РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв

«Великие реформы» Александра II Освободителя

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав в экономической и социально-политической сферах. Особенно наглядным это стало после поражения в Крымской войне, подорвавшей международный престиж страны и самодержавия. На юге России, наиболее пострадавшем от тягот войны, прошла волна крестьянских выступлений. Необходимость реформ осознавалась всеми политическими силами страны. Особенно очевидной стала насущность реформирования аграрных отношений. От этого зависело историческое будущее страны. Понимало это и правительство нового царя Александра II (1855-1881).

Главной задачей внутренней политики правительства стало приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия. Крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин. Во-первых, крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок. Во-вторых, крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов. В-третьих, крестьяне открыто протестовали против крепостного права. В-четвертых, среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, оно являлось нравственным позором для страны и низводило ее в разряд отсталых государств.

В марте 1855 г. в речи перед московскими дворянами Александр II произнес: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу». С 1858 г. ведущаяся правительством разработка проекта реформы была предана гласности. Более того, правительство разрешило обсуждение проектов реформы и предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Консервативно настроенное дворянство отстаивало вариант безземельного освобождения крестьян. Либералы отстаивали идею освобождения крестьян с землей за выкуп с передачей земли крестьянам в личную собствен ность. Революционные демократы требовали освобождения крестьян с землей без выкупа при сохранении общины. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой -предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса.

19 февраля 1861 г. Александр подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне стали юридически свободными. Они получили право заключать сделки, предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом и т. д. Крестьяне освобождались с заранее определенным для разных регионов страны наделом земли. Обычно он был меньше того надела, которым крестьянин пользовался до 1861 года, так как помещики «отрезали» крестьянские земли в свою пользу. Крестьянин получал установленный надел земли за выкуп. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. Чтобы помещики получили большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплаты 80 % выкупных сумм, крестьяне же должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных выкупных платежей. До тех пор, пока крестьянин полностью не выкупит свой надел, он становился временно-обязанным и должен был платить оброк и выполнять некоторые повинности в пользу помещика (временно-обязанное состояние будет отменено правительством только в 1881 г.). После выкупа крестьянская земля передавалась общине и не подлежала купле-продаже. Выйти из общины и получить землю в личную собственность крестьяне не могли. Такое положение тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сохранение сельской общины препятствовало созданию рынка свободных рабочих рук, что мешало развитию капитализма в промышленности.

Крестьянская реформа оказалась компромиссной и непоследовательной. Она принесла свободу миллионам крепостных, но позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Непоследовательность в проведении крестьянской реформы в перспективе вела к социальной нестабильности в обществе [1, с. 237-238].

После отмены крепостного права возникла необходимость в обновлении многих правовых норм. С учетом опыта европейских стран в 1864 г. была реформирована судебная система страны. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом. Суд стал бессословным. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Реформа утвердила относительную независимость новых судов от правительственных чиновников, т. к. судьи стали несменяемыми. Вводились гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса. Появлялась независимая от властей адвокатура.

Вводился суд присяжных. Присяжные, избираемые населением из числа наиболее уважаемых граждан, определяли вину или невиновность подсудимых, а судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. Незначительные гражданские и уголовные правонарушения рассматривали выборные уездные мировые судьи.

Важное значение в процессе реформирования страны имело реформирование местного управления. Так, по земской реформе с

1864 г. вводились избираемые населением органы местного самоуправления - уездные и губернские земства (на 3 года), а по городской реформе 1870 г. - городские думы (на 4 года). Эти учреждения были лишены каких-либо политических функций. В их компетенцию входило решение насущных местных проблем - начальное образование, здравоохранение, землемерные работы, благоустройство, социальное страхование и т. д. Несмотря на то, что к выборам в органы местного самоуправления были допущены представители всех сословий, выборы эти были неравными. При выборах в городские думы для избирателей вводился высокий имущественный ценз, а выборы в земства были многоступенчатыми (каждое сословие имело свои нормы представительства), что обеспечивало преобладание в этих учреждениях помещиков [1, с. 238-240].

Возникновению независимой от государства общественной жизни способствовало и реформирование в области образования и печати. Так, университетская реформа 1863 г. увеличила административную и хозяйственную самостоятельность высших учебных заведений, а также утвердила их административную автономию-право преподавателей и студентов избирать вузовскую администрацию и самим решать свои внутренние проблемы. Реформа печати

1865 г. отменила предварительную цензуру для большей части книг и «толстых» журналов (предварительная цензура сохранялась для массовой периодики).

Самая поздняя из либеральных реформ Александра II - военная реформа - заменила многолетнюю рекрутчину всеобщей воинской повинностью (с 1874 г.). Значительно сокращались сроки обязательной солдатской службы (в армии до 6, на флоте - до 7 лет). Осуществлялась программа технической модернизации армии. Расширялась и реформировалась сеть военных учебных заведений. Реформа гуманизировала характер военной службы, повышала профессиональный уровень подготовки офицерства и в итоге подняла боеспособность русской армии.

Либеральные преобразования 1860-70-х гг. значительно повлияли на социально-экономическое и политическое развитие страны, но так и остались половинчатыми и незавершенными. Они явились результатом компромисса либерально настроенного общества и самодержавия. Реформаторы пытались примирить все интересы, но сделать это не удалось. Ни крестьяне, ни помещики, ни либерально настроенная общественность не были удовлетворены результатами преобразований. Правительство Александра II колебалось, отступало от намеченного курса, оказалось не в состоянии продолжать начатое дело. На рубеже 1870-80-х гг. разразился новый общественно-политический кризис. Резко возросла политическая активность рабочего класса, студентов, крестьян, начался широкий общедемократический подъем.

Желание незамедлительных перемен толкало революционную молодежь к радикальным способам решения назревших проблем между властью и обществом. Начинается движение революционного народничества. Движение не было однородным, но при всех различиях течения народничества были сходны в главном - это идеализация крестьянской общины, неприятие «чуждого для России» капитализма, абсолютизация сильной личности, вера в возможность крестьянской социалистической революции.

В 1874 г. народники организовали «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Движение потерпело неудачу, приведя к ничтожным результатам. Разочарованная революционной незрелостью крестьянских масс, часть народников с конца 70-х гг. ставит своей главной задачей борьбу с правительством методами индивидуального террора [1, с. 250-251; 42].

Министр внутренних дел и шеф жандармов граф М. Т. Лорис-Меликов, получив в 1880 г. диктаторские права, путем репрессий и уступок добился приостановки террористической деятельности и некоторой стабилизации общества. В январе 1881 г. он представил царю проект, согласно которому выборные представители от земств и городов должны были привлекаться к обсуждению ряда административных, хозяйственных и финансовых вопросов в специально созданных для этого подготовительных комиссиях. Это был первый шаг на пути к конституции. Проект был одобрен Александром II. Но возможность конституционных преобразований была прервана убийством царя народниками 1 марта 1881 г.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >