Понятийно-терминологический аппарат в сфере медиа подготовки граждан к жизни в информационном обществе в зеркале документального потока

Подготовку человека к жизни в информационном обществе можно условно разделить на медиаподготовку и информационную подготовку, которые в свою очередь делятся еще на множество подвидов: медиаграмотность, медиакомпетентность, медиакультура, информационная грамотность, информационная компетентность, информационная культура и др.

4-6 ноября 2010 г. в г. Бангкоке (Таиланд) состоялось первое Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа и информационной грамотности, проведенного Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО, Институтом статистики ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО. Главной особенностью совещания стало то, что по инициативе ЮНЕСКО впервые на международном уровне проблемы формирования информационной грамотности и медиаграмотности, а также разработки соответствующих индикаторов, характеризующих готовность человека к полноценной жизни в информационном обществе, обсуждались экспертами из обеих сфер (медиаграмотности и информационной грамотности), не порознь, а в комплексе, за одним «круглым столом» [1].

На данном совещании обсуждалась возможность и обоснованность разработки единой системы показателей по медиаинформационной грамотности, выявления сходства и различий понятий «медиаграмотность» и «информационная грамотность».

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена отсутствием терминологического единства, отражающего суть понятий, содержащих весь спектр информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе.

Цель исследования - изучение отражения понятийно-терминологического аппарата по медиаподготовке в содержании документального потока публикаций за 1990-2010 гг.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • • выявление центров медиаисследований в России;
  • • изучение документального микропотока авторефератов диссертаций по медиаподготовке, защищенных в 1990-2010 гг.;
  • • анализ содержания базовых понятий «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиатекст», извлеченных из отечественных публикаций по медиаподготовке;
  • • создание рабочих определений понятий «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиатекст».

В России проблемами медиаподготовки и медиаобразования занимались и занимаются многие ученые (Ю. Н. Усов, А. В. Шариков, Л. С. Зазнобина, К. М. Тихомирова, Г. А. Поличко, С. Н. Пензин, Н. Ф. Хилько и др.). Широкую известность в стране получила научная школа под руководством профессора А. В. Федорова, г. Таганрог [2, 3, 5]. Он же является президентом Российской ассоциации медиаобразования, которая имеет свой журнал «Медиаобразование» и сайт (http://www.mediagram.ru/). По данным А. В. Федорова, «к началу XXI в.

в регионах России возникло несколько сильных научных школ, центров медиаобразования (Таганрог, Белгород, Екатеринбург, Сибирь и др.), генерировавших ряд новых диссертационных исследований» [4, с. 72].

Нами был проанализирован документальный поток отечественных публикаций по медиаподготовке, который включал авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи, электронные ресурсы.

В процессе исследования был рассмотрен микропоток авторефератов диссертаций по медиаподготовке, защищенных в РФ с 1990 по 2010 гг. Общий объем данного микропотока составил 124 названия.

Объектом анализа явились библиографические описания авторефератов диссертаций. Формализованный анализ библиографических описаний авторефератов диссертаций осуществлялся по следующим параметрам: год, место защиты (город), научная специальность.

Распределение диссертаций по годам свидетельствует о том, что минимальное количество защит (1 диссертация в год) приходится на 1991 г., а максимальное (17 диссертаций) - на 2008 г. В среднем в год за период с 1990 по 1998 гг. защищалось по 2 диссертационные работы, а с 1999 по 2010 гг. - по 6-7 диссертаций.

Распределение диссертаций по научным центрам свидетельствует, что максимальное количество диссертационных работ были выполнены в таких научных центрах, как Москва(44,4 %), Санкт-Петербург (8,9 %), Ростов-на-Дону (7,2 %).

Анализ распределения диссертаций по научным специальностям показал, что наибольшее количество защищенных диссертаций приходится на следующие научные специальности: 13.00.00 «Педагогические науки» - 59 %, 10.00.00 «Филологические науки» - 17 %, 09.00.00 «Философские науки» - 6 %. В целом спектр научных специальностей занимающихся медиаподготовкой достаточно широкий и включает помимо указанных выше политические, технические, экономические науки.

Анализ заглавий авторефератов диссертаций позволил выявить категории обучающихся, на которые направлена медиаподготовка. Наибольшее количество диссертаций посвящены медиаподготовке в системе общего и вузовского образования. Распределение авторефератов, соотнесенное со ступенями образования, представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение авторефератов диссертаций по ступеням образования

Ступень образования

Количество авторефератов диссертаций

Дошкольное образование

1

Общее образование

35

Начальное общее образование

3

Основное общее образование

9

Среднее (полное) общее образование

6

Специальное образование:

20

Высшее профессиональное образование

20

Среднее специальное образование

0

Как видно из приведенной таблицы, в диссертациях остаются практически не затронутыми проблемы медиаподготовки в дошкольном и среднем специальном образовании.

Помимо формальных показателей нами изучалась тематика диссертаций. Тематический анализ позволил выявить основные ключевые понятия, по которым осуществлялась защита диссертационных работ. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение авторефератов диссертаций по тематике

Тематика

Количество авторефератов диссертаций

СМИ и система образования

43

Теория медиа

31

Медиаобразование (медиаобразованность)

26

Медиатексты

9

Медиакультура

5

Медиатеки, медиацентры

3

Медиаграмотность

2

Медиакомпетентность

2

Как указано в данной таблице, наибольшее количество работ распределилось по группам «Средства массовой информации и система образования», «Теория медиа», «Медиаобразование (медиаобразованность)». Для более детального изучения нами были выделены четыре основных ключевых понятия, отражающих содержательную сторону процесса медиаподготовки: «медиатексты», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность».

Далее нами был проведен углубленный анализ определений данных понятий на основе полных текстов авторефератов диссертаций, научных статей, монографий и электронных ресурсов. Количество отобранных определений понятий составило: «медиаграмотность» — 28, «медиакомпетентность» — 14, «медиакультура» — 18, «медиатекст» — 22. В ходе анализа была выявлена большая разнородность определений, отсутствие единого понятийного аппарата. Поэтому, был проведен структурно-семантический анализ определений с использованием законов формальной логики и были выделены категории, с помощью которых определяются понятия.

Данные проведенного категориального анализа определений понятия «медиаграмотность» представлены в табл. 3.

Таблица 3

Категории, с помощью которых дается определение понятия «медиаграмотпость»

№ п/п

Категория (вышестоящее понятие)

Кол-во

1.

Способность использовать, анализировать, оценивать и передавать медиа-сообщения (компетентность)

10

2.

Умение

7

3.

Результат медиаобразования, часть понятия «медиаобразование»

6

4.

Без указания категории

3

5.

Процесс (движение)

2

6.

Навыки

2

7.

Показатель развития медиакультуры

1

8.

Овладение знаниями

1

Учитывая приведенные в таблице данные, в ходе структурносемантического анализа определений, было выявлено, что ни одно из них не является достаточно полным. В связи с этим нами была предпринята попытка создать рабочее определение понятия «медиаграмотиость». Ме-диаграмотиость (англ, medialiteracy) - это результат медиаобразования, умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств с целью формирования критического мышления человека.

Затем были рассмотрены существующие определения понятия «медиакомпетентность» (см. табл. 4).

Таблица 4

Категории, с помощью которых дается определение понятия «медиакомпетентность»

№ п/п

Категория

Кол-во

1.

Совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов

4

2.

Умение анализировать, оценивать медиатекст

3

3.

Способность... к действию по отношению к медиа

1

4.

Осмысленное овладение знаниями, способами мышления, нравственными нормами, которые позволяют реализовать себя в мире медиаинформации

1

5.

Критическое и вдумчивое отношение к медиа

1

6.

Сложное личностное образование

1

7.

Компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений

1

Из данной таблицы видно, что понятие «медиакомпетентность» чаще всего определяется как «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов», что схоже с трактовкой понятия «медиаграмотиость».

В связи с разнородностью проанализированных нами определений, было сконструировано рабочее определение понятия «медиакомпетеит-ность». Медиакомпетентиость (англ, media competence) - совокупность способностей, мотивов, знаний и умений воспринимать, критически анализировать, использовать, создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, с целью подготовки и реализации личности в мире информации.

Переходя к анализу понятия «медиакультура», представленному в табл. 5, также можно отметить отсутствие единства и многообразие толкований данного понятия.

Категории, с помощью которых дается определение понятия «медиакультура»

Таблица 5

№ п/п

Категория

Кол-во

1.

Система воспроизводства материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа

4

2.

Знаковая система для передачи информации об окружающем человека мире

4

3.

Особый тип культуры информационной эпохи

4

4.

Совокупность информационно-коммуникационных средств

4

5.

Совокупность материальных и интеллектуальных ценностей

2

6.

Культура взаимодействия человека с медиатехнологиями

2

7.

Показатель уровня развития личности

2

8.

Умения художественно-творческой деятельности, восприятия, анализа медиатекста

1

9.

Синтез технической революции и культуры модерна

1

10.

Совокупность книжной (печатной), аудиальной, визуальной и аудиовизуальной культур

1

Отсутствие единой точки зрения в формулировке определения понятия «медиакультура» обусловило создание рабочего определения. Медиакультура - система информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности, обладающей умением, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.

Детальный анализ определений понятий выявил, что общим компонентом, объединяющим все три понятия («медиаграмотность», «ме-диакомпетентиость», «медиакультура»), является понятие «медиатекст». В связи с этим был проведен категориальный анализ определений понятия «медиатекст», результаты которого представлены в табл. 6.

Таблица 6

№ п/п

Категория

Кол-во

1.

Текст, сообщение... в медийной форме

8

2.

Разновидность художественного (синтетического) текста

3

3.

Диалектическое единство языковых и медийных признаков

2

4.

Сложная полифункциональная гетерогенная система

2

5.

Форма аккумуляции духовного бытия нации

1

  • 6.
  • 7.

Целостное единое виртуальное пространство

1

Информация, передаваемая по каналам СМИ

1

8.

Произведение речи, ориентированное на формирование политического дискурса в системе СМИ

1

9.

Основная единица структурной организации медиакартины мира

1

10.

Сложная поливидовая и полижанровая структура организованная через систему элементов - визуальных и звуковых (вербальные, музыкальные, шумовые)

1

11.

Совокупность печатных текстов

1

12.

Искусство средств социальной коммуникации

1

Категории, с помощью которых дается определение понятия «медиатекст»

Из данной таблицы видно, что понятие «медиатекст» чаще всего определяется через категорию «текст, сообщение... в медийной форме».

Детальное рассмотрение содержания анализируемых нами публикаций позволило выделить формализованные признаки медиатекста:

  • • Наличие вербальной и невербальной части;
  • • Ориентированность на массовую аудиторию;
  • • Множественность носителей информации.

Проведенный анализ показал, что понятие «медиатекст» является ключевым в формировании понятийно-терминологического аппарата медиаподготовки, следовательно оно требует более детальной и глубокой аналитической переработки. Нами было сформулировано рабочее определение понятия «медиатекст». Медиатекст - текст, предназначенный для массовой аудитории и состоящий из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык), размещенный на разных носителях, обладающий актуальным для общества содержанием. Это понятие требует дополнительной доработки и уточнения, чтобы вы делить специфику медиатекста, который имеет две части: вербальную и невербальную. Рассмотрение и анализ вербальной части медиатекста является прерогативой как медиаподготовки, так и информационной подготовки, в то время как анализ специфики невербальной части медиатекста относится исключительно к сфере медиаподготовки.

Данная статья отражает лишь промежуточные результаты исследования. Цель дальнейшего исследования - поиск ответа на ряд вопросов: является ли невербальная часть медиатекста предметом анализа информационной подготовки; какова специфика работы с медиатекстом, его вербальной и невербальной составляющей при обучении информационной грамотности и основам информационной культуры личности? Для этого нами планируется предпринять компонентный анализ понятий «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», что позволит сравнить два направления информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе.

Литература

  • 1. Гендина Н. И. Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО // Библиосфера. - 2011. - № 1. - С. 88-89.
  • 2. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М., 2009. - 234 с.
  • 3. Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 228 с.
  • 4. Федоров А. В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960-2008) // Инновации в образовании. - 2009. -№ 3. - С. 53-117.
  • 5. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб, пособие для вузов. - Таганрог, 2004. - 319 с.

Н. В. Лисовенко

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >