Особенности орнаментального декорирования на предметах материальной культуры народов Кузбасса

Конец XX в. ознаменован возросшим интересом российского общества к истокам и своеобразию народной культуры. Стали возрождаться забытые народные художественные промыслы и ремесла России, в том числе и в Кузбассе.

«Феномен орнамента в культуре, как знаковая система в антропологической картине мира, представляет собой очень древнюю проекцию сознания в деятельности. Простые, а затем и сложные геометрические формы орнамента, начиная с первобытности, а затем и через этническую традицию исторически отражают специфическую информацию о внутреннем и внешнем мире человека» [6, с. 255].

Наиболее ранние формы орнаментов встречаются на предметах материальной культуры эпохи неолита и бронзы. Как писал С. В. Иванов, в изображениях на предметах «находили отражение наблюдения над явлениями природы, мысли о жизни и жизненных функциях организмов, попытки осмыслить строение вселенной, устройство тел человека и т. п.» [2, с. 165]. Орнамент сопровождал человека повсюду, присутствовал на одежде, домашней утвари, жилых постройках. Первыми изображениями были простейшие фигуры: точки, линии, круги, спирали, ромбы, кресты и т. д., соединение которых привело к образованию орнаментальных композиций. Орнамент приобрел определенное смысловое содержание, что придавало предмету, на который он наносился, определенную смысловую нагрузку.

На протяжении тысячелетий Сибирь являлась зоной активного взаимодействия различных этнических культур, о чем свидетельствует декоративно прикладное искусство народов проживающих на территории Кузбасса, которое развивалось не изолированно, а в тесной связи с культурой других этнических групп, в частности переселенцев. С. В. Иванов отмечает: «Эти связи в особых, присущих орнаменту формах отражают различные этапы этногенеза в истории этих народов» [2, с. 478].

В связи с недостаточной разработанностью данного вопроса возникает необходимость исследовательской работы в целях прослеживания взаимодействия народов в приемах декорирования предметов материальной культуры. Изучение вопросов, связанных с проблемами декоративно-прикладного искусства Сибири, началось сравнительно недавно. Орнаментам на предметах материальной культуры народов Сибири посвятил свое исследование С. В. Иванов. Изучением домовой росписи Западной Сибири занималась В. А. Лапинская, исследованием культуры народов Притомья - Т. И. Кимеева, которая подробно рассмотрела межэтнические взаимодействия коренных народов и русских переселенцев. Е. А. Ащепков первым проявил интерес к крестьянскому зодчеству Западной Сибири, описал основные виды жилищ русского населения, проживающего на территории Сибири, а также рассмотрел взаимодействие культур русских переселенцев с культурами коренных народов в приемах декорирования жилых построек [1]. Переселенцы, осваивая Сибирь, несли с собой культурные традиции, которые, в свою очередь, были основаны на языческих представлениях.

Декорирование домов было свойственно как переселенцем, так и телеутам и томским татарам. Дома украшали резным и пропильным орнаментом, выполняемым простыми инструментами - ножом, топором, долотом [1, с. 123]. В основном орнаментировали самые уязвимые участки жилища, через которые могли попасть в дом «злые силы», - карнизы фронтонов, карнизы и фризовые доски, наличники, ставни окон, крыльцо, ворота и калитки. Мастера любили украшать изделия геометрииче-ским растительным и зооморфным орнаментом. Нередко в узоре наличника использовалось сочетание простого геометрического и растительного орнамента. В качестве примера Н. А. Томилов в работе «Русские Нижнего Притомья (конец XIX - первая четверть XX вв.)» приводит описание декора на наличниках дома в селе Калтай, который был привезен из деревни Константиновка Яшкинского района Кемеровской области и принадлежал этническим русским. «Центральное место на верхней доске занимает, - пишет он, - “занавес”. Шапку окаймляет бордюр в виде сердцевидных фигур. В верхней части боковой доски -геометрическая фигура, состоящая из 3-х прямоугольников, полукруглых в сечении, и плоского прямоугольника с 5-ю круглыми отверстиями. Ниже - прямоугольник, в котором находятся 2 круглые розетки с круглыми отверстиями посередине, соединенные с вытянутым прямоугольником, на котором расположены 3 ряда круглых сквозных отверстий. В нижней части боковой доски с каждой стороны - четырехгранная пирамида с прямоугольным основанием, соединенная нижним концом с плоской ромбовидной фигурой. В нижней части наличника - криволинейный геометрический узор» [8, с. 151-152]. Другим примером могут служить деревянные дома г. Мариинска, которые имеют более богатое резное убранство. Для Мариинска характерен декор наличников с изображением зооморфного мотива: «бараньи рога», «петушки» с сочетанием геометрического или растительного орнамента. Мотив «бараньи рога» встречается и у телеутов, проживающих в Беловском районе. Причелины домов украшались доской, нижней край которой богато декорировали прорезным орнаментом в виде кружков и зубчиков - что олицетворяло у славян небесную воду, от которой зависело плодородие и жизнь человека. Большое распространение в конце XIX в. получил декор в виде балясин. Фризы домов украшались одно- или двухярусным резным орнаментом. Декорирование наличников встречается и у томских татар. Мастера, зная основные композиционные элементы домовой резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры конца XIX в., что было характерно только для русского населения Кузбасса. С появлением новых элементов орнаментации, места декорирования оставались неизменными.

Для материалов XX в. характерно строгое убранство деревянных домов, незначительное орнаментальное декорирование наличников. В основном декор присутствует на карнизе в виде аппликации одного ромба или занавесок, реже встречается декор в виде пятиконечной звезды. Впрочем, этот вид орнаментации распространен не только на территории Кузбасса, но и по всей России.

Из предметов домашнего обихода большое распространение в России получили прялки, особо любимые и бережно хранимые. Русское население в прядении пользовались также валиками, трепалами, веретеном. В конце XIX в. на территории Кузнецкого края при прядении, пользовались цельными и составными лопатообразными прялками. По мнению Т. И. Кимеевой, прялки Кемеровской области отличались сдержанно стью, простотой и канонизированными формами. В декоре прялок преобладают мотивы розеток в технике выямчетой и трехгранно выямчетой резьбы, что характерно для населения русского Севера [4, с. ПО]. На рубеже конца XIX - начала XX в. встречаются прялки с живописно расписанным растительным орнаментом [7, с. 538]. Резным декором украшали деревянную посуду, сундуки. Для декорирования использовали геометрический и растительный орнамент. Орнаментация на дереве встречается на бытовых предметах не только у русского населения, но и у коренных народов. В музейных коллекциях встречаются шорские деревянные предметы, орнаментированные контурной резьбой. Деревянные курительные трубки, табакерки, разнообразные короба. Рукоятки ножей украшали горизонтальными и диагональными линиями, ромбами, точками. Т. И. Кимеева в книге «Культура народов Притомья как результат межэтнических взаимодействий конца XIX - начала XX века» описывает характерный для шорского народа тип орнаментации: «Орнаментированные мотивы относятся к саяно-алтайскому типу, однообразны и просты по форме. Между горизонтальными полосками заключались бордюры из пересеченных прямых линий диагональными, прямоугольников и треугольников», что свидетельствует о малоразвитом декорировании предметов быта» [4, с. 114]. У телеутов резьба по дереву была более развита, чем у шорцев. В декорировании использовался не только геометрический орнамент, но изображения стилизованных животных [4, с. 114].

В изготовлении предметов быта использовали бересту. Этот материал был в обиходе не только у коренного населения, но и переселенцев. Русские при изготовлении туесов, большое внимание уделяли оформлению края и декору. Применяли тиснение, ажурную резьбу, а также на территории Кузбасса встречаются туеса с лубочной росписью. Орнаментация бала разнообразной, начиная от геометрического и заканчивая ажурным растительным орнаментом. Прослеживается заимствование основных мотивов растительности Сибири. Конец XIX в. ознаменован спадом изготовления деревянных и берестяных изделий, что связано с фабричным производством домашней утвари.

Широкое распространение в Сибири получили такие виды творчества как ткачество, вышивка, плетение кружев и вязание. Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ткачество. В бранном ткачестве русского населения преобладал геометрический орнамент и, в частности, «шашечный» мотив. Впоследствии появляются восьмилепестковые геометрические цветы, иногда в сочетание с «шашечным» или ромбовидным орнаментом. Ткачество было известно и коренному населению, в основном ткали пояса, которые имели функцию оберега. На поясах шорцев выполнялся орнамент в виде горизонтальной полосы, от которой в разные стороны отходили небольшие ответвления. Встречаются пояса с разнообразным геометрическим орнаментом: решетки, крючки и т. д. У телеутов были распространены пояса с горизонтальными разноцветными полосками [4, с. 110].

Орнаментом украшали не только одежду, но и другие тканые изделия различного назначения полотенца, скатерти подзоры и многое другое. Русскому населению Сибири было известно множество техник вышивки: счетная гладь, тамбурная вышивка, вышивка крестом и другие. Вышивку счетной гладью использовали в декоре полотенец. Основные мотивы были: геометрические, мифологические и растительные композиции. Вышивка крестиком получила распространение только в конце XIX в. и являлась, по мнению Т. И. Кимеевой, отражением городской культуры [5, с. 108]. Преобладали цветочные мотивы. Исполняли и сюжетные композиции. Но уже в середине XX в. этот вид творчества носил живописный характер. Вышивкой шорцы, в основном, украшали края рукавов, подолы халатов, пояса и шапки. Применяли, геометрический орнамент, выполненный тамбурным швом. Основные элементы: зигзаги, параллельные и горизонтальные полосы и т. д. Вышитый бордюр из четырех розеток встречается на поясах [4, с. 106]. У телеутов орнаментация одежды бала менее разнообразна. На женских платьях декорировался стоячий воротник. Д. А. Функ так описывает воротник: «По всему периметру воротника, на расстоянии одного сантиметра от края, нашивали тесьму или полоску сатина, обвитую золотой нитью. На тесьму ближе к краям накладывались берестяные или картонные квадратики «ачка» поставленные на угол. Яркой особенность телеутского праздничного женского платья является нагрудное украшение «тошток». Декорированное прямоугольниками «ачка» располагаются вдоль разреза на груди с левой стороны перед «ачка» пришиваются ажурные пуговицы» [9, с. 148-149]. У томских татар особое место занимает шитье золотом и серебром - это древнейший, глубоко традиционный вид народного декоративно-прикладного творчества. Шитье серебром и золотом является наиболее выразительной и изящной составляющей художественного оформления мужских и, особенно, женских костюмных ансамблей. В женском костюме украшали нагрудники, накосные украшения, перевязи, манжеты рукавов, чаще всего расшивались головные уборы. Основными мотивами были геометрический, зооморфный и растительный орнамент. В декорировании преобладает растительный орнамент. Неотъемлемой частью крестьянского костюма были украшения. Изготавливали серьги, кольца, перстни, нагрудные украшения, броши. У шорцев были распространены круглые, спиралевидные серьги, у телеутов преобладали серьги в виде опущенного вниз цветка или в виде стилизованной фигуры женщины [5, с. 118]. У русских бытовали серьги, украшенные прорезным орнаментом в виде кружков и треугольников. Также у русских, томских татар и телеутов встречаются серьги с чеканным растительным и зооморфным орнаментом. Перстни украшали простыми геометрическими фигурами, встречаются изображения завитков. У томских татар были распространены перстни с геральдическим изображениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что орнамент народов проживающих на территории Кузбасса, характеризуется большим разнообразием техник в декорировании предметов быта, применением разнообразных орнаментальных мотивов. Решающую роль в трансформации декора сыграли межэтнические взаимодействия, в результате которых произошли определенные изменения в декорировании предметов материальной культуры народов Кузбасса, отражающие характерные для него взаимовлияния этнических культур.

Литература

  • 1. Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 140 с.
  • 2. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья: сб. музея антропологии и этнографии. - М., 1957. - Т. XVI. - С. 165-264.
  • 3. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX в.). Народы Севера и Дальнего востока. -М., 1963.-500 с.
  • 4. Кимеева Т. И. Культура народов Притомья как результат межэтнических взаимодействий конца XIX - начала XX вв. - Кемерово, 2007. - 295 с.
  • 5. Кимеева Т. И. Орнамент на предметах шорских коллекций в музеях России // Археолого-этнографический сборник. - Кемерово, 2003. -С.158-165.
  • 6. Привалова В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -Самара, 2010. - Т. 12. - С. 255-263.
  • 7. Рындина О. М. Очерки культурогенеза Западной Сибири. Орнамент. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. - Т. 3. - 640 с.
  • 8. Томилов Н. А. Русские Нижнего Притомья (конец XIX первая четверть XX вв.). - Омск: Изд-во Омского пед. ун-та, 2001. - 198 с.
  • 9. Функ Д. А. Бачатские телеуты XVIII - первой половины XX в. Историкоэтнографическое исследование. - М., 1993. - Кн. 2. - 326 с.

Н. В. Медведева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >