Исследование влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Отличительные для конца XX - начала XXI в. изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Это новый, информационный этап развития общества.

Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется не только стремительным развитием телекоммуникационных систем и информационно-коммуникационных технологий, но и созданием качественно новой информационной среды жизнедеятельности. Все большее число людей оказывается вовлеченным в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг. Информационное общество прочно ассоциируется с «высокими технологиями». От человека в таком обществе требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, которые являются главным фактором продуктивной профессиональной и повседневной жизни человека. В связи с этим на современном этапе развития возрастает роль информационной культуры личности.

По мнению д. п. н., профессора Н. И. Гендиной, информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [1, с. 29].

Для того чтобы личность развивалась, необходима мотивация иа изучение информационной культуры. Но мотивация возникает только тогда, когда человек понимает необходимость и ценность осуществляемой им деятельности. Поэтому необходимо сформировать систему ценностных ориентаций личности в области информационной культуры, результатом которой станет мотивация студентов на ее освоение.

По мнению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [Цит. по: 4, с. 43].

Ценностные основы информационной культуры характеризуются как особая аксиологическая и смысло-жизненная категория, определяющая социально ответственное поведение личности в информационной среде. Осмысление обществом ценностных основ информационной культуры способствует благоприятному общественному прогрессу, успешной социализации личности и быстрой адаптации к динамично изменяющейся профессиональной и жизненной действительности, к ее развитию.

На сегодняшний день влияние информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов не вполне ясно. Это доказывает исследование, которое проводилось в течение 2009-2010 учебного года со студентами Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

В исследовании принимали участие студенты 2-4 курсов специальности «Социальная педагогика». Всего в исследовании приняло участие 112 студентов.

В связи с тем, что в научно-педагогической литературе недостаточно исследованы проблемы диагностики влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов, возникает необходимость адаптации существующих методик по оценке ценностных ориентаций к информационной культуре личности. Для определения влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов были взяты следующие базовые методики:

  • 1. «Методика ценностных ориентаций М. Рокича» [2, с. 25].
  • 2. «Ценностные ориентации» (методика разработана О. И. Мотко-вой, Т. А. Огневой) [3].

На их основе были разработаны две адаптированные методики «Влияние информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов».

1. Методика направлена на изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. В процессе проведения вышеназванной методики студентам были предложены карточки с ценностями, на формирование которых влияет информационная культура личности. Задачей являлось расположить карточки по порядку, начиная от самой значимой ценности.

Ранжирование студентами терминальных ценностей

  • 1. Жизненная мудрость.
  • 2. Уверенность в себе.
  • 3. Развитие.
  • 4. Активная деятельностная жизнь.
  • 5. Материально обеспеченная жизнь.
  • 6. Познание.
  • 7. Продуктивная жизнь.
  • 8. Интересная работа.
  • 9. Общественное признание.
  • 10. Счастье других.
  • 11. Конкурентоспособность.
  • 12. Управление самообразованием.
  • 13. Творчество.

Ранжирование студентами инструментальных ценностей

  • 1. Образованность.
  • 2. Независимость.
  • 3. Ответственность.
  • 4. Рационализм.
  • 5. Твердая воля.
  • 6. Самоконтроль.
  • 7. Смелость в отстаивании мнения.
  • 8. Широта взглядов.
  • 9. Эффективность в делах.
  • 10. Исполнительность.
  • 11. Социальная активность.
  • 12. Умение осуществлять коммуникации.
  • 13. Высокие запросы.

Влияние информационной культуры на ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей студентов занимают индивидуальные ценности: уверенность в себе, активная деятельностная жизнь, материально обеспеченная жизнь. Далее следуют абстрактные ценности: развитие, продуктивная жизнь, управление самообразованием и пассивные ценности: жизненная мудрость, общественное признание. В нижней части иерархии влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов расположились ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: познание, интересная работа, конкурентоспособность. Замыкают иерархию ценностей студентов: творчество и счастье других.

Таким образом, в иерархии влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации студентов можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: индивидуальные ценности, абстрактные ценности, пассивные ценности, ценности личной жизни, ценности профессиональной самореализации.

Ведущие ранги в иерархии влияния информационной культуры личности на инструментальные ценности студентов принадлежат ценностям профессиональной самореализации и альтруистическим ценностям: образованность, ответственность, исполнительность. Далее выделяются ценности самоутверждения и ценности межличностного общения: независимость, твердая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании мнения, широта взглядов, эффективность в делах, социальная активность, умение осуществлять коммуникации. Завершают иерархию инструментальных ценностей студентов: рационализм и высокие запросы.

Таким образом, ведущими инструментальными ценностями для студентов являются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности. Данная группа ценностей является важной для успешного формирования информационной культуры личности. Но следует заметить, что ценности самоутверждения и межличностного общения, не менее важны в данном процессе.

2. Методика направлена на определение уровня значимости и реализации влияния информационной культуры личности на ценности студентов с последующим анализом их соотношения. А так же оценка влияния причин на реализацию ценностных ориентаций студентов. Студентам был предложен перечень ценностей, значимость которых возрастает с повышением уровня информационной культуры личности. Задача заключалась в том, что бы оценить каждую ценность по определенному параметру. Б:, л изучен процент значимости влияния информационной культуры личности на ценности студентов и процент их реализации (см. рис. 1). Кроме того, проанализированы факторы, влияющие на реализацию этих ценностей (см. рис. 2).

53% знэтнюсть ценностей

реализация ценностей i

Ри-. 1. Диаграмма, значимости и осуществления ценностных ориентаций студентов отно: ительно информационной культуры личности

“0% внешние обстоятельства

44% внутренние причины

Рис. 2. Диаграмма оценки влияния информационней культуры личности н- реализацию ценностных ориентаций студентов

В процессе проведения данной методики ст- дентам был предложен список ценностей в области информационной культуры личности. Перед студентами ба:ла поставлена задача оценить ценности относительно значимо, ти и реализации. Кроме того, выяснить какие обстоятетьства влияют на реализацию предложенных ценностей : тудентами.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что значимость влияния информационной культуры личности на ценности у студентов составляет (76 %). Это свидетельствует о том, что студента: в полной мере не осознают значимости влияния информационной культуры личности в профессиональной и повседневной жизни. Овладение информационной культурой личности способствует подготовке студентов к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, самостоятельному действию в этой среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты личности от негативных воздействий среды. Следует отметить, что в первую очередь студенты связывают владение информационной культурой личности с возможностью осуществлять коммуникации в социальных сетях со своими друзьями и родственниками. Шкала осуществления студентами ценностей имеет показатель 63 %. Уровень по осуществлению ценностей несколько ниже, чем по значимости. Это означает, что студенты осознают значение влияния информационной культуры личности на ценностные ориентации.

Что касается показателей оценки влияния на реализацию ценностных ориентаций студентов, предпочтение отдано внутренним причинам (44 %). Безусловно, это свидетельствует об осознании студентами самостоятельной работы по освоению информационной культуры личности. Но в то же время имеет место высокий показатель по шкале внешних обстоятельств (40 %). Внешние обстоятельства в реализации ценностных ориентаций студентов включают в себя: природные данные и собственные усилия студентов.

Исходя из анализа результатов, полученных по данной методике, можно сделать вывод, что студенты завышают свои способности в области информационной культуры личности, в то же время стремятся ее освоить, но в не достаточной мере.

Проведенные исследования показывают, что студенты не в полном объеме осознают важность информационной культуры личности в процессе образования, а некоторые даже не понимают ее сущности. Ценностные ориентации могут способствовать результативному формированию информационной культуры личности, поскольку личность не будет развиваться в условиях информационного общества без мотивации и целей, поставленных человеком перед собой.

Литература

1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина [и др.]. - М., 2002. - 288 с.

  • 2. Карелин А. А. Психологические тесты. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Т. 1. - 270 с.
  • 3. Мотков О. И., Огнева Т. А. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.rsuh.ru (дата обращения 11.10.2010).
  • 4. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография. - Кемерово, 2002. - 302 с.

Е. В. Роот

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >