Проблема определения понятия «канон» в различных областях художественной культуры

С последней трети XX в. во многих видах искусства наметился возврат канонических принципов. При обращении к канону слушатель возвращается к духовным истокам, к традиции.

В научной литературе термин «канон» применяется к явлениям науки и культуры разных эпох и стилей - от древности до наших дней. Это понятие характерно для многих художественных феноменов, развивающихся независимо друг от друга, в которых прослеживаются схожие процессы или закономерности. Термин употребляется в значении образца для подражания и правила фиксации образа и строения формы, а поскольку правило выражается именно в образце, то значение их одинаково. К явлениям, так или иначе связанным с каноном, обращаются культурологи и искусствоведы, поскольку спектр его применения очень широк: культурология, литературоведение, музыка, изобразительные искусства. Подобная широта употребления понятия приводит к наполнению его новым смыслом, что усложняет определение сути. В современном значении его применяют к разным областям наук в смысле устоявшихся норм, при этом в философии и культурологии используется термин «канон», а в искусствознании - «художественный канон».

Актуальность темы обусловлена потребностью осмыслить область канона как явления культуры и искусства. Цель - определить область применения и границы понятия «канон».

Канон - категория, возникшая задолго до нашей эры. Это надавторское явление, через формально-содержательную структуру произведения отражающее мировоззрение эпохи - идею Вселенной. Она воплощалась символически с помощью цвета, геометрически в построении храма. У египтян система пропорций человеческого тела строилась по тем же гармоническим пропорциональным соотношениям, которые лежат в основе Вселенной. Каноном как структурным принципом пронизана вся система художественных образов. Проявляется канон в бесконечном варьировании одной художественной идеи. Истории известны цветовой, иконографический (в Византии, Древней Руси) и канон пропорций (в Древней Греции и Древнем Египте).

Культуролог А. М. Лесовиченко дает следующее определение понятия: «Канон - сложное... проявление ценностных представлений социума в рамках художественной системы», характерное для культового и фольклорного искусства [3, с. 5]. Дионисий Гарсия уточняет: «это установившееся в той или иной важной области человеческой жизни правило, предписывающее делать, исполнять что-то не так, как захочется каждому, «как придет в голову», а как должно, как положено, причем эта положенностъ принимается как благо» [2, с. 243]. В понятие входит категория требовательности и желательности - это связано с исходным значением канона как инструмента для определенной цели.

Я. Ассман - немецкий историк религии и культуры - отмечает, что истоки канона лежат в сфере права, где речь идет о следовании зако нам и договорам «...канон можно определить и как перенос коренящегося в сфере права идеала обязательности и верного следования на всю центральную область письменной традиции» [1, с. 114].

Понятию «канон» близки «традиция», «стиль», но это не одно и то же. Искусствовед Л. И. Ремпель проводит границу между понятиями: традиция - это повторение приемов, следование образцу вне системы, канон - это традиция, возведенная в правило и систему. Под «каноном» понимается такая форма традиции, в которой она достигает высшей внутренней обязательности и крайней формальной устойчивости. Такая «формула канона» существовала и существует в разных сферах деятельности человека: в Вавилонии как дословная передача текста «формула переписчика или хранителя традиции» - переписчику не следовало ничего добавлять или убавлять [1, с. 111].

В исследовании канона в целом выделяются следующие направления: канон как эстетическое понятие, канон как стилистический прием, канон как принцип выражения мировоззрения данной эпохи. В работах Н. А. Иофана и Н. А. Померанцевой канон представлен как иерархически выстроенная теория, включающая мировоззренческий, функциональный, художественно-композиционный уровни и служащая воплощением космогонической модели. Обобщая явление канона в искусстве, Н. А. Померанцева пишет: «Канон - это свод художественных правил, способствующих выявлению локальных черт в изобразительном искусстве данной страны и закреплению их в памятниках» [5, с. 13].

В качестве самостоятельной эстетической категории термин «канон» появился в теории греческого скульптора Поликлета (V в. до н. э.). В теоретическом труде, названном «Канон», автор обосновал правильность выведенных им пропорций идеального мужского тела. Именно на основе скульптуры и было осмыслено явление каноничности.

Художественный канон определяется как совокупность художественных приемов или правил, устоявшейся нормативной художественной символики, определяющих ее форму и содержание, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, и как произведения, служащие нормативным образцом, мерилом художественного творчества. Он определяет сюжет, мотивы (сюжетные), композицию, пропорции, атрибуты.

Философ и филолог А. Ф. Лосев отмечал разноречивость и запутанность представлений о его сущности художественного канона.

Он вывел такое понятие: «канон есть количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений. Эта модель оказывается образцом и критерием положительной оценки произведений искусства, воплощающих художественный канон» [4, с. 15].

О происхождении слова Я. Ассман пишет, что «...греческое слово Kctvcbv связано с Kavva, “тростник”, которое <...> восходит к шумерскому gin: род тростника arundo donax, который <...> подходит для изготовления прямых шестов и палок <...> Kavcbv - это инструмент строителя и обозначает “прямой шест, трость, правило, линейку” (с нанесенной измерительной шкалой)» [1, с. 116]. Мера, измерениость и легла в основу распространения понятия на другие сферы.

В связи с тем, что канон имеет много значений, рассмотрим его значение в культурно-историческом развитии.

В Египте в эпоху Позднего времени (вторая половина I тысячелетия до н. э.) канон существовал в значении образца — наглядных пособий для начинающих мастеров в виде изображения, выполненного на дощечке или скульптурной модели. В это время изменился взгляд мастеров на канон: из чисто практического приема он перерос в теоретическую систему пропорций, причем каноничность типа изображения в Египте определялась последовательностью расположения пропорциональных соотношений.

В античности сфера использования понятия «канон» стала расширяться - он применялся в значениях критерия, правила, образца, но обязательно в связи с конкретным значением — мерилом. Так, в теории Поликлета термин использовался в значении правила, образца. Такое же значение имела скульптура «Дорифор», созданная в подтверждение теории.

В разные эпохи понятие канона несколько различается. Выделяются пять групп его значений: бытовые (древнейшие), церковно-юридические, библеистические или текстологические, литургико-богослужеб-ные и общенаучные (современные).

1

Позже скульпторы пользовались установленной Поликлетом системой пропорций.

В древности под каноном подразумевались прямая рукоять щита, ткацкий челнок, веревка с грузилом на конце (отвес, лот). Позже - любой эталон или инструмент для проведения линий.

В Древней Греции так назывался свод основных положений или аксиом своей области знания[1] (этим термином пользовались философы, композиторы, грамматики, медики). Кант говорит о «каноне» философии. Его (термин) использовали философы-материалисты Демокрит (ок. 460-470 гг. до н. э.) и Эпикур (341-270 гг. до н. э.). В архитектуре трактат «Правило пяти ордеров» Джакома Бароцци да Виньолы (1507— 1573 гг.) называли «книгой правил». В нем архитектор сформулировал формулу, которая звучит так: высота колонн любого ордера пропорциональна ее диаметру, как и другие части постройки. Такое изложение ордера стали называть каноном, а правило - обязательным.

Церковно-юридическое значение: четкая вероучительная формулировка, будущий символ веры в христианской традиции. Моральная и юридическая норма, правило христианской жизни. Каноническое (церковное) право - это объективно существующая система религиозноправовых норм, регламентирующих устройство и положение церковной организации, порождаемые ею отношения и взаимодействие с другими общественными организациями и с государством. До сих пор это значение используется и в смысле дисциплинарных постановлений: апостольских, соборных, святоотеческих правил.

Текстологическое значение: перечень книг Святого Писания (библейский канон). В значении таблицы, списка, перечня или каталога, капой использовался в эпоху римской империи.

Литургико-богослужебные значения:

а) правила церковных евангельских и апостольских чтений годового, суточного и других богослужений; б) уставы церковного пения, чте-

ния, иконописи и храмовой архитектуры; в) евхаристический канон или Евхаристическая молитва - анафора (греч. anaphora - возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии); г) песнопения особого жанра гимнографии православной церкви, сформировавшегося в VIII в. и функционирующих в настоящее время в честь святого или праздника. Вид церковной поэмы-гимна из девяти песен; д) собрание покаянных и праздничных канонов в честь Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, ангела-хранителя и святых помещается в молитвословах или отдельной книге, называемой «Канонник»; е) монашеское келейное[2] молитвенное правило. Упорядоченная совокупность молитв, читаемых утром, вечером, перед причастием и после.

В современном научном языке канон - синоним словам «правило», «порядок», «корпус текстов», «положение (какого-либо) учения».

За современным энциклопедическим определением канона закрепились следующие понятия:

• в искусстве (изобразительные искусства, литература, музыка) -художественный канон. Он и составляет ядро канонического искусства, «строится как неповторимое открытие совершенной гармонии, воплощающей высокую каноническую идею», но не допускает повторения себя в других произведениях [7, с. 142].

Ю. Н. Плахов акцентирует внимание на том, что художественный канон «вбирает в себя далеко не систему правил вообще, а систему таких правил, которые сопряжены с определенным - каноническим (заранее предопределенным) - типом содержания. Иными словами, любое искусство опирается на систему правил, но не каждая система может быть принадлежностью канона» [6, с. 24]. Художественный канон, по его мнению, обусловливает все основные функции искусства определенного исторического периода - искусства эстетики тождества - его эстетические, социальные, художественные, выразительные, коммуникативные и прочие функции.

  • • в музыке значения термина «канон» многообразны:
    • а) техника письма музыкального произведения, основанная на строгой имитации; б) полифоническая форма произведения, построенная на основе последовательной имитации и развившаяся в европейской

многоголосной музыке. «Исторически в европейском многоголосии существовали две разные формы, определяемые термином «канон», и, соответственно, два понятия канона. Первая из этих форм (канон-правило) — понятие XV—XVI вв.; вторая (непрерывная имитация или строгая имитация) - нынешнее понятие» [8]. В эпоху Возрождения целые мессы от начала до конца могли быть выполнены в канонической технике - в таком случае техника становится формообразующим принципом; в) в католической мессе (canon missae) - часть после Sanctus от слов «Те igitur», в которой молитвенные тексты не меняются; г) канон как принцип мышления в музыкальной культуре.

  • • (переносное) все, что твердо установлено, стало общепринятым;
  • • в искусствоведении - система мер, позволяющая по размерам одной части сделать заключение о целом, а по размеру целого - о размерах любой части.

Таким образом, значения канона очень разнообразны. Канон употребляется и в значении сочинений: труды с одноименным названием написаны Поликлетом, Демокритом, Эпикуром, Авиценной. Термин применяется к разным областям культуры и искусства. Канон как образец задает границы в пределах жанра или моральной нормы. Кроме того, канон - это система норм и правил, принятых в искусстве какого-либо направления, школы, мастера, что сближает канон с понятием стиля.

В значении совокупности правил канон характерен для древних культур Востока, средневекового искусства культур Европы и Азии. В Древнем Египте и Древней Греции канон входил в практическую часть художественного творчества, а Средневековье придало канону более символический смысл, сохранив значение термина в смысле конкретного неукоснительного правила. Он сохраняется не только в произведениях искусства Античности и Средневековья - времени господства канона, но и в более позднее время. Связан канон с воспроизведением архетипической модели и с культовой идеей, где художественные образы жестко закреплены и ограничены рамками дозволенного - темы, сюжеты, техника исполнения. Церковный канон отличает наличие в нем божественного откровения, благодати, которое проявляется в соответствии Священному Писанию.

С точки зрения эстетики канон связывается с культурами, ориентированными на сохранение и передачу в неизменном виде эстетических идеалов эпохи. Для искусствоведа и литературоведа канон проявляется в подражании - повторении наиболее удачных художественных приемов, а для богослова - в приобщении мастера к единомышленникам, проявляющейся в приближении к той же архетипической модели.

Относительно религиозных произведений мнения искусствоведов сводятся к тому, что канон определял общее формальное решение произведения такого типа, а это обуславливало выверенность мастерства авторов. То есть, канон проявлялся на художественном уровне.

Литература

  • 1. Ассман Я. Канон - к прояснению понятия // Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. - М., 2004. - С. 111-138.
  • 2. Гарсия Д. О каноне вообще и об иконописном каноне // Новое сакральное пространство // Духовные традиции и современный культурный контекст: материалы научной конференции. - М., 2004. - С. 243-249.
  • 3. Лесовиченко А. М. Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре: авторсф. дис. ... канд. искусствоведения. - Кемерово, 2004. -28 с.
  • 4. Лосев А. Ф. О понятии художественного канона И Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. - М., 1973. -

С. 6-15.

  • 5. Померанцева Н. А. Принцип композиции древнеегипетских памятников додинастического периода и эпохи первых двух династий. К истокам древнеегипетского канона // Искусство Востока и античность. - М., 1977. -С.13-23.
  • 6. Плахов Ю. Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии (на материале инструментальной музыки народов Средней Азии). - Ташкент, 1988. - 161 с.
  • 7. Пугаченкова Г. А. Образ Будды в античном и раннесредневековом изобразительном каноне // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. - М., 1973. - С. 144-151.
  • 8. Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kholopov.ru/canon/canon.html.

Н. С. Плотникова

  • [1] Это значение используется в современном научном языке. 2 Написал трактат «Каноны» или «О логике», где рассматривал нормативность, правильность процесса познания, установления истины. 3 Для исследования теории логики он написал трактат «Канон». Речь в нём идет о мериле, о критериях различения истинного и ложного знания. 4 У Иринея Лионского - одного из первых Отцов Церкви (II век) само учение церкви называлось каноном - Kavcbv, Kavcbv тгр; тпотеох;, трд а/щОглад. 5 Таблицы астрономов для исчисления времени, список образцовых греческих писателей, установленный александрийскими грамматиками, позже - список или каталог священнослужителей и церковнослужителей известной епархии.
  • [2] Келейное, то есть предназначенное для чтения в келье.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >