Пространство как средство художественной выразительности в хоровом исполнительстве

Пространство - одна из форм существования материи. Каждая эпоха строит свое пространство, в котором происходят события, присутствуют вещи, от которых зависит человеческое обитание. По мнению философа В. К. Егорова, «...культура всегда существует в пространственно-временной системе координат» [1, с. 163]. Каган М. С. считает, что пространственное изменение культуры обеспечивает социальную жизнь в каждый момент истории, удовлетворяет духовные потребности людей, временное - выражает необходимость хранения накопленного опыта, передачу его от поколения к поколению, а также его развитие, совершенствование, углубление знаний, накопление ценностей. Культура становится средством обеспечения актуальных человеческих нужд, механизмов наследования социальных ценностей, заменив механизм биогенетической передачи поведенческих программ у животных. Носителем культурных ценностей является только человек. Но культура не рождается внезапно, а складывается постепенно, вместе с формированием человеческого общества в пространственно-временном отрезке жизни поколения. Культура опирается на повторяющиеся факты в жизни человечества и все время обновляется, т. е. традиционное взаимодействует с новым [2].

Границы пространства культуры не всегда строго регламентированы, они имеют вариации, допуская свободу находящегося там индивида. Символический порядок не ограничен четким рабочим временем, обязанностями, контролем. Но человек вынужден подчиняться гласным и негласным правилам культуры, руководствоваться определенными символическими ценностями. Человек, опираясь на свой предыдущий опыт, знает, как ему расположиться в данном культурном пространстве, что ему позволено делать, а что нет.

В пространстве культуры функционируют те учреждения, которые являются культурными по преимуществу, т. е. те учреждения, благодаря которым сохраняются и воспроизводятся определенные культурные формы. На сегодняшний день таких учреждений достаточно много. К ним можно отнести образовательные учреждения, концертные организации, библиотеки, музеи, театры, творческие коллективы и др.

Как известно, связи людей между собой сопровождаются обменом культурной информацией. Единицами обмена являются представления, образы, выраженные в символической форме. Их упорядоченность также считается составляющей культурного пространства. В этих символических формах закреплены знания людей, переживания, оценки. Все это, закрепленное в символической форме, составляет, по словам профессора

Э. А. Орловой, «разделяемый социокультурный опыт, порождаемый, ос-ваемый и используемый в повседневной практике» [3, с. 100]. Такой опыт воплощается в носителях культурной информации — архитектурных памятниках, письменных и нотных текстах, теоретических выводах, формулах и т. д. Информация сохраняется и транслируется за счет механизма традиции, который позволяет ее собирать, хранить, передавать.

Искусство, как одна из областей символического пространства, в образной форме концентрирует представления о реальности и фантазии людей. Эта культурная информация выражена профессиональными художниками, актерами, музыкантами в соответствии с эстетическими принципами и нормами исторической эпохи.

На эмпирическом уровне одним из хранителей определенной культурной информации, носителем культуры является хоровой коллектив, который существует в культурном пространстве и, в то же время, использует его как выразительное средство. Носитель информации в данном случае - нотный текст, в который заложены все особенности стиля, эпохи и, конечно, исполнения. Хоровое исполнительство - это вид творчества, при помощи которого и идет обмен информацией, получение новых знаний, поиск средств выразительности.

Хоровое пение - это наиболее древняя и традиционная форма музыкального искусства. Важной особенностью является его коллективная основа. Каждый певец, как элемент целого, должен взаимодействовать с коллективом певцов, находить свое место в общем звучании. Музыка, и хоровая в том числе, искусство временно, оно отражает реальность в звуковых образах и поэтому нуждается в исполнителях, которые являются посредниками между автором и слушателями. Известно, что жизнь музыкального произведения начинается с момента исполнения. Содержание хоровой музыки связано с мыслями, чувствами, жизнью большого числа людей, поэтому носит обобщенный, надындивидуальный характер.

Хоровое исполнительство можно рассматривать в физическом пространстве - размещение хора в пространстве сцены и в акустическом пространстве, т. е. заполнение пространства вокальным звуком, т. к. эти факторы связаны с жанровыми особенностями и являются средствами воплощения художественного образа. Изучение особенностей пространства в данном случае необходимо, т. к. оно будет влиять на качество звучания, служить выразительным средством, создавать звуковой образ хорового произведения.

В классическом академическом хоровом искусстве пространство до определенного времени играло служебную роль, т. е. сводилось просто к размещению хора в пространстве сцены. Хор во время исполнения оставался в статичном положении, что способствовало координации исполнительского акта, достижению уравновешенности звучания. В традиционной модели общение исполнителей опосредовано нотным текстом, хотя, конечно, актуально и их непосредственное общение. Дирижер -посредник в общении исполнителей и слушателей.

Освоение пространства шло постепенно в процессе снижения условности хора, от статичности церковной музыки до театрализованных форм хорового исполнительства. Те стилистические изменения, которые происходили в церковной музыке, не коснулись этой ее особенности. Эталоном всегда оставался статичный хор. Это сохранилось до сих пор, хотя, конечно, вырос профессиональный и исполнительский уровень церковных хоров. Осталась и главная функция культового пения -создание настроения отрешенности, торжественности, настройка души на возвышенный лад.

Освоение пространства, утверждение новых исполнительских форм было связано со светским искусством, театром. Право и возможность двигаться в сценическом пространстве хор получал постепенно в процессе длительного развития сценического и музыкального искусства. Хор постепенно переставал играть условную роль, роль фона, комментатора происходящего на сцене. В оперных спектаклях XVIII в. хоровые сцены уже играли значительную роль, а в русской опере XIX в. хор стал действующим лицом (оперы М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского и других композиторов).

Исследователей давно привлекает проблема исполнения фольклора в условиях сценического пространства. Народное исполнительство - изначально бытовое, перенесение его в пространство сцены требует специальной работы с песней (обработка, аранжировка). К народной песне всегда обращались композиторы-классики. Их привлекал богатый и своеобразный музыкальный язык, богатство художественных образов и средств музыкальной выразительности. Русскими композиторами создан огромный пласт классических обработок русских народных песен, которые исполняются академическими хорами. Вместе с новой формой исполнительства возникла и проблема жизни народной песни в новом пространстве, которой не было в период разделения на профессиональное академическое хоровое пение и бытовое исполнение. В народном хоре как новой форме хорового искусства переплелись традиции академизма с традициями фольклорного исполнительства, т. е. пение и движение в сценическом пространстве.

Если говорить о народном исполнительстве, то здесь нужно отметить, что освоение пространства шло параллельно с развитием жанра и новых исполнительских форм. Уже изначально процесс исполнения подразумевал ритуальные и танцевальные движения, жестикуляцию, свободную расстановку, которая не мешала бы общению исполнителей и слушателей. Слушатели всегда могли принять участие в исполнении, внести свое, личностное отношение. Это было, по словам профессора И. Земцовского, «коллективное исполнительское общение» [4, с. 6]. Не существовало деления на индивидуального исполнителя и его аудиторию. Исполнители и слушатели сливались воедино и заполняли пространство движением танца, узорами хороводов.

Одной из характерных черт русского народного исполнительства является его тесная связь с бытом. По словам Б. Асафьева, «оно чувствует себя привольно и в лесу, и в поле, и в избе» [5, с. 82]. Исполнение народной песни представляет собой синтез многих искусств - пение, игра на музыкальных инструментах, использование танцевальных движений. Игровые, хороводные, плясовые песни, спетые в статичном положении не вызывают того эмоционального отношения, которое должно быть. Поэтому заполнение пространства хороводом, пляской - важный и обязательный компонент исполнения народной песни. Некоторые обрядовые хороводы требуют для своего исполнения нескольких сотен человек. Характеристики пространства при этом все время будут меняться.

Во время исполнения хоровой коллектив заполняет пространство не только размещением и движением, но и певческим звуком, который является главным музыкально-выразительным средством хора. Певческим звуком хор делает написанные ноты живыми и доступными слушателям. С помощью различных штрихов хор выражает характер музыки, настроение, раскрывает художественный образ, весь психологический подтекст, который заложен в тексте и мелодии. Звучание хора может вызвать бурю эмоций, создать настроение, но может и не тронуть слушателей, оставить равнодушными. Это зависит, в том числе, и от акустических характеристик звучания хора, звукового пространства, которое он создает.

Расширение акустического пространства шло также постепенно от одноголосного знаменного пения, которое отличалось плавным, спокойным движением мелодии, до развитой сложной полифонии. Развитие техники дирижирования началось со специальной системы жестов, которая называлась «хирономия» и укладывалась в плоскость. Современная техника управления хором требует ощущения пространства в жесте дирижера. Это, конечно, связано с расположением хора в сценическом пространстве, объемной хоровой фактурой, в которой аккордовые вертикали охватывают большой звуковой объем (4 октавы и более), необходимостью качественного акустического звучания.

Расположение звуков в пространстве, их движение, которое создает различные акустические эффекты (удаление, приближение, имитация, эхо) - все это можно назвать пространственными факторами в музыке. Пространство создает вертикальное звучание аккорда, так же как горизонтальная мелодия звучит во времени, которое, как известно, всегда направлено от прошлого к будущему.

Композиторы классической школы не раз пользовались акустическим пространством как средством художественной выразительности. Например, хоры Г. Свиридова из цикла «Пушкинский венок» «Эхо», «Зорю бьют...», в которых для изображения эха, сигналов трубы часть хора располагается за кулисами. С. Слонимский в партитуру хора «Люби жену, да не бей!» вносит ремарки о расположении хора (хоровые партии должны быть расположены в последовательности - Басы, Тенора, Альты, Сопрано), что вносит дополнительные темброво-акустические краски в звучание хора и помогает реализации авторского замысла и, в то же время, изменяет восприятие акустического пространства слушателями.

Если говорить о народном хоре, то нужно отметить особенности использования акустического пространства, зависящие, в том числе, от региональных исполнительских традиций. Например, южнорусское пение характеризуется ярким грудным резонированием, использованием разговорного регистра. Оно располагается в меньшем акустическом пространстве, чем, например, северное. Диапазон хоровой партитуры занимает меньше октавы. Северное пение, более спокойное по темпераменту, имеет большую вертикаль за счет октавного подголоска. Партитура располагается в двух октавах и заполняет собой пространство за счет использования разных тембровых красок, как высоких, так и низких. Но то и другое пение интересно, своеобразно, имеет свои достоинства, средства выразительности, художественную образность и, конечно, исторические корни, связанные с географическими и бытовыми условиями.

Таким образом, говоря об использовании пространства в хоровом пении, нужно подчеркнуть, что на его использование накладывает свой отпечаток эпоха, содержание хорового произведения, исполнительское решение, а в народной музыке еще и региональные особенности испол нения, которые являются решающими при выборе средств художественной выразительности. При общении с народной музыкой разрушилась традиционная модель классического хорового исполнения, и началось освоение нового пространства в хоровой музыке. Правильный вокальный звук профессор Л. В. Шамина называет «полетным, ярким, звонким, обертонально насыщенным, объемным, акустически полнокровным», т. е. тот звук, который хорошо распространяется в пространстве, заполняет его собой [6, с. 8]. И только в этом случае он может быть средством выразительности хорового коллектива. В результате процесса освоения акустического и физического пространства хоровой коллектив обретает способность отражать более разнообразный спектр красок.

Литература

  • 1. Егоров В. К. Философия русской культуры: монография. - М.: Изд-во РАГС,
  • 2006. - 532 с.
  • 2. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
  • 3. Орлова Э. А. Концепция социокультурного пространства: познавательные возможности // Личность. Культура. Общество: Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - М., 2007. - Вып. 3 (37). - С. 96-112.
  • 4. Земцовский И. И. Некоторые аспекты народно-певческой эстетики и феномен народного хора // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / отв. ред. Л. Шамина. - М., 1986. -Вып. 86.-С. 4-12.
  • 5. Асафьев Б. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
  • 6. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. - М.: Моск. гос. фольклор

ный центр «Русская песня», 1997. - 86 с.

Н. А. Примеров

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >