ПРЕДИСЛОВИЕ

Очередной, седьмой выпуск сборника научных работ аспирантов и соискателей Кемеровского государственного университета культуры и искусств представляет читателям богатую палитру исследований в области культуры, искусства, педагогической и библиотечно-информационной деятельности. В нем четко прослеживаются основные линии развития вузовской науки: связь с деятельностью научных школ университета, стремление молодых исследователей углубиться в фундаментальные основы интересующих их проблем и, в то же время, выйти в итоге на конкретные практические проектные разработки, позволяющие говорить о реальной эффективности научной деятельности. Содержание сборника демонстрирует подчас и неожиданные, оригинальные повороты в постановке проблем и путях их разрешения, что позволяет отметить действительно свежий взгляд молодых ученых на, казалось бы, давно известные аксиомы, сформированные предыдущими поколениями научных работников. Как и предыдущие сборники данный труд основан на материалах ежегодно проводимой в КемГУКИ с 2002 г. научной конференции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований». В 2011 г. в ней приняли участие молодые ученые из Кемерова, Красноярска, Томска, Новосибирска, Канска, Новокузнецка и других городов и населенных пунктов Сибири. Столь широкое представительство позволило отобрать для публикации наиболее интересные работы аспирантов и соискателей.

В первом разделе «Культурологический дискурс: восхождение к конкретному» по ряду параметров выделяются статьи А. Г. Миненко и П. В. Аксенова. Первая из них посвящена многовековой дискуссии о понятии национального характера - проблеме, обильной с точки зрения количества мнений, но именно потому и представляющей собой до сих пор не разрешенную загадку гуманитарного знания. Характер этот неуловим в сети обычного формализованного научного дискурса, но, в то же время, реально проявляет себя в переломные моменты жизни народа. Статья содержит фундаментальный историко-философский анализ развития научных исследований в данном направлении, опираясь при этом на нетривиальный выбор авторов и формулируя в итоге ряд задач, требующих дальнейшей разработки. Не менее актуально и исследование П. В. Аксенова. Проводя понятийный анализ сферы элитологии, он концентрирует внимание на главной, сугубо важной теоретической и практической проблеме - есть ли вообще в современной России интеллектуальная элита, призванная обеспечить духовное руководство в нынешний период тяжелых испытаний? Особо стоит отметить самостоятельность автора в постановке и решении задачи - выявлении роли статистических методов в анализе элит и зрелую критичность по отношению к спектру мнений в литературе по данному вопросу. Столь же самостоятельный подход характерен для статьи Т. А. Шимчук, рассматривающей в широкой исторической и историко-философской перспективе сложные отношения между православием и культурной системой России в целом. Подчеркивая трагедийность разрыва между древними интенциями православия и светским интеллектуальным поиском, автор фактически изыскивает возможности их синтеза в целях преодоления духовного кризиса современности. Отрадно отметить, что статья завершается четкими выводами аналитического характера.

Во втором культурологическом разделе - «Теоретическое и эмпирическое в исследованиях художественной культуры» - привлекает внимание во многом дискуссионная статья А. И. Тюлюневой, пытающейся найти истоки современного концептуализма в искусстве в недрах средневековой схоластической философии. Ради этого она совершает достаточно интересный экскурс в спор между номинализмом и реализмом, реанимирует в научном дискурсе идеи П. Абеляра и выявляет межисторические взаимодействия и рецепции. Продолжая линию исследования постмодернизма в современной искусстве, И. А. Смирнова, опираясь на серьезный теоретический и конкретно-исторический анализ, рассматривает «открытые формы» в музыке как проявление новых взаимоотношений между композитором, исполнителем и слушателем, приводящих к росту потенциала креативности у всех задействованных сторон. Н. С. Плотникова рассматривает схожие проблемы постмодернизма в музыке с точки зрения понятия «интертекстуальность». Обосновывая свои рассуждения обстоятельным углублением в историко-философскую проблематику, она рассматривает музыкальное искусство как элемент культуры в целом и выходит в итоге анализа на интересную классификацию проявлений рассматриваемых ею феноменов. Как бы дискутируя, и в то же время, диалектически дополняя рассмотрение проблематики со временного музыкального искусства, Н. А. Примеров ставит своей работой при исследовании статуса русских музыкальных инструментов другой вопрос о сохранении на фоне всех этих авангардистских изысков народных основ музыкальной культуры. Его статья подкупает предельной искренностью, болью за народное музыкальное исполнительство, прекрасным знанием реалий музыкального образования.

Для аспирантов, публикующихся в разделе «Музей в пространстве современности», по обыкновению характерна опора на описание уже реализованных или реализуемых музейных проектов. Статья Самаков-ской О. В. основывается на проведенном социологическом исследовании информатизации и готовности ко вхождению в информационное общество этнографических музеев. Автор разрабатывает соответствующие критерии и приходит к выводу о недостаточной проработанности этого направления и необходимости теории создания и оценки качества музейных сайтов. А. Н. Тарасова рассматривает в аспекте музейной воспитательной работы действительно сложную проблематику критериев эффективности воспитательного воздействия на конкретных примерах новосибирских школ. Попытка создания ею комплексного набора таких критериев представляет практический интерес, хотя, как отмечает автор, в области духовно-нравственного влияния формализация пока остается нерешенным вопросом. Интересный реализованный проект описывает А. Е. Егоров. Речь идет о совокупном эстетико-педагогическом воздействии патриотической направленности в конкретном образовательном учреждении. Следует отметить, что автор не только осознанно применяет при создании проекта научные разработки, но и проводит анализ его факторов и компонентов.

В разделе, посвященном педагогическим вопросам, выделяются две статьи по этнопедагогике. А. В. Василенко достаточно убедительно раскрывает совокупность факторов, обеспечивающих преимущества традиционной народной педагогики в формировании преемственности поколений и сохранении традиционной культуры. Одновременно предлагается ряд методик работы с детьми, основанных на применении фольклорного материала. Эту тематику развивает статья Т. Л. Голещи-хиной, посвященная роли русских игровых и певческих традиций праздника в практике работы конкретных учреждений дополнительного образования детей. М. Г. Котляров в своем исследовании поднимает вопросы, связанные с недостатками формирования полноценного набора компетенций при обучении специалистов культурно-досуговой сферы и, в частности, с отсутствием достаточной их подготовки в области музыкальной режиссуры. Статья интересна сочетанием достаточно зрелого понятийно-теоретического анализа и основанного на практическом опыте рассмотрения конкретных технологических аспектов исследуемой проблематики.

Раздел «Библиотечно-информационное обслуживание и информационная культура в информационном обществе» по обыкновению составляют стилистически и логически отточенные работы, освещающие различные аспекты совершенствования библиотечно-информационной деятельности, основанные на описании и аналитической разработке конкретных проектов. Е. Ю. Васькина рассматривает реальные трансформации, связанные с преобразованиями библиотек для детей и юношества. Статья отличается проработанностью технологических вопросов и знанием реально возникающих при этих преобразованиях проблем. М. Н. Демина не только проводит тщательный терминологический анализ понятия «электронные информационные ресурсы», но и, что особенно ценно, осуществляет полноценную методологическую рефлексию по поводу значимости терминологических исследований вообще, умело связывает свою частную проблематику с более общими вопросами естественных и искусственных языков, с системным видением данных вопросов, т. е. выходит на высший, философский уровень понимания своего предмета. В работе Е. И. Косолаповой рассматривается медиаподготовка человека к полноценному существованию в условиях информационного общества. На основе анализа употребления в научной литературе различных сфер знания она выстраивает систему понятий, касающихся данной темы и пытается сформулировать свои рабочие формулировки как основу для дальнейшей работы. Смелую попытку междисциплинарного исследования, включающего философско-культурологические, педагогические аспекты в их связи с проблемами информационной культуры личности, предпринимает на основе социологического изучения ценностных предпочтений студентов КемГУКИ Н. В. Лисовенко. Естественно, ее работа на данном этапе вызывает больше вопросов, чем формулирует готовых решений, но сама ее направленность на комплексное видение проблематики не может не порождать интереса читателей.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы отметить сближение по ряду параметров тематики многих работ, что позволяет говорить о возникающем кумулятивном эффекте в результате рассмотрения близких проблем в разных ракурсах. В этом плане можно говорить о направлениях, связанных с исследованием следствий и проявлений постмодерна в искусстве (работы Тюлюневой А. И., Лопатиной Е. И., Плотниковой Н. С., Смирновой И. А.), с анализом современных СМИ (Кизицкая Е. О., Григорьянц Н. В.), вопросов сохранения традиционной культуры (Примеров Н. А., Беляева О. А., Голещихина Т. Л.). Наконец, все статьи музееведческого раздела и раздела, связанного с информационными технологиями, посвящены фактически решению одной крупной задачи -инновационному преобразованию, соответственно, музейной и библио-течно-информационной деятельности. Хотелось бы надеяться, что это является индикатором становления в вузе новых научных школ.

Марков В. И., доктор культурологии, профессор КемГУКИ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >