ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Роль социально-культурной деятельности как субъект в культурной политике государства

В аспекте развития глобальных социокультурных процессов культурная политика России претерпевает качественные изменения. Ведь, чтобы плодотворно воздействовать на социально-культурную динамику в той или иной стране, ее культурная политика должна отвечать тенденциям и задачам, адекватным масштабу и характеру общественных перемен. В российской культуре в условиях общественных трансформаций принципиальное значение приобретает ориентация на будущее, предполагающая реализацию традиций на новой инновационной основе.

«Для истории России характерно то, что на разных этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой как общества, так и личности» - считает А. Д. Жарков [см.: 7, с. 29].

В арсенале гуманитарных наук нет, видимо, более многозначного термина, чем «культура». Под этим словом понимают и художественное наследие, и набор универсальных кодов, обеспечивающий социальную коммуникацию, и систему воспроизводства определенных ценностей, и индустрию, формирующую специфический, но при этом чрезвычайно обширный и потенциально прибыльный рынок продукции.

Ряд известных исследователей в области культурологии полагают, что сущность культуры составляет совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А. И. Арнольдов, И. А. Громов, Ю. И. Ефимов, В. А. Малахов и др.). Другой подход состоит в объ яснении культуры как специфического способа человеческой деятельности (М. С. Каган, Э. С. Макарян, О. В. Ханова и др.).

Возрастание социальной роли культуры дает основание выдвинуть положение о ее приоритетности в общественном развитии, где именно она выступает эффективным фактором создания, освоения и распространения механизмов совершенствования многогранного мира и самоизме-нения человека - как культуросозидающей и творческой личности. Культура, по мнению А. И. Арнольдова, «не только духовный опыт человечества, но и особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы существования человечества, его сознания и способностей творить и сохранять ценности жизни. Вне культуры человечество обречено на угасание и разрушение своего планетарного социума. Она необходима человеку не только для самоуважения и самоутверждения. Но, что не менее важно, и для духовного спасения, сохранения его духовно-нравственного и социального здоровья» [см.: 3, с. 19].

Когда речь заходит о культуре в целом, то, конечно, имеется в виду главная составляющая культурного производства - производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов, то есть всего того, что можно назвать культурной аутентичностью. Кроме текстов, картин, фильмов, опер и балетов существуют не укладывающиеся в привычную жанрово-видовую классификацию виды культурных продуктов, которые способствуют созданию и поддержанию среды, производящей другие культурные продукты.

Говоря о производстве и потреблении культуры, следует иметь в виду не только творцов и аудиторию, но и посредников - всю многоуровневую инфраструктуру, во многом определяющую содержание, качество, продвижение культурного продукта и, безусловно, экономику, его обеспечивающую. Благодаря этим инфраструктурам, вообще иногда меняется облик мира, возникают новые ценностные иерархии.

Все это заставляет «существенно активизировать поиск новых методов социально-культурной деятельности, а точнее - социальнокультурного воспитания как организованного и управляемого обществом процесса формирования активного субъекта этой деятельности» - констатирует Н. Н. Ярошенко [см.: 16, с. 4].

Поэтому в осмысленной корректировке общего содержания отечественной культуры видится и культурная политика государства на современном этапе. Отечественная научная литература традиционно использовала понятие «политика в области культуры».

Так О. И. Карпухин делает акцент на исследовании механизмов управления в культуре, моделях культурной политики государств [10]. Проблемы культурной политики рассматривают В. С. Жидков и К. С. Соколов в монографии «Культурная политика России: теория и история» и многочисленных статьях; авторы исследуют проблемы культурной неоднородности общества, межкультурных конфликтов, базовых закономерностей культурного функционирования человеческих сообществ, вопросы управления культурными процессами [8; 9].

Понятие «культурная политика» применяет А. И. Кравченко, определяя ее как систему «практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации» [11, с. 173].

А. П. Марков [12] приходит к выводу, что в основу культурной политики государства должен быть положен принцип преемственности и сохранения национальной культуры как основного ресурса духовнонравственного преображения человека и общества. М. А. Ариарский [2] дает развернутое определение культурной политики, определяет ее объект, предмет, цель. Особое место в ряду публикаций о культурной политике занимает докторская диссертация Г. М. Бирженюка «Методология и технология региональной культурной политики» [4]. Г. М. Бирженюк обосновал мировоззренческие основания регулирования культурных процессов на региональном уровне, концептуальные модели и принципы культурной политики, систему приоритетов и пакет технологий формирования и реализации культурной политики. Региональная культурная политика в России, анализ организации, методов деятельности, особенности рассматриваются в статье «Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов» Г. А. Аванесовой [1].

В сложившихся социальных условиях культурная политика государства должна:

  • 1) содействовать формированию механизмов для эффективного социального взаимодействия и предполагать, с одной стороны, целена правленное и более активное укрепление модернизационных тенденций; с другой - контролируемые социокультурные изменения, обеспечивающие максимально бесконфликтное сосуществование модернизационных и традиционных элементов культуры;
  • 2) осуществлять модернизационные процессы во всех сферах российской жизни с учетом культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности;
  • 3) создавать технологическую основу для формирования культурных сообществ самого разного типа. Когда средства массовой коммуникации, информационные магистрали делают всемирное культурное пространство еще более многоплановым, культурная политика должна быть дифференцированной: с одной стороны, быть адресной, а с другой -опираться на межотраслевое взаимодействие. Вследствие этого следует отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей.
  • 4) обновлять программы образования, просвещения, помогающие приобретать практические навыки в решении сегодняшних личных проблем социально приемлемыми способами [см.: 13, с. 25].

Средства культурной политики представляют собой совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению. Существуют творческие институты, производящие культурные тексты (произведения, формы, образцы) и институты культурной политики, собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты [15].

Сегодня необходимой и приоритетной составляющей государственной культурной политики является организация массового просвещения. Разработка современных адресных просветительских программ позволяет в широких масштабах распространять образцы рациональной организации общественной жизни, способствует созданию новых, социально полезных форм организации информационного общества, помогающих решить ряд приоритетных социокультурных задач.

Следует отметить, что просвещение масс сегодня осуществляется преимущественно в формах массовой аудиовизуальной культуры -по таким каналам, как радио и телевидение, кино и видео, Интернет. Значительную роль здесь призваны сыграть и традиционные виды искусств - литература, музыка, живопись. Огромное значение в современных условиях имеет формирование жизненной среды человека: архитектура, промышленный дизайн, мода и т. п. [см.: 6, с. 49].

По мнению А. Д. Жаркова, культурная политика России должна иметь следующие ориентиры:

  • • переход от директивного управления к партнерским отношениям всех субъектов культурной политики;
  • • расширение социальной базы культурной политики при преимущественной ориентации на социальные группы, активно действующие в сфере наследия;
  • • региональную дифференциацию политики в области культурного наследия, предполагающую совместное развитие социальной и предметной среды наследия;
  • • стимулирование режима саморазвития культур на базе собственного наследия и установление режима диалога между ними;
  • • обеспечение государственных гарантий сохранения культурного наследия посредством законодательно-правовых актов, выделения необходимых финансовых и материальных ресурсов;
  • • формирование оптимального механизма общественно-государственного управления культурой [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные направления и содержание социально-культурной деятельности диктуют новые ориентиры культурной политики. В свою очередь, культурная политика ускоряет процесс формирования новых форм, средств и методов социально-культурной деятельности.

Е. И. Григорьева конкретизирует основные направления и содержание социально-культурной деятельности исходя из современной экономической ситуации:

  • • противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
  • • обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
  • • создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
  • • стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
  • • осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуротворческого потенциала [см.: 5, с. 14].

Таким образом, главный ориентир государственной культурной политики будет заключаться в помощи членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), в совершенствовании технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая смогла бы обеспечить массовую аудиторию качественной культурной информацией и помочь ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации.

Особая роль в становлении и реализации культурной политики принадлежит социально-культурной сфере, призванной разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, выявлять, удовлетворять и развивать духовные интересы и потребности разных групп населения, вовлекать их в мир культуры и социально-культурное творчество.

Стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появление экранной культуры (кино, телевидение, видео), радио и звукозаписи, компьютерных и сетевых технологий в корне изменили представления о структуре и функциях культуры. Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями - интеграцией, которая ведет к формированию глобальной массовой культуры, объединяющей людей независимо от пола, возраста, вероисповедания повсеместно распространяемыми мелодиями и текстами, культурными стереотипами и учреждениями, и в то же время диверсификацией, возрастанием многообразия культурных сообществ [см.: 14, с. 88].

У подавляющего большинства людей появляются время, деньги, образование, желание, технические, психологические, ресурсные возможности. Все это неизбежно приводит к тому, что мы неуклонно движемся от прежней производительной деятельности, непосредственно связанной с физическим трудом, к деятельности в сфере услуг и досуга, к принципиально новым видам производства (в том числе, и виртуальным), само возникновение которых невозможно вне новых матриц культуры.

Многообразие форм собственности в социально-культурной деятельности повлекло за собой многообразие программ и действий, появление новых организаций, фирм, эффективно заполняющих образовавшиеся ниши сети учреждений культуры. А внедрение новейших достижений науки и техники стало стимулировать рост новых форм досуга: аттракционы, залы игровых автоматов, компьютерные центры, шоу в ночных клубах. И не всегда учреждения культуры способны конкурировать с альтернативной инфраструктурой. А разнообразные субкультурные группы формируют свою культуру, удовлетворяющую их потребности и предпочтения, так как они могут вкладывать в искусство и индивидуальные формы досуга определенные финансовые средства.

Поэтому при формировании новой культурной политики государства определяющим является содержание социальных теорий, норм, ценностей, образцов культуры, символов веры, всего того, что входит в понятие «культура».

Литература

1. Аванесова, Г. А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов [Текст] / Г. А. Аванесова // Панорама культурной жизни РФ: информ, сб. / РГБ; НИО Информкультура. - 2001. - № 2. - С. 2-31.

  • 2. Ариарский, М. А. Прикладная культурология [Текст]: монография / М. А. Ариарский. - Изд. 2-е. - СПб., 2001. - 561 с.
  • 3. Арнольдов, А. И. Культурология: явления и процессы [Текст]: учеб, пособие / А. И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2007. - 408 с.
  • 4. Бирженюк, Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики [Текст]: дис. д-ра ... культурол. наук: 24.00.04 / Г. М. Бирженюк. -СПб., 1999.- 153 с.
  • 5. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культутрной деятельности [Текст]: учеб, пособие / Е. И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004.-С. 3-513.
  • 6. Громыко, Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования [Текст] / Н. В. Громыко // Вопросы философии. - 2002. -№ 2. - С. 48-54.
  • 7. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. -М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
  • 8. Жидков, В. С. Государственная культурная политика [Текст] / В. С. Жидков // Ориентиры культурной политики. - 2001. - № 6. - С. 49-86.
  • 9. Жидков, В. С. Культурная политика России: теория и история [Текст]: учеб. пос. для вузов / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - М.: Академ, проект, 2001.-592 с.
  • 10. Карпухин, О. И. Культурная политика и менеджмент [Текст] / О. И. Карпухин. - М.: Изд-во «Экономика», 2004. - 174 с.
  • 11. Кравченко, А. И. Культурология [Текст]: учеб, пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Академ, проект, 2001. - 496 с.
  • 12. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологии [Текст] / А. П. Марков. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 285 с.
  • 13. Местное телевидение, власть, население: информационная открытость, как основа социального партнерства [Текст]. - М.: Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 2001. - 160 с.
  • 14. Разлогов, К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса [Текст] / К. Э. Разлогов // Вопросы философии. - 2002. - № 8. - С. 87-94.
  • 15. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов [Текст] / А. Я. Флиер. - М.: Академ, проект, 2000. - 492 с.
  • 16. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности [Текст]: учебник / Н. И. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. -360 с.

Н. Л. Хижняк

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >