К вопросу об аналитичности методической продукции библиотек

Одной из задач настоящей статьи является определение общего и специфического в структуре методического и технологического знания, ориентированного на библиотечных практиков. На первых этапах исследования мы убедились в близости методического и технологического описаний библиотечных и информационных процессов.

Для разработки структурных моделей методической продукции библиотек был проведен структурный анализ технологического и методического знания. Специфика технологического знания - ярко выраженный нормативный, алгоритмический характер.

Технологическое знание определяет порядок, способы и средства решения конкретной задачи, достижения желаемого результата. Были выявлены структурные элементы технологического знания в методической документации.

Элементы технологического описания:

  • 1. Исходное «сырье» - предмет труда.
  • 2. Ресурсы (информационные, финансовые, кадровые).
  • 3. Средства (технические, программные, лингвистические, иные).
  • 4. Методы деятельности.
  • 5. Регламентирующие документы.
  • 6. Процессы (номенклатура, алгоритмы деятельности).
  • 7. Результат (продукты, услуги). Характеристика. Свойства. Формы.
  • 8. Оценка результата (качество информационных продуктов и услуг).
  • 9. Условия деятельности (организационно-функциональная структура производственной службы, характеристика исходного «сырья»).

Специфика библиотечного методического знания состоит в том, что оно имеет прикладную направленность, занимает смежное место между теорией и практикой, востребовано в науке, профессиональной деятельности и образовании. Методика - это способы, правила, приемы решения определенных практических задач; это совокупность способов, методов, приемов для систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения какой-либо работы.

В структуре методического описания были выявлены элементы методического знания (общая характеристика, определение понятия, цели, задачи деятельности и др.) и технологического знания (средства, процессы деятельности, этапы работы, технологические операции и др.).

Элементы методического описания:

  • 1. Общая характеристика (продукта, услуги, процесса, мероприятия).
  • 2. Определение понятия (продукта, услуги, процесса, мероприятия).
  • 3. Цели деятельности.
  • 4. Задачи деятельности.
  • 5. Функции структурного подразделения исполнителя.
  • 6. Виды библиотек, реализующих данную деятельность.
  • 7. Тематика мероприятий.
  • 8. Методы деятельности.
  • 9. Средства проведения мероприятий.
  • 10. Процессы деятельности.
  • 11. Этапы работы.
  • 12. Технологические операции.
  • 13. Исполнители.
  • 14. Регламентирующие документы.
  • 15. Продукты и услуги.

Был сделан вывод об интеграции методического и технологического знания в методических документах.

Дальнейшее изучение темы показало, что в методической продукции библиотек есть характеристики, которые отсутствуют в технологических документах.

Нами была разработана опытная классификация методической продукции библиотек, которая включает, в частности, такие жанры, как: тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций; отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований; результаты экспертизы проектов; инновационные предложения, проспекты и др.

Таблица 1

Классификация методической продукции библиотек

№ п/п

Виды методической документации

Жанры методической документации

1.

Официальные

• Инструкции (типовые, органов управления)

2.

Научные (научно-методические, научно-аналитические)

  • • Тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций;
  • • Обзоры методических изданий;
  • • Рецензии на методические издания;
  • • Отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований;
  • • Результаты экспертизы проектов;
  • • Научные, аналитические статьи

3.

Производственнопрактические

  • • Методические рекомендации;
  • • Практические руководства;
  • • Методические разработки;

№ п/п

Виды методической документации

Жанры методической документации

  • • Инструктивно- методические материалы;
  • • Описания библиотечных новшеств;
  • • Методические письма;
  • • Статьи об опыте работы библиотек;
  • • Инновационные предложения

4.

Учебнометодические

  • • Учебные планы (курсов, семинаров, практикумов);
  • • Учебные программы (курсов, семинаров, практикумов);
  • • Учебно-методические пособия (материалы в помощь организации и проведению занятий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров)

5.

Информационные

  • • Информационные листовки;
  • • Информационные бюллетени

6.

Рекламные

  • • Проспекты;
  • • Рекламные бюллетени

7.

Издания комплексного характера

  • • Методико-библиографические пособия;
  • • Научно-методические сборники;
  • • Сборники методических материалов (методические, практические пособия)

Анализ современного потока методических документов, издаваемых национальными и региональными библиотеками России в хронологическом интервале 10 лет (1999-2008), показал, что большой частотой встречаемости характеризуются следующие виды опубликованных материалов: тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций. Библиотеки активно осваивают инновационные виды деятельности и формируют поток неопубликованных методических документов, в их числе: отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований; результаты экспертизы проектов; инновационные предложения и др.

Дальнейшее изучение потока позволило сформулировать гипотезу об углублении аналитичности опубликованных методических материалов. Наряду с описательными материалами отчетного характера, повествующими об опыте работы библиотек, появляются аналитические описания библиотечных новшеств.

В 2007-2008 годах наблюдается рост количества статей об опыте работы библиотек (50 %), они освещают практическую деятельность библиотек, раскрывают нововведения, также отражают опыт библиотеки по всем направлениям или конкретным направлениям деятельности. Это связано с усилением работы библиотек в таких направлениях, как: связи с общественностью, инновационная деятельность. Данный жанр методической продукции для библиотек является способом документирования подобных направлений деятельности.

Текстология определяет следующие компоненты аналитических текстов:

  • - описание эмпирическое базируется на использовании эмпирических и особенно логико-теоретических методов: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Данный компонент служит для выявления сути явлений;
  • - объяснение — выявление причинно-следственных связей. Используются методы сравнения, аналогии. Выводы отличаются определенностью и однозначностью: одни и те же причины вызывают и те же следствия;
  • - аргументация - обоснование определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия;
  • - обобщение - выявление общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области;
  • - доказательство - обоснование истинности какого-либо положения;
  • - оценка - сравнение предыдущего и последующего решений, обеспечивающих достижение поставленных целей;
  • - прогноз - выявление перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных.

Источниковедческой базой выявления аналитических компонентов в статьях об опыте работы, послужил массив методической продукции библиотек (65 названий).

Аналитический компонент «описание» (100 %) наиболее распространен в статьях об опыте работы библиотек и носит эмпирический характер. Компоненты: аргументация (30 %), постановка проблемы (25 %), обобщение (25 %), объяснение (10 %), оценка (10 %) - реже встречаются в данном жанре. Доказательство, прогноз не были выявлены в статьях об опыте работы. К компонентам аналитического текста подобраны примеры речевых оборотов (табл. 2).

Таблица 2

Аналитические компоненты в описаниях библиотечного опыта

Компоненты анали

тического текста

Примеры речевых оборотов

Аргументация

«Анализ ситуации показал, что...»;

«Анализ статистических данных позволяет утверждать, что...»;

«Сравнительный анализ табличных данных говорит о том, что...»

Обобщение

«Таким образом, очевидно, что...»;

«В общих чертах...»;

«В основном...»

Постановка проблемы

«Одной из актуальных проблем... в настоящее время является...»;

«Проблемная ситуация...»;

«Интерес к проблеме... обусловлен...»

Объяснение

«Потому что...»;

«Поскольку...»

Оценка

«Показателем эффективности является...»;

«В качестве недостатка можно выделить...»;

«Оценка качества показывает...»

Аналитическая составляющая методической продукции свидетельствует о глубине переработки и осмысления исходной информации. Создавая аналитические методические продукты, целесообразно применять аналитические методы: метод анализа, метод экспертной оценки, метод аналогий, метод декомпозиции, метод Делфи, метод классификаций и др.

Именно элементы аналитичности отличают методическое знание от технологического и оправдывают существование методических документов, наряду с технологическими.

А. И. Васильева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >