Исполнительство на народных инструментах как фактор сохранения традиционной культуры России

Когда говорят и пишут о русских народных музыкальных инструментах, то подразумевают, в первую очередь, балалайку, гармонь, баян, домру, гусли, жалейки, ложки. Список может быть продолжен. Но стоит добавить в этот перечень, например, аккордеон и гитару, как сразу могут появиться вопросы и возражения. Далеко не все считают их русскими, тем более - русскими народными. Мы обнаруживаем основание для серьезного теоретико-методологического разногласия, а также стимул для исследования.

Среди преподавательского состава высших и средних музыкальных учебных заведений, а также среди большого числа педагогов начального музыкального образования баян, домра и балалайка, тем более аккордеон и гитара, давно не считаются русскими народными инструментами. Многие называют их академическими, эстрадными, вненациональными. К народным относят лишь «фольклорные инструменты». Опять же фольклористы не признают баян и гармонь, тем более аккордеон или гитару, «своими».

Существует и разделение музыкального исполнительства на профессиональное и любительское и концертное и бытовое. Доходит до того, что словосочетание «русский баян» или «русская гармонь» вызывает возмущение, возражения и чуть ли не запрет на употребление в печати, в книгах и официальной терминологии. Так, много споров вызвало название выпущенной мной в соавторстве с А. А. Михайловым в Новосибирске в 2006 г. книги «Русский баян» [1], а на распространение ее по учебным учреждениям в Новосибирской области был наложен негласный запрет. А на ежегодных методических педагогических чтениях уже не раз возникали теоретические споры на эту же тему. Даже на страницах всероссийского бюллетеня «Народник» развернулась дискуссия о том, является баян русским народным или же академическим вненациональным инструментом. Все это порождает вопросы. Что есть на самом деле народный инструмент? Являются ли в действительности баян и гармонь народными инструментами, и как сам народ воспринимает их? В чем он видит их предназначение, какое определяет им место в собственной жизни?

На практике к народным инструментам уже давно относят все то, что имеет касательство к профессиональному музыкальному образованию и к профессиональному, академическому исполнительству. Произошла, по сути, подмена понятий. Возобладала точка зрения, когда все то, что не относится к профессиональному музыкальному творчеству, недостойно внимания. Любительская игра, бытовое и семейное музицирование, игра на улицах, во дворах, на празднествах стала уничижаться, даже высмеиваться. Это стало синонимом низкопробности, несовершенства исполнения, плохого вкуса. Нередко по поводу исполнения народных наигрышей, песен, плясок и танцев можно услышать: «деревенщина», «примитив», «кабацкий репертуар», «цыганщина», «музыка для гулянок» и т. п.

В итоге «выброшенным» вовсе на задворки официального музыкального исполнительства оказался такой прекрасный и самобытный инструмент, как гармонь. Его не оказалось даже в перечне музыкальных инструментов, допускаемых в средние и высшие музыкальные учебные заведения. Да и в начальном звене музыкального образования - в детских музыкальных школах и школах искусств - гармони не нашлось места. Редки примеры обучения игре на гармони в учебных заведениях России. И появляются эти примеры благодаря упорству и исключительной энергии горстки энтузиастов и популяризаторов гармони, практически возвращающих этот прекрасный инструмент народу и продвигающих его в профессиональную музыкальную среду. А народное музицирование на баяне, народный репертуар и вовсе исчезли из поля зрения профессионалов и управленцев от музыки, выпали и из системы государственной музыкальной политики, финансирования. А сколько человеческих судеб разбито! Ведь народных музыкантов, самородков не жалуют в учебных заведениях, в учреждениях культуры. Вот несколько красноречивых примеров. Народного артиста России и Украины, доктора искусствоведения, профессора, художественного руководителя всемирно известного Государственного Академического Кубанского казачьего хора Виктора Гавриловича Захарченко в юности даже не приняли в музыкальное училище - из-за того, что он не знал нот, играл по слуху на гармони, не учился в музыкальной школе [2]. Заслуженного артиста России, великого и неповторимого сибирского баяниста А. А. Полудницына в 1980-х годах лишили высшей категории и вывели за штат Новосибирской филармонии, хотя его концерты пользовались всегда огромным успехом у слушателей. Братья Г. Д. и А. Д. Заволокины не без проблем окончили музыкальное училище, при том Геннадию Дмитриевичу пришлось обучаться на домре, на баян его просто не приняли. А солиставокалиста ансамбля народной музыки «Частушка» им. Г. Д. Заволокина и ведущего гармониста Алексея Ходаковского и вовсе отчислили из музыкального училища как профнепригодного. Так и работает последний многие годы, не имея специального музыкального образования. Не счесть одаренных детей, самоучек и самородков, народных талантов, которых вынудили прекратить образование в детских музыкальных школах - не вписались в систему, не смогли одолеть таких «наук», как теория музыки или сольфеджио, в которых нет даже намека на народное пение, на русские народные музыкально-певческие традиции.

Все конкурсы исполнителей на народных инструментах организуются на академических, прозападных началах. Из названий все чаще и чаще уходит само определение - «русские». Кафедры и отделения высших и средних музыкальных учебных заведений убирают из названия слово «народные» и переименовывают былые кафедры в кафедры баяна и аккордеона, отделения струнных, гитары...

Подобные тенденции, по крайней мере, спорны и противоречивы и не могут считаться нормальными и приемлемыми. В любом случае проблема требует изучения, обоснования, открытого обсуждения и принципиального решения.

Целью нашего исследования является обоснование необходимости законодательной защиты статуса русских народных музыкальных инструментов.

Задачи исследования многообразны:

  • - выявление отношения населения к народным инструментам, в первую очередь, к баяну и гармони;
  • - определение места баяна и гармони в музыкальной жизни России;
  • - определение национальной принадлежности баяна и гармони;
  • - выявление социальных факторов, влияющих на музыкальное народное творчество, взаимосвязи с различными проявлениями в жизни российского общества;
  • - выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие народного музыкального исполнительства;
  • - определение уровня ожиданий населения в отношении поддержки народной музыкально-певческой традиции со стороны государственных органов власти, предпринимательства, общества;
  • - определение роли личностей, организаций в историко-культурном процессе по сбережению традиций народного музыкального исполнительства;
  • - выявление современных тенденций в народном музыкальном исполнительстве.

С мая 2008 г. проводится всероссийское социологическое исследование по теме «Отношение населения современной России к народному музыкальному творчеству с использованием гармони и баяна».

Информацию исследователи получают из «первых рук», от самых широких слоев населения, а не из отчетов чиновников, как было всегда. При том, исследование проводится по широкому спектру проблем, охватывает самые разные слои населения и специалистов-экспертов. Круг вопросов охватывает самые разные сферы жизни людей, их духовные и нравственные предпочтения, интересы, потребности, мотивации. В итоге определяется роль и место народной музыки, народных инструментов в истории трех поколений, в духовном и нравственном развитии общества, в социуме, влияние их на все другие проявления социальной жизни. Делается корреляция музыкально-певческих предпочтений с проблемами социальной справедливости, со смысложизненными вопросами.

Данные, полученные в ряде регионов Российской Федерации (Новосибирская, Омская, Курганская, Кемеровская, Белгородская области, Алтайский и Краснодарский края, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Башкортостан), говорят о следующем. Отмечена активная поддержка населением и экспертными группами народного музыкального творчества, проявление живого интереса к баяну и гармони. Об этом говорят примерно три четверти (а иногда и больше) опрошенных [3]. Правда, на снижение такого интереса в обществе указывает также достаточно большой процент опрошенных (до 40 %). Однако баян и гармонь пока входят в число ведущих, самых любимых в народе инструментов (попадая в первую тройку по распространенности и умению на них играть в семьях).

Показательны ответы на вопрос «В каком музыкально-содержательном направлении должны развиваться баян и гармонь?». Большинство экспертов считает, что баян и гармонь должны сохранять русские национальные особенности, исполнительство на них должно следовать народным музыкальным традициям - 90 % и более. Желательный репертуар - бытовая музыка, народные танцы и песни - 89,7 %, русская классика - 61 %. Более 60 % опрошенных считает, что баян должен развиваться именно как массовый народный инструмент. Как русский национальный инструмент баян определяют 79,5 % опрошенных. Противоположные, значительно уступающие мнения: баян не имеет национальной принадлежности или баян - это академический, эстрадный инструмент.

Еще более доказательны ответы на вопрос о направленности «Международного Маланинского конкурса-фестиваля», проводимого в Новосибирске более 20 лет, на народные формы и жанры музицирования. До 90 % опрошенных отметили, что это бесспорно положительное явление, которое заслуживает всяческой поддержки. Более того, 59 % подчеркнули, что нужно усилить народную направленность конкурса-фестиваля.

Усиление интереса населения к народному музыкальному творчеству, к баяну и гармони участники опроса связывают, в первую очередь, с ростом национального самосознания, возрождением жизненных сил и духовной мощи русского народа, реакцией славянских народов России на экспансию западной музыкальной массовой культуры, с активной деятельностью общественных организаций, в том числе и Всероссийского центра «Играй, гармонь!», «Международного Маланинского конкурса-фестиваля», а также с проявлением энтузиазма и инициативы отдельных граждан. В то же время меньше всего население видит в этом процессе заслугу государственных органов управления, предпринимателей, профессиональных учебных учреждений и СМИ.

Любопытно, что падение интереса к народному музыкальному творчеству, к баяну и гармони население объясняет именно невниманием государства и предпринимательства, все тем же влиянием западной музыкальной массовой культуры, нарастанием кризиса русского национального самосознания и ослаблением жизненных сил русского этноса.

Характерные ответы на соответствующие вопросы в социологическом опросе отличаются большим диапазоном мнений и позиций. Например: «отсутствует четкая политика государства в области народного музыкального творчества»; «практически нет поддержки на местах тем, кто искренне трудится и популяризирует народную музыку»; «отсутствие эфирного времени для народных музыкантов и певцов»; «отсутству ет государственная поддержка и законодательная основа развития русской народной музыкально-певческой культуры»; «западная музыкальная массовая культура доминирует над русской национальной»; «засилье западной эстрадной, поп- музыкальной культуры на радио и ТВ»; «отсутствие внимания со стороны ЦТВ и региональных ТВ к русской народной музыкально-певческой культуре»; «отсутствует ощутимая помощь властных структур любительским музыкальным коллективам». Подобные оценки встречаются фактически в любой из обработанных нами анкет.

Ознакомление с материалом опросов приводит к выводу, что, несмотря на все потери культурного, нравственного и духовного богатства, до сих пор у россиян сохраняется высокий духовный и патриотический настрой. На вопрос о том, что же является главным, основным в характеристике культуры современного русского человека, более 60 % опрошенных ответило: «верность, служение обществу, корневым традициям, духу русской культурной жизни, понимание характера ее роли, приверженность русскому православию».

В народном сознании проявляется явное превосходство традиционных ценностей над нетрадиционными - модными, прозападными, заимствованными извне. То есть, по сути, прослеживается разрыв в мировоззрении и отношении к народному музыкальному творчеству между руководящим слоем искусства и огромным большинством населения страны. Баян и гармонь продолжают оставаться любимыми русскими народными инструментами и по-прежнему входят в число наиболее распространенных в обществе.

«Глас народа» свидетельствует о том, что основой музыкального развития детей должна быть именно народная музыка. А народные инструменты должны звучать не только со сцен концертных залов, но в первую очередь в быту, в семьях, школах, во дворах [4].

По определению доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных М. И. Имханицкого, «не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополагающий критерий - именно традиционность бытования в определенной этнической среде для выражения национального музыкального искусства» [5, с. 19]. И далее: «как только распространенный в национальном музыкальном быту инст румент начинает выполнять важнейшую для общества массово-просветительную роль, он обретает именно эту социальную составляющую своей народности. Более того, теперь народность баяна, балалайки, домры, гитары перемещается от этнического компонента понятия «народный» к социальному. Этнический компонент, естественно, при этом остается, но он занимает теперь далеко не основное место в культуре общества, хотя и является очень важным для национального самосознания людей» [5, с. 37].

Результаты исследований еще резче обозначили проблему - поистине полярные представления о народности баяна и гармони двух категорий общества - музыкальной элиты, профессуры, с одной стороны, и большинства населения - с другой. И пока элита не перестроится, не изменит своего отношения к баяну и гармони, не откажется от игнорирования народного, пока учебные программы и репертуар будут строиться на академических началах и по западному образцу, будет падать престиж концертирующих музыкантов-профессионалов, играющих на народных инструментах, а также все более уменьшаться набор на отделения и факультеты народных инструментов в музыкальных учебных заведениях.

Русская культура должна, на наш взгляд, выступать системообразующим началом в социокультурном пространстве России, а народная традиционная музыка, баян и гармонь - занимать особое место в художественной, духовной и нравственной жизни населения России. Никакое возрождение, развитие общества, страны невозможно без внимательного и бережного отношения к народному музыкальному творчеству. Без создания благоприятных условий для приобщения детей и подростков к народной музыке, без разработки специальных мер и законодательной защиты, без поддержки и гарантий со стороны государства благополучная перспектива страны не только в чисто культурной области, но и во всех других сферах, невозможна.

Нельзя сохранить свою независимость как суверенного государства, как народа с самобытной культурой без охраны духовных рубежей. Но для этого нужно многое изменить в существующей системе музыкального образования, просвещения, в отношении к народному творчеству, народным музыкантам, русским народным инструментам. В музыкальных учреждениях необходимо существенно пересмотреть программы и учебный репертуар. Фестивали, конкурсы также нуждаются в концептуальном реформировании. Обязательно надо создавать ус ловия для народного музицирования, выделять помещения для занятий, всячески поощрять семейное музыкально-певческое творчество. Особого внимания требует производство и ремонт музыкальных инструментов. Во всех регионах нужно создавать «Центры народной культуры», принимать специальные государственные программы возрождения и развития традиций народной музыкально-певческой культуры.

Безусловно, проблеме сохранения и развития традиций народного музыкально-певческого жанра с применением баяна и гармони должно уделяться гораздо большее внимание и поддержка, чем это происходит сегодня.

Начатые исследования отношения населения России к народному музыкальному творчеству с использованием гармони и баяна нуждаются в продолжении. Ведь до сих пор данная тематика в социологических исследованиях не имела места. Исследования выявили много интересных связей, проблем, предпочтений населения, что дает богатую пищу для размышлений и анализа, сопоставления, разработки практических мер, программ, законопроектов.

В процессе исследований выявляются тенденции и проявления духовно-нравственной жизни народа, которые обычно ускользают от обыденного опыта. Область же возможного применения представленных данных наших исследований очень широка. Пожалуй, не найдется сферы жизнедеятельности общества, где бы не нашли применения полученные результаты: образование, социальные и гуманитарные науки, культурная и молодежная политика, экология культуры и человека, экономика, право, социальная защита, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Литература

  • 1. Михайлов А. А., Примеров Н. А. Русский баян. - Новосибирск: Экор, 2006. - 300 с.
  • 2. Примеров Н. А. Геннадий Заволокин. - Новосибирск: РОУ «Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина», 2008. - 544 с.
  • 3. Григорьев С. И., Марченко Ю. Г., Примеров Н. А. и др. Современная Россия: отношение населения к народному творчеству с использованием гармони и баяна. - М.; Новосибирск; Барнаул, 2008. - 79 с.
  • 4. Григорьев С. И., Марченко Ю. Г., Примеров Н. А. и др. Современная Россия: отношение населения к народному творчеству с использованием гармони и баяна. - М.; Новосибирск; Барнаул, 2009. - 51 с.

5. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 37 с.

О. А. Беляева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >