Информационные технологии в государственном управлении: Новые возможности. (Обзор)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

(Обзор)

Цена вопроса. Одна из задач современного Российского государства - эффективное использование информационных технологий органами государственной власти. В стране полным ходом идет внедрение электронных услуг и активное освоение Интернета государственными организациями различного уровня. Заканчивается федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия», начинается долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Информационное общество (2011-2018)». Суммы, инвестируемые государством, - огромнейшие; если ФЦП стоила 100 млрд, руб., то на ДЦП планируется потратить более 600 млрд. (6). А еще есть расходы из бюджетов региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации «пачками» создают сайты, информационные системы, интернет-порталы и т.д. У многих организаций, как отмечают исследователи, на балансе уже по десятку «интернет-активов», различных информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Многие из ресурсов уже умерли, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчетности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них все равно выделяют и осваивают независимо от их текущего состояния, причем в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации. Это напоминает «Мертвые души» Н.В. Гоголя: чем больше у тебя таких мертвых душ, тем больше денег можно получить на них из бюджета. Кто там проверит, какие работы и сколько стоят в Интернете? И нужно ли это вообще для государства, граждан или самой организации? (6)

Обсуждение данной проблемы обычно выпадает из поля зрения большинства исследователей. Лишь немногие затрагивают этот вопрос. Вот что пишет И. Агапов в своей интернет-статье «Министерства поссорились из-за триллиона рублей на информатизацию»: «...Заинтересованные министерства отказались согласовывать разработанный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ проект долгосрочной целевой программы “Информационное общество (2011-2018)”. Проект предполагал финансирование в размере почти 1 трлн, руб., в том числе 787 млрд. руб. из государственного бюджета. Минсвязи хотело быть государственным заказчиком -координатором программ, т.е. контролировать денежные потоки в рамках ДЦП. Другие ведомства с этим не согласились» (1).

В связи с этим, полагаем, заслуживают внимания предложения одного из участников интернет-дискуссии (6). По его мнению, ошибочна и порочна сама идея создания собственных социальных сетей и различных информационных интернет-порталов за бюджетные деньги на любом уровне государственной власти. Создание таких проектов - очень рискованное мероприятие с точки зрения затрат на их осуществление и создаваемой ими адекватной полезности. Выход автор видит в создании таких проектов на коммерческой основе, когда ими профессионально занимаются венчурные фонды, коммерческие инвесторы или группы энтузиастов. Основная задача владельцев и инвесторов таких проектов - постоянное их совершенствование с обязательным контролем расходов и получаемых результатов. Для государства и общества будет гораздо лучше, если государство оставит за собой самый минимум в Интернете - официальные сайты. Государственным организациям любого уровня, считают некоторые исследователи, не нужно создавать государственные социальные сети и порталы, «можно отлично сотрудничать и пользоваться самыми успешными из уже существующих»; «если у министерств или ведомств есть потребность “что-то формировать” и бюджет будет готов это финансировать, им не нужно создавать собственные мега-интернет-проекты, для этого достаточно мотивировать тех, кто этим занимается профессионально и на коммерческой основе. Можно организовывать конкурсы или систему грантов, где самые успешные и популярные площадки будут конкурировать между собой за достижение поставленных целей. От государства потребуются ясные цели, понятные условия, объективные показатели определения победителей и соблюдение правил честной конкуренции»; «если государственной организации необходимо создать в Интернете определенный сервис или услугу, востребованную населением, то не нужно создавать ее за счет государства или делегировать своим родственникам и знакомым. Ничего нормального без конкуренции они не сделают. Поэтому лучший вариант - у себя на официальном сайте описать эту проблему и возможные пути ее решения, предоставить необходимые материалы и консультации, обязательно хорошо анонсировать это сообщение, чтобы о нем могли узнать все заинтересованные лица» (6).

Вывод: основная цель внедрения информационных технологий в государственное управление - оптимизация деятельности всех государственных организаций. Но это невозможно сделать без наведения элементарного порядка в самой системе управления. Поэтому в сложившейся ситуации на сегодняшний день оптимальным решением для государства будет запрет финансирования из бюджета любых интернет-проектов, кроме официальных сайтов, и сокращение в два-три раза финансирования различных информационных систем автоматизации, чтобы создать сильную конкуренцию у государственных организаций за эти ресурсы. Выделять предлагается только тем, кто докажет, что сможет их эффективно использовать. И самое главное - перенести контроль и ответственность с процесса на конечный результат. Нет результата - должно быть наказание ответственного чиновника, адекватное потраченной сумме, с публикацией этой информации во всех центральных СМИ (6).

Оценить, много или мало бюджетных средств вкладывается в становление и развитие информационного общества в России, как рационально их использовать - дело профессионалов. Зарубежный опыт, например Южной Кореи, показывает, что экономия государственных средств от внедрения интернет-технологий в этой стране составляет 100 млн. долл, в год.

Необходимо создать условия, чтобы все россияне сегодня имели возможность пользоваться преимуществами, предоставляемыми им информационным обществом. Преодолеть разрыв между теми, кто имеет доступ к информационным технологиям, и теми, у кого его нет, - программная задача государства, подобная ликвидации неграмотности в 20-е годы прошлого столетия. Только масштабнее: первые «массовые» трудности можно наблюдать у терминалов, с помощью которых граждане, еще не владеющие азами интернет-услуг, пытаются освоить цифровые премудрости оплаты коммунальных и других счетов. А так как все познается в сравнении, то в этих целях воспользуемся информацией о финансовых инициативах правительства США, касающихся непосредственно информационных технологий, представленной в информационных бюллетенях «Государство XXI века» на веб-сайте компании «Майкрософт» (3; 17). Правда, цифры, опубликованные здесь, о бюджетных расходах США относятся к 2000-2001 гг., но они вполне дают представление о приоритетах этого государства на том этапе, который предстоит преодолеть России в ближайшие годы. Кстати, открывается одна из этих публикаций словами Б. Клинтона, сказанными в период его президентства: «Интернет и другие информационные и коммуникационные технологии изменяют весь наш образ жизни - то, как мы работаем, учимся, общаемся друг с другом и ведем свои дела. Эти технологии формируют нашу экономику и общество аналогично тому, как паровая машина и электричество ознаменовали наступление индустриальной эры» (3).

Сегодня в США объединенный правительственный портал позволяет войти на любой из 20 тыс. сайтов федеральных органов и ведомств и бесплатно получить любую информацию, которая может иметь отношение, например, к инновационной деятельности. В Австрии были проведены исследования, которые доказывают, что интернет-технологии позволяют экономить в среднем от одного до двух часов на получение информации по вопросу, который интересует инвестора.

Таким образом, затраты государства на внедрение современных информационных технологий значительны, и они должны быть таковыми. В данном обзоре речь идет о другом: что дадут рассматриваемые информационные технологии каждому гражданину, государству, обществу в целом? Но прежде немного статистики. Количество пользователей Интернета в мире превышает 1,5 млрд, человек, в России эта цифра стремительно приближается к 40 млн. человек. Если степень проникновения Интернета увеличится, Россия сможет занять второе место в Европе по числу пользователей Сети после Германии (15).

Информационные технологии - новые возможности. Информационное общество, отмечают исследователи, формирует граждан нового типа. Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах Государственной Думы и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. Население не только узнает о том, что делает правительство и как оно работает, но и принимает более непосредственное участие в реальном процессе управления. В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Новая модель государственного управления подразумевает проведение согласованной работы над тем, чтобы информационное общество охватывало всех граждан. Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому, независимо от возраста, пола, национальности, финансового положения или местонахождения. Правительство берет на себя ответственность за организацию инфраструктуры и систем поддержки, которые не только устранят информационное неравенство, но и будут создавать рабочие места и обеспечат устойчивый экономический рост (9).

Следует заметить, что существующая сегодня традиционная модель государственного управления разрабатывалась для послевоенного индустриального общества, которое основывалось на единстве потребностей людей в базовом медицинском обслуживании, образовании, жилье, социальном обеспечении и коммунальных услугах. Тогда же были организованы крупные вертикальные министерства, осуществляющие руководство конкретной сферой деятельности. Эти организации отличались тем, что для выполнения поставленных задач им не требовалось взаимодействовать друг с другом. Существование разнородных сетей - вот характерная черта этого традиционного подхода к управлению, приводящего к обособленным системам и службам. Поэтому практически уже невозможно представить себе, что государственный аппарат, построенный по иерархическому принципу, может быть эффективным.

Переход к информационному обществу ведет к коренному переосмыслению роли и структуры государственных служб - точно так же, как это случилось при появлении индустриального общества.

Говоря об информационной модели государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами. Нельзя вести речь о том, пишет Д. Марушко, что внутриправительственная транзакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота (9).

Как отмечает М.А. Либчанская, в повседневной жизни действительно чрезвычайно возросло обращение информации, мы живем в медианагруженном обществе и все теснее связаны с информационной средой, которая в значительной степени влияет не только на взаимоотношения личности и общества, но и на взаимодействие гражданина и государства.

Именно эти посылы убеждают в целесообразности внедрения в обыденную жизнь российских граждан информационных технологий, способных обеспечить оперативное, персонифицированное взаимодействие с органами государственной власти и их должностными лицами. Кроме того, в условиях кризиса, нарастающей социальной напряженности в обществе, ощущение причастности к участию в государственных делах, осознание того, что ты лично можешь внести лепту в улучшение ситуации, в решение как общих, так и частных проблем, создает благоприятный климат в социуме, формирует политически активную личность, ориентированную на плодотворный диалог с властью. Такие высокие требования к личности обусловлены стремительным развитием общественных отношений, где доминирующее положение занимают информационные технологии, инновационные знания, требование высокой социальной и политической активности и ответственности (8).

Верно отмечает О.А. Снеговая: «В результате глобального распространения информационных технологий нарушилась привычная, устоявшаяся трансляция человеческого опыта и знаний. Если на протяжении многих веков информация и знания передавались посредством правил и предписаний, традиций, обычаев, культурных образцов, то в настоящее время их роль отводится новым информационным технологиям. Во все сферы социально-культурной жизни, включая науку, образование, искусство, моду, развлечения, досуг, домашний быт и т.д., активно внедряются новые информационные технологии, что позволяет говорить об информационной культуре» (цит. по: 8).

О международном признании значения информационных технологий в жизнедеятельности общества свидетельствует подписание 8 июля 2000 г. представителями стран «восьмерки», в их числе и Россией, на о. Окинава Хартии глобального информационного общества. Впервые на международно-правовом уровне Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, призванные активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества.

С целью выработки в России основных доктринальных документов и поступательного развития информационного общества решением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, которая определяет цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области формирования информационного общества. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, например, приняты новые федеральные законы: от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 26 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации».

Анализ достижений и перспектив внедрения информационных технологий в различные сферы - актуальнейшая тема научных исследований. Остановимся лишь на отдельных аспектах, которые наиболее наглядно отражают эволюцию традиционных способов управления делами государства и преобразования в государственном управлении на основе современных веб-технологий.

Модернизация государственного управления. Сегодня к государству предъявляются все более возрастающие требования, направленные на повышение результативности его деятельности и улучшение качества услуг, для чего требуются фундаментальные реформы. Необходимость реагировать на изменения в обществе и экономике порождает движение за модернизацию, которое «выхо дит за рамки бюрократической системы» с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы ориентирована на потребности граждан и бизнеса; более направлена на снижение расходов путем повышения внутренней эффективности; более привержена идеалам грамотного управления и уделяла бы больше внимания развитию информационной экономики. Побудительные мотивы и факторы, наиболее важные для ее успеха, изложены в информационном бюллетене на веб-сайте «Майкрософт» «Государство в XXI веке» (11). Темпы и характер модернизации государственного управления в разных странах неодинаковы, но существует ряд общих побудительных мотивов, затрагивающих все органы власти. Среди них - потребность в эффективной и производительной работе государственного аппарата, оказание услуг с ориентацией на нужды клиента, грамотное управление и развитие экономики.

Успешные программы модернизации, как правило, имеют ряд общих черт, это: заинтересованность и целеустремленность со стороны политической и административной ветвей власти; расширение возможностей государственных служащих; интеграция деятельности различных государственных учреждений наряду с реорганизацией бизнес-процессов; сотрудничество с организациями частного сектора и гражданскими объединениями; наличие программ по обеспечению общедоступности к усовершенствованным формам предоставления государственных услуг и по распространению информации о таких услугах. И наконец, залогом всего процесса модернизации служит успешное внедрение информационных технологий на базе открытых стандартов.

Каковы же побудительные мотивы модернизации?

1. Предоставление услуг с ориентацией на клиента. Основой модернизации и преобразования государственного управления является предоставление услуг.

С точки зрения государства под «клиентом» подразумевается любой потребитель государственных услуг: отдельный гражданин или семья, компания, жители района, гражданское объединение, группы интересов или другая государственная организация. Государственные органы всех форм и размеров работают над выявлением круга своих клиентов и выяснением различий между ними; таким образом они узнают, какого именно обслуживания те хотят.

Сегодня государственные органы хотели бы предоставить своим клиентам возможности для взаимодействия на их собственных условиях, чтобы люди могли вести свои дела с государством быстро и просто - так, как им это удобно. Государственные служащие отмечают, что граждане, возможно, больше всего хотят иметь такие органы власти, которые бы обладали индивидуальным подходом к людям и эффективно помогали в конкретных обстоятельствах или важных ситуациях в жизни человека наряду с решением и своих главных обязанностей, связанных с выполнением государственных функций в области развития подведомственной сферы жизни общества.

Вместо того чтобы заставлять людей ходить из одного государственного учреждения в другое - или даже с веб-узла на веб-узел -и заполнять различные формы для получения соответствующих услуг, власти все чаще предоставляют гражданам и компаниям возможность осуществлять комплексные операции из единой точки доступа, к которой можно подключиться по Интернету, телефону или непосредственно из государственной организации.

Информационные веб-технологии играют важную роль в развитии модели государственного управления, ориентированного на клиентов. И хотя сегодня повсеместное использование ИТ в первую очередь направлено на повышение внутренней производительности, все больше органов власти внедряют новые технологии и подключают их к своим уже имеющимся системам для работы с информацией о клиентах. Интеграция технологий, обеспечивающих выполнение различных функций, позволяет государственным организациям напрямую взаимодействовать друг с другом и предоставлять комплексные услуги.

Государственная дорожная служба Финляндии (Finnish National Road Administration, FinnRa)

Для сбора информации о состоянии дорог, дорожных работах, погодных условиях и ситуации на автотрассах служба FinnRa использует специальные устройства, установленные примерно на 500 машинах дорожной службы. Получаемые данные практически в режиме реального времени передаются с автомобилей в дорожные метеорологические центры с помощью мобильных GSM-соединений, GPS-приемников и веб-техно-логий, а затем публикуются по различным каналам, включая веб-службы и радиостанции.

Система Keiju обеспечивает контроль за рабочей силой и затратами, а также осуществляет мониторинг контрактных работ и использования расходных материалов. При внедрении системы была также поставлена цель обслуживать граждан. Предоставление информации о состоянии дорог и погодных условиях, помехах и препятствиях движению, рекомендация маршрутов и другие сопутствующие виды сервиса все чаще рассматриваются как базовые государственные услуги во многих странах, в том числе и в Финляндии, - особенно в утренние часы «пик» в условиях снежной зимы.

2. Внутренняя эффективность и производительность. В наши дни некоторые государства имеют до 70-80 различных ведомств, и еще столько же организаций может существовать на общегосударственном, региональном и местном уровнях. При этом неизбежно происходит пересечение сфер ответственности, и большинству государственных учреждений приходится действовать через другие организации для выполнения своих задач и осуществления единой государственной политики. Это зачастую означает, что государственные органы работают не так производительно, как хотелось бы не только им самим, но и гражданам страны. Дублирование одной и той же информации в разных государственных структурах и разных компьютерных системах также чрезмерно повышает издержки на государственное управление и затрудняет обнаружение ошибок и случаев мошенничества.

В 90-х годах XX в. было осуществлено множество внутренних усовершенствований в управлении финансами и повышена роль частного сектора в связи с внедрением аутсорсинга и проведением приватизации. Тем не менее многие государственные организации желали бы избавиться от репутации «больших и неповоротливых», которая нередко мешает им удовлетворять потребности клиентов.

Сегодня государства сталкиваются со сложной задачей: им необходимо удержать на текущем уровне или даже сократить расходы, одновременно реагируя на растущие ожидания и запросы граждан и компаний в области расширения и улучшения государственных услуг. В такой ситуации становится почти невозможным жертвовать полнотой и качеством оказываемых услуг ради сокращения бюджета. Руководители государственных органов говорят, что у них не остается другого выбора, кроме как научиться делать больше меньшими средствами.

Вместе с тем сами информационные технологии представляют собой действенный инструмент для повышения эффективности оказания государственных услуг. Еще совсем недавно все попытки государственных органов, направленные на решение этой задачи, наталкивались на то, что использование унаследованных (legacy) компьютерных систем не позволяет внедрять комплексные реше ния, улучшающие как внутренние операции, так и процедуры обслуживания клиентов. В целях повышения эффективности своей работы государственным учреждениям требуются такие инструменты для управления внутренними потоками информации, которые бы напрямую передавали данные в системы, предназначенные для предоставления услуг гражданам и компаниям.

Информационные технологии, будучи внедрены на уровне государственного сектора в целом, образуют фундамент для обеспечения эффективности его работы и позволяют всем государственным организациям сосредоточиться на результатах своей деятельности, а не на входящей информации и затратах.

Королевский район Кенсингтон и Челси. Лондон, Великобритания

В администрации Королевского района Кенсингтон и Челси (Royal Borough of Kensington and Chelsea) данные о всех 3 тыс. сотрудников, например номера телефонов и параметры банковских счетов, хранятся в 11 разных базах данных и справочниках в нескольких подразделениях.

Создание единого хранилища для всех учетных записей потребовало бы полной замены всех существующих ИТ-систем. Вместо этого районный совет использовал технологию Microsoft Identity Integration Server 2003 для интеграции данных из разнородных источников. Благодаря этому он получил более полную информацию о своих сотрудниках и ресурсах, а базовые источники данных совершенно не были затронуты. Теперь информация во всех интегрированных справочниках обновляется автоматически, тогда как раньше это делалось вручную. В результате, по оценкам районной администрации, была достигнута ежегодная экономия в 25 тыс. фт. ст. Внутренний обмен информацией также упростился и требует меньших затрат, поскольку адреса электронной почты и номера телефонов персонала теперь находятся под рукой у каждого сотрудника.

3. Эффективное управление. Стремление к модернизации государственного управления зачастую не ограничивается повышением эффективности работы государственных структур и улучшением предоставления услуг, а также включает в себя ряд целей эффективного управления (good governance). В их числе - обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности, снижение коррупции, привлечение граждан для проведения консультаций и участия в управлении, расширение демократии.

Модернизация, сопровождающаяся внедрением информационных технологий, способствует эффективному управлению и повышает подотчетность. Она позволяет простым и прозрачным образом следить за ходом различных процедур, например, за рассмотрением заявок на лицензии. Благодаря модернизации государственные органы могут направлять гражданам соответствующие уведомления, а те, в свою очередь, - подавать жалобы.

Предоставляемые Интернетом возможности для широкого и быстрого распространения информации позволяют государству обеспечить еще большую степень прозрачности и подотчетности. Государственные закупки - это одна из областей, которой придается особое значение, поскольку с помощью электронных закупок (e-procurement) можно вести контролируемый учет операций государственных органов, что дает гражданам и ревизионным органам возможность быстро выяснить, кто купил, какой товар, у кого и по какой цене.

Для достижения эффективного управления важно усовершенствовать процесс принятия решений, поскольку сегодня общество все в большей степени ожидает, что органы власти станут оперативно реагировать на любые ситуации, в том числе на непредвиденные политические события. А это, в свою очередь, требует, чтобы они научились быстрее, чем когда-либо, проводить анализ информации, осуществлять взаимодействие друг с другом и принимать соответствующие меры. Когда решения не основываются на ясных и объективных факторах, может возникнуть проблема недостатка прозрачности и подотчетности. Таким образом, внутренняя прозрачность в самих государственных структурах способствует обеспечению внешней прозрачности.

Участие граждан в процессе управления - фундаментальный принцип демократии. Если судить по явке избирателей, в каждой из демократических стран Запада это участие снижается. И хотя низкую явку нельзя исправить техническими средствами, многие государственные деятели считают, что с внедрением электронного голосования (e-voting) выборы станут лучше отражать взгляды избирателей. Граждане получат возможность голосовать в любое время суток, самостоятельно выбрав избирательный участок - будь то киоск для голосования, расположенный, например, в библиотеке или супермаркете, рабочий офис, собственный дом или любое другое место в мире.

Снижение явки избирателей не означает, что люди пребывают в апатии или не интересуются политикой, равно как неудобные условия голосования не являются единственным основанием того, что так много людей не участвует в выборах. По мнению большого числа аналитиков, более серьезная проблема заключается в том, что люди зачастую считают, что их голоса ни на что не повлияют, или негативно настроены по отношению к существующему процессу управления.

В целях содействия расширению политической активности многие государства обращают свой взгляд на электронную демократию (e-democracy). Это касается не только сферы проведения выборов, но и таких областей, как регистрация избирателей, консультации с гражданами и опросы общественного мнения, контакты избранных представителей с электоратом, всеобщий доступ к информационным технологиям и развитие навыков их использования, подключение законодательных органов к Интернету и открытость законодательного процесса.

4. Экономическое развитие. Экономическая политика государства и коммерческие взаимоотношения, определяемые этой политикой, традиционно преследуют такие цели, как усиление конкурентоспособности страны или региона, поддержание уверенности инвесторов и компаний, содействие ключевым секторам промышленности и малому бизнесу, обеспечение справедливой конкуренции и предоставление рабочих мест.

Эта многогранность целей экономической и социальной политики делает государство важной движущей силой любой национальной экономики. Одной из наиболее серьезных задач, стоящих сегодня перед органами власти, является предоставление гражданам и компаниям возможности участия в глобальной информационной экономике (knowledge-based economy). Более того, модернизация государственного управления затрагивает реформу экономики в не меньшей мере, чем административную реформу.

Проводя модернизацию и реформы, государства формируют более позитивную деловую атмосферу путем упрощения своих взаимоотношений с бизнес-сообществом и снижения нагрузки на компании, связанной с соблюдением правил и норм. Когда бизнес получает возможность быстрее и проще выполнять свои обязательства перед государством с использованием единой точки доступа вместо индивидуального общения со множеством различных ведомств, экономика ощущает непосредственный положительный импульс. Более подробно вопросы экономического развития рассмотрены в информационном бюллетене на веб-сайте «Майкрософт» в разделе «Стратегии экономического развития государства в информационную эпоху».

5. Расширение возможностей для служащих. В европейских странах государственные служащие всегда занимались оказанием услуг, заслуживающих доверие пользователей. При этом сами они представляют собой один из важных аспектов модернизации государственного управления. Граждане и компании уважают высокую профессиональную этику и преданность делу, существующие в передовых структурах государственной власти.

Сегодня государственные организации стремятся внедрять новые модели управления информацией и производительностью труда, обеспечивающие развитие квалифицированной и мобильной рабочей силы во всем государственном секторе. Многие органы власти в Европе стремятся к тому, чтобы государственные услуги лучше отражали разнообразие интересов обслуживаемых людей, и ставят перед собой цель увеличить число работающих у них женщин, этнических меньшинств и людей с ограниченными возможностями. Более того, государственные учреждения предпринимают попытки повысить свою конкурентоспособность как работодателя с целью привлечения молодых выпускников и противодействия стремлениям руководящих работников к поискам вариантов развития карьеры в частном секторе.

Автоматизация документооборота, управление документами, хранилища данных, интранет и экстранет - все это работает согласованно во многих государственных органах, упрощая обмен информацией и давая организациям возможность оптимизировать свои бизнес-процессы на основе группового подхода (team-oriented basis).

Сотрудники, получившие в свое распоряжение современные инструменты и технологии, могут свободно переходить от одних документов и баз данных к другим в пределах различных серверных систем. Они имеют доступ к средствам анализа и совместной работы, базам данных, к анализу данных на настольных и мобильных устройствах, а также к единому приложению, которое объединяет календарь, электронную почту, модуль управления задачами и которое доступно с различных устройств.

Клиника Джемелли. Рим, Италия

Медицинские сестры клиники им. Агустино Джемелли (Poli-clinico Agostino Gemelli) - больницы при медицинском факультете университета Cattolica del Sacro Cuore в Риме - используют систему «Флоренс» (Florence6) для сохранения своих записей, результатов опроса больных и таких важных параметров, как температура, давление и пульс пациента. Кроме того, система применяется для распределения мест в палатах, доступа к расписанию палатных процедур и взаимодействия с другими больничными службами, например для запросов на рентгеновские и диагностические обследования.

Для установки и соединения в сеть рабочих станций в рамках всей больницы требуются значительные финансовые затраты. Это также может вызвать нарушения в работе медицинского учреждения. Поэтому в клинике решили попробовать внедрить беспроводные технологии, начав с системы «Флоренс». Система «Флоренс у кровати» (Bedside Florence) сосредоточивает мощь настольного ПК в портативном устройстве, подключенном с помощью беспроводной локальной сети (ЛВС) к точке доступа, расположенной в палате. Теперь медицинский персонал может свободно перемещаться по палате, сохраняя постоянную связь с информационной системой больницы, и не проводить повторный ввод данных в настольный компьютер. Благодаря этому устраняется дублирование информации и обеспечивается бульшая точность и полнота медицинских записей.

6. Партнерское сотрудничество. Предоставление ориентированных на клиента и экономически эффективных государственных услуг дает возможность органам власти вступать в партнерские отношения с внешними организациями, например с частными компаниями, гражданскими объединениями и добровольными общественными группами. Многие государственные учреждения уже получают выгоду от партнерской деятельности. Используя новые технологии частного сектора и опыт высококлассных специалистов они добиваются такой рационализации, которая иначе, возможно, была бы им недоступна. Сегодня государственные структуры стремятся сосредоточиться на оказании услуг и вопросах политики, а не управлять большим количеством штатных специалистов, решая технические задачи.

Благодаря партнерству многие органы власти также добиваются снижения затрат, поскольку им не приходится нанимать и содержать большое количество сотрудников, чьи знания и опыт гораздо проще и дешевле приобрести в частном секторе. Расходы государственных организаций сокращаются еще в большей мере, когда партнеры делают собственные инвестиции в государственные услуги, возмещая свои затраты за счет платежей, поступающих от граждан (11).

Как отмечал Жан-Филипп Куртуа - участник 1-го ежегодного форума «Майкрософт» для государственных деятелей Европы (Government Leaders Forum), «переход к ориентации на граждан ставит много проблем перед государственными структурами и их партнерами по ИТ-индустрии. Государству необходимо определить истинные потребности сложной и разнородной аудитории. Партнеры должны создавать решения с возможностью адресного подхода и персонификации». «На собственном опыте, - утверждает далее он, -я знаю, что знания, которые мы приобрели, помогая конечным пользователям, могут быть полезны для государственных органов и их переориентации на нужды граждан» (5).

Переход к партнерским взаимоотношениям государства и частного бизнеса выявил важную проблему разработки соответствующих бизнес-процедур и законов, о которой также шла речь на названном форуме (5).

Таким образом, модернизация государственного управления ставит перед правительствами много сложных вопросов, но вместе с тем предоставляет беспрецедентный шанс повысить эффективность своей работы и уменьшить расходы, стать ориентированными на клиента и улучшить взаимоотношения с гражданами, возглавить переход от индустриальной эпохи к информационной (11).

Мобильное государство. Утверждается, что на сегодняшний день в мире используется более миллиарда мобильных устройств, а скоро наиболее распространенным способом доступа в Интернет станут не персональные компьютеры, а персональные цифровые органайзеры (Personal Digical Assistant - PDA), карманные ПК (Pocket - PC), переносные ПК и сотовые телефоны (10). В США и ряде других стран многие государственные организации уже предоставляют гражданам такие услуги беспроводной связи, как рассылка извещений об изменениях графика движения транспорта, о результатах лотерей, туристической информации и предупреждений о сбоях в энергоснабжении. Университеты разрешают своим студентам использовать устройство беспроводной связи для регистрации на экзаменах, получения результатов контрольных работ и поиска книг в библиотеках. Возможности применения мобильных решений безграничны. Мобильное правительство в перспективе может сделать излишней выдачу бумажных разрешений и удостоверений, включая и водительские права. Так, разрешение на управление транспортным средством может храниться в базе данных, связанной с Интернетом. Если полицейский попросит водителя показать права, тот может вывести свое удостоверение с фотографией на мобильный телефон, используя для этого электронную подпись (10).

Проект AVANTI, финансируемый Европейской комиссией, направлен на расширение возможностей доступа в Интернет за счет применения целого ряда устройств, предназначенных для удовлетворения различных нужд граждан в каждой конкретной ситуации, в любом месте и в любое время. Ключевой разработкой, позволившей претворить этот проект в жизнь, стал Avatar - интеллектуальный персональный органайзер.

В статье «Мобильные технологии на службе у государства» (10) приводятся интересные примеры внедрения мобильных коммуникаций.

Например, Управление шерифа округа Сакраменто, штат Калифорния, создало сеть мобильной связи е-СОР(«Электронный полицейский»), предоставив своим сотрудникам возможность доступа к базам данных Управления с помощью карманных компьютеров. Система предоставляет информацию о текущих выездах и позволяет полицейским присылать данные непосредственно с места происшествия или аварии. Устраняя необходимость посещения участка для перевода отчетов из бумажной формы в электронную, данная система дает возможность полицейским проводить больше времени на выезде и осуществлять эффективное патрулирование.

В медицинских учреждениях врачи-специалисты могут использовать мобильные устройства для обхода пациентов, размещая рецепты и предписания, сверяясь с результатами анализов и графиками показателей, диктуя замечания и даже делая снимки состояния больного и отправляя коллегам для консультации.

Таким образом, развитие мобильных технологий создает для государства беспрецедентную возможность преодоления информационного неравенства и предоставления всем своим гражданам и государственным служащим доступа к информации в любое время и с помощью любого устройства.

«Электронная Европа» и «Электронная Россия»: Сравнение программ информатизации. Новая инициатива под названием «Электронная Европа» («э-Европа»), объявленная Европейской комиссией десять лет назад, направлена на ускоренное развитие цифровых технологий в Европе и обеспечение того, чтобы все европейцы обладали достаточными навыками для использования этих технологий. Данная инициатива явилась главным элементом проекта экономического и социального обновления Европы, который обсуждался на специальном заседании Европейского совета, проходившем в Лиссабоне в марте 2000 г. Разработка инициативы была вызвана осознанием того факта, что применение цифровых технологий превращается в ключевой фактор развития и занятости. Возникновение «новой экономики» («э-экономики») главным образом обусловлено бурным развитием Интернета. Инициатива «э-Европа» имеет десять приоритетных направлений: европейская молодежь в цифровом веке; дешевый доступ в Интернет; ускорение внедрения электронной коммерции; «быстрый Интернет» для исследователей и студентов; смарт-карты для электронного доступа; рисковый капитал для высокотехнологичных малых и средних предприятий; вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан; онлайновая медицина; интеллектуализация транспорта; онлайновое правительство (электронное правительство) (см. подробнее: 2; 4; 5; 10-13; 16).

Краткий анализ и сравнение программ информатизации и формирования информационного общества в Великобритании и во Франции, инициативы «Электронная Европа» и программы «Электронная Россия» предлагают в своей статье В. Дрожжинов и А. Штрик (3).

  • 1. Если ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества, то в российской программе наряду с ускорением экономического роста обозначено укрепление государственного управления. Таким образом, программы западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, и главными объектами в них являются человек и человеческие ценности. Российская - отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, интересы людей.
  • 2. Обозначенные в рассматриваемых программах приоритетные направления совпадают в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. В зарубежных программах, кроме того, большое внимание уделяется укреплению доверия людей к ИТ, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т.е. человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.
  • 3. Отличительная особенность большинства западных программ и стратегий их реализации состоит в том, что все используемые онлайновые технологии - электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. - они рассматривают не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную среду, представляющую собой единый фунда мент для перехода к цифровой экономике и информационному обществу. Российская программа не отвечает такому принципу интеграции онлайновых технологий в информационное общество. Поэтому сходство проектов «Электронная Россия» и «Электронная Европа» не идет дальше их названий. В России декларируются принципы информатизации ключевых отраслей экономики и сфер общественной жизни, тогда как Запад ориентируется на формирование общеевропейского информационного общества.
  • 4. В отличие от зарубежных программ, рассчитанных на два-три года, российская определена на более длительный период; при этом предусматриваются три последовательных этапа. Однако, несмотря на столь большую длительность, последняя существенно отличается по масштабности: если западные программы сориентированы на формирование новой экономики и информационного общества, то российская решает совокупность хотя и ключевых, но более низкоуровневых задач.
  • 5. Программу «Электронная Россия» характеризуют определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. В этом смысле даже концепция Минсвязи России «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.» дает более конкретный перечень направлений и результатов. Кроме того, длительный период действия программы вызывает некоторые сомнения в обоснованности декларируемых объемов ее финансирования.

Тем не менее, отмечают авторы, в целом программа «Электронная Россия» представляет собой необходимый, обязательный и исключительно позитивный документ, охватывающий фазу создания фундамента (правового, кадрового, регулирующего, технологического и т.д.), без которого невозможно последующее развертывание работ по формированию новой электронной экономики и информационного общества.

Таблица 1

Сопоставительные характеристики программ электронизации различных стран

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И САЙТОВ

Страна

Великобритания

Франция

Евросоюз

Россия

1

2

3

4

5

Характеристики

UK ONLINE

Government Action Program for Information Society

e-Europe

Электронная Россия

Сроки выполнения

2000-2002 гг.

1998-2000 гг.

2000-2002 гг.

2002-2010 гг.

Ключевая цель

Достижение мирового лидерства в “знаниеориентированной” экономике.

Преодоление цифрового расслоения и переход к информационному обществу.

Обеспечение конкурентоспособности и ускоренного развития экономики Европы.

Повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления.

Приоритетные направления

Установление справедливого рамочного регламента электронного рынка; укрепление доверия людей к ИТ; поддержка малых и средних предприятий; развитие электронного правительства; подъем характеристик отечественных ИТ до мирового уровня; координация действий центрального и местных правительств по переходу к“знаниеориентированной экономике”; проведение измерений и оценка продвижения к информационному обществу.

Расширение возможностей доступа граждан к информационным технологиям в правительственных ведомствах; расширение участия местных властей в развитии региональной телекоммуникационной инфраструктуры; снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение более высоких скоростей доступа; проведение измерений и мониторинг продвижения к информационному обществу.

Дешевый, быстрый, безопасный Интернет; инвестиции капитала в людей и их квалификацию; содействие использованию Интернета; ускорение введения юридической среды информационного общества; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующих услуг в пределах Евросоюза; мониторинг результатов выполнения программы.

Формирование эффективной нормативно-правовой базы ИТ; обеспечение эффективных коммуникаций и взаимодействия органов государственного управления; повышение эффективности и масштаба использования ИТ в экономической и социальной сферах; повышение уровня подготовки и переподготовки кадров; создание стимулов для развития независимых СМИ; развитие инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, электронным библиотекам,базам данных и т.д.; формирование телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения работы органов государственной власти и создания единой образовательной информационной среды России.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

План действий

Устанавливается на каждый год свой, со своим финансированием и своим отчетом.

Компьютеризация школ; выполнение проектов по поддержке национальной культуры и разработке национального контента; развитие сферы общественного ИТ-сервиса; поддержка малых и средних предприятий и развитие электронной торговли; содействие и осуществление инноваций; развитие и совершенствование регламентов регулирования электронной торговли.

Создание дешевого и быстрого доступа в Интернет; создание быстрого Интернета для исследователей и студентов; создание безопасных сетей и смарт-карт; подготовка европейской молодежи к жизни в цифровом веке; обучение трудовой деятельности в экономике, основанной на знаниях; расширение участия людей в экономике, основанной на знаниях; ускорение развития электронной торговли; создание “онлайнового правительства”: электронный доступ к общественным услугам; создание онлайнового здравоохранения; разработка европейского цифрового контента для глобальных сетей; создание интеллектуальных транспортных систем.

Совершенствование законодательства и системы экономического регулирования в сфере ИТ; обеспечение информационной прозрачности государства для гражданского общества и взаимодействия между властью и гражданами на основе широкого использования ИТ; модернизация органов государственного управления посредством внедрения ИТ; совершенствование взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами и повышение эффективности внедрения ИТ в реальный сектор; развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей; содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИТ, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек; развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Таким образом, анализ даже небольшого количества интернет-публикаций, посвященных информационным технологиям в государственном управлении, показывает, что их развитие осуществляется бурными темпами, создается новая информационная индустрия. Вместе с тем, как замечает профессор И.М. Рассолов, сегодня можно пересчитать по пальцам монографические и диссертационные работы, посвященные проблемам права и Интернета, правовому регулированию отношений в киберпространстве, не разработана проблема системного исследования интернет-права как комплексного института, не разработан понятийный аппарат юридической науки в свете информатизации. Стоит проблема повышения уровня правосознания пользователей, проблема профессиональной этики и качества поведения субъектов права, уточнения характера действия права в киберпространстве и по кругу лиц (16).

Развитие информационных технологий и распространение Интернета изменят общество, но для этого требуется гораздо больше времени, чем реализовать инициативы и программы «э-прави-тельства». Для этого необходимы организационные перемены, изменения в отношении людей к этим программам и поведении потребителей, модернизация правовых норм и принятие решений на политическом уровне.

Список источников:

  • 1. Агапов И. Министерства поссорились из-за триллиона рублей на информатизацию. - Режим доступа: http.: // www.marker.ru/news/451
  • 2. Великобритания: Широкие возможности для обмена информацией. - Режим доступа: http.://www. microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/issue 19/defolt. mspx
  • 3. Государственные приоритеты в области информационных технологий (на опыте США). - Режим доступа: http.://www.microsoft.com/Rus/Govemment/ newsletters/ issue 1 /02 .defolt.mspx
  • 4. Дрожжинов В., Штрик А. Проект е-город, е-проекты в мире. - Режим доступа: http.: // www.e-gorod.ru/e-project/projl7. htm
  • 5. Информационные технологии и государственное реформирование в странах Европы: прогноз на 2010 год. - Режим доступа: http.: // www.microsoft.com/ Rus/Govemment/newsletters/ issue 25/defolt. mspx
  • 6. Информационные технологии как метод разбазаривания государственного бюджета. - Режим доступа: http.: // evgeniylOOl. livejoumal.com/9882.html
  • 7. Использование информационных технологий в государственном управлении: Интернет-технологии как средство эффективного «менеджмента государства». -Режим доступа: http.: // evgeniylOOl. livejoumal.com/11022.html
  • 8. Либчанская М.А. Роль информационных технологий в модернизации форм и методов участия граждан РФ в управлении делами государства // Российское право в Интернете. - М., 2009. - № 5. - Режим доступа: http.://www.rpi. msal.ru/.. ./200905_141ipchanskay.html
  • 9. Марушко Д. Информационные технологии в государственном управлении -новые стратегии административных преобразований. - Режим доступа: http.:// www.nestor.minsk.by/sr/2004/06/40602.html
  • 10. Мобильное государство. - Режим доступа: http.://www. microsoft.com/Rus/ Government/ whitepapers/mobilgov.mspx
  • 11. Модернизация государственного управления. - Режим доступа: http.: // www. microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/issue 19/defolt. mspx
  • 12. Отчет «Электронная Европа»: Сравнительные показатели. - Режим доступа: http.: //www. microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/issue 19/03. mspx
  • 13. Перспективы развития «электронного правительства» в Германии». - Режим доступа: http.://www. microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/issue 10/defolt.mspx
  • 14. Полотнюк И. Внедрение информационных технологий в государственном секторе: К цели шаг за шагом. - Режим доступа: http.://www. oracle.com/global/ ru/oramag/aug2007/russua_inform_gov.html
  • 15. Рассолов И.М. Киберпространство и позитивное право // Российское право в Интернете. - М., 2010. - № 1. - Режим доступа: http.://www.rpi.msal.ru/print/ 201001index.html
  • 16. Создание европейского информационного общества. - Режим доступа: http.: // www.microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/ issue 1/03. Mspx
  • 17. Успехи США в создании порталов государственных органов. - Режим доступа: http.: // www.microsoft.com/Rus/Govemment/newsletters/ issue 10/defolt. mspx
  • 18. Электронный регион: Концепция использования информационных технологий. -Режим доступа: http.://www.inforegion.ru/ru/main/govemment/gov_inform_concept/ printable.php?print...
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >