ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Законодательство США об электронном правительстве: От правительства, «которое работает лучше», через «электронное правительство» к «открытому правительству»

Правительство США является одним из пионеров движения за внедрение «электронного правительства» (далее - ЭП). На рубеже веков в США был принят ряд основополагающих нормативных документов, которые определили направление развития концепций ЭП не только в США, но и в других странах.

При оценке законотворческой деятельности необходимо учитывать ряд особенностей законодательного регулирования государственного управления США.

  • 1. В научной литературе достаточно часто кодифицированное континентальное право противопоставляется праву англосаксонскому, которое, как считается, в основном является прецедентным. Однако анализ законодательного регулирования ЭП показал, что в современном американском праве одновременно используются и кодификация, и прецеденты, причем прецедентные решения судов имеют большое значение для дальнейшей кодификации. Объективно говоря, в настоящее время американское право гораздо более основательно кодифицировано, чем, например, российское. Практически все американские законы представляют собой изменения и дополнения, вносимые в Свод законов США (United States Code, USC), а нормативные акты министерств и ведомств - в свод федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations, CFR).
  • 2. Появление любой новой сферы правового регулирования, например электронных документов, «электронного правительства», 140

как правило, не сразу отражается в законодательстве. В этой «серой зоне» начинает работать прецедентное право, накапливается и постепенно унифицируется судебная практика. Впоследствии эта уже сложившаяся общепринятая практика и начинает кодифицироваться.

  • 3. В США применение ИТ-технологий в государственном управлении, с одной стороны, строится на понимании того, что любые нововведения стоят значительных средств; с другой - на осознании, что организации, в том числе и государственные, не одинаковы: у них разные функции, различные объемы деятельности и финансирования. Заставить их работать по единым стандартам крайне сложно, да во многих случаях и не нужно.
  • 4. Правовое регулирование ЭП в США строится на уже сложившейся законодательной базе, уравнявшей в правах электронные и бумажные документы. Помогает и то, что в законодательстве США уже давно существует очень хорошее, технологически нейтральное определение государственных документов, а также активно применяется англосаксонская трактовка понятия «деловые документы». Согласно такому подходу в случае, если документы регулярно создаются сведущими лицами в ходе нормальной деловой деятельности в момент или близко к моменту совершения деловых транзакций и на их основе принимаются деловые решения, такие документы совершенно спокойно могут применяться и для защиты интересов организаций в судах, вне зависимости от наличия на них подписей, печатей и других подобных реквизитов.

Развитие концепции ЭП проходило в период деятельности трех американских президентов: Уильяма (Билла) Джефферсона Клинтона (1993-2001), Джорджа В. Буша-младшего (2001-2009) и Барака X. Обамы II (2009 - наст. вр.). Изучение программ каждого позволяет выявить различия.

Понятие ЭП в государственных документах администрации президента Клинтона

Первые документы, в которых стало использоваться понятие ЭП, содержались в стратегиях и планах совершенствования государственного управления США. Как правило, они разрабатывались на основе комплексных исследований, накопления необходимой для их разработки информации.

Первый документ, упоминавший понятие ЭП, был опубликован в США 10 сентября 1993 г. Это был официальный доклад

«Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» вице-президента США А. Гора, подготовленный по итогам обследования эффективности государственного управления1. В докладе электронному правительству посвящен целый раздел. Документ разрабатывался шесть месяцев и содержал 384 рекомендации и 1250 предложений, направленных на совершенствование государственного управления в США на всех уровнях.

В документе содержится оценка недостатков существовавшей системы государственного управления в США. Подробно проанализированы реформы государственного управления, которые проходили в Америке на протяжении всей ее истории. Подводя итоги этого анализа, Гор указывал: большинство попыток реорганизации свелось к передвижкам вопросов между различными блоками организационных схем. Коммерческие организации поняли, что единственный способ разрушить старые стереотипы - это реинжиниринг: забыть о том, как они были организованы раньше, определиться с тем, что нужно делать, и создать оптимальную структуру для выполнения этих задач.

В докладе были названы два направления совершенствования государственного управления с использованием информационных технологий: «Во-первых, мы расширим применение новых технологий. При наличии компьютеров и телекоммуникаций нам не нужно работать по старинке. Мы можем создать направляемое его клиентами электронное правительство, работающее так, как 10 лет назад не могли себе представить даже самые смелые специалисты по планированию... Во-вторых, мы ускорим внедрение новых способов работы с целью улучшить деятельность федеральных властей. Основную часть этой работы должны будут сделать сами федеральные агентства. При оценке эффективности со стороны, никогда не удается в достаточной мере разобраться во внутренних процессах агентства, чтобы их осмысленно переконструировать. Но мы можем начать перестройку ряда общегосударственных процессов, таких, как процессы разработки программ, нормативных актов, разрешения конфликтов».

Gore A. From red tape to results creating a government that works better & costs less // Report of the national performance rev. - Wash., 1993. - 7 Sept. - Mode of access: http://www.eric.ed.gov/ERICDocs/data/ericdocs2sql/content_storage_01/0000019b/ 80/14/0a/cl.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)

Программа ЭП Гора предусматривала следующие основные действия:

  • -развитие системы электронных выплат государственных пособий и льгот;
  • -модернизация информационных систем налогового ведомства и предоставление возможности электронной подачи налоговых деклараций, пенсионных документов и т.п.;
  • - создание на федеральном уровне государственных баз данных и предоставление их для коммерческого использования;
  • - создание Национальной инфраструктуры пространственных данных (геофизических об окружающей среде, землепользовании, транспорте и т.д.);
  • -предоставление возможности оплаты налогов с помощью кредитных карт.

Таким образом, основной вектор программы Гора был направлен на внедрение технологий электронной торговли (электронные платежи) и на поощрение бизнеса за счет предоставления возможности использования государственной информации. Однако следует учитывать, что в этот период Интернет еще не получил широкого распространения. Именно поэтому не ставились такие задачи, как информирование и оказание государственных услуг через веб-сайты государственных органов власти.

21 сентября 1993 г. в «Федеральном регистре» был опубликован доклад «Национальная информационная инфраструктура: Направление действий»[1], подготовленный Национальной администрацией по телекоммуникациям и информации Министерства торговли. В этом политическом документе подробно описана идея ЭП в связи с усилиями администрации Клинтона-Гора. В документе, в частности, говорится, что «администрация намерена использовать “электронное правительство” для обеспечения того, чтобы федеральное правительство работало эффективнее и обходилось дешевле».

Наиболее важные положения, необходимые для реализации программы, были закреплены Законом Клингера-Коэна и Законом

«О прекращении использования бумажных носителей в работе правительства»[2].

Закон Клингера-Коэна принят Конгрессом США в 1996 г. и законодательно закрепил проведение реформы управления информационными технологиями. Он обязывал все государственные агентства в первую очередь обратить внимание на отдачу, которую они получают при внедрении информационных технологий, на результаты, которые они достигают, инвестируя финансовые средства в ИТ.

Законом была введена обязательная для государственных учреждений должность руководителя по вопросам информатизации. Федеральные учреждения были обязаны разработать собственную архитектуру ИТ, а при проведении закупок в области ИТ от них требовалось осуществлять планирование будущей системы, вести пересмотр бизнес-процессов, проводить оценку ИТ-систем по их производительности и др. На Административно-бюджетное управление США была возложена ключевая роль в наблюдении за федеральными инвестициями в ИТ. Среди прочего ему было вменено в обязанность разработать процедуры анализа, отслеживания и оценки рисков и достигнутых результатов крупных капитальных вложений в информационные системы, сделанные органами государственной власти.

Закон «О прекращении использования бумажных носителей в работе правительства» был принят Конгрессом США в 1998 г. В нем говорится, что к 2003 г. федеральные структуры должны заменить использование бумажных носителей средствами, обеспечивающими внесение, хранение и раскрытие информации в электронном виде, а также обеспечить использование и принятие электронных подписей. Кроме того, Закон позволяет гражданам применять электронные технологии при подаче информации в федеральные органы власти или при ее получении.

Статьей 1706 указанного документа на Административнобюджетное управление США была возложена обязанность проводить «постоянный анализ использования» электронных подписей для «сокращения бумажного делопроизводства и для целей электронной коммерции» и «периодически представлять Конгрессу отчет».

Хотя в перечисленных законах термин «электронное правительство» не использовался, их положения сформировали основной вектор развития системы государственного управления США, сделав главный упор на внедрение и развитие информационных технологий, в том числе взаимодействие государственных органов с гражданами и организациями страны с помощью ИКТ, постепенный перевод государственных структур на электронный документооборот. Впоследствии эти положения стали основой программы построения ЭП.

Нормативная база ЭП в США также начала формироваться при президенте Билле Клинтоне, подписавшем 17 декабря 1999 г. два меморандума, которые содержали положения о создания «электронного правительства» - «Меморандум об электронном правительстве»[3] и «Меморандум об использовании информационной технологии на пользу общества».

«Меморандум об электронном правительстве» содержал краткое разъяснение, что под термином «электронное правительство» администрация Клинтона понимает, прежде всего, все более активное использование Интернета для организации взаимодействия граждан с правительством и для введения упрощенных, стандартизированных способов доступа к государственной информации и услугам. Однако пункты меморандума содержали и другие положения, которые дают представления о том, что в этот период администрация США включала в понятие ЭП. Помимо обеспечения более удобного доступа к государственной информации документ предусматривал подготовку и размещение на сайтах государственных органов различных форм, необходимых для оказания как

минимум 500 государственных услуг, с последующим переводом их в электронную форму. Кроме того, было обращено внимание на необходимость создания и активное использование официальных адресов электронной почты для того, чтобы граждане могли по ним обращаться с заявлениями в государственные органы. Общение граждан и государственных структур предполагалось с использованием цифровой подписи. Меморандум также требовал от государственных органов разработки стратегий расширения использования Интернета для решения задач государственного управления. Одновременно с этим государственным органам было поручено начать научные изыскания по поднятым в Меморандуме вопросам в партнерстве с «научно-исследовательским сообществом», в том числе по вопросу организации электронного голосования.

«Меморандум об использовании информационной технологии на пользу общества» содержал оценку влияния информационных технологий на американское общество и экономику. Их роль приравнивалась к той, что в индустриальную эпоху сыграли электричество и паровой двигатель. В Меморандуме подчеркивалось, что Интернет и другие информационно-коммуникационные технологии изменяют методы, «используя которые, мы работаем, учимся, общаемся друг с другом и занимаемся коммерцией». В Меморандуме было заявлено, что Интернет и информационные технологии обладают «потенциалом для укрепления гражданского общества» и демократии. В пунктах поручений Меморандума содержался перечень мер, которые должны были способствовать ускорению использования информационных технологий в различных сферах общественной жизни.

Таким образом, понятие «электронное правительство», которое в администрации Клинтона первоначально включало в себя идеи переноса элементов электронного бизнеса в государственное управление, постепенно трансформировалось в конце 90-х годов в положение об активном использовании Интернета государственными органами власти.

Развитие понятия ЭП в государственных документах администрации президента Буша-младшего

Позиция Буша и его отношение к электронному правительству были продемонстрированы еще во время предвыборной кампании. Буш формулировал свою идею следующим образом: «Я расширю применение Интернета для того, чтобы увеличить возможности граждан, позволяя им запрашивать специально для них подобранную информацию из Вашингтона тогда, когда она им нужна, а не тогда, когда Вашингтон хочет ее им дать. Истинная реформа заключается в том, чтобы не просто дать людям информацию, но и дать им свободу действий на основе этой информации»[4] . Кроме того, Буш подчеркивал: «Информационные технологии дают возможность сломать устаревшие бюрократические перегородки. К сожалению, ведомства часто воспринимают эту возможность как угрозу и вместо этого делают расточительные и избыточные инвестиции ради сохранения существующих систем подчиненности, которые потеряли смысл много лет назад. Финансовые системы часто автоматизируются отдельно от систем проведения закупок, которые, в свою очередь, тщательно отделяются от кадровых систем, что приводит к значительному увеличению расходов и мини-

- 2

мизации потенциальной экономии» .

В марте 2001 г. тесно связанный с государственными органами и деловыми кругами США Совет по совершенствованию государственного управления подготовил документ «Электронное правительство: Следующая американская революция», который на тот момент расценивался как план построения ЭП. В разработке проекта принимали участие 350 специалистов в области информационных технологий, работавшие в государственных, коммерческих, научных и общественных организациях.

В документе содержалась оценка воздействия ЭП на общество, подчеркивалось, что ЭП может изменить способ взаимодействия граждан с государством, обращалось внимание на то, что ЭП не просто теория или понятие, а уже существующая в США реаль

ность, которая будет распространяться и развиваться дальше. Создатели документа высказали мнение, что при наличии времени и ресурсов ЭП действительно может революционизировать взаимоотношения граждан с государством. В работе суммируется и разъясняется, каким образом ИТ-технологии могут помочь государству лучше обслуживать своих граждан.

Хотя в качестве основных целей создания ЭП авторы документа рассматривали совершенствование американской демократии и ориентацию государства на оказание услуг населению, были также упомянуты вопросы экономической эффективности и трансформирующая роль ЭП. В число основных принципов ЭП вошло положение, что ЭП должно быть «трансформирующим, использующим технологии... для изменения способа деятельности государственной машины, а не только для простой автоматизации существующей практики»[5]. Рекомендации и предложения, содержащиеся в документе, были основаны на результатах двух опросов, проведенных по заказу Совета по совершенствованию государственного управления. Подробные результаты этих опросов вошли в названный документ как приложения.

В мае 2001 г. был принят Закон Об электронном правительстве. В его преамбуле оценивалась роль использования компьютеров и Интернета в государственном управлении и подчеркивалось, что это стремительно меняет «социальное взаимодействие и взаимоотношения между гражданами, бизнесом и правительством». Одновременно было отмечено, что успехи федерального правительства в применении информационных технологий для более качественного оказания государственных услуг, для обеспечения более эффективной работы государственных органов и доступа к государственной информации, а также в плане расширения степени участия граждан в деятельности правительства неравномерны. Бтльшая часть государственных услуг, оказываемых с помощью Интернета, предоставлялась на тот момент каждым ведомством по

отдельности, а не интегрированно и кооперативно, в зависимости от темы или вопроса.

Одной из причин существующего положения было названо отсутствие адекватного финансового механизма, обеспечивающего межведомственное сотрудничество органов государственной власти при оказании услуг. Одновременно в преамбуле была дана оценка роли ЭП для совершенствования государственного управления:

  • - «электронное правительство» призвано улучшить деятельность правительства и повысить эффективность работы, как на уровне самих ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия;
  • - «электронное правительство» является ключевым элементом государственного управления и призвано стать основой для таких управленческих функций, как финансирование, государственные закупки, управление людскими ресурсами, а также других задач по улучшению государственного управления.

Завершалась преамбула следующим выводом: «Чтобы в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые открывают интернет-технологии, требуется сильное лидерство, более совершенная организация, более тесное межведомственное взаимодействие и более целенаправленный контроль за выполнением агентствами законодательно-нормативных требований, относящихся к управлению информационными ресурсами».

Закон об электронном правительстве содержит определение понятия ЭП: «Под “электронным правительством” понимается использование государственными органами веб-приложений Интернета и других информационных технологий в сочетании с процессами, реализующими эти технологии, для:

а) улучшения доступа к государственной информации и услугам и их доставки для населения, других агентств и государственных органов и Ь) улучшения деятельности государственных органов, которое может включать повышение эффективности, продуктивности работы, повышение качества услуг или трансформацию деятельности».

Тем самым в законодательстве США была закреплена достаточно узкая трактовка ЭП, сводящая это понятие к использованию интернет-технологий в государственном управлении. Однако нали-

1

Mode of access: http://straylight.law.comell.edu/uscode/html/uscode44/usc sec_44_00003601—OOO-.html (Дата обращения: 10.08.2009.) чие официального определения все же сыграло важную роль, поскольку позволило начать формирование понятийного аппарата нового направления.

В аналитическом отчете «Подтверждение Закона об электронном правительстве: Краткий обзор», подготовленном исследовательской службой Конгресса США в мае 2008 г., отмечается: «Закон об электронном правительстве также сыграл важную роль в том, что он впервые дал используемое и сейчас официальное федеральное определение понятия “электронное правительство”. Будучи несколько аморфным понятием, термин “электронное правительство” разными людьми воспринимается по-разному. Для одних это подача форм через Интернет, для других это может быть возможность написать электронное письмо своему конгрессмену»1.

Летом 2001 г. президент Дж. Буш в послании Конгрессу по поводу бюджета на 2002 г. рассматривал ЭП как важный инструмент реформирования государственного управления, делая упор на использовании интернет-технологий по примеру их успешного применения в бизнесе2.

Среди пяти основных нововведений было выделено и «расширенное электронное правительство». Электронное правительство являлось лишь частью «пакета» преобразований и занимало четвертую строчку в списке пяти общегосударственных инициатив. Появился лозунг - «ориентированное на граждан электронное правительство».

Кроме того, в документе были перечислены основные инициативы, которые правительство США предполагает реализовать для совершенствования государственного управления и активного использовании Интернета в государственной деятельности, были перечислены результаты этой деятельности, которых правительство хотело бы достичь:

  • - обеспечить высокое качество обслуживания, независимо от того, связывается ли гражданин с государственным органом по телефону, лично или через веб-сайт;
  • - сократить затраты при взаимодействии с государством и упростить сам процесс взаимодействия;
  • 1 Mode of access: http://www.fas.org/sgp/crs/secrecy/RL34492.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • 2 Budget of the United States Government. Fiscal year 2002. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/omb/budget/fy2002/bud01.html (Дата обращения: 10.08.2009.) 150
  • - сократить расходы на функционирование правительства;
  • - предоставить гражданам более простой и удобный доступ к государственным услугам;
  • - расширить для людей с ограниченными возможностями доступ на веб-сайты государственных органов и к программным приложениям электронного правительства;
  • - сделать государственное управление более прозрачным и подотчетным.

Таким образом определились теперь привычные элементы электронного правительства, такие как информирование граждан и выполнение транзакций через веб-сайты. Однако электронное правительство не сводится к оказанию услуг населению. Большое значение по-прежнему отводится автоматизации и трансформации внутренней деятельности правительства, межведомственному взаимодействию, мерам по повышению эффективности национальной экономики.

В феврале 2002 г. была подготовлена «Стратегия создания электронного правительства»[6], которая представляла собой практический план действий. Документ разработала группа, созданная Административно-бюджетным управлением Администрации Президента США в июле 2001 г. В нее вошел 81 человек из 46 агентств и бюро. Фактически из государственных служащих был создан временный научно-исследовательский коллектив, который провел классическую научно-исследовательскую работу. Рабочая группа сформировала цели своего исследования, определила его инструментарий, предполагаемый результат, построила гипотезы, очертила круг экспертов. Она проанализировала основные направления деятельности правительства.

Помимо этого рабочая группа занималась выявлением основных препятствий, мешающих совершенствованию государственного управления и внедрению информационных технологий. В процессе сбора и определения основных стратегических направ

лений развития ЭП была проведена 71 беседа с более чем 150 высшими государственными должностными лицами. Одновременно с этим на основании замечаний и предложений выявлено около 200 проектов, которые в электронном виде были направлены в рабочую группу. Рабочая группа рассмотрела и оценила 350 проектов. Из них ею были отобраны для последующей экспертизы 30 наиболее перспективных для включения в программу ЭП.

В стратегии сформулированы четыре основных направления реализации программы ЭП, которые показывают, какое содержание вкладывалось в понятие ЭП в тот период:

  • - правительство-граждане (Govemment-to-Citizens, G2C) -предоставление государственных услуг через Интернет;
  • - правительство-бизнес (Govemment-to-Business, G2B) - уменьшение обременительного для бизнеса избыточного сбора данных и использование для взаимодействия «технологии электронной торговли»;
  • - правительство-правительство (Govemment-to-Govemment, G2G) - организация межведомственного взаимодействия для упрощения процедуры получения информации и предоставления услуг гражданам, а также для совершенствования управленческих функций;
  • - внутренняя эффективность и результативность (Internal Efficiency and Effectiveness, IEE) - расширение использования современных технологий для снижения затрат и повышения качества управления на уровне федеральных ведомств.
  • 3 октября 2001 г. рекомендации были рассмотрены и утверждены президентским Советом по управлению (President's Management Council, PMC). Результаты научно-исследовательской работы утвердили как нормативный документ органов государственной власти, обязательный к исполнению всеми органами государственной власти.

В апреле 2003 г. Администрация Президента США опубликовала документ «Реализация президентской программы электронного правительства: Стратегия развития электронного правительства»1, который описывал достижения в реализации программы начиная с февраля 2002 г. (т.е. с момента опубликования стратегии 2002 г.), проблемы, которые придется решать в 2003-2004 гг. при построении электронного правительства, и стратегию решения этих проблем.

Все перечисленные выше документы являются высокоуровневыми, рассчитанными на использование в течение нескольких лет, а то и десятилетий. На основании содержащихся в них положений разрабатывались более низкоуровневые нормативные акты, планы и стратегии. В этой группе документов выделяются «Стратегические планы» Совета руководителей ИТ-служб федеральных органов исполнительной власти[7]. Стратегические планы разрабатываются на один год или несколько финансовых лет; в них намечаются основные цели развития ИТ-технологий в федеральных органах государственной власти США, а также конкретные задачи, решение которых должно способствовать достижению поставленных целей, с указанием сроков исполнения. Кроме того, по каждой основной цели в планах дается информация о том, для чего это необходимо, что по данному вопросу уже сделано или делается, приводятся примеры реализации тех или иных проектов и т.д. Такие данные позволяли выделить те проекты, которые, с точки зрения Совета, были наиболее удачными и значимыми.

Анализ документов администрации Буша-младшего показывает, что развитие понятия ЭП в США в этот период в основном шло за счет расширения возможностей использования информаци-

онных технологий в государственном управлении. Кроме того, постепенно внимание стало акцентироваться на налаживании электронного взаимодействия между государственными органами, гражданами и организациями.

Открытое правительство администрации президента Обамы

Первым документом, подписанным Бараком Обамой в качестве президента США (уже на следующий день после принятия им присяги - 21 января 2009 г.), стал «Меморандум об информационной прозрачности и открытом правительстве»[8].

Идея открытого правительства опирается на три основных принципа: прозрачность, вовлечение общественности в государственное управление и сотрудничество. Согласно Меморандуму, прозрачность способствует подотчетности государственной власти путем предоставления общественности информации о деятельности правительства. Вовлечение общественности в государственное управление позволит правительству формулировать политику на основе информации, которая широко рассеяна в обществе. Сотрудничество, включающее партнерство и кооперацию внутри федерального правительства, между различными уровнями государственной власти и между государством и частными организациями, позволит повысить эффективность государственного управления.

В соответствии с указаниями Президента США, содержащимися в Меморандуме, директор Административно-бюджетного управления Администрации Президента США 8 декабря 2009 г. издал Директиву об открытом правительстве». Она предписывает федеральным органам исполнительной власти предпринять ряд действий по внедрению сформулированных в президентском Меморандуме основных принципов открытого правительства. В Директиве учтены рекомендации руководителя ИТ-службы федерального правительства, установлены крайние сроки для выполнения ведомствами ряда требований, она поощряет государственные органы выполнять эти требования досрочно.

В первую очередь государственные органы должны принять надлежащие меры к расширению доступа к информации, делая ее доступной онлайн в открытых форматах[9]. Ключевым элементом прозрачности считается своевременная публикация информации.

В соответствии с Законом о свободе доступа к государственной информации агентствам предписано по мере имеющихся технических возможностей самостоятельно распространять информацию, не дожидаясь поступления запросов.

Следует отметить, что пока администрация Обамы не разрабатывает каких-либо стратегий по совершенствованию государственного управления, делая упор на одном из элементов программ ЭП -обеспечении доступа к государственной информации. Однако идея, что обеспечение доступа ко все большему объему государственной информации автоматически позволит привлечь граждан к участию в государственном управлении, выглядит несколько утопичной.

В Конгрессе США в настоящее время идёт обсуждение законопроекта о размещении в Сети государственной информации. Законопроект направлен на то, чтобы документы, создаваемые органами исполнительной ветви власти, становились доступными в Сети, с возможностью поиска по ним.

Выводы. В США каждая новая администрация - Клинтона, Буша-младшего и Обамы, - приходя к власти, разрабатывала собственный план по совершенствованию государственного управления и формировала свою концепцию. Принимались законодательные и нормативные акты, связанные с созданием электронного правительства США.

Анализ совокупности законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы построения ЭП, показывает, что развитие понятия ЭП в государственных органах США идет постоянно и этот процесс тесно связан с такими факторами, как развитие информационных технологий, расширение их использования в органах государственной власти, а также совершенствование теории государственного управления.

В США понятие ЭП закреплено на законодательном уровне, что фактически заставляет все органы и организации, занимающиеся вопросами ЭП, использовать единые трактовки этого понятия.

Если говорить о концепциях, которые разрабатывались органами государственной власти, то можно выделить два существенных момента:

  • -методы исследования, применяемые при разработке концепций, сформировались сразу и остаются стабильными на протяжении длительного времени;
  • - методика разработки самих концепций также остается устойчивой.

В нормативных правовых документах обосновывается необходимость совершенствования государственного управления, оценивается значение информационных технологий в жизни общества, разъясняется, что внедрение ЭП - новый закономерный этап развития общества, который пришел на смену индустриальному обществу. Одновременно с этим в документах анализируется и оценивается воздействие ЭП на общество, формируются и развиваются теоретические представления и понятийный аппарат ЭП. Разработка концепций ЭП строится на научных исследованиях, документы содержат не только полученные в ходе работы выводы, но и достаточно подробную информацию о методологии и методах исследований, а также ссылки на многочисленные первоисточники. Полученные результаты регулярно анализируются, публикуются рекомендации по совершенствованию проектов реализации ЭП и (или) дается анализ их эффективности.

  • [1] The national information infrastructure: Agenda for action / Department of commerce, DOC // Federal register. - Wash, 1993. - Vol. 58, N 181. - N 930940-3240, 58 FR 49025. - Mode of access: http://www.eric.ed.gov/ERICDocs/data/ericdocs2sql/content_ storage_01/0000019b/80/13/35/2a.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 Clinger-Cohen Act of 1996. - Mode of access: http://www.tricare.mil/jmis/ download/PublicLawl 04_106ClingerCohenActofl996.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [2] Government paperwork elimination Act, GPEA, 1998. - Mode of access: http://www4.law.comell.edu/uscode/44/3504.htrnl (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 Административно-бюджетное управление США (АБУ) - Office of Management and Budget (OMB). Главной задачей АБУ является помощь президенту в подготовке федерального бюджета и контроль его исполнения агентствами исполнительной ветви власти. АБУ оценивает эффективность выполняемых агентствами программ, политик и процедур, анализирует конкурирующие заявки агентств на финансирование и устанавливает приоритеты в выделении финансирования. Оно также обеспечивает соответствие отчетов агентств, их действующих и предлагаемых нормативных актов бюджету и административной политике президента. -Mode of access: http://www.whitehouse.gov/omb/ (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [3] Memorandum from the White house «Electronic government». 1999. 17 dec. // Administration of William J. Clinton. - Wash.,1999. - P. 2641-2643. - Mode of access: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/WCPD-1999-12-27/pdf/WCPD-1999-12-27-Pg2641 .pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 Memorandum from the White house «Use of Information Technology to Improve Our Society». 1999. 17 dec. // Administration of William J. Clinton. - Wash., 1999. - P. 2639-2641. - Mode of access: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/WCPD-1999-12-27/pdf/WCPD-1999-12-27-Pg2639.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [4] Цит. по: President's management agenda // Executive office of the President, office of management and budget. - Wash., 2002. - P. 23. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/omb/budget/fy2002/mgmt.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 Ibid. 3 Созданный в 1983 г. Совет по совершенствованию государственного управления (Council for excellence in government) представляет собой некоммерческую неполитическую организацию, которая работает над повышением эффективности государственного управления на всех уровнях. Сайт Council for excellence in government. - Mode of access: http://www.excelgov.com/ (Дата обращения: 10.08.2009.) 4 E-Govemment: The next American revolution, / Council for excellence in government, 2000. - Mode of access: http://www.netcaucus.org/books/egov2001/pdf Blue-cove.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [5] E-Government: The next American revolution, / Council for excellence in government, 2000. - Mode of access: http://www.netcaucus.org/books/egov2001/pdf/ Blue-cove.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 The E-Govemment Act of 2002 // Public law. - Wash., 2002. - 17 dec. - Mode of access: http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi7dbnameM07_cong_public_ laws&docid=f:publ347.107.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) Закон вступил в силу 17 декабря 2002 г.
  • [6] E-Govemment strategy. Implementing the President’s management agenda for E-Govemment. simplified delivery of services to citizens. Executive Office of the President, Office of management and budget. - Wash., 2002. - 27 Febr. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/omb/inforeg/egovstrategy.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 M-01-28 Memorandum for the heads of executive departments and agencies «Citizen-Centered E-Govemment: Developing the action plan», Office of management and budget. - Wash., 2001. - 18 July. - D.C. 20503. - Mode of access: http://www. whitehouse.gov/omb/inforeg/egovstrategy.pdfC. 24-25. (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [7] Совет руководителей ИТ-служб федеральных органов исполнительной власти (Chief Information Officers (CIO) Council) был создан Исполнительным приказом президента № 13011 в 1996 г., в 2002 г. кодифицирован Законом об электронном правительстве. Совет ведет работу по совершенствованию практики Агентства, связанной с разработкой, приобретением, развитием, модернизацией, использованием, распределением и исполнением федеральных государственных информационных ресурсов. Состоит из ИТ-директоров 29 федеральных агентств и ведомств, а также представителей Административно-бюджетного управления Администрации Президента США. См.: Сайт Chief Information Officers (CIO) http:// www.cio.gov/ 2 Strategic Plan. Fiscal Year 2001-2002. CIO Council. - Wash., 2000. - Oct. -Mode of access: http://blogs.nasa.gov/cm/wiki/Federal%20Knowledge%20Management %20Working%20Group%20(KMWG). wiki/1000697main_CIO_Strat_Plan_2001 -2002. pdf дата обращения: 10.08.2009); Strategic Plan. Fiscal Year 2004. CIO Council. - Wash., 2004. - Febr. - Mode of access: http://www.cio.gov/documents/CIO_Council_Strategic_ Plan_FY04.pdf (Дата обращения: 10.08.2009); Strategic Plan. Fiscal Year 2007-2009. CIO Council. - Wash., 2007. - Mode of access: http://www.cio.gov/documents/ CIO-CouncilStrategicPlan2007-2009.pdf (Дата обращения: 10.08.2009); Fiscal Year 2008-2009. CIO Council. - Wash., 2008. - Mode of access: http://www.cio.gov/documents/ C!0%20Council%20Strategic%20Plan,%202008-2009.pdf (Дата обращения: 10.08.2009.)
  • [8] Memorandum on transparency and open government. - Mode of access: http:// www.whitehouse.gov/the_press_office/Transparency_and_Open_Govemment (Дата обращения: 10.08.2009.) 2 Open Government directive // Office of management and budget. - Wach., 2009. - 8 dec. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/omb/assets/memoranda_ 2010/m 10-06.pdf (Дата обращения: 10.02.2010.)
  • [9] Открытыми считаются платформенно-независимые машиночитаемые форматы, доступные для публики без каких-либо ограничений, способных помешать повторному использованию информации. 2 Mode of access: http://www.nextgov.com/nextgov/ng_20100318_9196.php 3 Текст проекта закона см: Public on-line information act. - Mode of access: http://fiwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=l 1 l_cong_bills&docid=f:h 4858ih.txt.pdf
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >