Активизирующие методы профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась кардинально важной для каждого человека и для всего общества в целом. Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу - профессионала высокого класса. В настоящее время значение профориентации как социально-экономической категории неуклонно возрастает. Изучение профориентационной работы является важным аспектом в связи с модернизацией образования, с появлением новых профессий, что определяет значимость для региона и для человека, находящегося на этапе поиска своего места в обществе.

Профессиональный поиск наиболее актуален среди молодого поколения, к которому можно отнести подростков, детей старшего школьного возраста, учащуюся молодежь.

Сегодня в обществе и в сфере образования вновь возник интерес к профориентационной работе. Однако задачи, для решения которых, собственно, и необходима профориентационная работа, - совершенно иные. Сейчас появляется возможность проводить профориентационную работу более содержательно и смело, применяя различные методы, в том числе и активизирующие.

В статье профориентационная работа рассматривается как синоним профориентации, а основными формами считаются: профессиональное просвещение; профессиональное самоопределение; профессиональное консультирование; трудоустройство; профессиональный отбор; профессиональную адаптацию и др.

С позиции современного подхода «профессиональная ориентация -это система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая особенностям личности и запросам рынка труда в конкурентноспособных кадрах» [8, с. 14].

«Профориентация - предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии» [5, с. 21].

Реализация современных требований, предъявляемых к системе образования, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Чистяковой С. Н. предложена модель профессионального самоопределения как непрерывного процесса. Сорочинской Е. Н. концептуализирован инвариант социально-педагогической программы, целеориентированный на обеспечение условий для реализации индивидуальных интересов, задатков, творческого потенциала юношества в допрофессиональной подготовке, перспективном жизненном и профессиональном самоопределении в учреждении дополнительного образования детей. В исследовании Зарецкой И. И. разработана теоретическая модель трудовой культуры личности и процесса воспитания в условиях общеобразовательной и профессиональной школы. Сальцевой С. В. разработаны педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования детей. Средством профессиональной ориентации выступает техническая творческая деятельность учащихся. В исследовании М. П. Поволяевой техническая творческая деятельность рассматривается как средство активного усвоения социального опыта.

Профориентационную работу можно проводить достаточно успешно в учреждениях дополнительного образования детей, т. к. ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает юношеству в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил и знаний.

С точки зрения Васинской Г. И., «дополнительное образование -это актуализация индивидуальных потребностей личности, которые не обеспечиваются в полной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, развивающих услуг» [1, с. 109].

Дополнительное образование имеет ряд преимуществ по сравнению с общим образованием, а также больше возможностей для более целенаправленной и разносторонней подготовки детей. Учреждения дополнительного образования должны выполнять ряд условий, которые помогут учащимся выбрать свой жизненный путь, профессию:

  • - добровольное участие школьников в деятельности;
  • - сотрудничество детей и взрослых, реализуемое в деловых и неформальных отношениях;
  • - совместная предметная деятельность;
  • - гибкость и вариативность образовательных программ;
  • - обновление знаний и социального опыта обучаемых;
  • - привлечение и использование в обучении специалистов различных областей знаний, практических работников;
  • - отмена жесткой связи с предметами, входящими в курс школьного обучения [3, с. 25].

В последние годы стало очевидно, что традиционные методы профориентации не оправдывают себя, т. к. игнорируют индивидуальные запросы личности и исходят лишь из кадровых потребностей производства [6, с. 72].

«Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом» [7]. «Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы» [7].

Основные группы методов профориентации: информационносправочные, просветительские методы (профессиональная реклама и агитация, познавательные и просветительские лекции, использование средств массовой информации, «ярмарки профессий» и др.); методы профессиональной психодиагностики (открытые беседы-интервью, про ективные личностные тесты, метод наблюдения и др.); методы моральноэмоциональной поддержки (тренинги общения, различные положительные (успешные) примеры самоопределения и др.) и активизирующие методы [7].

Эффективными оказываются активизирующие профориентационные методы. К активизирующим методам в профориентации, относится группа методов профориентационной психологической помощи, основная цель которых - пробудить интерес человека к миру профессий, вызвать желание самореализоваться в труде, помочь сделать самостоятельный, осознанный выбор профессии.

С точки зрения Пряжникова Н. С., данные методы предполагают в идеале формирование полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. Сам субъект понимается как самостоятельная и ответственная личность, способная ставить перед собой жизненные цели и достигать их [4, с. 4].

Главный смысл профориентационной помощи сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. Пряжни-ков Н. С. выделяет следующие типы профориентационной помощи самоопределяющемуся клиенту: традиционная консультация, «рыночная» профориентация, активизирующая профконсультация.

Если обратиться к уровням решения профориентационных задач, то первый, наиболее простой и примитивный уровень предполагает «субъектно-объектные» отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится. Здесь скорее можно говорить вслед за Е. А. Климовым о традиционной профориентации.

А вот профессиональное «самоопределение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.

На втором уровне реализуется схема «субъект-субъектных» отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.

На третьем уровне схему взаимодействия можно обозначить как «объект-субъектную».

Активизирующие методики во многом близки с игровыми, но имеют свои особенности. «Активизирующая методика - это не просто “интересная” методика, но, прежде всего, методика, вооружающая средством для самостоятельных действий» [4, с. 45].

Существует несколько групп активизирующих профориентационных методик для людей разных возрастов, от школьников и старше: профориентационные игры с классом, бланковые игры, карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»), активизирующие профориентационные опросники, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.

Профориентационные игры предназначены для работы с обучающимися 7-11 классов. По содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам. При проведении профориентационной работы подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам (ценностно-нравственные профориентационные игры: «Пришельцы», «Остров», «Существо» (с элементами экологического воспитания). Пробно-ознакомительные игры: «Ассоциации», «Угадай профессию». Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях, «Приемная комиссия», «Пять шагов») [4].

Игровые профориентационные методы обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Пряжников Н. С. при разработке данных упражнений опирался на опыт конструирования психотерапевтических упражнений Н. В. Цзена и Ю. В. Пахомова, а так же на игровые упражнения, представленные в работах В. В. Петрусинского, К. Рудестама и других («Профессия на букву. ..», «День из жизни» и другие).

Бланковые игры организуются таким образом, чтобы консультант имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации («Бизнес - риск - мен», «Я - компаньон» и другие).

Карточные бланковые игры. В этих методиках небольшое количество карточек готовят сами игроки. Заметим, что важным элементом процедуры является не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек, дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. Опыт проведения данных игр свидетельствует о том, что такое экспертирование вызывает у старше классников интерес. Смысл данных игр - познакомить игроков с самим процессом размышления о тех или иных аспектах самоопределения («Комплимент», «Медоворот») [4, с. 284].

Карточные профконсультационные методики возникали как попытка использовать интригующую форму работы, высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий и содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Главным достоинством карточных методик являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов («Профессьянсы»).

Карточные профконсультационные игры. В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек - Судьба - Черт» и групповая игра «Страшный суд». Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор». Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности.

Настольные карточные игровые методики, по сравнению с описанными выше карточными методиками, дают возможность моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах («Или-Или», «Бизнес-Мусор» и другие).

Следующая группа методик - активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения были сделаны Вилишен-ко Т. П. и Куприяновым Б. П. с целью разнообразить существующий диагностический материал. Главной целью и особенностью активизирующих оспросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

H. С. Пряжников выделял сложности распространения и совершенствования подобных активизирующих профориентационных методик:

I. Неготовность многих профконсультантов к работе в активизирующем режиме (более привычно для многих использовать традиционные тесты или часто не имеющие отношения к профориентации психотерапевтические и тренинговые процедуры);

  • 2. Неготовность многих клиентов к работе в активизирующем режиме (для многих таких клиентов удобней просто «получать готовую помощь, добровольно отказываясь от реального самоопределения);
  • 3. Определенное несовершенство многих существующих активизирующих методов и методик, особенно в плане доступности для массового использования, а также в плане целесообразного их применения в более широком контексте личностного и жизненного самоопределения [4, с. 384].

Современным обучающимся занятия в учреждениях дополнительного образования помогают определиться с ценностями, жизненными стратегиями, реализовать социокультурные и образовательные потребности. «Особенности системы дополнительного образования позволяют говорить о важнейшей роли учреждений дополнительного образования детей в становлении будущего профессионала, отличительными чертами которого должны стать не только его профессиональные качества, но и социальная зрелость, гражданская ответственность, жизненное самоопределение молодого человека» [2, с. 24].

В современной социокультурной ситуации учреждения системы дополнительного образования детей призваны и способны решать задачу организации системы личностно-профессиональной ориентации учащихся, обеспечивающей создание необходимых условий личностного, профессионального и творческого развития учащейся молодежи.

Используя активизирующие методы, профконсультант должен помочь человеку действовать более эффективно и уверенно, что особенно важно в условиях современного российского общества. Молодые люди при использовании активизирующих методов проявляют наибольший интерес, поскольку им предоставлена возможность показать свои способности, другими словами, «примерить» на себя определенные виды профессиональной деятельности.

Литература

  • 1. Васинскя Г. И.: «Проблемы воспитания и социальной адаптации подростков»: мат-лы конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 109.
  • 2. Козлова Н. Ю. Профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников: теория и практика // мат-лы конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 20-24.
  • 3. Конарева В. Н. Профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников: теория и практика: Мат-лы конф. - Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2003. - С. 25-26.
  • 4. Пряжников Н. С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения: учеб, пособие. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2002. - 400 с.
  • 5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М., 2005. - 288 с.
  • 6. Сахарова В. И. Компоненты и критерии профессионального самоопределе

ния в системе технологической подготовки старших подростков // Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях: Мат-лы науч.-практ. конф. - Кемерово, 1996. - С. 71-73.

  • 7. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 03.02.2011).
  • 8. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьни

ков: метод, пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М., 2005. - 128 с.

Т. И. Варова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >