Проблемы студенческого самоуправления: культурологические аспекты

Предоставление современному студенчеству роли субъекта управления в традиционном понимании соотносится с такой формой организационно-управленческих отношений, как самоуправление. Однако говорить сегодня о студенческом самоуправлении в собственном смысле слова не представляется возможным в силу объективных и субъективных причин. Среди них можно отметить значительную социальную инертность обучающейся молодежи, достаточно устойчивые патерналистские ориентации студенчества, отсутствие должной мотивации социальной ответственности за качество своего обучения.

Есть несколько подходов к определению самоуправления вообще и студенческого самоуправления в частности. Рассмотрим некоторые из них.

«Самоуправление - это управление через самих заинтересованных лиц»: такое определение давал Г. Эллинек в конце XIX в. [7, с. 5]. В энциклопедическом словаре самоуправлению дают следующее определение - «это самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами» [8, с. 1065]. В словаре по социологии [3, с. 197] самоуправление определяется как «автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное к принятию ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в процессы выработки решений; коллективное управление - участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа правления; выработка и принятие исполнителями решения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самоуправление -это включение исполнителей в процессы выработки решений, право на внутреннее управление через самих заинтересованных лиц.

Самой характерной чертой студенчества как особой социальной группы является его специфическая субкультура. Ее специфичность заключается в особом характере труда, познания и общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности студента. Общность положения и деятельности, привязанность к центру организации учебного труда и познания, каким является вуз, порождает общность и относительную гомогенность интересов студенчества, что оказывается более значимым, чем временность студенческого статуса, различия студентов по социальному происхождению, материальному положению и т. п. Общность интересов и потребностей является основой формирования особого социально-группового самосознания и особых черт студенческой морали и этики, которые формировались с периода зарождения высших учебных заведений в России.

Как коллектив, обладающий профессиональным единством, орган студенческого самоуправления характеризуется как команда, объединенная едиными целями, задачами; общими интересами единомышленников; члены студенческого самоуправления мыслят примерно в одной и той же ценностной системе координат, поскольку принадлежат к одному поколению, члены которого в профессиональной среде равны по социальному статусу (все они студенты).

Поскольку студенческое самоуправление в построении правового государства и гражданского общества играет немаловажную роль, оно опирается на те нормативно-правовые акты нашей страны, в соответствии с которыми осуществляется деятельность органов студенческого самоуправления. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России право на объединение и свободу общественных объединений. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» гарантирует право создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения властей.

Право всем обучающимся на участие в управлении образовательным учреждением гарантирует закон «Об образовании», а законом «О вузовском и послевузовском образовании» установлено право обучающихся участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе и через общественные объединения [5].

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три основных функциональных предназначения, а именно:

• Студенческое самоуправление - как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

  • • Студенческое самоуправление - как средство (ресурс) социальноправовой самозащиты.
  • • Студенческое самоуправление - как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научнопрофессиональном и культурном отношениях [2].

Студенческое самоуправление есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что студенческое самоуправление - это общественное, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение студентов, созданное по инициативе студентов на основе общности их интересов для управления всеми аспектами студенческой жизни. Рассмотрим социокультурный аспект студенческого самоуправления.

Система образования в XXI в. все более становится механизмом устойчивого социального развития, превращаясь в основной фактор изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни будущего специалиста. Качественно меняются и задачи воспитания студенческой молодежи. Важнейшим в подготовке современных специалистов выступает развитие их мировоззренческих, смысложизненных, самореализацион-ных ориентаций, высоких нравственных качеств, профессиональной и общей культуры, гражданственности и ответственности, чувства собственного достоинства. Становление в России гражданского общества ориентирует высшее образование на формирование профессионально и социально компетентной, конкурентоспособной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях динамично меняющегося мира. Демократизация общественной жизни, системы образования, процессов обучения и воспитания требует продуктивного включения студентов в социально-значимую творческую деятельность, создания оптимальных условий для их саморазвития и участия в управлении вузом, решении всех вопросов вузовской жизни.

Однако, можно согласиться с исследователями, считающими самоуправление составной частью управления, развивающегося в рамках управления образовательным учреждением. Самоуправление, таким образом, выступает как результат специально организуемого педагогического руководства. Но, в таком случае, получается, что организация, координация студенческого самоуправления во многом зависят от администрации учебного заведения.

Основная идея самоуправления заключается в передаче определенных управленческих функций студенчеству. Однако отсутствие должного уровня управленческой компетенции, необходимой социальной ответственности, несоблюдение принципов руководства, гармонизации целей и т. п. позволяют сделать предположение о невысокой степени эффективности самоуправления в студенческой среде в собственном смысле слова.

Соуправление как форма организационно-управленческих отношений позволяет сгладить обозначенные противоречия. Это понятие отражает необходимую, желательную и востребованную сегодня форму взаимодействия всех участников образовательного процесса. В этом случае студенческое соуправление можно рассматривать как тип организационно-управленческих отношений, основанный на включении всех участников системы образования в управленческий процесс, путем делегирования полномочий в соответствии с уровнем компетентности. Такой способ организации деятельности будет выступать фактором развития системы социальных отношений на принципах социального партнерства. При этом важно отметить, что студенческое соуправление, выступающее как механизм достижения гармоничного взаимодействия административного управления и самоуправления (индивидуального и коллективного уровня) обеспечивает поддержание баланса в образовательной системе между стимулированием обучения, с одной стороны, и противодействием учащихся к своему обучению и личностному развитию -с другой [4].

Учитывая то обстоятельство, что социокультурный подход к организации студенческого самоуправления практически не использовался в практике управления вузом, за исключением отдельных его элементов, нами выявлено достаточно противоречивое отношение студентов к процессам самоуправления.

С целью изучения отношения студентов к процессам самоуправления было проведено социологическое исследование в 3 этапа:

На первом этапе были изучены литературные источники по обозначенной проблеме, на втором этапе были разработаны анкеты и вопросы для интервьюирования. На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2010 г.) было проведено анкетирование, в котором приняло участие 1356 студентов 3, 4, 5 курсов, что составляет 55 % от общего количества студентов (2465,45 чел.), обучающихся на указанных курсах, что доказывает репрезентативность выборки. При выборе методики был взят за основу подход

В. И. Андреева [1].

Так, проведя исследование среди студентов трех вузов г. Кемерово (КемГУКИ, КемТИПП, КемГСХИ), стало ясно, что 24,0 % студентов считают, что могли бы участвовать в студенческом самоуправлении, но не хотят этим заниматься; каждому десятому оно совсем безразлично. Давая в большинстве своем (59 %) негативную оценку состоянию самоуправления в вузе, 51 % студентов считает, что его развитие сдерживается их собственной неподготовленностью, причем значительная часть и не хочет предпринимать каких-либо личных действий для изменения сложившегося положения. Крайне скептически относятся респонденты к возможности внедрения подлинного самоуправления. Свыше половины из них считают, что в вузе может быть только ограниченное самоуправление. Необходимо отметить рост неверия в самоуправление при переходе от младших курсов к старшим. Очевидно, это тенденция связана с различиями в возрастной психологии, ибо для большинства студентов переход в старшую возрастную группу молодежи преимущественно происходит на 3-4 курсе. Однако не меньшую роль в росте скептицизма студенчества играет реальная деятельность администрации, общественных организаций факультетов и вузов. Происходит определенное сдерживание этого развития путем ограничения самоуправления только сферой быта и, частично, отдыха.

В то же время, по мнению студентов, спектр студенческого самоуправления может быть гораздо шире и охватывать организацию учебного процесса, в том числе следующие стороны: составление расписания занятий и графика экзаменационной сессии - 45,5 % опрошенных учащихся высших учебных заведений; распределение мест в общежитии -43,4 %; распределение внутри студенческой группы стипендиального фонда - 44,0 %; освобождение студентов от занятий по их личным просьбам - 39,0 %; оценку качества проведения занятий - 30,4 %; совершенствование учебных программ и планов (включение новых курсов, изменение количества часов, рекомендованных для изучения учебного предмета, изменение соотношения лекционных и семинарских часов, распределение по вопросам студенческой практики) - 29,8 %; подбор кандидатур для учебы в аспирантуре - 17,4 %; решение вопросов материально-технического снабжения и обслуживания общежитий - 16,7 %. Важным аспектом самоуправления студенческой молодежи является формирование трудовой мотивации и профессиональное самоопределение. В современных условиях требования работодателей к наемным работникам включают в себя общекультурную и профессиональную компетентность, терпимость к переменам и гибкость в применении своих знаний. В студенческой среде 35,0 % придерживается мнения о том, что ценность человека определяется полезностью его труда для общества, а 44,0 % видят смысл своих образовательных и профессиональных усилий в самореализации и достижении успеха. Почти 100 % респондентов полагают, что именно высшее образование предоставляет возможности для широкого выбора видов деятельности, развивает способность адаптации к изменяющимся условиям жизни. Одновременно 78,0 % респондентов считают, что в России остро сталкиваются с проблемой труда не только малоквалифицированные рабочие, но и дипломированные специалисты.

Совместно с действующими структурами управления вузом студенческие советы участвуют в мероприятиях, где обсуждаются и утверждаются программы совершенствования учебно-воспитательного процесса; периодически заслушиваются отчеты заведующих кафедрами о качестве учебного процесса, учебных программах и современных методах обучения студентов; организуется обмен опытом работы кафедр и факультетов с привлечением специалистов из других вузов; обсуждается информация о воспитательной работе со студентами и вырабатываются меры по активизации деятельности студенческого актива; обсуждаются вопросы связи факультета с предприятиями, фирмами, учреждениями, выпускниками вуза, развития научных и гуманитарных связей со студенческими, молодежными и иными организациями и общественными объединениями в Российской Федерации и с зарубежными странами. На этой основе организуется взаимодействие с ректоратом и деканатами, кураторами учебных групп и курсов по обеспечению учебно-воспитательной работы со студентами и аспирантами; участие в международных связях вуза с использованием соответствующих организационных структур и подразделений; осуществляется выработка рекомендаций по эффективному управлению средствами, выделенными вузом на внеучебную и воспитательную работу со студентами.

Литература

  • 1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
  • 2. История развития студенческого самоуправления [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www.studorg.ru
  • 3. Краткий словарь по социологии / сост. П. Д. Павленок. - М.: Кафедра, 2000.-С. 197-198.
  • 4. Новиков В. Г. Самоуправление и соуправление как факторы социальной активности студентов в образовательном учреждении / В. Г. Новиков // Регионология. - 2008. - № 4. - С. 10-11.
  • 5. Нормативно-правовая база студенческого самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studorg.ru/laws
  • 6. Письмо Минобраза «О развитии студенческого самоуправления», 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.studorg.ru
  • 7. Самоуправление: от теории к практике. - М.: Юридическая литература, 1988.
  • 8. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Энциклопедия, 1998.-С. 1065.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >