Концептуализм в культуре Средневековья и Постмодерна

На стене в затемненной комнате высвечивается неоновая строчка: «Пять слов из оранжевого неона». Так называется произведение американского концептуалиста Джозефа Кошута, которое, собственно, и состоит из одной этой надписи. Зрителю, если он расположен к размышлению, предлагается вспомнить все свои ощущения от всех неоновых строк, пустых пространств, легкого сияния теплого света. Впрочем, ассоциации могут возникнуть любые. Ни одна из них не навязана и 85

не обязательна, поскольку в концептуализме важно не само изображение, а его значение.

Концептуализм, предстающий в последнее двадцатилетие предметом истории культуры и искусства, опирается на узловые, теоретикосмысловые каноны и принципы культуры постмодерна, которая в свою очередь выполняет функцию знаково-ценностной платформы в области искусства. Известно, что современный период культуры интерпретируют как явление «интертекста» - соотношение, взаимодействие текстов друг с другом, обеспечивающее превращение смысла на заданный автором. Настоящая ситуация стала ключом и определила смысловые перспективы концептуального творчества, которое в дальнейшем объявили неофициальным искусством в силу социально-реформаторских обстоятельств, определивших судьбу, содержание и назначение данного вида искусства. Это привело к подбору и формированию сугубо индивидуальных необходимых форм и методов в подаче информации.

В традиционном понимании концептуализма у теоретиков и исследователей эпохи постмодерна сформировалось однозначное мнение, согласно которому, данный вид искусства трактовался своеобразным разрушительным орудием тоталитарного мышления, закостенелых социалистических образов и форм. Язык концептуализма представляет собой способ развенчания официальной идеологии и, в то же время, метод развития художественной мысли, которая может стать актуальной в новой модели мира. Однако не всем и не всегда понятно, чем и к чему апеллирует концептуализм в культуре постмодерна. С одной стороны, концептуализм представляет собой некий приспособительный механизм современного вида искусства, вмещающий своеобразные, многофункциональные взгляды автора, с другой - данный вид искусства возник вовсе не случайно, для его формирования имелись достаточно основательные предпосылки. Именно последний факт является наиболее важным, актуальным и исходным в настоящем исследовании.

В связи с этим, целью настоящей статьи стало рассмотрение направления концептуализма на предмет рецепции прошлого в настоящем.

Прежде всего, следует обозначить причины возникновения концептуализма в культуре постмодерна. Начнем с того, что наиглавнейшим условием возникновения нового культурного периода, именуемого ныне постмодерном, в середине XX в., явилась потеря смысла как такового в мировоззренческих началах, которые во все времена обрамляли художественные образы автора-демиурга. Поэтому современные художники, зараженные новой мировоззренческой парадигмой, стремятся доказать всем своим «потенциальным реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), что любой рациональный и традиционно постигаемый смысл является «проблемой для современного человека» [3]. На основании этого можно констатировать большое количество многоплановых интерпретаций, отражающих царящий умонастрой. В этом ряду стоят постулаты: «мир как хаос» и «постмодернистская чувствительность», «мир как текст» и «интертекстуальность», «кризис авторитетов» и «эпистемологическая неуверенность», «двойное кодирование» и «пародийный модус повествования» или «пастиш», «противоречивость», «дискретность», «фрагментарность» повествования и «метарассказ». Они наполняют содержанием концептуальные экспозиции и встраиваются в эстетический план.

Поэтому и возникает трактовка постмодерна как культурного явления, представляющего собой некую игру, эксперимент, который расценивается самодостаточным, ведь в возникшем хаосе не существует ни верха, ни низа. «Постмодернизму ничего не докажешь и даже ни в чем его не упрекнешь: для него нет ни верного, ни неверного, ни правды, ни фальши, ни чистого, ни грязного... Ведь в свалке “элементов” -в отличие от порядка, иерархии и гармонии - ничего нельзя испортить, что с нею ни делай: все будет одинаково “интересно”» [4]. Напрашивается желание уточнить сущность явления постмодернизма, который представляет собой не жанр, не школу и даже не художественный образ. Постмодернизм - это бытие, ситуация в оценке автора, которая возникает в концептуальном виде как априори идей творца, поскольку, расставляя акценты художественного восприятия, он переносит их на воображение зрителя. Ввиду того, что в художественном творчестве автора отсутствует обращение к ценностно-предпочитаемым образам, осуществляется межкультурное взаимодействие образа, который наблюдается не только в процессах глобализации культуры, но и в межисторическом взаимодействии. Это - своего рода унификация культур, как в горизонтальном, так и в вертикальном историческом плане. Данные следы, возродившиеся образы ушедших культурных эпох именуют рецепциями.

Интерес к возникновению в современном искусстве, а позднее и в литературе, концептуализма обусловлен настоящим подтекстом, а именно, концептуализм является реципиентно наследуемым, возродившимся со времен Средневековья. Приведем сравнение из справочных источников. Словарь культуры XX в. отсылает нас к следующему определению: «Концептуализм - направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на “зрелый” социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность» [6]. Философский и современный энциклопедический словарь акцентирует наше внимание на том, что «концептуализм - (от лат. conceptus - мысль, представление) направление в средневековой схоластической философии» [6]. Не значит ли это, что словари противоречат или сообщают о двух разноплановых категориях? Вовсе нет. Ведь ретроспектива современного концептуализма, устанавливаемая словарем культуры XX в., определяется значением концептуализма второго.

Средневековый концептуализм возник в процессе споров об универсалиях и стал своеобразным результатом этой полемики. Как существует то, что мы называем «общим» для той или иной совокупности вещей? Отвечая на этот вопрос, схоласты разделились на номиналистов и реалистов. Стоит вспомнить, как разошлись мнения двух крайне противоположных средневековых направлений. Понимание номиналистов в определении сущности общих понятий по отношению к единичным вещам заключалось в имени (от лат. nomen - имя, название) - отсюда и название номиналисты. Они утверждали, что общие понятия являются лишь именами единичных предметов (признавали первичность вещей и вторичность понятий), а качества общих понятий, существующие реально, не соответствуют единичным предметам, поэтому они существуют лишь субъективно. По-другому обстояло с реалистами (realis - вещественный), утверждающими и верящими, что общее существует в единичном, а качества соответствуют понятиям.

Полемику о природе универсалий продолжил Пьер Абеляр (1079— 1142 гг.) - французский философ и теолог, ученик номиналиста и реалиста. Ему было знакомо и понятно мнение крайних представителей этой философской дискуссии. Поэтому, размышляя и развивая суть их взглядов, исследуя и преодолевая крайности, он пришел к унифицированной, новаторской позиции, согласно которой, существующие общие признаки предусматриваются в единичных предметах в качестве основания для объединения их в класс, что фиксируется в мыслительных актах субъекта. Именно это философское положение оформилось в средневековье под названием концептуализма. Более наглядно это можно представить на схеме:

Рис. 1.

«Концептуализм (от лат. conceptus - мысль, понятие) - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий». - читаем в одном из современных философских энциклопедических изданий [2, с. 508].

Таким образом, получается, что в решении существующей проблемы средневековыми философами (если взглянуть в корень происходящих споров) все достаточно логично. Размышляя над вопросами бытия, пытаясь рационально соотнести три очевидных категории: то, что окружает нас, обозначается как вещи; то, что возникает в голове, именуется идеями, а изъяснения осуществляются при помощи слов. Образовавшийся треугольник - «вещи-идеи-слова» - и составил суть замысловатой теоремы, решить которую в далекие теологические времена можно было несколькими способами. Номиналисты стояли на том, что первичны вещи, через которые отражается и познается мир, а точнее, к которому мы подстраиваемся с помощью слов-идей. Поэтому у номиналистов наблюдается первичность вещей и вторичность понятий. Реалисты размышляли проще. В своих взглядах они полагали, что мир идей и мир вещей взаимосвязан. Эти миры являются равнозначными и приобретают единство при помощи слов. В свою очередь, концептуализм видел выход в принятии идей основополагающей категорией, а вещи лишь помогают формулировать их словами-понятиями.

Именно эта философская позиция узнаваема и понятна в кругах единомышленников, ценителей и любителей современного московского концептуального творчества. Она движет современных авторов-концептуалистов в художественных затеях, в реализации постмодернистского умонастроя. «Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю», - говорит Илья Кабаков, имея в виду то, что произведение концептуализма рождается в тот момент, когда идея автора соединяется с мыслями зрителя по этому поводу. Акцент переносится с самого произведения искусства на его восприятие. Ведь секретом концептуального творчества является не художественная ценность экспонатов, их невозможно продать или купить, и в этом даже не возникает надобности, потому что в композиции могут использоваться всевозможные предметы обихода, в том числе вещи со свалки, а порой в показе экспоната принимает участие сам автор. Так, например, был случай, когда американский концептуалист Стюарт Брисли, во время выставки в течение двух недель часами лежал в ванне, наполненной грязной черной жидкостью, в Лондонской художественной галерее, демонстрируя намек на загрязнение среды и плохую экологию.

Это еще раз свидетельствует о том, что главное в концептуальном постмодернистском творчестве, как и в концептуальной средневековой философии - это идея-мысль, а вещи и слова лишь способствуют, формируют главную задачу. Для более полного доказательства можно привести мысль одного из известных основоположников современного концептуализма Джозефа Кошута. В статье под обещающим названием «Искусство после философии» (1969 г.) он проливает свет на то, что основное значение концептуализма состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства или сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется. Он считает, что «физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство - это сила идеи, а не материала» [5]. Более весомую характеристику дает известный поэт-концептуалист Лев Рубинштейн: «Концеп-туализмов ровно столько, сколько людей себя к ним причисляющих, и каждый это по-своему интерпретирует» [1].

Для наблюдения прошлого, которое проявилось в настоящем, безусловно, имеются веские вышеизложенные причины, объединившие различные теоретико-смысловые тенденции. Только если в Средневековье концептуализм мог быть философской теорией, формой абстрактных размышлений, то в современный культурный период, авторы, подхватившие средневековую мысль, реализовывают ее в эмпирическом, художественном контексте. Современные концептуалисты одушевили ее, обогатили предметным содержанием, придали ей логическое завершение. Ведь в искусственной модели мира, в которой не делается различий между «словами» и «вещами», стал актуальным известный основополагающий тезис постмодернистов «мир как текст», а текст, как известно, апеллирует к мысли-идеи.

Подводя итог всему вышеизложенному, стоит сказать, что содержание настоящей статьи не в полном объеме рассматривает единство и различие концептуализма средневекового и постмодернистского, более того не рассматривает различие между двумя историческими направлениями, которые, бесспорно, имеются. Первостепенной задачей автора было выявить и обосновать то, что средневековый концептуализм актуализировался в художественной культуре эпохи Постмодерна.

Литература

  • 1. Арт-Азбука [Электронный ресурс]. Концептуализм (в т. ч. «Московский романтический»). - Режим доступа: http://azbuka.gif.rU/alfabet/k/conceptualism (дата обращения: 14.03.2011).
  • 2. Всемирная энциклопедия философии / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грица-нов. - Минск-М.: Современный литератор, 2001. - 731 с.
  • 3. Глава III. Постмодернизм как потенциал «Духа времени» конца XX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/ il/8.html (дата обращения: 11.03.2011).
  • 4. Издательство «Лицей» [Электронный ресурс]. Концептуализм: манифесты, идеи, основы концептуалистского искусства. - Режим доступа: http://www.licey.net/lit/poet20/konceptManifest (дата обращения: 11.03.2011).
  • 5. Концептуализм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/5/501b2de3-6199-fl45-4cb8-74212119ce58/1011125A.htm/ (дата обращения: 10.03.2011).
  • 6. Русский гуманитарный университет - словари и справочники [Электронный ресурс]. Концептуализм. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/ dict.aspx?key=%EA%EE.ru/ED.ru/F6%E5.ru/EF.ru/F2.ru/F3%E0.ru/EB%E8% E7%EC&wh0=0&d0=on&wh=0&d=/ (дата обращения: 10.03.2011).

Н. В. Григорьянц

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >