Ученые-гуманитарии Кузбасса об актуальных проблемах формирования экологического мировоззрения

На сегодняшний день в регионе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, широко известно, что Кузбасс является экологически неблагоприятным регионом, с другой стороны, население региона уже совершенно спокойно воспринимает этот факт и понятие «экологическая опасность» уже не вызывает каких-либо бурных эмоций. Несмотря на критический уровень состояния экологических проблем, в нашем обществе давно утихли алармистские настроения: к сожалению, господствующим стало осознание того, что изменить существующее положение вещей невозможно и остается только с этим мириться. Даже такое следствие критического состояния окружающей среды, как ухудшение здоровья населения не является достаточным аргументом для формирования рационального типа взаимодействия с природой. Все это свидетельствует о том, что у населения Кузбасса не сформировано активное экологическое мировоззрение как высшая форма отношения человека к природе, которая объединяет в себе рациональные, ценностные, эмоциональные компоненты, изменяющие мотивы поведения людей. Сейчас, когда страны мира провозгласили своей целью переход к устойчивому развитию, т. е. к «форме такого взаимодействия (коэволюции) общества и природы, при котором сохраняется биосфера и обеспечивается выживание и неопределенно долгое развитие человечества» [5], проблемы отсутствия экологического мировоззрения проявляются особенно заметно и требуют скорейшего решения.

В регионе работа над вопросами формирования экологического мировоззрения у населения развивается в нескольких направлениях. Без сомнения, аппаратом государственной власти давно усвоена необходимость рассмотрения и решения проблем окружающей среды. В нашем регионе сформированы институты экологической политики: Комитет по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов, департамент природных ресурсов и экологии, департамент лесного комплекса Кемеровской области, департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области. Идет работа над формированием нормативно-правовой базы по охране природы.

Кроме того, в г. Новокузнецк выпускается специализированное экологическое издание «ЭКО-бюллетень ИнЭкА» - единственное издание, которое обобщает и систематизирует экологическую информацию, актуальную для регионов Сибирского федерального округа. В области действует ряд региональных отделений общественных академий (Российская экологическая академия, Российская академия естественных наук, Российская академия естествознания и др.), занимающихся вопросами экологии, существует около двадцати общественных организаций: Информационное экологическое агентство (ИнЭкА), «Глубинная экология», Детско-юношеский экологический парламент, Союз экологов Кузбасса и др., ставящих своей целью формирование экологической культуры у населения.

Особо следует отметить роль ученых-гуманитариев Кемеровской области, уже более трех десятилетий исследующих проблемы формирования экологического мировоззрения, отсутствие которого делает все меры по улучшению экологической обстановки недейственными. Особенно активно этот вопрос разрабатывается кафедрой философии Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ), уже в 1978 г. там была сформирована научно-исследовательская группа под руководством Раскина В. Г. с целью проведения исследований в области прикладной экологии. Результатом работы кафедры в этой научной области стала специализация ряда преподавателей кафедры (Митченко-ва И. Г., Мякинникова С. П., Баумгартэна М. И.) на исследовании вопросов экологии. Исследования других ученых-гуманитариев Кузбасса в области формирования экологического мировоззрения не носят систематического характера, тем не менее, следует выделить работу научно-исследовательский институт прикладной культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), где формирование экологического мировоззрения рассматривается через призму культурологии (Балабанов П. И., Кувшинов Ю. А.). Отдельные вопросы экологического мировоззрения у коренных народов Сибири рассматриваются учеными кафедры археологии Кемеровского государственного университета (КемГУ) (Кимеевым В. М., Бобровым В. В. и др.) и кафедры музейного дела КемГУКИ (Белозеровой М. В., Поддуби-ковым В. В. и др.).

Вопросы экологического мировоззрения освещались учеными на специализированных конференциях: Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы исследования и преодоления экологической опасности в промышленном регионе» (Кемерово, 1990); Республиканской научно-практической конференции «Социальное взаимодействие и политические процессы на территории» (Кемерово, 1996); научно-практической конференции «Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования» (Барнаул, 2009) и др., а также в сборниках научных трудов: «Проблемы социальной экологии в условиях научно-технической революции» (Новосибирск, 1987); «Проблемы обеспечения экологической безопасности в Кузбасском регионе» (Кемерово, 1999-2005); «Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию» (Кемерово, 2003) и др.

Следует отметить, что гуманитарии Кузбасса рассматривают ряд аспектов формирования экологического мировоззрения. Можно выделить следующие позиции:

1. Обоснование необходимости распространения экологического образования, просвещения. Овденко В. И., Рябых С. М., Федорова Е. Г. и др. отмечают, что «для перехода к устойчивому развитию необходимо изменить менталитет среднестатистического человека», при этом необходимо учитывать, что у взрослого населения уже сформировались жизненные позиции, поэтому менять менталитет возможно только у подрастающего поколения, «необходимо систематическое воспитание и образование молодежи, переориентация просвещения на проблемы устойчивого развития» [10, с. 347]. Действительно, экологические представления человека могут эволюционировать в форму экологического мировоззрения только в том случае, если экологическое образование станет всеобщим, непрерывным и будет осуществляться с наиболее ранних этапов становления личности.

Кувшинов Ю. А. также замечает, что особое внимание в свете перехода к устойчивому развитию следует уделить экологическому воспитанию и образованию, поддержке общественного экологического движения. По его словам, экологическое воспитание является «неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности, повышает ее устойчивость, делает развитие общества социоприродным и предсказуемым» [4, с. 128].

Таким образом, по мнению ученых, формирование системы экологического образования, распространение его на широкие слои населения - это важнейший этап на пути построения экологического сознания, а затем и экологического мировоззрения. Воспринимая экологические знания на протяжении всего образовательного процесса, человек приобретает навыки рационального обращения с окружающей средой и распространяет на нее общечеловеческие ценности.

2. Философское осмысление экологических проблем. Философские основы решения проблемы экологической опасности с 80-х гг. разрабатывал Раскин В. Г. Еще в 1987 г. он отмечал необходимость философских подходов к исследованию и разрешению проблемы антропогенной экологической опасности [11, с. 14].

Продолжая работу Раскина В. Г., для более полного понимания проблем взаимодействия природы и общества Мякинников С. П. предлагает рассматривать понятие социоэкосистемы, которую он определяет как «совокупность совместно функционирующих и развивающихся экосистем и систем общества, а также условий их сосуществования, объединенных специфическими социоприродными связями в едином пространственно-временном континууме и образующих систему взаимообусловленных явлений и процессов» [7, с. 12]. Таким образом, ученый связывает в единую систему структуры природы и общества, законы функционирования которых по сути разнонаправлены. Идея социоэкосистемы не только позволяет осознать неразрывность, взаимозависимость элементов природы и общества, но и способствует построению такой модели сосуществования этих структур, в которой максимально будут учитываться тенденции развития обеих сторон.

В настоящее время жизненно важным является отказ от идеологии потребительства, т. е. от антропоцентристских ценностей. Как пишет Мякинников С. П., на смену натурцентристскому и антропоцентрист-скому типам мировоззрения должно прийти экоцентристское мировоззрение, главная положительная черта которого состоит в том, что оно не отвергает общественный рост, а стремится придать ему экологически приемлемый характер [12, с. 30-31]. Такой подход отражает качественно новый тип восприятия природы как партнера человека, который заключается в отказе от традиционных захватнических ценностей и моделей поведения и распространяет общечеловеческие ценности и идеалы на мир природы.

Характеризуя современную стадию взаимодействия природы и общества, Митченков И. Г. отмечает, что в настоящее время наблюдается противостояние субъект-объектного принципа и «принципа соответствия, со-причастности, со-размерности природного и социального бытия» [6, с. 161]. Для перехода к экологически приемлемой форме существования в человеческом обществе необходимо развивать следующие типы отношения к природе: 1) духовный: экологическое сознание формируется вне институтов власти, т. е. на основе внутреннего потенциала общества и 2) государственно-властный: экополитику как технику власти необходимо заменить экополитикой «идеи» таким образом, чтобы она оказывала влияние на общественное сознание [6, с. 163-165].

  • 3. Подход с позиции культурологии. Балабанов П. И. особо отмечает необходимость учитывать роль культуры в процессе перехода к устойчивому развитию. По мнению ученого, сегодня экологическая политика направлена на борьбу со следствиями, а не с причинами экологических проблем и источник неэффективности любых решений, связанных с вопросами окружающей среды, в отсутствии «научно обоснованной культурной политики, которая позволила бы снизить степень экологической опасности» [1, с. 388-389].
  • 4. Распространение принципов экологической этики на окружающую среду. Красиков В. И. рассматривает экологическую этику как путь к решению экологических проблем, т. к. эта дисциплина «предлагает расширить мир ценностей настолько, чтобы природа стала общим благом и перестала быть только собственностью», таким образом, чтобы права личности распространились на всех членов экобиотического общества [3, с. 188]. Важность применения принципов экологической этики Красиков В. И. подчеркивает тезисом: «Сокращение сложности и разнообразия (сред обитания) приведет к деградации разума: ментальность и экологические горизонты сопоставимы между собой» [3, с. 191]. В такой позиции также выражается идея равенства элементов общества и природы.
  • 5. Этнографические исследования. Среди гуманитариев Кузбасса, занимающихся данными проблемами, необходимо выделить группу этнографов. Кимеев В. М., Садовой А. Н., Белозерова М. В., Поддуби-ков В. В., Насонов А. А. и др. в своих исследованиях рассматривают соотношение традиционных знаний в области природопользования, рели гиозных представлений об окружающем мире и новых форм хозяйствования у коренных народов Сибири. Так, Белозерова М. В. отмечает, что новые способы хозяйствования терпят неудачу в среде коренных народов, т. к. при их введении не учитываются традиционные знания [2, с. 11]. Насонов А. А. анализирует синкретическое вероучение бурха-низм, которое сформировалось на стыке буддийских традиций и алтайского шаманизма. По его словам, бурханизм усиливает экофильность традиционной культуры, таким образом, снижая затраты природных ресурсов в повседневной жизни коренных народов [2, с. 64-65]. В целом, как в данном, так и в других этнографических исследованиях четко прослеживается идея о том, что традиционное мировоззрение коренных народов является одной из значимых альтернатив сформировавшемуся ныне потребительскому отношению к среде.

Таким образом, мы видим, что ученые-гуманитарии Кузбасса уделяют большое внимание проблеме формирования экологического мировоззрения как основному вопросу в противостоянии экологическому кризису и обеспечении перехода к устойчивому развитию. Возможности формирования экологического мировоззрения рассматриваются через призму образования, воспитания, философии, культурологии, этических и этнографических исследований.

Для Кузбасса, как для индустриального региона с высокой степенью загрязненности водного и воздушного бассейнов и нарушения ландшафтов, внимание к проблеме формирования экологического мировоззрения несомненно необходимо. С точки зрения задач данной работы важным является то, что сегодня в Кузбассе экологическое мировоззрение является объектом целого ряда направлений научных исследований. Это свидетельствует о том, что в настоящее время переход от прагматичного потребительского отношения к природе к осознанному распространению экологического мировоззрения и соответствующим ему реальным отношениям становится все более актуальным.

Литература

1. Балабанов П. И. Культурный контекст устойчивого развития: теоретикометодологический аспект // Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию: в 2 т. / под ред. Г. И. Грицко, Е. Л. Счастливцева, С. М. Малахова, В. И. Овденко. - Кемерово: Полиграф, 2003. - Т. 1. -С. 382-392.

  • 2. Белозерова М. В. Опыт реформирования традиционных форм хозяйствования у коренных народов Южной Сибири в 1920-1980-е гг. // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. И. Назарова. - Барнаул: ARTHKA, 2009.-С. 7-11.
  • 3. Красиков В. И. Экологическая этика и ее философские основания // Актуальная философия: образы, стили, стратегии философского знания: сб. науч, трудов / под ред. И. Г. Митченкова, Д. Б. Безрукова и др. - Кемерово: КузГТУ, 2007. - С. 188-191.
  • 4. Кувшинов Ю. А. Ноосфера и устойчивое развитие // Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию: в 2 т. / под ред. Г. И. Грицко, Е. Л. Счастливцева, С. М. Малахова, В. И. Овденко. - Кемерово: Полиграф, 2003.-Т. 1.-С. 126-131.
  • 5. Мантатова Л. В. Философия устойчивого развития [Электронный ресурс] // Информационный портал «Байкал-Lake». - Режим доступа: http://www. baikal-center.ru/books/element.php?ID=1734 (дата обращения: 12.03.2011).
  • 6. Митченков И. Г. Идеологический дискурс и экосоциальные отношения // Проблемы обеспечения экологической безопасности в Кузбасском регионе: в 3 кн. / редкол.: М. И. Баумгартэн (отв. ред.) и др. - Кемерово, 2005. -Кн. З.-С. 161-166.
  • 7. Мякинников С. П. Понятие и организация экосоциального комплекса // Актуальная философия: образы, стили, стратегии философского знания: сб. науч. тр. / под ред. И. Г. Митченкова, М. Ю. Яцевича и др. - Кемерово: КузГТУ, 2008. - С. 29-37.
  • 8. Мякинников С. П. Социоэкосистема: филос.-метод, аспекты исследования: дис.... канд. филос. наук. - Новосибирск, 1998. - 150 с.
  • 9. Насонов А. А. Традиционная экологическая культура Алтае-Саянского региона и буддизм: особенности взаимодействия и потенциал дальнейшего развития // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. И. Назарова. - Барнаул: ARTHKA, 2009. - С. 64-66.
  • 10. Переориентация образования на проблемы устойчивого развития /

В. И. Овденко [и др.] // Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию: в 2 т. / под ред. Г. И. Грицко, Е. Л. Счастливцева, С. М. Малахова, В. И. Овденко. - Кемерово: Полиграф, 2003. - Т. 1. - С. 344-366.

11. Раскин В. Г. Философско-методологические аспекты исследования и разрешения проблемы антропогенной экологической опасности. - Томск, 1987.-286 с.

А. В. Овчинникова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >