ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ

Музыкально-постановочная культура специалистов культурно-досуговой сферы: профессиональный образ и профессиональная компетентность

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ

М. Г. Котляров

МУЗЫКАЛЬНО-ПОСТАНОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Если обратиться к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства в РФ, то ее концепция развития видится в определении - «культура, основанная на знаниях». Такое определение в полной мере выражает компетентностное измерение этой образовательной концепции, что, в свою очередь, наглядно демонстрируют макеты образовательных стандартов третьего поколения.

«Компетентностный подход характеризуется личностным и деятельным аспектами, т. е. он имеет и практическую, прагматическую, и гуманистическую направленность. Поэтому цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями» [5].

О значительной роли музыки в различных видах зрелищного искусства и музыкальной образованности как необходимом профессиональном атрибуте специалистов данной сферы говорили и говорят ведущие театральные педагоги (К. С. Станиславский [11], В. Э. Мейерхольд [8], В. И. Немирович-Данченко [9], И. Г. Шароев [13] и др.).

До настоящего времени при подготовке специалистов в данной сфере использовались знания, умения и навыки, способствующие формированию исключительно специфической, заключенной в рамки специальных дисциплин, профессиональной компетентности.

«Компетенция общая - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области» [1].

«Компетенция профессиональная - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности» [1].

Под профессиональной компетентностью специалиста культурнодосуговой сферы понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать». Способности - индивидуально-психо-логические особенности - свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности [7].

«В коллективной монографии “Компетентностный подход в педагогическом образовании” под редакцией В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей;

  • • Ключевые компетентности по определению авторов необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Оии проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
  • • Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности.
  • • Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области профессиональной деятельности» [15].

Разумеется, все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль творческой деятельности, создает целостный образ специалиста и, в конечном итоге, обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики [7, с. 8-9].

Профессионально-компетентный специалист сам ставит цели своей деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. В отличие от исполнителя он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многогранных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию [15].

В учебном пособии «Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений» Горюнова Ирина Эдуардовна ставит вопрос о качестве профессиональной деятельности режиссеров-постановщиков. Говорит о том, что: «Новая Россия поставила перед организаторами и создателями массовой театрализованной и концертной деятельности новые проблемы. На повестку дня встал вопрос художественного уровня и качества предлагаемой продукции. В последние годы известными деятелями культуры не раз подчеркивалось, что уровень этот крайне низок. Диктатура безвкусицы, воцарившаяся и практически узаконенная на эстрадных подмостках, поставила под угрозу существование и развитие жанра» [5].

На наш взгляд, данная проблема имеет свое начало в недостаточной, а во многих случаях и крайне низкой музыкально-постановочной культуре специалистов. Это связано с тем, что в настоящее время в ГОС учреждений высшего и среднего профессионального образования отсутствуют дисциплины, формирующие музыкально-постановочную культуру специалистов культурно-досуговой сферы.

В проектах государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» выделен ряд профессиональных компетенций и обозначены основные области их преломления: художественнотворческая, режиссерско-постановочная, организационно-управленческая и просветительская деятельность [12].

Детальное рассмотрение профессиональных компетенций режиссера театрализованных представлений и праздников усматривает очевидным то, что во всех указанных их разновидностях отсутствуют компетенции, связанные с музыкальным оформлением театрализованных представлений, а данные компетенции являются важной составляющей профессионального мастерства будущего режиссера [14].

В данном случае мы имеем дело с формированием музыкальнопостановочной культуры специалиста исключительно на основе довузовской подготовки и общей музыкальной культуры личности. Итогом такой подготовки являются программы, в которых музыкально-постановочная составляющая носит случайный характер либо задачи по подготовке музыкального материала и звуко-шумовому сопровождению перекладываются на специалиста (звукорежиссера) на заключительном этапе подготовки проекта.

Второй случай широко используется при подготовке масштабных, дорогостоящих программ на главных площадках нашей страны с тем лишь отличием, что взаимодействие режиссера-постановщика и звукорежиссера происходит на всех этапах подготовки мероприятия, включая формирование самой идеи. Стоит заметить, что специалисты культурнодосуговой сферы зачастую не видят разницы между звукооператором и звукорежиссером, и в связи с этим получают весьма сомнительный результат своей профессиональной деятельности.

Музыкально-режиссерские знания включают в себя: осознание специфики бытования музыки в театрализованном представлении; знание, понимание и апеллирование основными музыкальными понятиями, необходимыми для осуществления музыкально-постановочной деятельности; знание особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургических функций музыки в нем; осуществление музыкально-режиссерского анализа произведений музыкального искусства; знание алгоритма музыкального оформления театрализованного представления.

Под постановкой в современной литературе понимают «творческий процесс создания драматического, оперного и балетного спектакля, циркового представления, эстрадного обозрения, а также кинофильма. Постановка осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, который включает: идейное истолкование (интерпретацию) пьесы; характеристики отдельных персонажей; определение необходимых сти листических и жанровых особенностей актерского исполнения; решение спектакля во времени: ритм и темп спектакля; решение спектакля в пространстве: мизансцены, планировки; определение характера и принципов оформления» [3].

К основным музыкально-постановочным навыкам режиссера относятся: навыки грамотного монтажа музыкального материала и выстраивания музыкальной драматургии театрализованного представления в музыкально-шумовой партитуре; навыки самостоятельного решения режиссерских задач средствами музыкального искусства.

В отличие от драматического спектакля, где у режиссера есть достаточные средства и время для детальной разработки образов и характеров, в театрализованном представлении эти возможности ограничены и музыка является весомым выразительным средством, компенсирующим сжатые для этого постановочные условия. Знание музыкального искусства, его законов и принципов применения в театрализованном представлении является одним из условий повышения качества постановки данного жанра [14].

Знание основ звукорежиссуры так же является необходимым звеном в работе над творческим проектом. Примером может послужить такое техническое средство, как микрофон.

Микрофоны играют одну из ключевых ролей в процессе проведения массового музыкально-театрализованного представления. Их правильное использование и четко продуманный райдер, вписанный в режиссерский сценарий, - сфера профессиональных интересов режиссера-постановщика. Для этого весь «микрофонный путь» представления должен быть строго зафиксирован в режиссерском сценарии, и специально обученным людям (минимум по одному человеку в «карманах» сцены) следует обслуживать представление строго по сценарию. Желательно «не загружать головы» этих людей полным режиссерским сценарием, а выдать им специальный краткий райдер с учетом времени и места появления артиста за кулисами перед выходом на сцену. Тогда микрофонная «накладка», одна из самых распространенных в нашей профессиональной практике, а вместе с ней ненужная сценическая пауза, будут исключены [4].

Пренебрежение этими основами, а иногда и их незнание приводит к ошибкам в процессе самого представления. Как следствие, нервозная обстановка на площадке и за кулисами.

Среди непосредственных участников мероприятия складывается негативное мнение о режиссерах-постановщиках досуговых программ, о их профессиональной компетентности. У зрителя формируется искаженное представление о происходящем. Подобный продукт может полностью изменить культуру потребителя, перенаправив его исключительно в развлекательное русло, отбросив смысловую составляющую.

Определяя профессиональный образ специалиста культурнодосуговой сферы необходимо обратить внимание на целостное видение образа жизни специалиста, связанного с другими формами и видами жизнедеятельности человека.

В слове «образ» - корень «аз» [2]. «Азъ» в славянском языке -местоимение первого лица единственного числа, т. е. «Я»; отсюда «образ» - обретение «Я», возвращение к себе.

Если обратиться к психологическому словарю, то под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понятие образа неотделимо от широкого понятия образа мира как целостной, многоуровневой системы представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности [10].

Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем. Особой чертой профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа выделяется личностная значимость профессии вследствие высоких социальных требований и общественных ожиданий. Высокий уровень требований к личностным свойствам профессионала объясняет расхождения в профессиональной Я-концепции: разницу между реальной профессиональной самооценкой и идеальным образом профессионала у представителей данного типа профессии. Значимость профессии проявляется в осознании и личностном принятии специфического предмета и мотива профессиональной деятельности личности. Представители гуманитарного типа профессий значительно чаще идентифицируются с профессионалом, ориентированным в своей деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей.

Человек в процессе труда предвидит и предусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построения идеального представления, которое, вместе с тем как сознательная цель предшествует производству продукта (как материального, так и духовного). Эта цель как закон определяет способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю.

Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они позволяют предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность.

Наличие у личности идеального образа его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации [6].

Решающую роль в формировании положительного профессионального образа специалистов культурно-досуговой сферы играет анализ творческой и педагогической деятельности ведущих мастеров в данной области.

Литература

  • 1. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%FF (дата обращения 12.03.2011).
  • 2. Воловикова М. И. Обретение «Я» // Труды Института психологии РАН: в 2 т. -М., 1997.-Т. 2. -С. 44 49.
  • 3. Глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/ cgibin/gl_find.cgi?ph=%CF%EE%F 1 %F2%E0%ED%EE%E2%EA%E0&action= %CF%EE%E8%F1%EA (дата обращения 12.03.2011).
  • 4. Горюнова И. Э. «Человек за пультом»: роль звукорежиссера в создании современного музыкально-театрализованного зрелища // Музыкальная академия. -2009.-№4.-С. 154-159.
  • 5. Ефименко И. П. Компетентностный подход как необходимое условие подготовки будущих специалистов в системе непрерывного образования // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы областной науч.-практ. конференции (8-9 ноября 2007 г.). - Омск: ГОУ «РИЦ», 2007. - Ч. 2. - 80 с.
  • 6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М., 1986. - 240 с.
  • 7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / под ред. В. А. Козырева, П. Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.
  • 8. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М.: Искусство, 1968. - Ч. 1: 1891-1917.-С. 256.
  • 9. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. - М.: Искусство, 1952. -1080 с.
  • 10. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  • 11. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве: в 8 т. - М.: Искусство, 1954. -Т. 1.-С.264.
  • 12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (степень «бакалавр»). - М., 2009.
  • 13. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учеб, пособие. -М.: Просвещение, 1986. -463 с.
  • 14. Шевцова А. М. Музыкально-постановочные компетенции режиссеров театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Учреждения Российской Академии образования «Институт художественного образования». - № 3. - 2010. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/ АЕ-magazine/ (дата обращения: 12.03.2011).
  • 15. Щербакова И. В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-исследователя в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ftip.nspu.net/joo/index.php?option=com_content&view=article&id=242:2010-05-04-04-35-28&catid=27:2007&Itemid=53 (дата обращения 12.03.2011).

Т. Л. Голещихина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >