Роль дизайна в музейно-педагогическом пространстве на практике колледжа и школы

Современный социальный мир обладает огромным потенциалом культуры. Однако вследствие неразвитости его механизмов вовлечения людей в сферу прекрасного и недостатка эффективных методик формирования умений и навыков жить по законам красоты у достаточного количества людей нет соответствующих нравственно-эстетических ориентаций и потребностей следовать культурным традициям.

В решении этой серьезной проблемы каждый музей образовательного учреждения играет большую роль в нравственно-эстетическом и историко-патриотическом просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества.

Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев в образовательных учреждениях значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Традиционные формы подачи материала уже не актуальны, в связи с тем, что подрастающее поколение имеет совершенно иные нравственно-этические приоритеты и ритмы восприятия своей действительности в социальном мире. Поэтому стандартные формы подачи патриотической информации кажутся унылыми и навязчивыми, теряя былую возвышенность и актуальность. Также само внутреннее пространство музеев в образовательных учреждениях предсказуемо и тематически логично, согласно строгим советским стандартам, не преследующие никакого индивидуального выражения (см. Приложение 1).

Текущая ситуация ставит новые задачи и поиски современных средств перед музейными педагогами образовательных учреждений для улучшения своих экспозиций. Активные деятели музеев проводят эксперименты и внедряют инновации по модернизации экспозиций, применяя все новые методы воздействия в подаче информации. Одним из таких экспериментов является привлечение дизайна в музейно-педагогическом пространстве.

Дизайн уже перестает быть проектированием окружающего нас предметного мира, его компетенции становятся существенно шире. Так, на Западе дизайн превращается в глобальный инструмент, оттесняющий маркетинг и социологию. Его задача сегодня - поиск дифференциаций, рождение потребностей, открытие новых направлений [3, с. 46-47].

В этой статье мы хотим поговорить о роли дизайна в музейнопедагогическом пространстве на практике.

Первый пример - это музей в ГОУ СПО КПТК. Здесь разрабатывалась автором этой статьи экспозиция «Ожидание» в честь 65-летия Великой Победы (см. Приложение 2). Открытие состоялось в феврале 2010 г. [4]. Результат был положительный: первое место в городском соревновании ООНПО и СПО в номинации «65-летию Победы посвящается».

Нужно отметить, что экспозиция не являлась просто отдельным демонстративным элементом в музее. Экспозиция проектировалась в помощь педагогу как эффективный метод эстетического воздействия, несущий мотивацию для положительного восприятия информации [2]. Раньше студенты работали абстрактно, т. е. с разрозненными понятиями: фотографиями, отдельными предметами и повествовательными этикетками, которые можно было только посмотреть за стеклянной тумбой. Сегодня студенты находятся в специальной среде, где экспонаты заключены в сюжетную композицию со звуковым сопровождением и имеют игровой диалог с посетителем. Теперь намного легче моделировать вре мя и события, в котором студенты никогда не были, ио благодаря экспо-воздействию они могут себе это максимально представить и в буквальном смысле прикоснуться к эпохе военных лет.

Дизайн создает здесь пространство исходя из цели и задач музейного педагога, а дидактика позволяет целенаправленно использовать формирующие возможности, которые это пространство предоставляет. Таким образом, эстетически формирующая среда имеет множество моделей, использование различных вариантов которых позволяет добиться максимального результата в оказании формирующего влияния на развитие личности учащегося данного учебного учреждения. Приведем пример такой модели в использовании экспозиции согласно специальному учебному плану: «Встреча с детьми Отечественной войны». Здесь экспозиция играет вступительную часть: специальная среда, особое освещение и звуковое сопровождение погружает внимание посетителей в прошлое. После аудиопрограммы приглашенный человек рассказывает студентам о своей нелегкой жизни в военное время. У каждого студента есть уникальная возможность окунуться в прошлое и задать свой современный вопрос, согласно своим ценностям. Впечатления от таких встреч с обеих сторон были трогательными и сопровождались искренними слезами и улыбками понимания.

Варианты такой модели, показывающей эффективный симбиоз дизайна и музейной дидактики, могут развиваться благодаря творческой личности педагога и заинтересованной активности студентов.

Таким образом, задачи эстетического воспитания в решении дизайна исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Преимуществом такого эстетически организованного учебно-воспитательного пространства является его способность повышать мотивацию педагога к педагогической деятельности и мотивацию учащегося к обучению, развивать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, увеличивать коммуникативные навыки.

Следовательно, образовательные учреждения нуждаются в разработке современных дизайнерских решений, которые позволяют, с помощью создания определенного визуального образа, связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое и целенаправленно использовать их формирующие личность возможности. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность учащихся и педагогов, — единственное основание и неформальный ход в «оживлении» или изменении качества учебного пространства [6, с. 20-23].

Второй пример удачного симбиоза дизайна и музейно-педагогического пространства, о котором мы хотим рассказать в этой статье, -музей в МОУ «СОШ № 58». Это пока планируемый директором проект музея, посвященный теме «Игрушка», который рассчитывает свое осуществление в сентябре 2011 г.

Основная цель данного проекта заключается в создании не просто внутреннего пространства, где находятся предметы в строгой тематике -а, напротив, в создании специального познавательно-игрового пространства. В этой внутренней среде учащиеся будут не только знакомится с природой игрушки, но и заниматься творческими занятиями, т. е. непосредственно вступать в созидательный процесс внутреннего пространства (например, изготавливать игрушки, которые тут же превращаются в экспонат музея).

По мнению ученых, всю видимую среду условно можно поделить на две части - естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, а это -лес, горы, море, облака. Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего пристально не разглядывая. Продолжительный взгляд на зелень листвы способствует отдыху уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление. Искусственная же визуальная среда все больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние [1, с. 56-70]. Следовательно, нам необходимо осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды и максимально избавиться от негативного влияния. Решением проблемы негативного влияния визуальной среды характерно разнообразие элементов в окружающем пространстве -кривые линии различной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов [1, с. 72-73].

Все выше сказанное было применено в проектировании образа будущего музея. Автором статьи было разработано два варианта эскизов с учетом всех функциональных и эстетических предпочтений заказчика. Проект выполнен в эклектике, т. е. содержит элементы разных стилей, а именно - минимализм, хай-тек и бионика.

Первый вариант носит строгий характер, он был рассчитан на постоянное существование и смену в себе содержания разных тематических экспонатов (см. Приложение 3). Второй вариант имел специальную сказочную среду для игрушки, выражая образ детской мечты (см. Приложение 4). Второй вариант вызвал ожидаемое предпочтение: именно он отвечал поставленной цели и реализации эстетического диалога.

Рассматривая второй вариант, мы видим, что здесь два основных цвета (зеленый и синий) и два нейтральных (белый и черный). Синий цвет - это небо, создающее иллюзию глубины (как было выше сказано -это естественный элемент среды), зеленый цвет - это кустарники (также природный успокаивающий цвет), он в основном делит пространство на зоны; основной цвет белый — это образ волшебного сундучка, где происходят чудеса. В целом получается легкое воздушное пространство. Это было рассчитано с целью, что туда в будущем будут помещены игрушки, как малые акценты на общем пятне.

При проектировании, мы решили, что игрушки должны быть не все под стеклянным «колпаком», поэтому мы сделали открытые полки для тех игрушек, которые можно рассмотреть в руках. Эти полки так же могут демонстрировать работы учащихся.

Важно упомянуть о столе, за которым будут проходить будущие занятия. В нем находится второе дно, для экспонатов.

Таким образом, находясь в такой среде, где учащиеся превращаются в волшебников или творцов процесс обучения будет всегда увлекательным и эффективным.

А теперь перейдем к вопросам дидактики, которые планируются в будущем музее. Так как на сегодняшний день в школьных программах предмет «ИЗО» приобрел свою содержательность вплоть до 9-го класса, где изучаются практически все виды искусства, в этом случае среда музея будет эффективнейшим помощником в эстетическом воспитании.

Приведем пример специальной модели урока: «Основы пластилиновой и нарисованной мультипликации» (3-4 урока. Совмещение ИЗО, литературы, музыки и информатики). Здесь учащиеся смотрят на проекторе отрывки советских мультфильмов. Преподаватель кратко объясняет принципы мультипликации и предлагает всем ребятам слепить или нарисовать один мини-фильм, распределив задачи каждого. Сделав фильм, ребята его смотрят и обсуждают основные положения. Так в музее появляются свои минимультфильмы. В этом творческом процессе ребята реально становятся творцами своих творений и могут их подарить своим близким.

Такая модель урока очень эффективна в воспитании коллективных работ. Она практически показывает пользу изучающих предметов в комплексе их применения. Результаты такого комплекса создает мотивацию у учащихся, внушая уверенность у них в собственные силы и стремление осознано ставить перед собой цели в определенное будущее. А специально созданная среда будет всегда оставаться гарантом того, что уроки в таком пространстве будут всегда интересны и памятными, рождая в душе у учащихся ожидание будущих уроков, где они вновь смогут себя проявить.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть важность влияния внутренней среды на человека в образовательных учреждениях для эффективного обучающего процесса, а по сути, влияние это актуально для всех других учреждений. Психологи уже давно заметили закономерности воздействия света и цвета на психику человека. Потому в коммерческих заведениях проектированием внутренней среды занимаются профессиональные дизайнеры для эффективного привлечения и длительного удержания посетителей в данном заведении.

Мы затронули роль дизайна в проектировании лишь музейнопедагогической среды для эффективного нравственно-эстетического воспитания. Однако существуют и другие среды в образовательном учреждении, которые также требуют привлечения профессионального дизайнерского подхода.

Из всего вышесказанного следует, что существует необходимость создания такого типа образовательных учреждений, эстетизация учебновоспитательного пространства которых полностью соответствовала бы их типу и профилю, отражалась в учебных планах, обеспечивала целостность воздействия на интеллект и эмоции учащегося, а формирующие возможности пространства полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и эстетики навстречу друг другу привело к пониманию мира образования как целенаправленно создаваемой действительности, создающей методологическую основу для проектного осуществления принципа вариативности [5, с. 15-16]. А с возникновением дизайна принципиально изменились возможности эстетики, превратив ее из привлекаемого дополнительного средства в содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого любым образовательным учреждением в учебное и внеучебное время.

Объединение эстетики и педагогики, создание на основе дизайна, формирующего учебное пространство способно повысить эффективность и качество отечественного образования.

Литература

  • 1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. - М.: Изд-во Моск, унт-та, 1973. - 246 с.
  • 2. Егоров А. Е. Инновационные формы в новой экспозиции, посвященной 65-летию Великой Победы в музее ГОУ СПО КПТК // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрег. сб. науч, статей. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Вып. 6. - С. 203-211.
  • 3. Калянина Л. Пришло время дизайна // Эксперт. - 2006. - № 37. - С. 46-50.
  • 4. Николаева Н. Об экспозиции областная массовая газета «Кузбасс» [Электронный ресурс] // ГОУ СПО КПТК. - 2010. - Режим доступа: http://www.kptc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=134&Ite mid=160 (дата обращения: 17.02.2010 г.).
  • 5. Осипова Н. В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. -М.: МГОУ, 2002.-206 с.
  • 6. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения. - М., 1996. - 135 с.

М;. зейно-педагогическая среда в образоватетьных учреждениях (стандартный тип)

Прилож-. ние 2

Экспозиция «О*; идание»

Интерьер музея «Игрушки» (вариант 1)

Прилож-: ние 4

Интерьер музея «Игруш ки» (вар иант 2)

А. Н. Тарасова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >