Информационные правовые конфликты: Постановка проблемы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ*

Осуществление инноваций на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере государственного и муниципального управления, т.е. формирование электронного правительства (э-правительства), расширяет возможности получения, хранения и передачи информации, ее применения в правотворческой и правоприменительной деятельности. Однако подобная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц не исключает возникновения различных конфликтов, в том числе информационных правовых.

Существуют различные точки зрения на подобные конфликты. Это и «столкновение различных ценностных установок»[1], и «состояние, ситуация, при которой есть реальная или виртуальная угроза конфронтации участников отношений или возникновения объективных условий, нарушающих нормальное, стабильное течение процесса в информационной сфере. Иными словами, это ситуации, при которых установленный порядок отношений и деятельности определенных систем и субъектов» входит в фазу «столкновения каких-либо антагонистических тенденций (действий, позиций, взглядов, установок и т.п.) между людьми и между результатами их деятельности». Один из основоположников со

циологии конфликта Л. Козер считает, что конфликт - это активные действия, выражающиеся в борьбе за ценности, и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага. В такой борьбе целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника[2].

Но и сегодня конфликт - это не столько активная форма взаимодействия субъектов, сколько пассивное противостояние, опосредованное используемыми технологиями. Все большую актуальность приобретают безобъектные конфликты, особенно распространенные в сети Интернет. Кроме того, необходимо не забывать о существовании и такого вида конфликтов, как «бессубъектные» конфликты. Интернет вносит свои «поправки»: кроме предоставленной возможности конфликтовать программам, появился и еще один вид конфликта без активного взаимодействия субъектов. Например, односторонняя рассылка вредной информации без получения ее адресатом не образует конфликта как такового, в то же время существуют активные действия одного из субъектов. Конечно, в так называемых «бессубъектных конфликтах» субъекты все же присутствуют, но стандартной формы их взаимодействия не происходит, так как их отношения опосредованы технологией. Технологии могут заблокировать распространяемую вредную информацию, тем самым исключив всякого рода социальный конфликт. По мнению авторов коллективной монографии «Юридическая конфликтология», наряду с «объектными» конфликтами (имеющими определенный объект противостояния) существует категория «безобъектных», не базирующихся на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Такие изъятия из общего представления о конфликтах, а также новые формы конфликтов особенно ярко проявляются в информационной среде. В современном обществе любые

виды конфликтов стали обладать информационной спецификой. Информация стала оружием и средством воздействия не только на процесс разрешения, но и на процесс формирования конфликтов.

Сеть является транснациональной, и к информации, распространяемой на территории одного государства, субъекты других государств также имеют доступ. «Примеров социального конфликта в информационной среде более чем достаточно», - пишет И.Л. Бачило. Одна из сторон этой темы, - опережающее развитие информационных технологий, которое сталкивается с очевидным замедленным темпом их освоения и воздействия на изменение природы общественных отношений и самого человека. «Перестройка психологии человека и коллективов, их строя мышления, организация политической системы управления происходит гораздо медленнее, чем создаются предпосылки необходимых для этого условий. Развитие информационного общества зависит не только от количества компьютеров и их систем. Идет столкновение между глобализацией информационных коммуникаций, информационных ресурсов и состоянием, уровнем готовности и способности их воспринять и освоить разными регионами Земли. Разнообразие планетарных цивилизаций диктует условия и цели использования информационных технологий, порой вызывает взаимодействие разнонаправленных факторов в одноименных областях общежития планеты. Это сфера социальных, политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов, которые сопровождаются разнообразными информационными отношениями. Этот конгломерат имеет такие пересечения, которые переводят вышеназванные конфликты в юридические, правовые»[3].

В качестве чисто юридического конфликта в области правовой информации автор рассматривает несогласованность различных нормативных правовых актов, а зачастую и содержания норм одного закона. «К юридическим конфликтам относится ситуация оценки юридического факта, требующая более точной правовой квалификации - отнесение его к преступлениям, проступкам, неумышленным, но вредным и противоправным действиям. В широком понимании, эти виды действия и деяний можно отнести к конфликтам, но это будут конфликты, влекущие уже определенную

квалификацию правонарушений. Однако не всякий конфликт ведет именно к такой стадии его оценки, хотя по сути своей он находится в зоне опасного или нежелательного качества отношений и нарушает установленный правом порядок»[4].

Некоторые исследователи считают, что если исходить из способов предупреждения, разрешения или прекращения конфликтов, то почти каждый можно назвать правовым, «ибо не бывает, по-видимому, такого случая, когда нельзя было бы с помощью юридических норм и институтов вмешаться в развитие тех или иных событий. То есть можно утверждать, что не каждый конфликт - правовой, но практически каждый может завершиться той или иной юридической процедурой. Юридические возможности предотвращения, разрешения или прекращения конфликта в принципе шире, чем правовая природа конфликта». Указанное положение верно лишь отчасти, поскольку необходимо учитывать среду возникновения конфликта. Например, если конфликт происходит в среде Интернета, то завершить его правовой процедурой можно только в том случае, если к тому же существуют правовые и технологические механизмы.

Следует также иметь в виду, что помимо распространения вредной информации к негативным действиям, наносящим информационный ущерб, относятся:

  • - вывод, утрата позитивно ценной информации;
  • - ввод ложной информации;
  • - помехи, искажения при передаче информации;
  • - сбои, ошибки в обработке информации.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ позволяла регулировать возникшие информационные противоречия самостоятельно, не прибегая к нормам права, опираясь на принятые моральные принципы, правила или обычаи. В мае 2006 г., на Всемирном форуме известной международной организации МЕДЕЯ в Брюсселе, получила поддержку инициатива российской стороны, базирующаяся на опыте работы Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, а также Комиссии по

делам прессы Дании, по созданию Международной палаты по информационным спорам. Участники посчитали, что формирование такого наднационального информационного органа явится «важным этапом поиска новых институциональных возможностей, позволяющих находить адекватные этико-правовые и организационноправовые ответы на глобальные информационные вызовы XXI в.»[5].

Исходя из критерия участия нормы права в отношениях и правоотношениях, разделим информационный конфликт на составляющие - информационный правовой конфликт и информационный социальный конфликт.

Юридически значимый конфликт в информационной среде (сфере) нарушает стабильность, законные права и интересы граждан, государства, общества, отдельных организаций в их информационной среде; снижает уровень информационной безопасности, в том числе создает угрозы, риски и разрушения в самой информационной инфраструктуре; подрывает значимость информации в процессе развития информационного гражданского, демократичного, социального, устойчивого правового и гуманного общества.

Информационные конфликты, регулируемые правом, возникают в следующих сферах человеческой деятельности:

  • 1) создание информации;
  • 2) распространение информации;
  • 3) информационный обмен:
    • - разрешение информационного обмена;
    • - ограничение информационного обмена;
  • 4) передача информации.

В информационных социальных конфликтах к указанной выше структуре добавляется обращение информации.

Информационно-правовой конфликт - это объективированное, отличающееся особой остротой, степень которой осознана, противоречие, возникающее между субъектами правоотношений по поводу их противоположных интересов, основанных на информации, имеющей юридическое значение. С.В. Силков считает, что

категория «информационный правовой конфликт» принципиально не может быть чисто правовой, - она носит, скорее, психосоциальный характер и выдвинута для отражения комплекса проблем, при решении которых правовым методам по необходимости придается наивысший приоритет. Правовое регулирование влияет на создание и устранение конфликтов, когда: 1) текущий уровень регулирования (его отсутствие), а также механизмы его реализации практически в любой сфере деятельности не отвечают общественным потребностям или потребностям отдельных партий (движений, кланов);

2) существует несогласованность норм в различных нормативных правовых актах (НПА)1.

Таким образом, информационные правовые конфликты, как и любые юридически значимые события, можно разделить на:

  • - возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в основном на основании жизненных обстоятельств, зависящих от воли субъектов;
  • - возникающие по воле субъекта, но развивающиеся независимо от их воли.

Примерами информационных правовых конфликтов, возникающих по воле субъектов, но развивающихся независимо от их воли, являются распространение вредной информации по каналам связи и ее воздействие на сознание людей.

Информационный конфликт происходит посредством информационного воздействия - распространения информации, оно возникает по воле человека или группы лиц, а далее развивается само по себе, информация остается в информационных системах, в головах людей, перерабатывается в знания, формирует мировосприятие субъектов. Выделение, выявление участников информационного противоречия, определение воли и целей, средств ведения и поддержания противоречия служит основой перевода информационного конфликта в информационную войну.

Б.И. Пугинский полагает, что «значительный вред государству и предпринимателям наносит игнорирование информационной функции ответственности. До сих пор в стране не налажены учет и анализ данных о видах и динамике нарушений договорных обязательств, числе случаев применения ответственности и размерах

1 Силков С.В. Электронное правительство Беларуси: Правовое регулирование конфронтаций в информационной сфере // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты. - С. 64.

ПО

взыскиваемых сумм убытков и неустоек»[6]. Конечно, не всякую информацию можно распространять, но умалчивание общедоступной информации со стороны ответственных органов государственной власти или органов местного самоуправления также приводит к информационным конфликтам, как между субъектами государства, так и между государством и его субъектами.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ на «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы». За нарушение данной обязанности в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность (ст. 140). В настоящее время в целях реализации федеральных законов: от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ « О персональных данных»; от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», были внесены существенные дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2010 г. № 108-ФЗ предусмотрена новая редакция ст. 5.39 КоАП РФ: неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину или организации, предоставление которой предусмотрено, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет «наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей». Предоставление информации по запросам граждан и организаций осуществляется с учетом перечней сведений, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. КоАП РФ дополнен новыми статьями: 13.27. «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещения в сети Интернет»; 13.28. «Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Статья предусматривает административную ответственность за нарушение

порядка предоставления информации, содержащей сведения ограниченного доступа (ч. 1) и за незаконное взимание платы за предоставление информации либо за нарушение порядка взимания платы за предоставление, если такая плата установлена федеральным законом (ч. 2).

Элементами состава информационного правонарушения, возникшего в результате конфликта, являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

К указанным информационным объектам относятся материальные или духовные явления окружающего мира, на обладание либо пользование которыми претендуют субъекты противоборства, например, смысловые модели противника; психика отдельной личности, т.е. сознательный и подсознательный уровни интеллекта, эмоционально-чувственной сферы, воля конкретного человека; психологические явления и процессы в социальных общностях, коллективах различного масштаба; феномены общественного сознания (государственная или политическая идеология, религия, правосознание, национальное самосознание и т.п.); информационные системы - глобальные и локальные сети, базы знаний и др. материальные информационные объекты.

Объективной стороной информационных правонарушений, возникших в результате конфликта, признается внешняя, поведенческая сторона субъектов, например, распространение вредной информации, применение скрытых вставок.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются: физические, юридические лица, имеющие информационную специфику (например, провайдеры, операторы связи, авторы, патентообладатели и др).

К субъективной стороне относится мотивационный процесс, формируемый у субъекта под информационным воздействием, это и осознание объективной стороны конфликтной ситуации, своих интересов и интересов другого субъекта.

Учитывая сложность отношений в среде Интернета, необходимо показать и еще одну уникальность информационного конфликта. Это сложность определения объективной и субъективной стороны информационного конфликта. Как таковые данные стороны определить можно только в том случае, если сам конфликт в сети Интернет зафиксирован. Фиксация информационного конфликта осуществляется с помощью технико-технологических систем, и, как правило, зафиксировать можно уже среднюю стадию конфликта сам конфликт. Предконфликтное состояние зафиксировать достаточно сложно, так как по структуре предконфликтной ситуации имеется или только одна сторона, которая готовит конфликт, или противоречия (в том числе такими противоречиями могут быть и аппаратно-программные сбои), но взаимодействия сторон нет.

Кроме того, в информационных конфликтах в сфере Интернета не всегда возможно определить точно субъектный состав конфликтующих сторон, так как взаимодействие как таковое между субъектами может и вовсе отсутствовать. Связано это с тем, что взаимодействие опосредовано применяемыми технологиями, прямого субъектного взаимодействия не происходит, оно косвенное, осуществляемое посредством распространения информации по каналам связи, зафиксировать которое не всегда возможно; в таких случаях происходит информационное воздействие, но не взаимодействие.

Субъективные причины информационных конфликтов требуют отдельного рассмотрения. С этой целью необходимо учитывать такие критерии, как правосознание, культура знания, соблюдение закона, гражданственность, патриотизм, порядочность, достоинство и другие оценочные параметры физических и юридических лиц. В области информационного конфликтов наиболее ярко проявляются такие категории, как мотив, цель, средства достижения цели через информационные инфраструктуры и ресурсы, конкретные формы влияния на поведение человека или ассоциации людей. И только совмещение объективных и субъективных причин позволяет найти участников конкретных информационных конфликтов и каждой формы их реализации[7]. Данные конфликты происходят также и из-за отставания в части использования новых и новейших технологий. В России существует провал в применении, реализации созданных нашими учеными инноваций. «Доля финансирования новых разработок частным сектором в России приближается где-то примерно к 20 процентам от общих затрат в этой сфере, остальные 80 процентов - это средства бюджета. В развитых зарубежных странах пропорция обратная - 80 на 20».

С целью преодоления данной ситуации в марте 2010 г. в Государственную Думу был представлен законопроект «Об иннова-

ционной деятельности в Российской Федерации»[8], задачами которого являются разрешение терминологической проблемы и определение основных направлений работы органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и др.

Кроме того, по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева с 2009 г. увеличились расходы государственных компаний на инновационное развитие, в частности на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. А 24 июля 2010 г. Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который был принят Государственной Думой 7 июля 2010 г. и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.

Кроме того, учитывая особенности информационного конфликта, проблему их правового регулирования необходимо решать в большей степени не силами одного государства, а силами международного сообщества. Поскольку технологии в большинстве случаев имеют международное применение, необходимо на универсальном уровне выработать однозначные критерии и прийти к пониманию информационной агрессии и необходимости регулирования информационных конфликтов, которые все более будут влиять на функционирование общества.

Необходимо уделить должное внимание формированию систем саморегулирования, досудебного решения информационных конфликтов, которые должны создаваться и на универсальном уровне.

В рамках российского законодательства, в части правового обеспечения деятельности государства по организации системы противодействия информационно-психологическим атакам, необходимо разработать систему уголовно-правовой и криминологической характеристики информационных операций, оказывающих вредное воздействие на общественные отношения, а также создать систему информационных органов, задача которых своевременно

реагировать и предотвращать указанные правонарушения со стороны различных субъектов.

На международном уровне возникает необходимость в системе норм права, устанавливающих международную ответственность государств - инициаторов информационно-психологической агрессии. Это обостряет вопрос о классификации видов правоотношений в информационном пространстве Интернета, что еще предстоит решать как на теоретическом, так и на операциональном и нормативно-процессуальном уровнях.

Л.А. Сергиенко, А.Г. Арешев

  • [1] См.: Кулакова Ю.Ю. Сущность правового конфликта // История государства и права. - М., 2008. - № 14. - С. 1. 2 Бачило И.Л. Конфликты в информационной сфере и их причины // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты: Сб. материалов теорет. семинара. - М., 2009. - С. 12. 3 Панасюк А. Разрешение конфликтных ситуаций: Стратегия и тактика судьи // Рос. юстиция. - М., 1997. - № 5. - С. 51-52.
  • [2] См.: Cozer L. Conflict: Social aspects//International encyclopedia of social sciences. - N.Y., 1968. - Vol. 3. - P. 7. 2 См.: Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М., 1995. Темы конфликтов в области законотворчества в Российской Федерации, правового регулирования судебного разрешения конфликтов в информационной сфере и др. исследуются Сектором информационного права ИГП РАН; по результатам исследований в 2009 г. был проведен теоретический семинар и выпущен научный сборник. См.: Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты: Сб. материалов теорет. семинара / РАН. Ин-т государства и права / Отв. ред. И.Л. Бачило. - М, 2009.
  • [3] Бачило И.Л. Конфликты в информационной сфере и их причины // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты: Сб. материалов теорет. семинара. - М., 2009. - С. 15-16.
  • [4] Бачило И.Л. Конфликты в информационной сфере и их причины // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты: Сб. материалов теорет. семинара. - М., 2009. - С. 22. 2 Афонин М.В. Правовые аспекты разрешения конфликтов: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 65.
  • [5] Монахов В.Н. Этико-правовые механизмы разрешения информационных споров: Некоторые тенденции развития // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты: Сб. материалов теорет. семинара. - М., 2009. - С. 204. 2 Силков С.В. Электронное правительство Беларуси: Правовое регулирование конфронтаций в информационной сфере // Конфликты в информационной сфере: Правовые аспекты. - С. 66. 3 Там же. - С. 64.
  • [6] Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. - М., 2005.
  • [7] Бачило ИЛ. Указ. соч. - С. 20. 2 См.: Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/6094
  • [8] Российская бизнес-газета. - М., 2010. - 2 марта. 2 Режим доступа: http://www.liberty.ru/events/Dmitrij-Medvedev-dal-poruchenie-gosudarstvennym-kompaniyam-uvelichit-rashody-na-innovacionnoe-razvitie 3 Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/6094
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >