Критерии эффективности воспитательной работы музея образовательного учреждения

Школьные музеи в настоящее время активно развиваются. Мы сейчас переживаем «музейный бум». Ежегодно появляются новые школьные музеи. Некоторые школы открывают по второму музею в своих образовательных учреждениях (Новосибирск). Музейная сеть Новосибир

ска постоянно растет (в 2010 г. - 153 школьных музея). Данные были опубликованы на сайте nios.ru в разделе «музейный компас» в 2010 г. На сегодняшний день в Новосибирске насчитывается более 160 школьных музеев (по результатам смотра школьных музеев в г. Новосибирске в 2011 г.). Данные этого смотра пока не опубликованы. Это около 80 % образовательных учреждений, где имеются школьные музеи.

Многие из этих музеев ведут активную поисковую, просветительскую, научно-исследовательскую работу. Но есть и те, которые практически не функционируют или функционируют не в полную силу.

Музей должен развиваться, быть востребованным, органично входя в образовательный и воспитательный процесс школы.

Школьный музей - это особая школьная структура, которая влияет на многие аспекты деятельности образовательного учреждения и позволяет внести свой вклад в духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Возникает проблема между быстрым ростом школьных музеев и организацией их эффективной деятельности.

В связи с этим очень важна объективная оценка работы музея. Необходимо наличие определенных критериев для оценки деятельности музеев школы.

Критерии эффективности воспитательной работы музеев образовательных учреждения, к сожалению, не разработаны. Эффективность работы определяется по итогам участия в различных мероприятиях (конференции, олимпиады, конкурсы), по итогам смотров или проверок. Организация смотров школьных музеев в разных областях отличается. В Кемеровской области смотры проходят чаще и часто имеют тему, приурочены к определенным событиям. В них участвует большее количест во человек. В Новосибирской области это происходит при паспортизации музеев и в 2 этапа. Оценочные листы имеют разную структуру. В Кемеровской области при проведении смотра использовались различные критерии и различное количество оценочных листов в разные годы. При проведении первых смотров - конкурсов использовалось около 5 оценочных листов [3, с. 123-127]. Они были разработаны бывшим методистом Детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития им. Веры Волошиной (ДЮЦ ГЭР им. Веры Волошиной), Горбуновым В. С. Данные критерии учитывали: основную работу музеев, планирование работы музеев, работу с активом музея, экскурсионную работу, музей в системе воспитательной работы, место и роль музея в общей модели воспитательной системы школы. Они достаточно подробны и вызывают много споров. Позже стали использовать другие оценочные листы. В Новосибирской области первые оценочные листы были похожими. В настоящее время они включают в себя более краткую оценку состояния работы музея образовательного учреждения. А именно:

Образовательное учреждение. Название музея. Профиль музея. Дата паспортизации музея. Наличие ставки педагога дополнительного образования-руководителя музея.

Ф. И. О. руководителя музея. Квалификационная категория. Дата прохождения курсов (тема).

  • ? Количество залов. Оснащенность оргтехникой:
  • ? наличие компьютера принтера
  • ? сканера
  • ? другое
  • ? Наличие электронных версий экскурсий (да/нет, указать темы).
  • ? Наличие электронного каталога (да/нет).
  • ? Наличие музейного актива:
  • ? из числа обучающихся (кол-во человек)
  • ? из числа педагогов (кол-во человек)
  • ? из числа родителей, общественности
  • ? Количество единиц основного фонда
  • ? Количество единиц вспомогательного фонда

Однако эта информация не может дать нам полной картины качества и эффективности воспитательной работы музеев школы.

Существуют также критерии для оценки качества деятельности музеев образовательных учреждений.

Отделом по патриотическому воспитанию Дворца творчества и учащейся молодежи «ЮНИОР» (ДТД и УМ «ЮНИОР») г. Новосибирска предлагаются для использования и обсуждения критерии и показатели работы школьных музеев. Эти критерии можно найти в следующем источнике [1]. Они были опубликованы в 2007 г., несмотря на это, не используются школьными музеями в полной мере. Причин несколько: не в каждом школьном музее есть данный источник, загруженность руководителей музеев (у которых не хватает времени оценить свой музей по данным критериям), не все руководители школьных музеев пытаются работать профессионально, не пытаются обращаться к специалистам.

Эти оценочные критерии можно объединить по следующим блокам: духовно-нравственные параметры, количественные показатели, нормативно-правовая база деятельности музея ОУ. По этим показателям в сентябре каждого года школьный музей может отчитываться в ОУ на педагогическом совете, совещании и др.; администрация ОУ - перед отделом (управлением) образования администрации района; район -перед управлением образования мэрии.

Объективные показатели работы музеев являются основанием для управленческих решений и поощрений музеев.

Мы поставили своей задачей применить данные критерии в работе своего школьного музея и музеев других районов г. Новосибирска (МБОУ СОШ № 32, 41, 29, 63).

Духовно-нравственные параметры (измерение параметров: анкеты, интервью, наблюдение, эксперимент, математическая обработка)

№ п/п

Параметры

Индикатор в баллах (всего баллов)

1.

Школьные традиции

2.

Роль музея в сохранении и передаче традиций

3.

Проведение мониторинга «Мое отношение к школьному музею»

4.

Создание системы работы, обеспечивающей удовлетворение потребностей обучающихся в образовании, развитии, воспитании

5.

Положительная динамика индивидуального развития обучающихся

Количественные показатели

№ п/п

Мероприятия

Кол-во за ед. в баллах (1 балл за шт.)

Кол-во мероприятий

Инди

катор в баллах

(всего

баллов)

I. Система массовых мероприятий

Выставочная деятельность в музее ОУ:

1.

Проведено выставок

2.

Организовано тематических экскурсий

3.

Фестивалей

4.

Конкурсов

5.

Создано экспозиций

6.

Организация работы по созданию аудио-, видеоматериалов экспозиций и выставок

Показатели участия в массовых мероприятиях:

7.

Районных

8.

Г ородских

9.

Областных

Реализация музеем ОУ:

10.

Образовательных программ патриотической направленности

11.

Творческих проектов патриотической направленности

II. Поисково-исследовательская деятельность музея ОУ:

12.

Пополнение фондов

13.

Показ результатов поисковой деятельности

14.

Участие в НОУ

III. Организация просветительской деятельности

Проведение по проблемам музейного дела:

15.

Семинаров

16.

«Круглых» столов

№ п/п

Мероприятия

Кол-во за ед. в баллах (1 балл за шт.)

Кол-во мероприятий

Инди

катор в баллах

(всего

баллов)

17.

Конференций

18.

Классных часов

19.

Тематических вечеров патриотической направленности

20.

Уроков мужества

21.

Встреч с ветеранами

Сотрудничество музея ОУ с:

22.

СМИ

23.

Государственными музеями, архивами

24.

Библиотеками

25.

ВУЗами

26.

НИПКиПРО

27.

Военно-патриотическими клубами

28.

Советом ветеранов

29.

Другими общественными организациями

Создание музейных объединений:

30.

Факультативы

31.

Кружки

32.

Поисковые отряды

33.

Клубы

34.

Другие объединения

Наличие музейного актива:

35.

Взрослого

36.

Детского

37.

Органов соуправления

Работа «Школы юного экскурсовода»

38.

Подготовлено экскурсоводов

39.

Проведено экскурсий

Итого:

Нормативно-правовая база деятельности музея ОУ

№ п/п

Наименование документа

Индикатор в баллах

1.

Письмо МО РФ № 28-51-181/16 от 12.03.03 г. «О деятельности музеев ОУ»

2.

Приложение к письму МО РФ № 28-51-181/16 от 12.03.03 г. «Примерное положение о музее ОУ»

3.

Постановление главы НСО № 813 от 22.12.03 г. «О поддержке музеев ОУ»

4.

Устав (Положение) музея

5.

Приказ по ОУ о создании музея

6.

Книга учета основного фонда

7.

Книга учета научно-вспомогательного фонда

8.

План работы музея

9.

Журнал учета проведенных мероприятий

10.

Анализ работы музея (за 3 года)

Итого

Данные оценочные критерии были взяты за основу при написании анализа работы за прошедший учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 32» (МБОУ СОШ № 32), Октябрьского района города Новосибирска и школьных музеях других районов (МБОУ СОШ № 32, 41, 29, 63). Этими критериями очень удобно пользоваться, сложности могут возникнуть лишь при измерении духовно-нравственных параметров. Здесь могут помочь такие методы, как анкеты, интервью, наблюдение, эксперимент, математическая обработка.

Некоторые пункты можно нс использовать. Это зависит от вашей работы, которую вы провели в данном учебном году, а также от вашего профиля музея, его плана работы, целей вашего образовательного учреждения.

На наш взгляд, эти критерии необходимо разместить на образовательном портале Новосибирска — nios.ru (газета «Интерактивное образоваиие», раздел «Музейный компас», на страницах районных отделов образования), сайте городского отдела музеев - patriot.edusite.ru. Данные оценочные критерии могут использовать в своей работе не только руководители школьных музеев, но и завучи по учебно-воспитательной работе, методисты отделов по патриотическому воспитанию, педагоги дополнительного образования, все, кто связан с деятельностью музея образовательного учреждения.

Эти критерии можно также использовать при планировании работы музея ОУ:

  • - при подведении итогов музея за прошедший год;
  • - при составлении плана работы на следующий год.

Эти критерии необязательны, они предлагаются для обсуждения и доработки.

Литература

  • 1. Букарева Н. Н., Шихваргер Г. А. Деятельность музеев образовательных учреждений: критерии оценки качества // Сибирский учитель. - 2007. -№ 1(49).-С. 39^40.
  • 2. Рекомендации по планированию работы музея образовательного учреждения // Музей образовательного учреждения: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. ст. - Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации; Музей развития образования в Новосибирске и Новосибирской области, 2010. - С. 41-42.
  • 3. Оценочные листы городского жюри смотра-конкурса школьных музеев // Школьное музееведение: методические материалы в помощь руководителям школьных музеев / авт.-сост. В. С. Горбунов; под ред. Н. А. Черновой; МОУ ДПО «НМЦ». - Кемерово, 2004. - Ч. 1. - С. 123-127.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >