Культурно-педагогические аспекты становления толерантного сознания студентов вуза

Принято считать, и это вполне правомерно, что сфера образования, обладая возможностью спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров и ценностей молодежи, является непосредственной и самой работоспособной сферой, определяющей будущее. Именно в системе образования происходит формирование основополагающих жизненных установок, что работает непосредственно на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, еледовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества в целом. «Общество - сложный развивающийся социальный организм, элементы которого характеризуются различными по уровню устойчивости связями. <...>Каждый индивид становится гражданином в процессе социализации, необходимой стороной которого является инкультурация, т. е. овладение содержанием культуры» [1, с. 14], которая формирует духовный мир человека, являясь процессом, охватывающим «создание, хранение, распределение и освоение духовных ценностей, норм, знаний, значений и представлений» [2, с. 79], имеющим тесную связь с образованием.

Образование и общество неотделимы. Это единая система. Любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. И именно сфера образования, откликаясь на эти актуальные проблемы, способна оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, стимулировать или, напротив, тормозить их развитие. Будучи сферой, включенной в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством. В этой связи, чрезвычайно важными представляются идеи и ценности, заложенные в содержание образования. Ведь именно от них зависит способность и возможность бесконфликтного существования любого общества, возможность его интеграции в мировое сообщество.

Вполне естественно, что содержание образования детерминировано целым комплексом проблем, выходящим далеко за рамки собственно образовательной тематики. Эти проблемы (прежде всего, социально-экономического характера) имеют непосредственное отношение к сфере образования. В этой связи чрезвычайно важным представляется вопрос своевременной коррекции приоритетов и ценностей содержания образования с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов человека и общества. Учитывая этот факт, наиболее значимым в содержательном плане учебных программ представляется формирование таких основополагающих жизненных установок, как чувство принадлежности к своему пароду, знание, любовь и уважение истории и традиций своего народа; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, патриотизм, исключающий национальное тщеславие и этническое превосходство; чувство принадлежности к мировому сообществу.

Двадцатый век принес обществу не только выдающиеся достижения в науке и технике, но и глобальные, катастрофические по своим разрушительным последствиям катаклизмы, межнациональные и религиозные распри, расовую ненависть, глубокие, трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей. Бурные социальные процессы, происходящие в мире, характеризуются ростом агрессии и нетерпимости в обществе и делают необходимым изучение проблемы толерантности как основного принципа взаимоотношений людей. Идея воспитания толерантности становится актуальной проблемой современности. Россия, как и любое полиэтничное, поликультурное государство, должна иметь в качестве одной из приоритетных цель формирования у своих граждан толерантного сознания, навыков и умений межкультурной коммуникации. Именно сфера образования, обладая реальными возможностями влияния на духовные и нравственные приоритеты личности, на культурное пространство общества в целом, в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества.

Образование и культура являются двумя едиными сторонами процесса становления личности.

Рассматривая образование и культуру как «генетически единые “стороны” процесса становления и развития человеческой социальности» [3, с. 33], В. Н. Леонтьева рассматривает образовательные учреждения как «центры культуры, культуротворчества», «объективирующие человеческую способность создавать культурные формы и ответственно наполнять их определенными культурными смыслами» [3, с. 33].

Подчеркивая нетождественность понятий «человек культуры» и «культурный человек», В. Н. Леонтьева в первом случае имеет в виду достаточно высокую степень освоенности индивидом достижений своей культуры. Во втором случае - это умение и осознание необходимости организовать индивидуальную жизнь в соответствии с нравственными ценностями, на основе взаимопонимания, сотрудничества, диалога. Наиболее ярко это умение проявляется в профессиональной деятельности в процессах межличностного общения в духе гуманистических традиций и идей.

Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует новых подходов к организации образовательного процесса, которая должна быть направлена на повышение качества подготовки специалистов. Сегодня становится все более очевидным, что задача формирования в процессе образования традиционных знаний, умений и навыков оказывается недостаточной, ограниченной.

«Распространенное в педагогике представление об образовании как наполнении кого-то педагогически переработанным социальным опытом, как приспособлении его к существующему социуму, существующим порядкам подвергается сегодня сомнению и разносторонней критике» [4, с. 18]. «Связано это в первую очередь с изменением идеала образования, с осознанием нетождественности социального опыта и культуры, которая не есть то, что ждет своего усвоения и использования. Кроме того, ориентация в образовании не на культуру, а на социальный опыт, включенный в педагогический процесс, сама этот опыт обесценивает» [4, с. 19].

«Функции образования также не могут быть сведены и к примитивно понимаемому воспитанию, направленному на встраивание в некую умозрительную модель идеализированной личности коньюнктурно-модного для данного этапа развития социума, определенной идеологической доктрины или, тем более, переходящей политической ситуации стандартного набора формируемых личностно-общественных добродетелей» [5, с. 38].

Профессиональная сфера востребует толерантного специалиста. Важнейшим требованием к профессионалу в современных социально-экономических условиях являются способность и внутренняя готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимому отношению к многообразию социокультурных моделей, критическому осмыслению суждения, основанному на моральных ценностях, социальной адаптации. Формирование у будущих специалистов — студентов вуза - установок толерантного сознания позволит разрешать конфликты на почве этнокультурных и социальных различий через понимание и принятие другого, другой точки зрения, предполагает отказ от профессионального догматизма, способность субъекта к саморазвитию.

Сфера образования обладает огромным толерантно-формирующим потенциалом, является наиболее эффективной средой для формирования толерантных качеств личности. Это связано с тем, что сфера образования напрямую обращается к детям, молодежи, которые являются наиболее чувствительными к восприятию не только знаний, но и мировоззренческих и поведенческих приоритетов в отношении к миру. А каждое новое поколение с точки зрения своих духовных, нравственных, культурных приобретений представляет из себя продукт системы образования.

Образование, являясь широким социокультурным, социально-экономическим и собственно педагогическим явлением, в условиях поликультурности, полиэтничности, полиментальности и многоязычия России не может не приобретать характер поликультурного образования.

Образование - это сфера приложения самых разных наук, каждая из которых рассматривает образовательные проблемы в своем специфическом ракурсе. Проблема формирования толерантного сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер и требует осуществления междисциплинарного синтеза, результатом которого и будет порождение «человека культуры».

Многообразие культур, менталитетов и ценностей, входящих в современную цивилизацию, превращает проблему толерантности из социокультурной в антропологическую. С одной стороны, «разнородность» социального пространства делает невозможным формирование некого стандарта толерантности. С другой - толерантность - это следствие естественной, присущей всему живому способности адаптироваться к окружающей среде, способ взаимодействия, который по-разному воспроизводится в разных культурах. Таким образом, толерантность следует рассматривать как комплексный феномен, некий поведенческий ориентир, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру.

Асташова Н. А. рассматривает следующие уровни проявления толерантности:

1. Толерантность как принцип.

«Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Довольно часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах» [6, с. 77].

2. Толерантность как норма.

Этот уровень «...позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности» [6, с. 77].

3. Толерантность как идеал.

Это самый высокий уровень проявления толерантности личности. «Толерантность, отмеченная идеальным проявлением, отражает совершенный образец. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности личности» [6, с. 77].

Важнейшими характеристиками толерантной личности, отражающими психолого-этические аспекты человеческих отношений, являются:

  • - гуманность, предполагающая человечность межличностных отношений, веру в доброе начало каждого человека, отказ от методов принуждения, форм унижения человеческого достоинства;
  • - рефлексивность - знание и осознание личностных особенностей, достоинств и недостатков;
  • - социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных и межэтнических ситуациях, выстраивание конструктивных отношений в обществе;
  • - свобода, выражающаяся в дисциплине и чувстве долга, не приемлющая насильственных предписаний и запретов;
  • - дивергентность поведения - способность находить нестандартные способы решения проблем, ориентация на поиск нескольких вариантов решения;
  • - ответственность - проявление внутренней силы в ситуациях принятия решения;
  • - защищенность - ощущение понимания, поддержки, безопасности;
  • - гибкость - способность принимать решения и выстраивать систему отношений на основе владения полной информацией, способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
  • - уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и возможностей, вера в возможность преодолеть возникшие препятствия;
  • - самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;
  • - вариативность - многомерный подход к оценке сложившейся ситуации и принятие решений адекватных сложившимся обстоятельствам;
  • - перцепция - умения проникать во внутренний мир людей, выделять их свойства;
  • - эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, умение сопереживать проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
  • - устойчивость личности - наличие сформированной системы социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей;
  • - чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, умение посмеяться над собой.

В структуре толерантности как психосоциальной характеристики личности Н. А. Асташова выделяет три подсистемы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости: когнитивная, эмоциональная и деятельностная. При этом они характеризуются, как:

  • 1. Когнитивная — знания человека (понятие о толерантности, процессах, характеризующихся толерантной направленностью);
  • 2. Эмоциональная - относительно устойчивые чувства человека к объектам, которые выражаются в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к людям, чужому мнению, этническим вопросам);
  • 3. Деятельностная - предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество; общая направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости.

Когнитивный компонент, являясь своеобразным информационным источником, характеризует особенности личности, ее взаимоотношения. «Из когнитивного компонента извлекаются необходимые сведения, связанные с возникшей ситуацией. Как правило, ситуация вызывает определенные эмоции, связанные с ведущими интересами личности. Возникает когнитивно-эмоциональное образование, т. е. своего рода эмоционально окрашенные знания, необходимые для формирования поведенческой готовности, а на более сложном уровне и поведенческих программ» [6, с. 79].

Эмоциональное состояние человека, находящее свое выражение в таких установках, как желание, стремление, представляет собой действенный механизм регулирования деятельности. Этот механизм характеризуется такими понятиями, как эмоциональная реакция, эмоциональное состояние, эмоциональное отношение. В приведенном ряду понятий, обозначающих разные уровни отражения действительности в форме переживания, Н. А. Асташова выделяет эмоциональное отношение как наиболее содержательное. «Эмоциональные отношения на уровне эмпатии выражаются в сопереживании другим людям, постижении их эмоционального состояния, вчувствовании в их духовный мир. Очевидно, что эмпатия позволяет личности выстроить деятельность с учетом эмоциональных особенностей других, их интеллектуальных процессов и ожидаемых реакций в конкретной ситуации. В результате вовлеченности в эмоциональные отношения у личности возникает аттракция, проявляющаяся в разнообразной гамме чувств - от неприязни до любви [6, с. 79-80].

Особое значение деятельностного компонента толерантности объясняет тот факт, что лишь в границах деятельности определенного субъекта действительные и воображаемые реальности выстраиваются в смысловой ряд, «...в жизненную концепцию, запечатлевающую неповторимость судьбы субъекта» [6, с. 80].

Данные суждения позволяют сделать вывод, что толерантность является достаточно сложным явлением. Развитие толерантного сознания личности «требует специальной подготовки, массива стимульного материала, создания соответствующей атмосферы поиска личностных смыслов на положительном эмоциональном фоне образования» [6, с. 80].

В этой связи, в качестве наиболее точно ориентированных на развитие толерантности педагогических технологий, поддерживая автора [6], можно выделить:

  • 1. Личностно-ориентированные;
  • 2. Имеющие диалогическое основание;
  • 3. Рефлексивные.

К технологиям такого рода относится диалог. Диалог является универсальным принципом бытия, одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы, способом познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового обще ния. Именно в рамках диалога передается разнообразная информация не только по существу диалога, но и о самих его участниках, их внутреннем мире, уровне сформированное™ коммуникативной и диалоговой культуры. Именно этой технологии общения свойственен поиск личностных смыслов. Такое понимание диалога является отправной точкой в преодолении монологической направленности культуры и соответственно является основой развития толерантности личности. Генезис «диалоговой культуры» определяется переходом от субъект-объектных отношений к отношениям субъект-субъектным. Однако помимо двунаправленности отношений участников общения, «диалоговая культура» характеризуется специфичностью содержания взаимодействия участников общения.

Специфика субъект-субъектного взаимодействия заключается в способности участников общения вызвать друг в друге внутреннее осознание происходящего, что, в свою очередь, и обеспечивает становление или коррекцию постоянного самосовершенствования личности.

Факторами, реализующими ценностно-диалоговый способ общения, называется персонализм, характеризующийся личностной направленностью и цельность, определяемую как гармония мыслью, чувством и поступком [6].

Асташова Н. А. выделяет несколько типов диалогов, которые позволяют особым образом представлять толерантность как ценность, как качество личности:

  • - духовный диалог - возможности данного типа диалога реализуются в плоскости нравственного поля; он характеризуется глубоким пониманием сущности проблемы, высоким уровнем культуры взаимодействия;
  • - смыслотворческий диалог - характеризуется активным включением его участников в поиск смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентаций и личностных качеств;
  • - рефлексивный диалог - характеризуется возможностью оценки собственного потенциала и определения линии обратной связи;
  • - мотивационный диалог - характеризуется наличием интереса к проблеме, а возможно и к самой диалоговой технологии;
  • - самореализующий диалог - целью данного типа диалога является утверждение личности, полноценная самопрезентация и самовыражение [6].

Развитие межличностного диалога характеризуется целым рядом особенностей. Среди них выделяют такие, как: объективная проблем ность, субъективно переживаемая ситуация поиска смысла, отношения общности и взаимопонимания между участниками диалога, толерантное отношение к другому, незавершенность результата, стимулирующая мыслительную активность.

Таким образом, диалогическое взаимодействие является довольно сложным и многогранным явлением. Опыт диалогического взаимодействия приобретается человеком и имеет тенденцию к развитию, выражающуюся в трех последовательных этапах: сюжетно-познавательном, чувственно-аналитическом, личностно-рефлексивном.

Описанные особенности и возможности диалога как формы межличностного общения позволяют рассматривать его в качестве действенного средства воспитания и развития толерантности. Осмысление ценностно-толерантного феномена диалога позволяет предположить, что подобный способ организации педагогического процесса может рассматриваться в качестве основополагающего. Ценностно-диалоговое взаимодействие в рамках педагогического процесса предполагает, прежде всего, личностное взаимодействие преподавателя и студентов, т. к. «...основным, конституирующим процесс образования отношением, является отношение «преподаватель-студент», поскольку действительное образование - это всегда личностное отношение людей между людьми» [3, с. 39]. Происходящее в рамках этого взаимодействия рефлексивное освоение и преобразование общекультурных ценностей в ценности личностного плана выступает необходимым условием для вхождения обучаемых в ценностно-толерантные отношения.

Кроме диалога в сфере диалогического взаимодействия специфическое место, с точки зрения воспитания и развития толерантности, занимает дискуссия.

«Главная цель дискуссии - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умений аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т. п. Таким образом, умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности» [6, с. 83].

Дискуссия, как форма диалогического общения, обладает огромным педагогическим потенциалом и имеет следующие возможности:

  • - стимулирование личной инициативы и продуктивного обмена мнениями участников;
  • - развитие рефлексивного мышления;
  • - поиск адекватно аргументации и различных способов выражения собственной точки зрения;
  • - многоплановое видение проблемы/явления;
  • - толерантность к новым идеям.

При этом Н. А. Асташова указывает на то, что успех дискуссии может быть обеспечен только при реализации следующего комплекса условий:

  • - достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблемы;
  • - сформированного умения аргументировать свою точку зрения;
  • - установленного контакта между участниками;
  • - поиска различных способов передачи информации;
  • - сопоставления различных интерпретаций сложных явлений;
  • - создания благоприятного психологического микроклимата;
  • - сочетания упорядоченного хода обсуждения проблемы/явления с отсутствием регламентации;
  • - поддержки свободного обмена мнениями.

Толерантность, как качество взаимодействия между субъектом и объектом, характеризуется готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, особенности его поведения в рамках универсальных прав и свобод личности. Это взаимодействие определяется исторической, социоэкономической и социокультурной спецификой. Щеколдина С. Д. выделяет ряд социальных показателей толерантности:

  • - возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  • - сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • - взаимное уважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
  • - равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • - свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  • - сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • - позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами;
  • - равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества.

Перечисленные выше параметры, социально психологические качества толерантной личности, а также ориентированные на развитие толерантного сознания педагогические технологии должны применяться во всех социальных отношениях, и, прежде всего, в индивидуальноличностном развитии и обучении.

В процессе развития толерантного сознания студентов вуза особенно важным фактором представляется связь культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания. Таким образом, можно предположить, что процесс образования, понимаемый как синтез культурной среды и ориентированных на развитие толерантного сознания педагогических технологий, может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание студентов вуза.

Литература

  • 1. Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М., 1996. - 591 с.
  • 2. Слепокуров В. С. Культура как система соционормативиого регулирования: монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 209 с.
  • 3. Леонтьева В. Н. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 33-38.
  • 4. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000.-234 с.
  • 5. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Московский психологосоциальный институт, Флинта, 1998. - 432 с.
  • 6. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2002. - 367 с.

И. А. Гладковская

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >