Научные исследования и их направления

Научные исследования являются первым этапом на пути разработки новой технологии, создания того или иного продукта, системы. Поэтому каждый студент, аспирант должен знать специфику научных исследований, должен уметь применить свои знания при решении конкретных задач своей будущей работы.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [3, с. 8]. Проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрению этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода. Важнейшими факторами научного исследования являются воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на достижения науки и техники.

Объектом научного исследования является целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Задачи исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют и развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их сущность.

Научное исследование - конкретная форма проведения научной работы, то есть изучение научными методами конкретного предмета (явления, процесса) с целью получения ещё неизвестных о нём знаний и их дальнейшего полезного использования в практической деятельности людей. Научные исследования составляют основное содержание научной деятельности, именно в них рождаются новые знания, проверяются гипотезы, доказываются или отвергаются научные идеи и теории, делаются обобщения ранее выполненных исследований и ставятся задачи для дальнейшей научной разработки.

Отличительными признаками научного исследования являются:

  • - целенаправленное достижение поставленной цели и чёткое формулирование задач;
  • - процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
  • - систематичность: здесь упорядочены, приведены в систему процесс исследования и его результаты;
  • - доказательность, последовательное обоснование сделанных выводов и обобщений [1, с. 57-59; 3, с. 8-9].

Можно выделить три основных направления в научных исследованиях:

  • фундаментальные научные исследования - это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундамен-тальность(на латыни fundare - «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы;
  • прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Любая научно-исследовательская работа начинается с чётко названной темы. Тема - это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Поэтому перед началом исследовательской работы в первую очередь определяется проблема, на которую потратятся силы и время.

Пример. Определение проблемы: Известно, что внутри каждого стиля одежды существует бесконечное множество путей творческого развития. Но как может творчески развиваться деловой стиль одежды? Это достаточно сдержанная, элегантная и пропорциональная одежда, которой свойственно отсутствие нефункциональных и остромодных элементов и деталей. Однако всегда у людей присутствует потребность в подчёркивании своей индивидуальности, в определённых случаях - статусности. Поэтому для удовлетворения потребности населения поиск развития данного стиля, креатива, как основной единицы творческого развития, является актуальной задачей.

В соответствии с определением проблемы можно сформулировать тему работы, например, «Деловой стиль: возможности развития»; «Деловой стиль в контексте современных стилей» и т. п.

Необходимо чётко определить объект и предмет исследования. Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информацией. Также «объект исследования» можно охарактеризовать как процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, объединённое в определённом понятии или системе понятий, и определяется как область научных изысканий научно-исследовательской работы. Для объекта исследований подбирается индекс универсальной десятичной классификации (индекс УДК).

Предмет исследования - это соответствующая сфера деятельности [3, с. 8]. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное [1, с. 194].

Например, объектом исследования может быть дизайн-проектирование костюма, предметом исследования - определённый стиль в одежде (романтический, классический, оп-арт, милитари и прочее).

Из предмета исследования вытекают цель и задачи. Цель исследования состоит в решении научной проблемы совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта. Правильно поставленная цель научного исследования даст возможность принимать правильные направления в решении задач исследования, исключит неверные шаги, сэкономит время. Цель формулируется кратко и пре дельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель научного исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Пример. Для темы работы: «Художественные и технологические приёмы в дизайне коллекции стиля "милитари"» объект исследований можно определить, как «дизайн костюма»; предмет исследований - «одежда военного стиля, художественные и технологические способы её реализации», цель исследования - «разработка современной коллекции стиля "милитари" с учётом требований эстетики и спроса рынка».

Любое научное исследование в процессе своего выполнения проходит ряд последовательных этапов, представляющих собой звенья цепи процесса познания.

{.Выбор (уточнение) темы. На этом этапе происходит общее ознакомление с проблемой НИР, либо уточнение задач конкретной работы, если она вытекает из предшествующих исследований, формулируется её наименование, определяются цели работы, её предполагаемые результаты, составляется план НИР, технико-экономическое обоснование (ожидаемая эффективность её результатов).

  • 2. Анализ (обзор) литературы-, поиск, подбор и изучение литературы; анализ информации по литературным источникам, по сети Интернет; обобщение информации (составление обзора с выводами); оценка состояния вопроса.
  • 3. Постановка задачи исследования-, определение цели и задачи исследования; выбор пути решения; выбор метода исследования.
  • 4. Теоретический анализ-, формулирование идеи решения; выбор рабочей гипотезы. Гипотеза - это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём вывод этот нельзя считать вполне доказанным [2, с. 68].
  • 5. Экспериментальная часть работы-, постановка цели, задачи эксперимента, составление плана эксперимента, проведение эксперимента, обработка экспериментальных данных.
  • 6. Анализ результатов исследования-, сопоставление результатов эксперимента с данными теоретического анализа, формулирование выводов.
  • 7. Оформление результатов исследования-, оценка возможностей практического использования результатов работы; анализ экономической эффективности полученных результатов и их практического использования.

Внедрение результатов НИР апробация на производстве, внедрение в производство; разработка промышленного образца, полезной модели и др.

Приведённая последовательность работы является обобщённой. Каждая конкретная работа может протекать своим путём, некоторые этапы могут неоднократно повторяться, возвращаться к предыдущим и т. п.

Одним из основных средств научных исследований является совокупность научных методов, всесторонне-обоснованных и сведённых в одну систему.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >