Комплексная программа развития образовательных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства как условие качества художественного образования

Кардинальные изменения, происходящие в современном обществе и во всех сферах деятельности, делают его жизнь необычайно динамичной. Это в полной мере относится к музыкальным и художественным школам, школам искусств, которые повышают требования к качеству художественного образования, кардинально обновляют технологии обучения, меняют организационные и экономические условия своей деятельности, активизируют работу на рынке образовательных и творческих услуг в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. В этих динамичных и резко меняющихся условиях успешность любого образовательного учреждения (ОУ) сферы культуры и искусств невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по повышению качества образовательных, информационных и других услуг, которые как товар могут предъявляться на международном, национальном, региональном и муниципальном рынках.

Общественные параметры образования являются показателем культурного потенциала общества. Как правило, образование характеризуется как процесс целенаправленного, педагогически организованного духовного и интеллектуального развития человека. Оно выступает главным социальным институтом, в рамках которого формируется «культурный стиль» и реализуется защита культурных источников и абсолютов, обеспечивается формирование определенных вкусов, нравов и образа жизни. В социальном аспекте образование рассматривается в виде своеобразной триады, состоящей из:

а) развивающейся системы воспитания, как процесса социализации личности;

  • б) последовательно направляемого государственно-ориентированного процесса передачи опыта, знаний и умений, широкого приобщения к культуре;
  • в) социальной, государственно-общественной системы, существующей в виде специализированных организационно-управленческих и учебно-методических структур учебных заведений разного вида, типа, уровня и профиля. Доминанта в этом процессе - становление самостоятельной личности.

Сложившаяся в стране демографическая ситуация усиливает конкуренцию между образовательными учреждениями сферы культуры и искусства. Для привлечения обучающегося им приходится доказывать, что качество предоставляемых ими образовательных и иного рода сопутствующих услуг соответствует предъявляемым современным требованиям.

Сегодня вопрос о качестве образования один из самых актуальных в России. О повышении качества образования говорят все, ведутся не-прекращающиеся дискуссии о реформах системы образования, включая образование в сфере культуры и искусств, так как решение проблемы управления качеством образования является исходным условием для развития дополнительного образования детей.

В научных разработках качество образования трактуется как совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности личности, общества, государства в соответствии с назначением этого образования.

Качество образования раскрывается через систему определений, отражающих единство системно-структурных и ценностно-прагматических аспектов, которая является противоречивой. Среди основных противоречий можно выделить - между внутренними и внешними моментами качества образования, между статическими и динамическими моментами качества образования, между качеством образования как результатом и как процессом.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни.

Следует отметить, что на качество образования в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства влияют многочисленные факторы: уровень подготовки обучающихся, квалификация преподавательского состава, содержание образовательных программ, творческий потенциал и материально-техническая база образовательного учреждения, социальная защищенность обучающихся и сотрудников, воспитательная среда и многое другое. Учитывая все эти факторы, современное конкурентоспособное образовательное учреждение сферы культуры и искусства должно иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством.

Повышение качества образования осуществимо только в результате развития ОУ. Анализ показывает, что заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другой музыкальной, художественной школы или школы искусств. Необходимо разрабатывать свою систему, сформировать черты качества образования в каждой школе сферы культуры и искусства. Концепция качества образования становится действующей только после многократного обсуждения в педагогическом коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса.

Среди проблем, связанных с управлением школой сферы культуры и искусства, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекают вопросы стратегического менеджмента в образовании. Тема стратегического управления ОУ очень актуальна для практики внутри-школьного управления в современной России потому, что:

  • - стратегическое управление вносит весомый вклад в достижение высокого качества образования и управления школой сферы культуры и искусства, в обеспечение долговременного успеха ОУ через постановку главных стратегических целей, выбор приоритетов, определение стратегий достижения этих целей, направление деятельности педагогических коллективов на эффективную реализацию стратегических планов в повседневной работе;
  • - объявленный в 2006 году губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым региональный приоритетный проект в области культуры в части поддержки лучших школ художественного образования предполагает выполнение ОУ ряда условий, объективно требующих перехода на стратегическое управление. Поэтому для всякой музыкальной, художественной школы, школы искусств, уважающей себя и желающей стать современной и успешной, и для ее лидеров внедрение стратегического управления относится к числу актуальных.

Документально стратегическое управление находит отражение в разработке и реализации программы развития школы сферы искусств.

Вопросам разработки программ развития школы посвящено значительное число печатных публикаций. Наиболее известными авторами являются В. С. Лазарев [1], В. М. Лизинский [2, 3], А. М. Моисеев [4, 5, 6], М. М. Поташник [7, 8], П. И. Третьяков [9], Т. И. Шамова [10] и другие.

К числу достоинств программы развития можно отнести ярко выраженный практико-ориентированный характер и нацеленность на освоение руководителями ОУ основных идей, концепций и инструментария стратегического управления современной школой художественного образования. Ориентация такого управления на обеспечение долгосрочного успеха школы в сложных и изменчивых условиях внешнего окружения дает основание, считает А. М. Моисеев, рассматривать переход к стратегическому типу управления как одно из важнейших и наиболее перспективных управленческих нововведений в школе, приоритетное направление модернизации и развития систем внутришкольного управления.

В настоящее время в период модернизации образования перед педагогическими коллективами музыкальных, художественных школ, школ искусств стоит задача разработки и внедрения комплексной Программы развития своего учреждения - документа стратегического назначения, обусловленного образовательными потребностями и выражающего объективную заинтересованность в определенных образовательных услугах детей и их родителей. Потребность в проектировании Программы определена, во-первых, необходимостью сохранения своего статуса на рынке образовательных услуг (или переходом на новый статус), во-вторых, желанием педагогических коллективов организовать образовательную деятельность в системе, придав ей неповторимую уникальность и индивидуальное своеобразие, в-третьих, подготовкой к успешному прохождению аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, Программа развития школ сферы культуры и искусства - это педагогическая модель социального заказа, приведенная в соответствие с особенностями и потребностями конкретного социума, возможностями и перспективами развития педагогического коллектива. Программа развития школ художественного образования является важнейшим стратегическим документом образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Разработка таких Программ стала одним из наиболее ярких и распространенных системных нововведений во внутришкольном планировании и управлении и в отечественном школьном художественном образовании в начале XXI века, явившись одним из немногих примеров нововведений в управлении, существенно стимулирующих обновление образовательных учреждений сферы культуры и искусства как объектов управления.

Программа развития может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Как и другие общешкольные планы, Программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определение последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т. п.

В то же время, программа развития существенно отличается от традиционного плана работы образовательного учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства. Эти отличия связаны, прежде всего:

  • 1) со стратегическим характером Программы развития, его преимущественной направленностью на решение наиболее важных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности музыкальной, художественной школы или школы искусств. Программа развития, при всей желательной детализации предполагаемых действий, акцентирует внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии, а уже затем - тактики их решения;
  • 2) с ярко выраженной инновационной направленностью Программы развития (в то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования музыкальной, художественной школы или школы искусств). То есть программа развития является стратегическим планом осуществления основных нововведений в образовательном учреждении художественного образования;
  • 3) прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на художественное образование;
  • 4) опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении ОУ;
  • 5) использованием при разработке данного документа специальной проектной технологии.

Программа развития музыкальных, художественных школ, школ искусств рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние и одновременно - как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.

При этом Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

  • 1. Определить и описать место ОУ в системе социальных связей и взаимодействий и выявить достигнутый уровень жизнедеятельности школы сферы культуры и искусства (решение этой задачи предполагает анализ состояния и прогнозирование тенденций изменений внешней среды и социального заказа, адресуемого музыкальной, художественной школе, школе искусств, и их соотнесение с возможностями получения ресурсов извне; анализ и оценку достижений ОУ и ее проблем и находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитикопрогностическом обосновании программы).
  • 2. Определить и описать образ желаемого будущего состояния музыкальной, художественной школы, школы искусств, ее структуру и функционирование (решение этой задачи отражается в концептуальном и детализированном проектах будущей школы сферы культуры и искусства, в концепции желаемого будущего состояния ОУ).
  • 3. Определить и описать стратегию и тактику перехода ОУ дополнительного образования детей сферы культуры и искусства из существующего в новое, желаемое состояние, разработать конкретный план такого перехода.

Решение о разработке Программы развития ОУ художественного образования принимается педагогическим коллективом и администрацией школы и согласуется с учредителями и вышестоящими органами управления. Для практики разработки и реализации Программы развития (как и всякой инновационной практики вообще) противопоказано администрирование и действия по приказу «сверху», без учета желания и готовности школьного коллектива.

При принятии решения о начале разработки Программы развития важно учитывать, что программы этого типа нужны, прежде всего, в ситуациях, характеризующихся:

  • • высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к образовательному учреждению сферы культуры и искусства (в стабильных ситуациях потребности в развитии и его проектировании существенно ниже, и программы развития не вос-требуются);
  • • недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения (при избытке ресурсов и стабильности их получения потребность в программе развития, как правило, отсутствует);
  • • стремлением к достижению максимально возможных результатов жизнедеятельности музыкальной, художественной школы, школы искусств для данных конкретных обстоятельств и ограничений;
  • • объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров ОУ и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей (при отсутствии такой необходимости отдельные изменения могут быть произведены узкой группой лиц, как правило - руководителями школы, и не требуют общешкольной программы развития);
  • • осознанием необходимости именно системных преобразований в музыкальной, художественной школе, школе искусств (для осуществления стратегии локальных и модульных изменений в школе разрабатываются другие документы, существенно отличные от Программы развития школы).

Широко распространенная среди управленцев точка зрения о том, что Программы развития необходимы только тем учреждениям, которые планируют перейти в новый статус, ошибочна: Программы развития показаны любым музыкальным, художественным школам, школам искусств, желающим качественно изменить свою деятельность и ее результаты.

Остановимся на требованиях, предъявляемых к разработке целевых программ. Они могут выступать своеобразными критериями ее самооценки и внутренней экспертизы:

  • • актуальность программы, нацеленность на решение основных проблем школы;
  • • стратегичность программы (от концепции к детализации);
  • • индивидуальность программы (решение проблем конкретной школы);
  • • ценностно-целевая согласованность программы;
  • • полнота, системность и логичность построения программы;
  • • контролируемость программы;
  • • реалистичность и реализуемость программы;
  • • нацеленность на максимально возможные результаты при рационально используемых ресурсах.

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации Программы развития в учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры и искусств Кемеровской области (МОУДОД «Детская художественная школа № 3», г. Белове, МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа № 1», г. Кемерово, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 4», г. Кемерово, МОУДОД «Детская художественная школа № 1», г. Кемерово, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 12», г. Ленинск-Кузнецкий, МОУДОД «Детская художественная школа № 4», г. Ленинск-Кузнецкий, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 22», г. Мариинск, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 24», г. Междуреченск, МОУДОД «Детская художественная школа № 2», г. Новокузнецк, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 10», г. Прокопьевск, МОУДОД «Детская художественная школа № 8», г. Прокопьевск, МОУДОД «Детская музыкальная школа № 36», Крапи-винский район, МОУДОД «Детская художественная школа № 14», Тисульский район, МОУДОД «Детская школа искусств № 31», р. п. Тя-жинский) говорят в пользу данной структуры документа:

  • 1. Обложка.
  • 2. Титульный лист.
  • 3. Содержание с указанием страниц.
  • 4. Паспорт программы развития (краткая аннотация).
  • 5. Информационная справка об ОУ.
  • 6. Аналитико-прогностические обоснования Программы развития.
  • 7. Концепция образовательного учреждения.
  • 8. Стратегия и тактика перехода в режим развития.
  • 9. Список литературы.
  • 10. Приложения.

Знание важнейших свойств, «выходных характеристик» Программы развития образовательного учреждения как документа позволяет избежать некоторых недостатков в ходе ее разработки и использовать эти свойства в качестве критериев ее самооценки и внутренней экспертизы, считает А. М. Моисеев [4].

Таким образом, Программа развития рассматривается нами как потенциально мощный инструмент, который обеспечивает гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход сообщества образовательного учреждения сферы культуры и искусства в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.

Литература

1. Лазарев, В. С. Управление развитием школы [Текст]: пособие для руководителей образоват. учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник,

A. М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

  • 2. Лизинский, В. М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе [Текст]: пособие для директоров школ / В. М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.-160 с.
  • 3. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] /

B. М. Лизинский. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.

4. Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой [Текст]: учеб, пособие / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. - М.: Центр педагог, образования, 2008. - 256 с.

  • 5. Моисеев, А. М. Управление школой [Текст]: словарь-справочник руководителя образоват. учреждения / А. М. Моисеев, А. А. Хван. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
  • 6. Моисеев, А. М. Разработка программы развития образовательного учреждения [Текст]: материалы к семинару / А. М. Моисеев. - М.: Самиздат, 2008.-36 с.
  • 7. Поташник, М. М. Требование к современному уроку [Текст]: метод, пособие / М. М. Поташник - М.: Центр педагогического образования, 2007. -272 с.
  • 8. Поташник, М. М. Управление современной школой [Текст]: пособие для директора школы / под ред. М. М. Поташника. - М.: АПП ЦИТП, 1992. -168 с.
  • 9. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1998. -288 с.
  • 10. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

Е. С. Клименко

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >