Адаптация студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза

Россия XXI в. твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья.

Семья - ячейка социума, от которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга [2].

В современных социокультурных условиях особую остроту приобретает процесс адаптации, и в частности адаптации студенческой семьи, под которой понимается как сам процесс, благодаря которому студенческая семья достигает соответствия с социокультурной средой, так и результат этого процесса.

Значимость социальной адаптации обусловлена тем, что благодаря ей происходит переход с макроуровневых государственных задач на микроуровень - реальной жизнедеятельности человека. Задача адаптации, таким образом, связана с использованием имеющихся индивидуальных ресурсов, в зависимости от которых личность выстраивает стратегии поведения.

Значительная роль в адаптации студенческой семьи принадлежит высшей школе, что соответствует отечественным педагогическим традициям, учитывающим интересы личности, общества и государства в целом. При этом высшая школа призвана не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать в них социально одобряемые качества, готовность выполнять общественно значимые социальные роли, используя современные педагогические технологии.

Процесс формирования личности молодого семьянина в вузе, адаптации студенческой семьи во многом определяется концепцией воспитательной работы, характером и организацией культурно-досуговой деятельности, степенью вовлеченности в нее студентов. Культурнодосуговая деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции студенческой семьи и среды, т. к. именно в этой сфере формируется активная гражданская позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения. Культурно-досуговая деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на студентов, на всестороннее раскрытие личностного потенциала.

Культурно-досуговая деятельность подвижна, гораздо менее регламентирована, чем учебный процесс, разнообразна, синтетична, создает ситуации свободного выбора [5].

Культурно-досуговая деятельность привлекает внимание российских ученых лишь в последние несколько десятков лет. Известно, что в XX в. одними из первых исследователей культурно-досуговой деятельности стали видные государственные, партийные, общественные деятели молодой Советской России. В 1920-1930-е гг. в речах и трудах

A. В. Луначарского, Н. К. Крупской, М. И. Калинина, Е. Н. Медынского, М. В. Петровского и других был высказан ряд принципиальных положений о сущности, назначении и функциях, социальном своеобразии досугового времени, его культурном потенциале. В дальнейшем социальную сущность и природу социально-культурной деятельности рассматривают в своих работах В. Н. Гагин, Д. М. Генкин, В. 3. Дуликов, И. Н. Ерошен-ков, А. 3. Свердлов, А. Г. Соломоник, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев и др. Культурно-досуговую деятельность исследуют сегодня М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, Е. Г. Доронкина, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, А. П. Марков, В. Е. Новаторов,

B. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие.

В работе московских авторов академика РАН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова «Культурно-досуговая деятельность» в ка честве термина, обозначающего исследуемое направление деятельности, избирается понятие «культурно-досуговая деятельность». «Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности» [2].

Как отмечают Н. А. Осипенкова, С. В. Лаврецова и другие ученые, сущность адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза раскрывается также и через функции данного вида деятельности [3; 5].

Социальные функции культурно-досуговой деятельности по адаптации студенческой семьи могут быть представлены на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

На федеральном: законодательное обеспечение условий для полноценной деятельности вуза по адаптации студенческой семьи; защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах; создание возможностей для вовлечения студенческой семьи в творчески активную жизнь.

На региональном уровне: обеспечение сохранения культуры прошлого; налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами (молодой и родительской семьей, учебным коллективом).

На местном уровне: развитие эстетически организованной среды вуза; активизация культурной жизни, усиление самодеятельности и локального своеобразия вуза; развертывание системы домашнего досуга студенческой семьи [6].

По содержанию культурно-досуговая деятельность вуза по адаптации студенческой семьи подразделяется на компоненты: познавательный, ценностно-ориентированный, практически-преобразующий, творческий, каждый из которых может быть реализован в различных формах (см. табл. 1).

Таблица 1

Содержательные компоненты культурно-досуговой деятельности по адаптации студенческой семьи

Компоненты культурно-досуговой деятельности вуза по адаптации студенческой семьи

Характеристика компонентов культурно-досуговой деятельности вуза по адаптации студенческой семьи

Познавательный

Помогает усвоению информации и получению нового знания студенческой семьей в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах и др.

Ценностноориентированный

Позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, чужих и собственных поступков молодыми семьянинами. Компонент может быть реализован через круглые столы, конкурсы, викторины, дибаты И др.

Практически-преобразующий

Направлен на созидание и преобразование студенческой семьи (личности семьянина) на основе практических реальных действий, через клубы молодой семьи, встречи со специалистами, конкурсы и др.

Творческий

Присущ всем компонентам культурно-досуговой деятельности. Носит всепроникающий характер. Может быть реализован через семейные праздники, такие, как «День семьи» и др.

Вопрос эффективного использования форм, способов культурнодосуговой деятельности в адаптации студенческой семьи в системе высшего профессионального образования приобретает особую остроту. Поскольку, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи студенческие семьи часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценной адаптации как внутрисемейной, так и в социуме.

Сущность адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза состоит в том, что семья (семьянин) приобщается к культуре и становится ее субъектом.

Следует отметить, что сущность адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза определяется также связью культурно-досуговой деятельности с жизнью, с проблемами адаптации студенческой семьи и предполагает соблюдение ряда условий адаптации студенческой семьи в вузе.

Условия в этом случае понимаются как совокупность положений/ требований/обстоятельств, от которых зависит успешное осуществление адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза.

Несмотря на наличие большого массива научно-исследовательской литературы, проведенные до настоящего времени исследования (Р. Р. Богачевым, И. И. Ворониным, Ж. В. Муравьевой и другими) по проблемам адаптации студенческой молодежи и в частности студенческой семьи, в условиях досуга не дают ответов на многие сегодняшние актуальные вопросы по созданию условий для культурно-развивающей досуговой деятельности с семьей, адекватных проблемным тенденциям, имеющим место в социокультурной сфере современной России [6].

Следует отметить, что в большей степени разрабатываются проблемы воспитания, адаптации и социализации студентов разных лет обучения в культурно-досуговой деятельности вуза. Тогда как вопросы адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза раскрыты крайне узко [5, с. 5].

По мнению С. В. Лаврецовой, Н. А. Осипенковой, М. И. Кондакова, Л. М. С. Митиной и других ученых, условия адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза имеют определяющее значение для развития семьи в целом [3; 4].

Проанализировав и проинтерпретировав работы вышеуказанных ученых, можно обозначить условия адаптации студентов (студенческих семей - прим, автора) в культурно-досуговой деятельности вуза:

  • • Организационно-педагогические условия (формирование досуговой культуры семьянинов; использование при организации культурнодосуговой деятельности студенческой семьи всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга; развитие у молодых супругов умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности).
  • • Условие изучения культурных запросов студенческих семей.
  • • Педагогические условия (в процессе адаптации выражаются тем, что досуг - это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни студенческой семьи и является пространством для удовлетворения студентами потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное адаптационное поле).
  • • Условие содержательно-целевой основы организации досуга (учет специфики субкультуры студенческой семьи в современной социокультурной ситуации, досуговых предпочтений, базирующихся на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательно-адаптирующих технологий).

Существуют и другие классификации условий адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза. Так, например, А. В. Фатовым, Л. Н. Авдеевой и другими условия определяются через факторы культурно-досуговой деятельности: характеризующие развитие индивидуальных особенностей (уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностного развития семьянинов); оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации (концепция воспитательной работы вуза, наличие института кураторов, системы социально-культурной деятельности, индивидуальный подход к семье/студенту); связанные с ресурсным обеспечением культурнодосуговой деятельности по адаптации студенческой семьи [3; 6].

Подводя итог, можно отметить, что адаптация студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза, это сложный и многомерный процесс.

Учет рассмотренных в статье уровней, условий адаптации студенческой семьи в культурно-досуговой деятельности вуза может быть использован при составлении целенаправленной Программы (или Проекта) по адаптации студенческой семьи в вузе.

Литература

  • 1. Гурко Т. А. Актуальные проблемы семей в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gurko.ambc.ru., 01.05.2010 13:06:02.
  • 2. Жарков Д. А. Культурно-досуговая деятельность [Электронный ресурс]. -Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://yaro-nik.narod.ru//teoriya, 01.01.2011 18:06:05.
  • 3. Лаврецова С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - М.: МГУКИ. 2007. - 19 с.
  • 4. Муравьева Ж. В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2009,- 18 с.
  • 5. Осипенкова Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. -СПб.: МГУКИ, 2007.-21 с.
  • 6. Фатов А. В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурнодосуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - М.: МГУКИ, 2007. - 18 с.

А. К. Мальцева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >