Эвристические методы в практике библиотечного обслуживания детей и подростков

Процессы глобализации, динамизм современной общественной жизни требуют формирования у молодого поколения пластичного мышления, высокой коммуникативной культуры, повышения социальной мобильности. Поэтому формирование активной самостоятельной личности, готовой брать на себя ответственность, принимать решения, уважать достоинство каждого провозглашается как главная цель, достижению которой подчинены системы образования и воспитания. Главной чертой востребованной в современном обществе личности является активность - социальная, гражданская, политическая и т. д. Говоря другими словами, современное общество нуждается в социализированной и субъективированной личности.

Социализация личности - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Социализация - это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе, контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

По своему содержанию социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического опыта, знаний, ценностей, норм, а с другой - в их усвоении индивидом. Социализация играет огромную роль в жизни общества, и отдельно взятой личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив существующие в данном обществе ценности и нормы поведения, смогла реализовать себя, проявить свои способности и таланты. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, что новые поколения усвоили опыт и знания старших поколений и смогут занять их место в системе социальных связей [1].

Субъективация - процесс преобразования всех видов социального опыта (знания о мире, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения) из сферы объективного знания в личностную смысловую сферу человека. Результатами субъективации являются развитие человека как субъекта жизнедеятельности, появление новых субъективных качеств личности, которые складываются в процессе целеполагающей деятельности [1].

Современное образование по ряду объективных и субъективных причин не имеет оптимальной системы развития и формирования данных аспектов развития личности. Отвечая на это требование времени, библиотека становится не только учреждением, где можно взять во временное пользование книги, почитать журналы и газеты, но прежде всего просветительно-информационным и культурным центром с широким спектром разнообразных услуг.

Коммуникативная составляющая деятельности библиотеки направлена на развитие вышеназванных качеств и компетенций личности, позволяющих самостоятельно овладевать новыми знаниями и видами деятельности, свободно общаться посредством языковых средств и современных информационных технологий. В ассортименте коммуникативно-ориентированной массовой работы библиотеки, в ее образовательных и досуговых услугах ведущую роль играют устные формы библиотечной деятельности, проходящие интерактивно с использованием импровизационных и эвристических методов. Следует отметить, что в библиотечной науке нет единого, всеми признанного определения коммуникативно-направленной деятельности, но наиболее часто к ней относят, во-первых, общение библиотекаря и читателя, во-вторых, их совместную деятельность по созданию, хранению, распространению освоению культурных ценностей посредством коммуникативных библиотечных технологий.

Библиотечная технология - это система методов и средств производства продуктов и услуг, востребованных обществом, с наименьшими для данных условий и времени затратами [2]. Библиотечная технология отражает конкретно-исторические изменения содержания и предмета труда; она изменялась в направлении от преобладания процессов сбора документов к аналитическим и коммуникативным процессам. Следовательно, коммуникативные библиотечные технологии - это система целенаправленного влияния на читательскую деятельность в контексте его жизнедеятельности с целью становления личности читателя, формирования потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений, а также обеспечение библиотекарем проявлений творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и чтения. Из широкого спектра всей культурнодосуговой деятельности (массовой работы) для исследования были выбраны устные мероприятия как наиболее значимая составляющая библиотечной работы.

Монолог, диалог, полилог - формы библиотечных устных мероприятий.

Монологовое (традиционное) мероприятие - форма библиотечной деятельности, направленное на удовлетворение общих, недифференцированных информационно-культурных потребностей населения [3]. Непосредственной реакции собеседника на то, что говорится, монологовое мероприятие не предполагает.

Диалоговое мероприятие - форма библиотечной деятельности, направленная на максимальное стимулирование читательской активности, посредством свободного обмена мнениями, репликами, впечатлениями [4].

Полилоговое мероприятие - форма библиотечной деятельности, в которой происходит групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературное произведение, спортивное соревнование и т. д.). Оно не противопоставление диалогу, но формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности некоторых из них [4].

Эвристическое мероприятие - форма творческого поиска, открытия нового при помощи вопросно-ответного общения, при котором не происходит передача готовых знаний, а посредством вопросов на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта осуществляется «подводка» к новым понятиям, выводам и правилам [5].

В то же самое время, несмотря на всеми признанную значимость коммуникативных форм деятельности библиотеки, в библиотечных исследованиях, как правило, пристально изучается аспект чтения - не чтения современных детей, подростков и юношества, или же изучаются проблемы взаимопонимания в процессе общения библиотекаря и читателя. Но опыт, накопленный библиотеками в формировании коммуникативных навыков детей и подростков, до сих пор не изучен.

Цель настоящего исследования: выявление и обоснование форм коммуникативно-направленной деятельности библиотек, способствующих социализации и субъективизации личности.

В рамках исследования был проведен количественный анализ культурно-досуговой деятельности ряда муниципальных библиотек города Кемерово, работающих с детьми и подростками (3 библиотеки, входящие в состав МАУК «МИБС»), за последние 5 лет (с 2006 по 2010 гг.). Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количественное распределение устных массовых мероприятий муниципальных библиотек г. Кемерово 2006-2010 гг.

Год

Количество устных мероприятий

% традиционных

(монологических) мероприятий

% диалоговых мероприятий

% эвристических мероприятий

2006

201

59%

31 %

10%

2007

211

54%

31 %

15%

2008

225

53%

34%

13%

2009

237

46%

31 %

23%

2010

252

40%

33%

27%

Таким образом, из приведенной выше таблицы видно, что существует некоторый прирост мероприятий эвристической направленности (17 %) и диалоговых мероприятий (2 %). Количество традиционных (монологических) устных мероприятий имеет тенденцию к снижению. Диалоговые и эвристические мероприятия делают читателей и библиотекарей участниками совместной коммуникативной деятельности и отвечают потребности личности к саморазвитию, помогают в нем, призывают к нему, но не обязывают и не принуждают.

Наблюдение за читателями/пользователями показывает, что более интересными и востребованными являются интерактивные мероприятия импровизационного, эвристического характера, но именно эти формы работы не имеют методических и технологических разработок, что затрудняет их распространение и воспроизведение. Противоречие между потребностью личности читателя в самореализации и существующими условиями его развития в библиотеке побудило к разработке методики, включающей личностные и творческие цели.

Эвристика - термин происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю, т. е. - «я отыскиваю», «я открываю». Ценность эвристического мероприятия состоит в моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи. В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы.

Формы и методы эвристического взаимодействия - это те, основной задачей которых является создание новых результатов - продуктов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. [6].

Примерная схема эвристического мероприятия такова:

  • - демонстрация эвристического мышления;
  • - постановка эвристического задания;
  • - обучение эвристическому мышлению;
  • - решение задания;
  • - рефлексия.

Эвристические мероприятия включают в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:

  • - изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
  • - сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
  • - составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание;
  • - придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
  • - изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту [6].
  • - Эвристические формы включают в себя следующие методы:
  • - метод эвристического диалога (эвристические уроки: «Зачем нам конвенция о правах человека», «Это трудное слово “толерантность”»);
  • - метод придумывания (библиотечный проекты: «Каким был Пушкин на самом деле?»);
  • - метод «Если бы...» (библиотечная фантазия «Я предложил бы им прочесть»);
  • - метод исследования (творческая защита: «АПК и книги»);
  • - метод гипотез (путешествие в прошлое: «Мир стоит на легендах», виртуальная прогулка: «По дороге в Изумрудный город»).

Метод эвристического диалога, с одной стороны, представляет собой систему целенаправленных действий, организующих познавательную деятельность, обеспечивающую усвоение содержания. С другой стороны, метод эвристического диалога - это метод развития умений самостоятельно добывать знания. С его помощью организуется познавательная деятельность по самостоятельному приобретению знаний, происходит стимулирование этой деятельности [7].

Технологичность метода эвристического диалога - это степень его соответствия тем критериям, которые определяют и гарантируют достаточно высокий уровень эффективности его применения даже при среднем уровне компетентности и мастерства библиотекаря [7].

Метод придумывания - это способ создания неизвестного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод «Если бы...». Участникам коммуникативной деятельности предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова; все люди переселятся на Луну и т. д. Выполне ние подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук

Метод сравнения применяется для сравнения разных версий участников с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой.

Метод исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук и предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по определенному плану.

Метод гипотез. Предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий, предлагаются исходные позиции или точки зрения на проблему. Затем формулируют варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...». Метод путешествия в будущее эффективен в любой познавательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления познавательных, творческих процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний [7].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эвристические мероприятия отличаются от традиционных тем, что включают в себя создание участниками собственных продуктов. Данный тип мероприятий позволяет по-настоящему вовлечь читателя в деятельность, что позволяет сделать процесс получения и усвоения информации более эффективным, также он дает возможность проследить вовлечение участника в ход мероприятия.

Сложность внедрения эвристического мероприятия связана с его нестандартностью, многие библиотекари не могут отказаться от привычного, проверенного. Многим трудно измениться. Но чем больше библиотекарей познакомятся с эвристическими методами, тем более широкое распространение они получат, что позволит более качественно вырабатывать читательские потребности, мотивы, побуждения, установки, интересы, а также формировать коммуникативные навыки общения по поводу прочитанного и общность читательских интересов.

Литература

  • 1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1999. -160 с.
  • 2. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб, пособие. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с.
  • 3. Библиотечное дело: терминологический словарь. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997. - 168 с.
  • 4. Ловкова Т. Б. Библиотека как центр досуга: учеб.-метод, пособие. - М.: Либерея, 2009. - 104 с.
  • 5. Хуторской Л. В. Деятельность как содержание образования И Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 43-46.
  • 6. Король А. Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся Эйдос [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. - Режим доступа: www.eidos.ru (дата обращения: 15.09.2010).
  • 7. Орлов В. А Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников // Эйдос: интернет-журнал [Электронный ресурс]. - www.eidos.ru (дата обращения: 15.09.2010).

Е. Н. Опекунова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >