежная гарантия в привлечении к себе большего числа заинтересованных посетителей. Однако уже сложившееся словосочетание «музейный дизайн» не имеет в музейном деле конкретного теоретического определения (обычно это, скорее, результат, чем процесс). Но, судя по тому, как об этом свидетельствуют заголовки многочисленных статей, посвященных «музейному дизайну», можно с уверенностью заявить, что «музейный дизайн» начинает приобретать некое особое направление, как в деятельности дизайна, так и в музейном деле.

Поэтому цель нашего исследования: разобраться в причине возникновения в музейном деле «интригующего» словосочетания «музейный дизайн», чтобы попытаться впоследствии сформулировать свое «рабочее» понятие «музейный дизайн».

В ходе развития информационного общества на культурнопросветительские учреждения возлагаются огромные задачи. В ряду с такими учреждениями стоят и музеи. Как отмечает М. В. Димогло: «В нашем мире все больший интерес у посетителя вызывают нетрадиционные музеи. В быстромеияющемся обществе музеям приходится быстрее адаптироваться к новой системе понимания мира. Консервация всего имеющегося в традиционном музее материала не совсем благоприятна для привлечения новых посетителей, появления у них желания вернуться. В таком музее практически ничего не меняется, все предметы экспозиций находятся на своих местах ...молодому поколению более интересен современный музей, который меняется, постоянно находится в движении и идет в ногу со временем, ему присущ “динамизм всех функций и экспозиции в частности”. Он всегда дает ответы на вопросы современности и всегда интересен» [1]. Поэтому за последнее десятилетие функции музеев значительно расширились. Теперь, наряду с сохранением и изучением культурных объектов, одной из основных функций музея является коммуникативная, то есть диалог между статичной достоверностью вещей и воспринимающими их посетителями [10]. Как пишет В. Ф. Сидоренко: «Любая творческая деятельность периодически переживает такие состояния, когда естественная трансформация ее смысла и формы, происходящая в результате контактов с жизнью, уже не может осуществляться в рамках данной парадигмы: деятельность пришла в противоречие с жизнью и требуется ее полное переосмысление» [7]. Теперь, продолжает М. В. Димогло, «в музее акцент делается не только на предмете, но и на человеке. Здесь важно, как именно будет демонстрироваться экспонат, каким образом посетитель будет получать информацию об экспозиции, как будет происходить “общение”. При проектировании экспозиции уделяется большое внимание необычным способам подачи информации, при этом задействуется большое количество каналов ее передачи посетителю. Для построения более точной экспозиции изучается сам посетитель. И если раньше в традиционных музеях экспозиции создавали в основном музейные работники (поэтому они и были направлены лишь на демонстрацию материала, который считался самодостаточным и должен был собственной значимостью привлекать к себе зрителя), то в современных музеях наметилась другая тенденция, данной работой уже занимаются не просто музейные работники, здесь подключаются профессиональные дизайнеры. Иногда экспозиции проектируют известные дизайнеры, это увеличивает популярность экспозиций и, соответственно, музеев» [1].

«Дизайн (англ, design - рисунок, план) - одна из форм деятельности, которая профессионально занимается разработкой идей и концепций. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшего потребности в новой профессии» [4, с. 5].

Как пишет М. Клюев: «С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. С 1785 года в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость» [2].

Дизайн, как и вся деятельность человека, также с течением времени претерпел разного рода трансформации. И уже в начале XX века, продолжает М. Клюев: «Дизайнер обязан мыслить масштабно и разноплано-во, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное, дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики то есть всех составляющих. И, в конце концов, предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник - конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять, кто, когда, как и до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне... Практика показывает: там, где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким качеством» [2]. Теперь, как отмечает Э. Л. Румянцева, «дизайн уже не может восприниматься как специфическое художественное творчество в промышленности. Сегодня деятельность дизайнера регулирует социальную атмосферу общества. Одновременно с новациями в технологиях происходят смысловые преобразования известных предметов потребления, что ведет к изменению мировосприятия в целом... Таким образом, дизайн можно определить как проектную деятельность, объединяющую в своей структуре профессиональные и научные знания на основе осмысления проблем человека. Деятельность, имеющую культурно-коммуникативную функцию» [6].

И. Н. Стор следующим образом определил тенденции развития дизайна и проектной культуры в целом. Первая тенденция - внедрение в дизайн програмно-целевых методов проектирования, что выражается в разработке дизайн-программ, отображающих разнообразные аспекты проектирования, производства и потребления изделий. Вторая тенденция - отход в дизайне от чисто рациональных методов проектирования и обращение к культурологическому подходу, включающему методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применении методов «сценарного моделирования», «реконструкции музея», заимствовании аналогий из других видов искусства и т. д. [9, с. 25].

Следовательно, дизайн - это заимствованная музеем функция, которая проявляется в музейном деле как синтетическое явление, цель которого заключается в создании и усилении посредством современных технологий основного эмоционального впечатления от «эксповоздействия» музея на посетителя. Формируя экспозицию, как объясняет Екатерина Широкова, «...дизайнером интегрируются новые позиции, концептуальные идеи, важным достоинством которых считается раскрытие основного содержания, логики и структуры экспозиции в соответствии с архитектурной пластикой пространственного «ансамбля», с характерными особенностями. Также разрабатывается особый художественный язык и пластика музейного пространства, в построение которого привносится многозначное, образное, игровое начало» [10]. По словам Е. С. Соболевой и М. 3. Эпштейна, «новые выставки отражают новейшие достижения музейного дизайна, предполагают использование экспонатов в интерактивном режиме» [8]. Следовательно, «...на сложность и неоднозначность экспозиционного замысла может повлиять и момент интерактива со стороны самого посетителя, что по-иному определяет требования к организации пространства, света, зрелищности и комфорта всей деятельности экспозиции, в контексте основных функций современного музея (образование, формирование творческого начала человека, полезное времяпрепровождение и т. д.).

Данная “открытость” в интерактиве позволяет отказаться от стереотипа повествовательное™ и организовать экспозицию, которая обращена к посетителю, призывает его к размышлениям, где современный человек своим присутствием будет задавать эмоциональность и информативность в силу своих потребностей и пожеланий, придавая новый статус музею как “живому организму”. Комплексный анализ диалога “человека и экспозиции” обращает дизайнера к формированию нелинейной, техногенной модели музейного пространства, создавая адекватные взаимоотношения зрителя и экспонатов, привлекая и направляя внимание эстетикой свободной формы, организующей среду современного музея», - продолжает Екатерина Широкова [10].

Таким образом, «музейный дизайн» - это не только ломка старых традиций экспонирования музейных предметов, это, также, поиск новых технологий и нестандартный взгляд на устоявшиеся тенденции: оригинальные дизайнерские решения, использование новейшего проекционного оборудования, интерактивных и световых технологий. Отсюда следует вывод, что «музейный дизайн» - это еще одна, очень важная функция музейного дела, направленная на модернизацию коммуникативной функции посредством современных технологий для поддержания статуса «современного» музея.

Действительно, как отмечают Анна Петрухина и Владимир Ляпо-ров: «Современные музеи - это скорее развлекательные комплексы, чем храмы искусства ...Сейчас на выставках можно все: есть, пить, выпивать, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. В общем, все зависит от фантазии организаторов, да и посетителей тоже» [5].

Итак, с изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситуацию в мире. В прошлом веке отмечен переход от традиционных музеев к их новым формам. Именно для грамотного проектирования таких современных форм музея, с нашей точки зрения, и должна быть призвана «новая» функция в музейном деле - «музейный дизайн» как процесс в музейном деле, направленный на модернизацию коммуникативной функции посредством современных технологий для поддержания статуса «современного» музея.

Вопрос о музейном дизайне, в силу своей актуальности, необходимо изучать с точки зрения истории музейных экспозиций, выставок как предпосылки зарождения новой функции в музейном деле. В то же время, музейный дизайн требует более точного теоретического изучения, определения своего содержания как системы в музейной практике и как необходимый элемент связи с научной концепцией экспозиции, выставки.

Литература

  • 1. Димогло, М. В. Современность и традиционность музейного содержания [Электронный ресурс] / М. В. Димогло. - Электрон, текстовые данные (29 КБ). - Режим доступа: http: www.archvuz.ru/magazinNumbers/2007_22/ template_article?ar
  • 2. Клюев, М. Возникновение дизайна [Электронный ресурс] / М. Клюев. -Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.rosdesign.com/ design/istorofdesigninfo.htm
  • 3. Кукашев, Р. Современное искусство Казахстана, Найманбаи Аманжол [Электронный ресурс] / Р. Кукашев. - Электрон, текстовые данные (43 КБ). - Режим доступа: http: www.art-kaz.ru/showjproz.php7idproz 24.12.2008.
  • 4. Михайлов, С. М. История дизайна [Текст]: учеб, пособие / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 288 с.
  • 5. Петрухина, А. Современный музей - так ли это скучно? [Электронный ресурс] / А. Петрухина. - Электрон, текстовые данные (36 КБ). - Режим доступа: http:www.vashdosug.ru/exhibition/article/12221 .html
  • 6. Румянцева, Э. Л. Дизайн-образование в контексте проектной культуры [Электронный ресурс] / Э. Л. Румянцева. - Электрон, текстовые данные (31 КБ). - Режим доступа: http://www.rustm.net/catalog/article/256.html 24.01.05.
  • 7. Сидоренко, В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества [Текст]: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / В. Ф. Сидоренко. - М.: ВНИИЕЭ, 1990. - 32 с.
  • 8. Соболева, Е. С. Маркетинговая политика музеев Швейцарии накануне нового тысячелетия [Электронный ресурс] / Е. С. Соболева. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.maecenas.ru/fresh// 2006/11/HTML
  • 9. Стор, И. Н. Смыслообразование в графическом дизайне [Текст]: учеб, пособие / И. Н. Стор. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. - 296 с.
  • 10. Широкова, Е. Модель музея будущего [Электронный ресурс] / Е. Широкова. - Электрон, текстовые данные (7 КБ). - Режим доступа: http://www.mmj.ru/index. php?id=183&article 18.03.2007. (19:18)
  • 11. Юренева, Т. Ю. Музей в мировой культуре [Текст] / Т. Ю. Юренева. - М.: Рус. слово, 2003. - 536 с.

А. Н. Тарасова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >