Влияние деятельности хоровых коллективов на развитие культурных традиций Кемеровского региона

Хоровое пение в течение огромного исторического периода является неотъемлемой частью жизни людей, поскольку в коллективном музицировании отражаются ментальные особенности, эстетические, философско-религиозные и этические взгляды народа, господствующие в ту или иную эпоху. На рубеже веков в период существенных изменений в области политико-культурной жизни России отечественное хоровое исполнительство претерпевает кризис. Наметившуюся тенденцию охарактеризовал Георгий Александрович Струве - один из выдающихся музыкальных деятелей России конца XX в. По его мнению, современная культура из-за утраченного интереса к этому виду музицирования теряет свое извечное качество, что в свою очередь превращает российское общество в носителя диссонансов и какофонии, способствует вырождению народа, приводит к деградации молодого поколения. Выход из сложившейся ситуации Струве видел в сохранении традиций хорового пения, основанного на культурных ценностях России, именно они позволили бы преодолеть тот «хаос», который захватывает души людей с самого ран него возраста [8]. Столь категоричная точка зрения хормейстера не случайна, поскольку хоровая культура, представляя собой музыкальнокоммуникативные связи общества, издревле оказывала огромное влияние на духовный мир человека, формировала его личностные и мировоззренческие позиции, положительное отношение к национальным традициям и нравственно-культурным идеалам.

Хоровое искусство неотделимо от концертирования профессиональных и любительских, больших и малых коллективов. Отметим, что особый расцвет отечественного хорового творчества пришелся на 70-90-е гг. прошлого века: в этот период активно функционируют Государственная академическая капелла им. А. Юрлова под управлением В. Полянского, Московский камерный хор В. Минина, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга В. Чернушенко и другие. В отдаленных от культурных центров регионах своеобразными подвижниками являются Новосибирский камерный хор (И. Юдин), Академическая хоровая капелла Томского государственного университета (В. Сотников), Камерный губернаторский хор Кузбасса (О. Шабалина), Новокузнецкий муниципальный камерный хор (С. Липовой) и другие коллективы.

Рассматривая исполнительско-хоровую деятельность музыкантов Кемеровской области в сравнении с другими сибирскими регионами, можно обнаружить ряд влияющих на ее развитие моментов экономического и социокультурного характера. Поэтому цель данной статьи - охарактеризовать деятельность хоровых коллективов и дирижеров города Кемерово, способствующую развитию культурных традиций индустриального региона. В последние десятилетия ведущими среди музыкантов профессионалов и любителей являются Губернаторский камерный хор Кузбасса (О. И. Шабалина), Академический хор Кемеровского государственного университета (Н. В. Степанова), Губернаторский юношеский хор Кузбасса «Утро» (Н. Л. Фомичева), камерный женский хор Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Академия» (И. В. Шорохова) и концертный хор старших классов центральной детской музыкальной школы (ЦДМШ) № 1 «Юность» (Л. В. Коваленко). По уровню исполнительского мастерства и концертной практике названные хоры можно отнести как к полупрофессиональным («Утро», «Юность», хор университета), так и к профессиональным коллективам региона (камерный хор, «Академия»). Они являются лауреатами различных фестивалей и конкурсов, ведут активную исполнительскую деятельность не только в Кемеровской области, России, но и за рубежом, тем самым влияют на культурную жизнь региона. Большинством коллективов на протяжении десятилетий бессменно руководят опытные хормейстеры, получившие признание: О. И. Шабалина - заслуженный деятель искусств России, Л. В. Коваленко и Н. Л. Фомичева - заслуженные работники культуры РФ.

Интенсивное развитие хоровой культуры Кемеровской области началось с появлением первых специалистов, направленных в Западную Сибирь после окончания высших учебных заведений по распределению. Среди них были выпускники Свердловской (ныне Уральской) государственной консерватории - П. А. Бурнашов, Э. А. Савченко, О. И. Шабалина, Ю. М. Молоков, Т. М. Фролова; дипломированные специалисты Новосибирской консерватории - В. Е. Панько, Д. С. Шабалин, С. А. Липовой, Г. Е. Гринчак, И. В. Шорохова и другие. Прибывшие хормейстеры начали активную работу по организации и развитию любительского хорового движения в крупных городах индустриального региона.

Среди наиболее значимых для развития музыкальной культуры области деятелей назовем доктора искусствоведения, профессора, заслуженного работника культуры России Дмитрия Семеновича Шабалина, который на протяжении ряда лет работал в Кемеровском государственном институте искусств и культуры (КемГИиК) - ныне Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Благодаря его усилиям были созданы любительский и профессиональный коллективы: хор Кемеровского государственного университета и Камерный (ныне Губернаторский) хор Кузбасса. В то же время Шабалин занимался и научной деятельностью - расшифровкой малоизученных старинных древнерусских знаменных распевов, что позволило ему в 1991 г. опубликовать монографию «Певческие азбуки Древней Руси», в которой представлено собрание древнерусских учебных и музыкальнотеоретических руководств по знаменному пению. Д. С. Шабалин принимал активное участие и в культурно-просветительской жизни региона: с середины 70-х гг. он являлся заместителем председателя Хорового общества Кемеровской области, а с середины 1990-х гг. возглавил Музыкальное общество Кемеровской области. Два хоровых коллектива, орга низованные Шабалиным, на протяжении многих лет способствуют упрочению и обогащению культурных традиций региона, активно пропагандируя хоровое искусство. Личностью, сочетающей ученого-медеевиста и хормейстера-практика, выделяющейся среди своих коллег, называл Шабалина выдающийся хормейстер современности В. Н. Минин [См.: 6, с. 229].

Более подробно осветим деятельность организованных Шабалиным хоровых коллективов. Так, созданный в 1973 г. академический хор Кемеровского государственного университета (КемГУ) стал одним из перспективных любительских коллективов Кемеровской области. В настоящее время творческая работа коллектива органично соединяет в себе накопленные веками европейские и общероссийские, а также региональные традиции хоровой культуры. Показательно, что именно на базе этого хора возник первый профессиональный коллектив - Камерный хор Кузбасса. Деятельность хора КемГУ влияла на формирование хоровой инфраструктуры Кемеровской области. С одной стороны, коллектив осуществлял просветительскую деятельность, с другой, академический хор инициировал появление других коллективов, организовывал своеобразное хоровое движение в Кузбассе.

В течение года коллектив представлял 20-25 концертных программ (или принимал в них участие), выступал перед разнообразной аудиторией, делал записи на радио и телевидении. Хор являлся базой и для курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, проводимых городскими и областными методическими и педагогическими организациями. Активная деятельность с течением времени позволила хору из любительского стать полупрофессиональным и в 1978 г. хор получил почетное звание «Народный коллектив». Доказательством возросшего мастерства хора стало и получение звания лауреата международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов и фестивалей. Коллектив неоднократно выезжал за границу - в Германию, Испанию, Чехию, где достойно представлял индустриальный регион России.

С 1990 г. хор возглавила выпускница КемГИиК Нина Викторовна Степанова, студентка класса профессора О. И. Шабалиной. Новый руководитель сохранила и преумножила традиции: обогатился репертуар, расширились географические границы концертной жизни. Репертуар хора в настоящее время включает более 300 произведений мировой хоровой литературы, многие произведения исполняются a cappella. Важно обратить внимание на педагогическую и методическую деятельность хормейстера: Н. В. Степанова сотрудничает с областным институтом усовершенствования работников образования (КРИПКиПРО), на базе академического хора КемГУ студенты дирижерско-хорового отделения Кемеровского государственного университета культуры и искусств проходят практику.

Именно хор КемГУ способствовал рождению Камерного хора Кузбасса: в сентябре 1990 г. Д. С. Шабалин организует его из наиболее опытных певцов академического хора. Уже первые концертные программы доказали, что хор имеет творческие перспективы: выступления на городских и областных праздниках, фестивале церковных хоров Сибири и Урала, проходивших в Кемерове, Мундыбаше, Прокопьевске и Яшкино, пользовались неизменным успехом.

В качестве высокопрофессионального коллектив начал свою творческую биографию первого января - как Камерный хор Кузбасса. По сей день его художественный руководитель и главный дирижер - Ольга Ивановна Шабалина, заслуженный деятель искусств России, профессор Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Многие годы Ольга Ивановна возглавляла кафедру дирижирования КемГУКИ, воспитала не одно поколение профессиональных хормейстеров, которые работают с хоровыми коллективами не только в нашем регионе, но и за его пределами. Среди продолжателей - заслуженный работник культуры РФ, заслуженный хормейстер Федерации детских и юношеских хоров России, организатор Детской хоровой школы и бывший руководитель муниципального хора г. Междуреченска Т. В. Белоусова, руководитель хора «Гаудеамус» и преподаватель кафедры академического хора КемГУКИ О. В. Бигеева, хормейстер Губернаторского камерного хора Кузбасса Н. В. Щеглова.

В первые же годы Камерный хор Кузбасса приобрел известность в городе и области как самобытный интерпретатор светской и духовной музыки. В 1996 г. по инициативе О. И. Шабалиной хор возглавил фестиваль «Хоровые ассамблеи Кузбасса», посвященный открытию Кафедрального Знаменского собора. Коллектив неоднократно приглашался в Красноярск на фестиваль «Весенние акапеллы», участвовал в межрегиональном фестивале «Хоровое вече Сибири» (г. Новосибирск). По сей день коллектив является постоянным участником Рождественских и Пасхальных концертов. Совместно с Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса на протяжении ряда лет Камерным хором проводятся циклы концертов «Опера в концертном исполнении» и «Вокальносимфоническая музыка».

Высокий профессионализм исполнительского искусства Камерного хора Кузбасса был отмечен на международных хоровых фестивалях-конкурсах за рубежом (Финляндия, Ватикан). Профессиональный уровень вокально-хорового мастерства коллектива позволил ему участвовать в праздничной мессе в соборе Святого Петра в Ватикане. Участие коллектива в международных конкурсах позволили установить культурные связи с Федеральным молодежным хором Северной Рейн-Вестфалии (руководители Кристиана Цувитц-Годланд и Герман Годланд) в Германии, которые, безусловно, обогатили культурные традиции Кемеровской области. В 2003 г. коллективы предприняли совместное концертное турне по городам Германии (Франкфурт, Аахен, Кельн, Дюссельдорф и др.). Упрочилась традиция «обязательного исполнения музыки без использования микрофонов и фонограмм» [5]. Важно и то, что профессиональный коллектив поспособствовал появлению в Кемеровской области муниципальных хоров в Новокузнецке (1992) и Междуреченске (1997).

Важным звеном хоровой инфраструктуры региона является детское исполнительство. Детские музыкальные школы часто становятся центрами культурной жизни индустриального региона. В каждом музыкальном учебном заведении имеются хоровые коллективы, которые активно участвуют в культурной жизни города и всего региона. А такие детские хоры, как «Утро» и «Юность» являются лидерами детского музицирования.

Напомним, Губернаторский юношеский хор «Утро» на базе хора старших классов ДМШ № 2 Кировского района был организован в 1976 г. Ниной Леонидовной Фомичевой, заслуженным работником культуры Российской Федерации, выпускницей КемГИиК (класс

Э. А. Савченко). Сложность формирования коллектива на первых этапах была связана с отдаленностью музыкальной школы от центра города, некоторые участники коллектива были из неблагополучных семей. Однако опытный хормейстер уверен: «Из коллектива районного масштаба он вырос в хор европейского уровня» [4]. Действительно, репертуар хора включает более трехсот произведений мировой классики, духовных сочинений, различных обработок, оригинальных аранжировок композиторов-современников. Благодаря поддержке спонсоров нередки творческие встречи с профессиональными хоровыми коллективами Кемеровской области, России и зарубежья. Возросший исполнительский уровень подтверждают регулярные концерты и зарубежные гастроли, участие во всероссийских и международных конкурсах. На протяжении ряда лет поддерживаются творческие связи с немецко-русским союзом города Лаар. Каждый год хор готовит новые программы, с которыми выступает в городах Германии, укрепляя культурные связи между народами двух стран. Коллектив является лауреатом и дипломантом российских и международных конкурсов в Германии, Франции, Англии, Израиле, Чехии. В 1998 г. хору «Утро» за пропаганду русской культуры в России и за рубежом первому в Кузбассе присвоили статус Губернаторского. По инициативе Н. Л. Фомичевой на базе своего коллектива в 2005 г. создана хоровая студия, в которой обучение осуществляется на основе авторской системы вокально-хорового образования.

Другой известный концертный хор «Юность» был организован в Центральной детской музыкальной школе № 1 г. Кемерово на базе учебного хора в 1977 г. Сегодня его возглавляет Любовь Васильевна Коваленко, заслуженный работник культуры Российской Федерации, выпускница Кемеровского музыкального училища (класс Э. А. Савченко). Юные музыканты, обучающиеся хоровому пению у Л. В. Коваленко, быстро овладевают исполнительской культурой и техникой вокального искусства, что неслучайно, поскольку основными задачами хормейстера являются не только обучение пению, но и всесторонне развитие личности каждого участника хора. По инициативе Л. В. Коваленко исполнение некоторых хоровых сочинений из опер предполагает костюмированное театральное действие.

Настоящим культурным событием стало исполнение в 1983 г. детской оперы на стихи К. Чуковского «Бармалей» - ученика Андрея Масленникова. Дети с удовольствием разучивали произведение своего школьного товарища, шили костюмы и участвовали в кинозаписи, осуществленной при поддержке кинотеатра «Юбилейный». Опера была показана по телевидению Кемеровской области, через месяц - Центральным.

В Кемерово коллектив неоднократно принимал участие в серьезных филармонических концертах. О высоком уровне хорового мастерства юных музыкантов сообщала и журналистка газеты «Кузбасс» [1, с. 4]. В 1988 г. хор «Юность» принял участие в областном культурном проекте, посвященном 70-летию г. Кемерово. В союзе с коллективами академического хора КемГУ, Губернаторского юношеского хора Кузбасса «Утро» и Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса певцы исполнили ораторию «Наша Земля» кемеровского композитора В. В. Шергова. Мастерство «Юности» доказывают не только сложные концертные программы, но и выступления на сценах Кемеровской государственной филармонии, Новосибирской и Московской государственных консерваторий, Санкт-Петербургской академической капеллы имени М. И. Глинки. Хор успешно гастролировал в Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Румынии. Дети порой репетировали произведения в поезде или автобусе.

Высоких результатов в области хорового музицирования за сравнительно небольшой промежуток времени достиг женский камерный хор КемГУКИ «Академия», созданный на базе учебного хора кафедры дирижирования в 2001 г. Его возглавляет выпускница Новосибирской государственной консерватории (класс Б. В. Певзнера) Инна Вячеславовна Шорохова. Целью деятельности является «сохранение и творческое развитие национальных традиций русской хоровой культуры, пропаганда лучших образцов современного хорового искусства, внедрение инновационных форм хорового исполнительства» [9]. В 2005 г. коллектив наряду с лучшими профессиональными камерными хорами Сибири принял участие в концертах межрегионального фестиваля «Хоровое Вече Сибири», стал постоянным участником ежегодного хорового фестиваля «Покровская осень». Подчеркивают молодежный статус хора исполнения оригинальных аранжировок песен группы «Beatles», «Queen» и других эстрадных сочинений, народных песен. По инициативе И. В. Шороховой установлены творческие связи «Академии» с хоровыми коллективами и ансамблями Новосибирска: с Камерным хором под управлением заслуженного деятеля искусств, профессора И. Ф. Юдина, со студенческим хором «Мегаполис» под руководством Е. В. Рудзей, с камерным ансамблем А. А. Паримана «Viva la musica», а также с вокальным ансамблем заслуженного артиста России П. А. Шаромова. Сотрудничает «Академия» и с детскими хоровыми коллективами области: с хором ПДМШ № 1 «Юность», коллективами ДШИ № 15.

Высоким достижением в профессиональной карьере коллектива стало успешное выступление на международном фестивале предрождественской и рождественской музыки им. Петера Эбена, проведенного в Праге в 2008 г. Жюри назвало женский хор золотым лауреатом и пригласило «Академию» выступить с гастролями в Голландии, Германии и Франции. В сентябре 2009 г. хор выступал в Китае, обменивался творческим опытом со студентами Чаньчуньского педагогического университета. «Академия» является лауреатом Международного фестиваля-конкурса «Поющий город» (2009 г.), обладателем Гран-при Первого Международного конкурса детского и юношеского творчества «Сто друзей» (2010 г.), лауреатом Международного фестиваля-конкурса «Хоровое вече Сибири» (2010 г.).

Подводя некоторые итоги, подчеркнем: хоровая культура в Кемеровской области начала бурно развиваться с 70-х гг. прошлого века. Именно в это время проявляют свои таланты самобытные музыканты-хормейстеры и педагоги, которые упрочивают в творческой жизни региона традиции профессионального академического искусства. Созданные ими яркие хоровые коллективы своей активной концертной деятельностью уже в начале XXI в. вносят весомый вклад в развитие культурных традиций индустриального региона. Во многом благодаря просветительской деятельности и гастрольным выступлениям хоров установились межкультурные связи с другими регионами России и государствами. Как положительный момент отметим и процесс воспитания в области профессиональных музыкантов, продолжающий традиции хормейстеров-воспитателей за пределами Кузбасса.

Литература

  • 1. Глебова М. Новая встреча с русским хором // Кузбасс. - 1985. - Декабрь. -С. 4.
  • 2. Интервью с Л. В. Коваленко [Звукозапись]. - 27.02.2011 // Архив автора.
  • 3. Интервью с Н. В. Степановой [Звукозапись]. - 12.09.2010 // Архив автора.
  • 4. Интервью с Н. Л. Фомичевой [Звукозапись]. - 20.02.2001 // Архив автора.
  • 5. Интервью с О. И. Шабалиной [Звукозапись]. - 24.05.2009 // Архив автора.
  • 6. Мохонько А. П. Кузбасс музыкальный: Очерки по истории музыкальной культуры Кузбасса. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 368 с.
  • 7. Румянцев В. От природы каждому дан абсолютный слух // Учительская газета. - 2002. - № 50. - 10 дек. - С. 3.
  • 8. Струве Г. А. Программа развития хорового пения [Электронный ресурс] // Материалы VI педагогического семинара. - 17.04.2003. - Режим доступа: http://www.nne.ru/education/materials/program.php (дата обращения: 10.01.2011).
  • 9. Шорохова И. В. Хор «Академия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&il06%3A—1г-&catid=25&Itemid=281 (дата обращения: 04.01.2011).

Раздел 3. МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ

О. В. Самаковская

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >