Этнопсдагогика праздника в сфере дополнительного образования

В настоящее время, помимо экономических трудностей, Россия переживает острый духовный кризис, одним из проявлений которого стал вопрос воспитания подрастающего поколения в традициях национальной культуры. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др.

Воспитывающая роль искусства в духовио-иравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически использовать все его разносторонние возможности.

Отдавая должное классическому искусству и его влиянию на формирование личности, мы, тем не менее, считаем, что основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, формируемые в процессе народной педагогики. Волков Г. Н. определяет этнопедагогику «в общем и целом как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания» [3, с. 4].

Народную педагогику можно определить как всеобщую педагогику, а не только как педагогику профессионалов. «Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети -ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи» [3, с. 6].

Однако в современной педагогической практике бытует представление о народной педагогике как об устаревшем явлении, суеверии. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев и обрядов. Современные обычаи и их преемственная связь с традиционными, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников -эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику [1, с. 6].

Истоки многих современных положений о воспитании подрастающего поколения на основах народной культуры уходят в далекое прошлое, в тот период, который относится к принятию христианства на Руси. В процессе многовекового развития архаического общества на основе мифологического сознания, обрядов сложилась целая система средств педагогического воздействия на ребенка, которая пронизывала все стороны жизни человека - религиозную, бытовую, трудовую, досуговую.

В родовом коллективном опыте формировались начала этнопедагогики. Каждое новое поколение обогащало опыт норм поведения и передавало его последующим поколениям. Бережное хранение традиций подчеркивало их ценность, правильность и целесообразность.

С давних времен человеческая культура проявляется в трех направлениях: отношение к природе, отношения между людьми, отношение человека к самому себе. Все эти направления заложены в принципах народной педагогики, которая подходит к духовно-нравственному воспитанию детей с позиции Добра, Знаний, Красоты. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта подтверждается почти одинаковыми требованиями у всех этносов. Эта система общечеловеческих ценностей проверена веками. Сложная структура современной педагогики, наряду с использованием различных форм и методов воспитания и обучения, должна иметь тесную связь с традициями народной педагогики.

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные обряды, народные игры. В них исторически заложена информация о представлении нашими предками окружающего мира, умения жить в гармонии с природой, ценности понятий: «домашний очаг», «семья», «мать и материнство», «труд на родной земле» [2, с. 13].

Остается дискуссионным вопрос о распространенном сегодня в эт-нохудожественном образовании методе погружения детей в архаичные формы народной жизни, «проживания» старинных народных праздников и обрядов, основанных на языческой картине мира. Нужны ли они вообще? Если нужны, каковым должно быть их содержание и глубина изуче ния. Кроме того, нельзя забывать, что городская культура выработала свои формы общения, где крестьянские обычаи и обряды не всегда уместны и понятны. Поэтому, важно учитывать региональные особенности культурных традиций, возможность использования их содержания в целостной образовательно-воспитательной системе.

В отличие от тех лет, когда программы воспитания и образования были излишне политизированы, современные программы приобретают иное направление. Авторы таких разработок обращаются к народным истокам, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Но, к большому сожалению, эти изменения видны лишь в содержании программ учреждений дополнительного образования.

В устном народном творчестве (заклички, потешки, поговорки, считалки и т. д.) как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжающих в Россию иностранцев приводят в изумление традиционные русские праздники, ведь игры, пляски, хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодежи.

Праздник - неотъемлемый элемент культуры народа. Их социальная значимость не только в том, что это дни отдыха, но и итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей. Праздники несут большую эмоциональность и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение, сближение и единение людей на основе их духовных, эстетических и творческих интересов, определяют моральный и нравственный настрой. По словам В. Даля, праздновать -значит «проживать такой день торжественно, с житейскими обрядами во славу или память события» [4].

На современном этапе, решая задачи воспитания подрастающего поколения средствами традиционной культуры, необходимо обращаться к народной музыке, как к одной из составляющих народного творчества. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания, благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов.

Начиная с самого раннего возраста, когда еще только начинают формироваться мышление и речь, развиваются и творческие способности, заложенные самой природой. Использование фольклорного материала позволяет сделать учебно-воспитательный процесс развивающим. Кроме того, занятия музыкальным фольклором вовлекают детей в живое общение, вызывают состояние эмоционального подъема, снимают барьер неуверенности.

Так же использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого процесса, что в свою очередь активизирует развитие у него, прежде всего, музыкально-творческих способностей. Так при подготовке того или иного народного праздника дети разучивают музыкальный материал, соответствующий теме, являются участниками в качестве персонажей и т. д. А какие народные гуляния без игры?

Игра в детском возрасте является основным видом деятельности, несет в себе различные функциональные нагрузки:

  • - организационно-деятельную;
  • - познавательную;
  • - физического развития;
  • - импровизационно-творческую.

Богатство и разнообразие музыкального фольклора позволяют включать его в процесс обучения и развития детей любого возраста и в разных детских учреждениях (детские сады, студии эстетического развития, музыкальные школы и т. д.).

Рассматривая педагогический опыт многих преподавателей дополнительного образования г. Томска, хотелось бы отметить работу нескольких из них.

Детский сад № 68

(Музыкальный руководитель Ирина Станиславовна Разина)

В данном детском саду музыкальный руководитель взяла за основу обучения программу музыкального воспитания детей дошкольного воз раста «Ладушки» (авт. И. Каплунова, И. Новосельцева), которая предназначена для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.

Программа «Ладушки» подразумевает целостный подход в решении педагогических задач, всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Приобщение к народной культуре осуществляется через слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов. Этот музыкальный материал используется в проведении некоторых (наиболее ярких) праздников народного календаря.

Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, в самостоятельной игровой деятельности, которые проходят в комнате, оборудованной в стиле горницы, что позволяет ребятам погрузиться в народную традицию. Благодаря такому погружению, изучение народных традиций происходит более осмысленно, т. к. сама атмосфера влияет на осознание детьми всего происходящего. Дети, сами того не подозревая, постепенно, в игровой форме знакомятся с основными жанрами детского фольклора.

Фольклорный ансамбль «Веселинка» ДДТ «У Белого озера»

Ансамбль появился в городе одним из первых и существует уже более 20 лет. Бессменный художественный руководитель Н. А. Бойкова.

Фольклорный коллектив «Веселинка» видится его руководителю как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.

Основой программы, по которой занимается коллектив, является народный земледельческий календарь, что дает возможность детям в течение 3-х лет изучать и проживать обряды, праздники, обычаи. Осваивается соответствующий им устный и музыкальный материал, предназначенный для комплексного изучения фольклора детьми от 4 до 18 лет.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, которые передаются из года в год, из поколения в поколение. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем, помогает решать задачи не только музыкально-эстетического развития и воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них.

Перечень дисциплин, входящих в программу:

  • 1. Хоровой класс (певческое воспитание на материале русских народных песен).
  • 2. Праздники и обряды народного календаря.
  • 3. Народный костюм.
  • 4. Народная хореография.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр сибирского фольклора г. Томска Педагогами разработана программа, рассчитанная на детей от 4 до 14 лет. Здесь педагоги знакомят детей с национальными традициями русского народа, его песенным прошлым.

Цель программы:

  • • Воспитание творчески активной, всесторонне развитой личности на опыте традиций многовековой традиционной культуры народов России.
  • • Обучение родному музыкальному языку, пению народных песен, игре на традиционных инструментах (ложки, балалайка, кугиклы, тре-щетки и т. д.).
  • • Введение в мир народной культуры средствами искусства обрядов, устного народного творчества через разнообразные формы деятельности.

Школа-студия проводит праздники народного календаря, как внутри Центра, так и за его пределами: участвует в проведении городских и областных мероприятий.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Растеряв много ценного, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды, растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, что изучение народных традиций приобретет более системный характер и наладится связь между всеми видами образовательных учреждений (возможность создания единой сквозной программы внедрения народных традиций).

Литература

  • 1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2004. - 735 с.
  • 2. Бакланова Т. И., Стрельцова Е. 10. Народная художественная культура: учебник. - М., 2002. - 456 с.
  • 3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  • 4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://slovardalja.net/letter.php? charkod=207.

А. В. Василенко

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >