Творческие индустрии как фактор социокультурного развития современного города

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики, который реализуется в различных национальных проектах, таких как «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье». Для успешного осуществления подобных программ необходима стабильная, устойчивая экономика. Именно поэтому многие аналитики всерьез озабочены ее сырьевым уклоном. Беспокоясь о том, что произойдет со страной, когда нефть окончательно подешевеет или ее запасы иссякнут, правительство приняло решение о создании «технопарков» (специальная территория, на которой объединены объекты индустрии, научно-исследовательские компании, деловой центр, выставочная площадь, учебные заведения, а также предприятия, обслуживающие все эти объекты). Конечно, появление технопарков благоприятно сказывается на экономике города, региона, страны в целом -создаются новые рабочие места, улучшается уровень жизни людей, развивается инфраструктура. Одновременно с этим процессом происходит обезличивание человека, он становится «машиной», «роботом», занимающимся только физическим трудом, а территория, где он проживает, отраслевым придатком. В результате мы получим загрязненную окружающую среду, безынициативного и равнодушного человека, духовно бедную личность. Между тем в городах, как правило, концентрируется богатый творческий потенциал, способный к созидательной деятельности. Таким образом, заботясь о человеке, создавая комфортные условия для жизни, правительство часто забывает о том, что, прежде всего, надо воспитать самого человека, чтобы он умело мог пользоваться тем, что для него создают, рационально использовать свой досуг и максимально получать от этого пользу.

Известно, что большую часть своего свободного времени люди проводят в городе. В течение веков города были тем местом, где создавалась культура, где появлялись новые идеи, новая вера, новые стили, образы жизни. Города были местом, где развивались инновационные процессы в бизнесе, производстве, где накапливалось богатство. Но не всегда было понимание, что эти два процесса - культура и экономика -каким-то образом связаны. Сейчас, в XXI веке, экономика и культура перемешиваются именно в городах. Культура становится товаром. Экономика городов все больше становится зависимой от творческого класса людей. Современный город становится центром обмена идеями, ресурсами - от искусства до политики и от семьи до свободы. Новое значение приобрели такие факторы, как информация, доверие, инновация, гибкость, поэтому современная городская политика выстраивается вокруг поиска новых ресурсов и талантов, разработки и внедрения новых стратегий и направлений деятельности, привлечения инноваций, а также поддержки и сохранения городского культурного наследия. Фил Вуд, говоря о стимулах городского творчества, отмечает: «Сегодня все города встают перед вопросом, как обеспечить атмосферу, создать правильные условия, в которых будет возможно развитие их скрытого творческого потенциала» [2]. Он выделяет ряд факторов, которые обеспечивают раскрытие нового потенциала городов, в особенности творческого: это осознание политического, управленческого и экономического кризисов, которое приводит к новым, нестандартным решениям и применению новых идей (самый успешный пример - город Хаддерсфилд в Великобритании); это влияние включения этнических меньшинств в процесс изменений городов; это осознание конкуренции с другими городами; творческое обучение, поощрение творческих экспериментов и сотрудничества в обсуждение идей, удовлетворение амбиций, появление манифестов и программных идей, а также «что-то полностью неожиданное и непредсказуемое» [см.: 2].

Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными, индустриями (creative industries). К творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, интернет и компьютерные технологии, культурный туризм. Концепция «творческих индустрий» впервые возникла в Великобритании. С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом британской национальной политики. За последние годы эта концепция (и соответствующая практика) распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и к экономике. Официальное определение творческих индустрий, принятое департаментом культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании, звучит так: это «...деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интел лектуальной собственности» [2]. Творческие индустрии - перспективная и широко обсуждаемая инновационная стратегия социально-экономического развития Объединенной Европы (лидером является Англия) и развитых стран Юго-Восточной Азии (Корея, Китай, Япония) [см.: 4].

Известный британский эксперт по развитию городов Чарльз Лэндри пишет о том, что творческие предприниматели обычно приходят в бедные, полуразрушенные и вообще «проблемные» районы города, потому что цены на недвижимость там существенно ниже. Их присутствие довольно быстро «облагораживает» район: здесь возникают улицы и кварталы, где кипит жизнь, открываются новые кафе и магазины, приводятся в порядок здания и городская инфраструктура. Постепенно такие места становятся известны и популярны не только среди самих художников, но и широкой публики. В результате цены на недвижимость здесь начинают расти, и на место творческих предпринимателей приходят более консервативные компании. В далекой перспективе такой район полностью оккупирует истеблишмент, а художники и творческие предприниматели, как боевой отряд возрождения городов, идут дальше, осваивая новые территории [см.: 6, с. 17]. Таким образом, опустевшие фабрики и заводы становятся центрами современного искусства, музеями, галереями, давая приют независимым творческим компаниям. Поэтому вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преображает облик городов.

Джеффри Браун выделяет 4 ключевых элемента интеллектуальной концепции творческих индустрий: «1. ...базируются на творческих, художественных способностях индивидов... 2. ...действующих в союзе с менеджерами и технологами... 3. ...создающих рыночные продукты... 4. ...экономическая ценность которых заключена в их культурных (или “интеллектуальных”) свойствах» [1].

В некогда индустриальных городах, таких как Ливерпуль, Манчестер или Шеффилд, известных как «родина капитализма», бывшие промышленные кварталы превращены сегодня в то, что мы назвали бы «колониями художников» (одновременно являющихся и предпринимателями). Специалисты по развитию городов называют такие кварталы «творческими кластерами». Творческий кластер - особое место, где несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов объединены в общем пространстве и заняты в секторе творческих индустрий. В кластере воз никает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернатива социальному капиталу, на основе которых происходит обмен идеями [см.: 5]. Главной чертой таких кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству креативного продукта. Кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств. Как выяснилось, в творческом кластере возникает особая атмосфера сотрудничества и конкуренции одновременно. При этом его жизнедеятельность оказывает позитивное влияние на окружающую территорию - старые, заброшенные, иногда криминогенные районы получают новую жизнь, становятся привлекательными и для жителей города и для туристов. В некоторых случаях кластеры бывают однородными, то есть объединяют предприятия одного сектора (скажем, мультимедиа или дизайн), в других они принципиально многопрофильны. Иногда в кластерах преобладает производственная составляющая, скрытая от глаз обычного прохожего, но чаще к ней добавляется презентационная функция, благодаря которой творческая деятельность выходит в публичное пространство - в виде магазинов дизайнерской одежды или мебели, выставочных залов, концертных и театральных площадок и т. п.

В России, несомненно, существуют творческие индустрии, хотя мы совсем недавно стали их так называть. В самом деле, у нас есть радио и телевидение, кинопроизводство, интернет-компании, производители мультимедийных продуктов, дома моды, вполне вставший на ноги коммерческий издательский сектор, дизайнерские и праздничные агентства и т. д. При этом крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу.

В Москве в 2005 году появился первый настоящий творческий кластер. Это Центр дизайна ARTPLAY, который расположился почти в самом центре города, в здании бывшей фабрики «Красная Роза». Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний - в основном, дизайнеры и архитекторы, - а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом. Есть и другие проекты такого рода, например, «Арт-Стрелка», созданная в бывшем здании фабрики «Красный Октябрь», «Фабрика» на Бауманской или центр, создаваемый на бывшей Даниловской мануфактуре, который обещает стать самым крупным творческим кластером в Москве.

«Творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов. Творческие индустрии также являются важным показателем условий существования страны и регионов, определяют их развитие:

  • 1) формируется творческая городская среда;
  • 2) финансовые ресурсы инвестируются в креативных людей, а также в инновации для сферы культуры в целом;
  • 3) через создание новых рабочих мест востребуется творческий потенциал;
  • 4) разрабатывается и продвигается интеллектуальный продукт;
  • 5) поддерживается экономическая, культурная и политическая коммуникации — “обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильностью”;
  • 6) находится выход из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города, за счет роста их конкурентоспособности;
  • 7) находится выход из политического кризиса за счет новых управленческих кадров, методов и идей, прихода новой власти;
  • 8) формируются новый имидж и идентификации регионов и пространств;
  • 9) решаются социальные задачи - развитие местных сообществ, их интеграция и диалог» [4].

Сегодня культурный творческий потенциал города, территории, региона представляет собой важный экономический ресурс. Особенность привлечения этой новой составляющей роста экономического процветания общества состоит в том, что в отличие от руды или углеводородов, которые извлекаются из-под земли, этот ресурс хранится в головах людей, в их общественной деятельности, в их традициях, стиле, языке. Современные творческие индустрии сочетают в себе как элементы классической культуры, оставшиеся в качестве наследства от прежних поколений, так и своего рода «добавленную стоимость» новых предпринима тельских навыков, основанных на последних достижениях информационных технологий. В стремлении к повышению конкурентоспособности ведущие компании осознали важность применения широкого спектра творческого капитала, создания запаса идей, развития способности генерировать новые идеи и умения извлекать из них финансовый капитал. Практически такие компании превратили свои организации в «фабрики идей». Чтобы добиться высокой степени развития творческого потенциала любой организации, недостаточно лишь привлечения к работе талантливых специалистов. Необходимо создание целостной системы формирования организационной культуры, в рамках которой руководители должны обеспечить равновесие между открытостью и целеустремленностью, личным талантом и динамикой коллектива, экономической безопасностью и разумным риском. Для такого рода организаций крайне нужны мастера своего дела, наделенные творческим талантом. Креативная индустрия основывается на деятельности личностей, обладающих мастерством и талантом и взаимодействующих с рыночными менеджерами, маркетологами и творцами креативных технологий, способных создавать конкурентоспособные культурные продукты, экономическая ценность которых определяется в интеллектуальном вкладе творцов.

Постепенно в общественное сознание приходит глубокое понимание того, что экономика, в первую очередь, измеряется культурой, а основной целью экономического развития является создание культурных ценностей. Главным двигателем экономического прогресса в современных условиях становится культура, ибо экономическая деятельность сама по себе не должна быть целью, но может быть целесообразной лишь тогда, когда содействует росту общего благосостояния. Деятельность творческих индустрий должна стать мощным источником формирования доходов и социально-экономического развития городов, регионов и страны в целом. Главным способом реализации инициатив в этой области должно стать партнерство частного и государственного секторов, а также общественных организаций на кластерной основе. Как свидетельствует мировая практика, в настоящее время творческие индустрии не только выступают как ключевые ресурсы экономики, но и развиваются быстрее, чем в среднем вся мировая экономика. Важной частью внедрения творческих индустрий является налаживание связей между различными группами интересов, прежде всего между «творчеством» и «бизнесом». И здесь камнем преткновения стало специфическое понимание «творчества», которое, как и «высокое искусство», ассоциируется в российском сознании с некоммерческой деятельностью, осуществляемой либо на энтузиазме, либо (в лучшем случае) при помощи меценатов или спонсоров.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что творческие индустрии в России будут развиваться. Политика - государственная, региональная или муниципальная - сможет только ускорить или замедлить этот процесс, но она не сможет его остановить. Тем не менее, очень важно, какой будет в ближайшее время политика государства в этой области. Будет ли она традиционалистской и консервативной или, наоборот, радикальной и новаторской? Или сбалансированной и взвешенной? Ограничится ли правительство созданием технопарков или признает также существование «гуманитарного измерения» экономики? [см.: 3]. Для реализации креативных подходов, выработки согласованного и взвешенного перечня мер, по стимулированию и поддержке использования возможностей развития талантов, претворения в реальность их идей, сохранения и развития народных традиций, а также для изучения и обобщения мирового опыта крайне важен этап целенаправленных специальных аналитических исследований.

Таким образом, развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социокультурного развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики, с одной стороны, а с другой - они способствуют новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению городов и формированию городского пространства. Так или иначе, городам придется осознать, что их судьба неизбежно связана с тем, как они используют - или не используют -творческий потенциал горожан. Способность города распознавать, раскрывать, подпитывать, направлять, использовать, поддерживать и, в конце концов, перерабатывать этот творческий потенциал определит его судьбу в условиях мировой конкуренции.

Литература

1. Браун, Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории [Электронный ресурс] / Дж. Браун // Презентация на семинаре

«Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории» 14-18 июля 2003 года. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru

  • 2. Вуд, Ф. Круговорот городского творчества [Электронный ресурс] / Ф. Вуд. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru
  • 3. Зеленцова, Е. В. Первопроходцы: Творческие индустрии приходят в Россию [Электронный ресурс] / Е. В. Зеленцова. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru
  • 4. Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / М. Гнедовский // Отечественные записки. - 2005. -№ 4(24). - Режим доступа: http://www.stranaoz.ru/?numid=25&article=l 109
  • 5. Гончарик, А. А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и Российские реалии [Электронный ресурс] / А. А. Гончарик // Научный общественно-политический журнал «Без темы». - 2008. -№ 1 (7). - С. 53-65. - Режим доступа: http://www.beztemy.usu.ru/?base=mag/ 0007(0 l_2008)&xsln= show Article. xslt&id=a08&doc=./content. jsp
  • 6. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст]: пер. с англ. / Ч. Лэндри. - М.: Издат. дом «Классика XXI», 2005. - 143 с.

М. И. Васильковская

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >