Практика использования информационных технологий в деятельности школьных музеев г. Кемерово

Информационные технологии активно внедряются в нашу жизнь. Тема «Информационные технологии» актуальна и вызывает все больший интерес, так как многие регионы только сегодня получают доступ к Интернету и возможность работать с новой техникой и мультимедийными ресурсами.

Стремительное развитие информатизации открыло для музеев принципиально новые возможности в реализации своих главных задач. Доступ к культурному наследию отныне может быть открыт для самой широкой публики. Кроме того, Интернет с его многообразием возможностей открыл и продолжает открывать перед специалистами очень большие перспективы именно на почве установления контактов и связей на профессиональном уровне.

Для развития школьного музея в современном информационном пространстве необходимо владение компьютерными технологиями. Для сохранения историко-культурного наследия в современном обществе, для того, чтобы быть мобильным, нужно находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но, главное, новых форм и методов музейно-педагогической работы, которые позволяют «держать» современную школьную аудиторию.

В связи с этим, мы преследовали следующую цель - изучить и проанализировать использование информационных технологий в деятельности школьных музеев города Кемерово, разработать собственные рекомендации.

В ходе исследования были проанализированы авторефераты диссертаций за последние 5 лет по разделам «004 Информационные технологии. Вычислительная техника», «069 Музеи». Результаты получились следующие: за 2003-2007 годы лишь две диссертации посвящены информатизации музеев.

Среди профильных периодических изданий, таких как, например, международный журнал «MUZEUM» [1], «МУЗЕИ», для дальнейшего анализа был выбран «Справочник руководителя учреждения культуры» [2; 6; 7], поскольку это издание наиболее активно отражает достижения информатизации учреждений культуры, в том числе и музеев. Однако результаты анализа свидетельствуют о недостаточной степени теоретической разработанности проблем информатизации школьных музеев и, в частности, об отсутствии исследований, специально посвященных использованию информационных технологий в школьных музеях.

Также в ходе исследования были выявлены основные технологии, применяемые в музеях, и проблемы, возникающие при их использовании и внедрении.

На базе школьных музеев города (школы № 50, 54, 62, 12, 41, 48 и др.) было установлено, что информационные технологии используются практически во всех направлениях музейной деятельности.

Современные компьютерные технологии применяются в школьном музее для поиска, презентаций, исследований, для хранения экспозиций, рассказов, сценариев и других материалов, для выпуска печатной продукции: положений о конкурсах, приглашений, буклетов, путеводителей и программ, для анализа и статистической отчетности и др.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школьного музея способствует организации информационного пространства музея, обработке текстовой и графической информации, переводу фотографий в электронный вид и формированию электронного описания фондов музея.

Во-первых, мы, конечно, используем во всех, без исключения, направлениях музейной деятельности текстовый процессор Microsoft Word. Он обладает широкой возможностью по созданию, оформлению, редактированию и сохранению в различных форматах документов самых разных видов. Среди возможностей по созданию и оформлению документов следует назвать: набор текстов на многих языках с набором специальных символов, богатый выбор шрифтов, начертаний и шрифтовых эффектов, любые виды оформления абзацев с применением неограниченного количества стилей и др.

Во-вторых, мы не обходимся без графических редакторов Adobe Photoshop и Microsoft Office Picture Manager. В экспозиционновыставочной деятельности активно используется Power Point - одно из самых популярных средств для создания и показа презентаций. Назначение этой системы - помочь пользователю оперативно подобрать набор слайдов во время выступления либо презентации. Презентации Power Point можно демонстрировать с помощью компьютера и медиапроектора, распечатывать на бумаге, использовать как раздаточный материал.

Разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить виртуальные экскурсии, расширять образовательное пространство как интерактивную развивающую среду, позволяющую решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулирует интенсивный творческий рост школьников в процессе коммуникационного обучения (уроки, классные часы).

В процессе работы в музеях активно используется дополнительная аппаратура - сканер, цифровой фотоаппарат и видеокамера (оцифровка фото, документов, создание фотографических образов экспонатов музея).

В исследовательской деятельности большую роль играет электронная почта. Этот вид коммуникации, вероятно, является самым распространенным способом общения между музейными сотрудниками.

Он отличается оперативностью, конфиденциальностью, динамичностью и потенциальной возможностью выхода практически на любого специалиста в любом музее, в котором имеется свой почтовый электронный адрес.

У школьных музеев огромный потенциал и возможности, однако на пути внедрения информационных технологий стоит множество проблем и трудностей.

Нами были выделены три группы проблем, возникающих при внедрении и использовании информационных технологий. К их числу относятся:

  • - проблемы теоретического характера (отсутствие информации о возможностях использования новых информационных технологий);
  • - проблемы материально-технического характера (слабое материальное обеспечение);
  • - проблемы психологического характера (боязнь сотрудников переходить на новый уровень работы).

Использование информационных технологий является одним из факторов развития музея. В связи с этим можно рекомендовать следующее:

  • - четко и ясно ставить цели развития музея, разрабатывать пути их достижения;
  • - использовать школьным музеям новые формы и методы работы, которые задаются внешними факторами;
  • - стремиться к открытости и постоянному взаимодействию с партнерами в различных направлениях своей деятельности;
  • - широко и глубоко использовать в деятельности музея информационные технологии;
  • - обязательно осваивать новое информационное пространство и переводить музейные ресурсы в информационные;
  • - привлекать учащихся к использованию Интернет-ресурсов для подготовки к урокам, выступлениям, исследованиям

Исходя из этого, можно поставить перед школьными музеями следующие задачи:

1. Создать электронную базу данных фондов музея, оформить учетную документацию, формировать коллекции аудио- и видеозаписей, фотографий.

Музей может развивать электронную культуру посредством сбора и использования звукозаписей. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.

Могут активно использоваться при проведении внеклассных мероприятий, экскурсионной деятельности звукозаписи военных времен, которые хранятся в фонотеках многих музеев.

При создании музея составляется электронная коллекция описей, что значительно облегчает работу актива музея. Фонды музея могут быть переведены в электронные таблицы с помощью Microsoft Excel, что позволяет автоматизировать работу по учету музейных экспонатов.

  • 2. Применять школьную компьютерную и офисную технику для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создавать презентации для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных и внешкольных мероприятий;
  • 3. Организовать проектную деятельность с использованием Интер-нет-технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы - библиотек, музеев; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций) и Интернет-ресурсов (электронная почта, музейные сайты, Интернет-журналы, Интернет-сайты (Интранет-порталы) музеев, информационные бюллетени, новостные сайты).
  • 4. Включить школьный музей в единую локальную сеть образовательного учреждения, а также создать сайт своего школьного музея.

Нами создан сайт «В помощь руководителям школьных музеев», который, по нашему замыслу, должен помочь школьным музеям в их работе. Наш сайт организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи. Здесь можно совершить виртуальные тематические экскурсии по школьным музеям, почитать опубликованные статьи, связанные с различными аспектами школьного музея и его места в образовательной среде, получить ответы на интересующие вопросы. Каждый месяц информация будет обновляться. Надеемся, это поможет руководителям музеев в их нелегкой работе. Нас можно найти по адресу: schoolmuseum.siteedit.ru.

Проанализировав использование информационных технологий в деятельности школьных музеев, можно сделать вывод о том, что в самое ближайшее время нас ждет значительный всплеск на этом поприще.

Интернет и информационные технологии не заменят реальную экспозицию и живую экскурсию, но дадут возможность узнать о других и заявить о себе, провести виртуальные выставки, привлечь Интернет-посетителей, найти единомышленников, новые пути сотрудничества, проводить совместные исследовательские проекты, участвовать в конкурсах и грантах, рекламировать и пропагандировать историю и культуру своего города и региона.

Использование информационных технологий позволит вывести организацию деятельности музея на новый качественный уровень.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу школьного музея даст возможность развития учащихся: расширения их кругозора, активизации мыслительной деятельности; решения учебных и воспитательных задач.

Литература

  • 1. Винсон, И. Музеи и наследие: важная проблема в Докладе о всемирной культуре, 2000 (ЮНЕСКО) [Текст] / И. Винсон // MUSEUM. - 2001. -№3.-С. 61-63.
  • 2. Волков, О. Ю. Музейный сайт. Технология оформления музейного предста

вительства в Интернете [Текст] / О. Ю. Волков // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 12. - С. 70-77.

3. Информационные технологии в музейном деле [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.museum.ru/RME/mb.inf/asp

  • 4. Информация об образовательных и музейно-педагогических мероприятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.npstoik.ru/actions/ conf 20070510. asnx
  • 5. Информатизация образовательного пространства школьного музея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://74332-s-006. edusite.ru/p7aal.html
  • 6. Каменина, Л. Л. Интернет-сайт как инструмент для работы музейщика [Текст] / Л. Л. Каменина, И. В. Пролеткин, М. Е. Шпак // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 11. - С. 83-87.
  • 7. Кокорина, Е. А. Информатизация музеев [Текст] / Е. А. Кокорина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 5. - С. 55-60.
  • 8. Ладонина, Л. Ю. Книга руководителя интернет-проекта. Готовые маркетин

говые решения [Текст] / Л. Ю. Ладонина. - СПб.: Питер, 2008. - 254 с.

9. Лебедев, А. Информационные технологии и современная музейная экспози

ция [Электронный ресурс] / А. Лебедев. - Режим доступа: http://www/rusrev/org/content/review/defanlf. asp?

10. Преподавание новых информационных технологий специалистам музейного дела (Опыт Школы Лувра (Париж, Франция) глазами ее ученицы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adit.ru/adit98/c98tvt_r.htm

Раздел 4. ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

М. В. Черняк

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >