Проблемы отбора сетевых электронных ресурсов для фондов детских библиотек

Сетевые электронные ресурсы являются частью моделируемой для читателя-ребенка информационной среды и характеризуются открытостью во внешнее информационное пространство.

Сетевые электронные ресурсы, согласно ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресур сов», определяются как электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов и подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном электронном ресурсе, доступ к которым осуществляется в удаленном режиме [1].

Одной из важнейших задач для детских библиотек является формирование фонда электронных сетевых ресурсов. При этом можно выделить ряд объективных проблем: определение ядра фонда электронных ресурсов; выявление критериев их отбора; изучение вопросов создания и использования электронных сетевых ресурсов в детских библиотеках.

Нами были проанализированы следующие документы: программа, разработанная В. П. Чудиновой, заведующей отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки; «Концепция библиотечного обслуживания детей в России», разработанная специалистами ЮНЕСКО; «Заявление об обязательстве добиваться высокого качества библиотечного обслуживания детей в технологическом веке», принятое специалистами Ассоциации библиотечного обслуживания детей Американской библиотечной ассоциации, а также программы развития библиотечного обслуживания детей республики Коми, Карелии и ряда других регионов [2; 3; 5; 6].

На основе анализа данных документов нами обобщены и выделены приоритетные направления новой стратегии развития детских библиотек:

  • 1. Интеграция детских библиотек в библиотечное информационное пространство (в локальные и корпоративные сети регионов). Объединение детских библиотек на корпоративной основе в проектах создания и использования электронных ресурсов для детей в локальном и удаленном доступе;
  • 2. Создание электронных и сетевых ресурсов на русском и других языках как непременное условие успешного функционирования детских библиотек;
  • 3. Разработка моделей комплексного комплектования и использования локальных и удаленных ресурсов в профессиональной деятельности библиотечных специалистов, в том числе систематизация телекоммуникационных ресурсов;
  • 4. Гармонизация информационно-поискового пространства детских библиотек на базе современных технологий, включая лингвистическое обеспечение;
  • 5. Включение детских и юношеских библиотек в программу ЛИБНЕТ, основной целью которого должна стать поддержка неподготовленных пользователей в приближении ресурсов информационных мегаполисов к периферии за счет освоения электронной среды;
  • 6. Создание условий в детских и публичных библиотеках для развития личности ребенка через электронные носители информации;
  • 7. Отбор, оценка, рекомендация лучших электронных материалов для детей и родителей;
  • 8. Обучение, консультирование детей, родителей и воспитателей для развития у них информационной грамотности. Обучение родителей умению работать с Интернетом и поддержание их в том, чтобы они играли активную роль в руководстве своими детьми при использовании ими Интернета;
  • 9. Помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга, в том числе с помощью создающихся на сайтах детских библиотек «виртуальных справок»;
  • 10. Сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по проблемам детей);
  • 11. Развитие сайтов детских библиотек в помощь детям и родителям;
  • 12. Обеспечение информационной безопасности при работе с сетевыми ресурсами.

Перед библиотекарями, формирующими фонд сетевых электронных ресурсов, встают вполне серьезные проблемы отбора, а также создания ресурсов данного вида.

Отбор и создание качественных сетевых ресурсов является серьезной и очень трудоемкой задачей. Специалист, занимающийся этой проблемой, должен руководствоваться следующими критериями:

  • - авторитетность источника;
  • - информационная насыщенность;
  • - научная ценность;
  • - соответствие возрасту;
  • - учет психологических особенностей;
  • - отражение специфики местной культуры;
  • - общекультурные ценности;
  • - языковая принадлежность;
  • - информационная безопасность и др.

Помимо этих критериев, существенными оказываются и некоторые специфические характеристики электронных ресурсов, такие как:

  • - удобство интерфейса для пользователя;
  • - качество графического дизайна;
  • - возможности предоставления полнотекстовой информации;
  • - наличие, качество и возможности манипулирования изображениями;
  • - использование гипертекста и гиперссылок;
  • - использование мультимедийных спецэффектов;
  • - возможности интерактивной связи и пр.

Согласно модельному стандарту детской библиотеки, разработанному специалистами детской секции Российской библиотечной ассоциации, а также Руководству для детских библиотек, разработанному секцией для детей и подростков ИФЛА [4; 5], ядро фонда электронных ресурсов детской библиотеки должно включать следующие компоненты:

  • 1. Электронный каталог. Является основным информационным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно либо на основе использования корпоративного ресурса, формируемого другой (другими) библиотекой (библиотеками).
  • 2. Базы данных - библиографические (рекомендательные списки литературы), полнотекстовые (например, электронная библиотека «Пескарь», поддерживаемая детской библиотекой им. А. П. Гайдара -http://peskarlib.ru), фактографические (базы данных досуговых, образовательных учреждений, календари знаменательных и памятных дат, различные путеводители и т. д.). В обязательном порядке библиотека собирает и создает краеведческую электронную информацию, включая тематические базы данных, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.
  • 3. Web-сайт, который является одним из обязательных компонентов фонда электронных сетевых ресурсов детской библиотеки. На нем представлен основной ассортимент продуктов и услуг библиотеки.

Анализ девяноста сайтов детских библиотек России (library.ru) показал, что нет единого подхода к их ресурсному наполнению.

В ходе исследования определено, что 65 % детских библиотек имеют на сайте доступ к электронному каталогу. На web-сайтах детских библиотек размещаются коллекции полезных Интернет-ссылок, списков Интернет-адресов, информационные навигаторы расположены на 79 % проанализированных сайтов. Собственные издания библиотеки представлены на сайтах 15 % библиотек. Краеведческая информация сосредоточена на 29 % сайтов библиотек.

Исследования показали, что существует потребность в создании портала детских и юношеских библиотек, где все ресурсы были бы четко структурированы и у работников различных библиотек была бы возможность делиться опытом, а также предоставлять коллегам доступ к своим ресурсам.

Таким образом, наши исследования (анализ литературы по вопросам создания, использования и комплектования электронных ресурсов для детских библиотек, анализ сайтов детских библиотек, опросы сотрудников детских библиотек) показали, что нет четких методических разработок по таким направлениям, как создание, комплектование и использование электронных сетевых ресурсов, отсутствуют единые подходы к структуре наполнения сайтов детских библиотек. Это подтверждает и анализ ситуации в библиотеках г. Кемерово. Дальнейшее исследование связано с решением этих проблем.

Литература

  • 1. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые данные (65748 bytes). -Режим доступа: http://gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/normstands/ 7_82.htm. Monday, 19 January 2009 13:25:12.
  • 2. Концепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005-2015 годы) [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые данные (145976 bytes). - Ставрополь, 2004. - Режим доступа: http://www.childlib. stavedu.ru/files/066220500%25201209021679.doc. Monday, 19 January 2009 13:17:12.
  • 3. Концепция развития библиотечного обслуживания детей и юношества в республике Карелия на период до 2010 года [Электронный ресурс]. -Электрон, текстовые данные (320970 bytes). - Режим доступа: www.bark. karelia.ru/files/bark_concepcia_obsl_detej.doc. Monday, 19 January 2009 18:29:43.
  • 4. Модельный стандарт детской библиотеки [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные (282748 bytes). - Режим доступа: www.kaverin.ru/docs/20080813093654.doc. Monday, 19 January 2009 13:11:12.
  • 5. Руководство ИФЛА для детских библиотек [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные (211234 bytes). - Режим доступа: www.komi.com/ ndbmarshak/documents/ifla.doc. Monday, 19 January 2009 16:30:20.
  • 6. Стратегия развития библиотечного обслуживания детей в Республике Коми [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые данные (64788 bytes). -Режим доступа: www.komi.com/ndbmarshak/documents/doclad.doc. Monday, 19 January 2009 15:30:21.

О. В. Усольцева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >