Электронное правительство. Опыт Германии. (Обзор)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ОПЫТ ГЕРМАНИИ

(Обзор)

Электронное правительство (э-правительство) (англ. - Electronic Government; нем. - E-Regierung) открывает новые возможности оказания услуг органами государственного управления гражданам, участия граждан в принятии решений, повышает эффективность работы публичного сектора (3, с. 42). Группа ученых Исследовательского института публичной администрации при Шпайерской германской высшей школе управления в 2000 г. одна из первых разработала так называемое «шпайерское определение электронного правительства». Под ним понимается развитие общественных процессов, связанных с управлением, на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это определение учитывает все уровни управления - от глобального до местного самоуправления, и весь публичный сектор, состоящий из законодательной, исполнительной и судебной властей, а также юридических лиц публичного права. Электронное правительство охватывает процессы как внутри, так и за пределами публичного сектора, например, между органами государственной власти и населением, экономикой, неправительственными организациями (2, с. 1).

Электронное правительство использует Интернет, электронные базы данных, электронную почту, осуществляет обмен э-инфор-мацией. Электронное правительство, тем не менее, - это больше, чем просто программы для органов управления. Шпайерская группа определяет э-правительство как совокупность следующих составляющих. Это - электронные: информация, демократия, коммуникации, формуляры, трансакции (коммерция и услуги), рабочие процессы, выплаты и т.д.

Информационные услуги (э-информация) - это размещаемая в Интернете органами государственного управления и местного самоуправления информация для населения (например, о часах приема в различных органах управления), для туристов, о собраниях и публичных слушаниях, специальная информация для администрации и интерактивные базы данных. Услуги по предоставлению электронной информации дополняются предоставлением возможностей э-коммуникаций: можно послать в орган управления запрос и получить от него ответ, дискутировать на форумах и общаться с помощью чатов видеоконференций.

Электронные формуляры (как те, которые можно распечатать, а затем заполненные отослать по почте в соответствующие органы, так и те, которые можно заполнить прямо на странице соответствущего органа управления) экономят время граждан и разгружают администрацию. Это одна из основ электронных трансакций, к которым относятся не только электронный прием, но и электронная обработка заявлений, формуляров. К электронной коммерции в данном случае относятся организуемые органами управления интернет-аукционы и продажи, электронная оплата сборов, которые могут взиматься в том числе и за оказание электронных услуг, например электронную выдачу лицензий. Этапы электронных рабочих процессов, в ходе которых, например, обрабатываются формуляры и выдаются лицензии, должны быть согласованы между собой, документы и действия должны быть соответствующим образом зарегистрированны.

Электронная демократия сопровождает все функции э-пра-вительства. Она заключается также в использовании современных информационных технологий в предвыборной борьбе и для проведения выборов, для организации и работы гражданских инициатив (2, с. 2-6).

В 2007 г. группой ученых из Рейнского университета (г. Бохум) было проведено исследование, посвященное развитию э-прави-тельства в земле Северный Рейн-Вестафалия. Несмотря на то что за семь лет в теорию э-правительства были привнесены новые определения этого понятия, исследователи И. Янке и И. Шаллер основывались на шпайерском определении и понимали под электронным правительством «упрощение, планирование и организацию процессов, связанных с “управлением и администрированием” и поддерживаемых с помощью информационных и коммуникационных технологий». В данной трактовке э-правителъство - это взаи модействие и коммуникации между государственными институтами и гражданами или юридическими лицами, а также между государственными органами, осуществляемые с помощью электронных средств (1, с. 7). Кроме того, ученые включают в круг исследуемых вопросов участие общественности и электронную демократию, а также инструменты э-правительства (программное обеспечение) (1, с. 18). Изучая акторов, направления развития, сильные стороны и недостатки э-правительства в Северном Рейне-Вестфалии, исследователи проводили интервью экспертов, как занятых в сфере информационных технологий, так и занимающихся научной деятельностью (всего 21 интервью). Также были проанализированы интер-нет-страницы различных органов управления земли Северный Рейн-Вестфалия. Кроме того, они направили на кафедры информатики, социальных и политических наук университетов и институтов земли анкеты с целью узнать, задействованы ли, и если задействованы, то в каких процессах э-правительства, опрашиваемые научные подразделения (1, с. 18-20). Исключив из списка проектов те, которые были закончены до 2003 г., исследователи выяснили, что в целом в Северном Рейне-Вестфалии существует всего 10 актуальных проектов э-правительства, в реализации которых задействованы научные учреждения земли. Вывод исследователей о том, что в Северном Рейне-Вестфалии научные учреждения очень слабо привлечены к процессу электронного управления, был подтвержден и мнением экспертов.

Опрошенные эксперты отметили, что достаточно долгое время краеугольным камнем э-правительства считалось предоставление государственными органами в Интернете необходимой для граждан информации, например, о часах работы определенной службы или департамента, о необходимых для заполнения формулярах. Однако, развиваясь, э-правительство основательно реформировало процесс управления и расширило возможности граждан принимать участие в решении важных для региона вопросов, отмечает один из экспертов (1, с. 31). К недостаткам организации э-правительства в земле Северный Рейн-Вестфалия эксперты отнесли отсутствие единых предписаний для организации электронного управления всеми 396 органами местного самоуправления (1, с. 37). Кроме того, эксперты подчеркнули необходимость лучшей защиты данных и единой информационной структуры для общественных объединений, связанных общими целями или интересами (1, с. 41).

Следующим объектом критики стало отсутствие единого программного обеспечения для всех органов местного самоуправления земли (1, с. 58). Стоит отметить, что по крайней мере один из экспертов высказал мнение о неэффективности некоторых составляющих э-правительства. Он обратил внимание на возможности порталов проводить сотни трансакций, которыми никто не пользуется, а также на давление из Брюсселя на национальные органы управления в целях получения информации об успехах развития э-правительства (1, с. 68). Эксперты очень осторожно высказывались об успехах электронной демократии, которые пока что сводятся к публикации графиков, связанных с политическими выборами. На момент проведения исследования было сложно сказать, каким именно образом можно в рамках электронной демократии дать гражданам возможность участия в процессе принятия решений (1, с. 69).

Земля Северный Рейн-Вестфалия создала портал для информирования граждан о возможностях э-правительства[1]. Этот проект осуществляется при поддержке Европейского фонда регионального развития (Еигорд18сйег Fonds fbr regionale Entwicklung - EFRE), Министерства экономики Германии, Европейского сообщества для э-правительства (European Society for eGovemment - ESG). Сайт включает в себя четыре раздела: информация для граждан; информация для предприятий; возможность электронного получения заказов, финансируемых из бюджетов (электронные заказы); менеджмент процессов местного управления. Последний раздел касается технического и программного обеспечения электронного правительства.

В разделе «Информация для граждан» разъясняется, что проект э-правительства разработан для граждан, предприятий, профессиональных «посредников» (например, адвокатов, нотариусов, иных лиц, которые вступают во взаимодействие с административными органами от лица своих клиентов), сотрудников административных органов, электронных коммуникаций между многими административными органами. Органы местного самоуправления предоставляют гражданам в электронном виде: карты и планы; возможность зарегистрироваться по месту жительства и сняться с учета, заказать автомобильные номера, подать заявку на место в детском саду; информацию о школах, о потерянных и забытых ве-

щах; онлайн-каталоги публичных библиотек; возможность участия в принятии решений.

В разделе «Информация для предприятий» сообщается, что в рамках э-правительства предприятия могут через Интернет провести регистрационные действия, подав документы сразу в несколько различных компетентных органов, участвующих в регистрации; заказать емкости для промышленных отходов; подать заявление и пакет документов для получения разрешения на использование крупногабаритного автотранспорта и на получение разрешения на строительство. Принятые онлайн-заявления сохраняются и обрабатываются сотрудниками административных органов. К сожалению, замечают составители сайта, до сих пор очень редко можно проследить стадию обработки запроса в системе онлайн, заявителю приходится самому звонить в соответствующий административный орган и узнавать, приняты ли его документы к рассмотрению и на каком этапе рассмотрения они находятся. Исключение составляет «Виртуальная Ратуша г. Дортмунда», на странице которой можно онлайн получить информацию о стадии обработки поданных документов. Также сообщается, что многие органы управления взимают за совершение действий пониженные сборы, если получатель услуг воспользовался онлайн-сервисом.

Создатели сайта информируют о возможности использования электронной подписи. Квалифицированная электронная подпись де-юре приравнена к собственноручной подписи и значительно ускоряет документооборот. Однако они советуют обратить внимание на недостатки этого вида подписи: возможность ее подделать; возможность получить информацию третьими лицами; оспоримость в судебном порядке волеизъявления, удостоверенного электронной подписью. Кроме того, существуют документы, на которые нельзя поставить электронную подпись, например, завещания или нотариальные заверения при купле-продаже земельных участков. Правоотношения, связанные с использованием электронной подписи в Германии, регулируются Законом об общих условиях электронной подписи от 16 мая 2001 г. Наличие квалифицированной электронной подписи дает возможность использования Электронного административного и судебного почтового ящика (Elektronische Gerichts- und Verwaltungspostfach - EG VP). Это электронный почтовый ящик, на который можно послать официальные документы административным или судебным органам. Переданные таким образом документы могут использоваться в суде как доказательственная база.

Особое внимание уделяется использованию возможностей электронной демократии лицами с ограниченными физическими возможностями. Так, на федеральном уровне и уровне земель принимаются нормативные акты, обязывающие административные органы предоставлять доступные для всех онлайн-услуги. Например, Положение по созданию доступной информационной техники в соответствии с Законом о равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия[2] обязывает так формировать содержание информации и подавать ее таким образом, чтобы она могла быть воспринята всеми; так организовать пользовательский интерфейс, чтобы все могли им пользоваться, и так формировать содержание сайтов, чтобы оно было понятно всем (§2).

Под электронными заказами понимается проводимое в электронной форме распределение заказов, финансируемых из бюджетов. Существенным признаком электронных заказов являются онлайн-коммуникации между заказчиком и лицом, предоставляющим услуги или выполняющим работы. Поэтому лицо, предоставляющее услуги по выполнению электронных заказов, должно обладать электронной подписью. С 2007 г. государственные органы были обязаны использовать электронную форму при распределении заказов между предприятиями в области информационных и телекоммуникационных технологий, а с 2008 г. и в области строительства. Сегодня государственные органы обязаны использовать электронную форму при распределении всех заказов. Электронные заказы - это часть общеевропейской концепции создания единого внутреннего рынка. Правовую основу концепции на европейском уровне составляют План действий по реализации и применению правовых предписаний по электронному распределению публичных заказов от 29 декабря 2004 г., Директива 2004/18/EG Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г. «О координации процессов распределения публичных заказов на строительство, поставку и оказание услуг».

Из анализа сайта об э-правительстве следует, что в правовом регулировании применения информационных технологий админи

стративными органами, гражданами и юридическими лицами есть несколько важных моментов:

  • - использование электронной подписи;
  • - использование электронного административного и судебного почтового ящика;
  • -доступ к электронной демократии лиц с ограниченными физическими возможностями, в первую очередь по зрению;
  • - электронное распределение публичных заказов.

Общие правовые основания использования электронного административного и судебного почтового ящика предоставлены на официальной странице этого сегмента электронного правительства (http://www.egvp.de). Основными федеральными нормативными актами являются вышеупомянутые Закон об общих условиях электронной подписи, а также Закон о применении электронных форм связи в юстиции от 22 марта 2005 г., который вносит изменения и дополнения в Гражданское процессуальное уложение, Закон об административно-процессуальном производстве, Закон о судебном производстве по финансовым делам и ряд иных нормативных правовых актов, разрешивших вести судебные дела в электронном виде.

Положение об электронном документообороте в Федеральном административном суде и Федеральном финансовом суде от 26 ноября 2004 г. (Извлечения)

§ 1. Допустимость электронных коммуникаций

С 1 декабря 2004 г. во всех видах процессов в Федеральном административном суде и в Федеральном финансовом суде могут вестись электронные документы.

  • ? 2. Форма подачи
  • (1) Прием электронных документов возможен исключительно посредством электронных почтовых ящиков Федерального административного суда и Федерального финансового суда, доступ к которым возможен с помощью программного обеспечения для доступа и пересылки, предоставляемого судами. Это программное обеспечение может быть без лицензии скачено на интернет-стра-ницах www.bundesverwaltungsgericht.de и www.bundesfinanzhof.de.
  • (2) Пересылка осуществляется путем помещения определенного для передачи электронного документа в электронный почто вый ящик суда с помощью предоставленного судами программного обеспечения для доступа и пересылки на основе протокола OSCI (Online Services Computer Interface).
  • (3) Квалифицированная электронная подпись должна соответствовать стандартам ISIS-MTT, а сертификат электронной подписи должен быть доступен для автоматической проверки судом, который может уполномочить на это действие другие организации.
  • (4) Электронные документы должны предоставляться в следующих форматах, в которых они доступны для дальнейшей обработки судами:
    • 1. ASCII (American Standard Code for Information Interchange) как чистый текст без кодов форматирования и специальных знаков.
    • 2. Unicode.
    • 3. Microsoft RTF (Rich Text Format).
    • 4. Adobe PDF (Portable Document Format).
    • 5. XML (Extensive Markup Language).
    • 6. Microsoft Word, если не использованы активные компоненты (например, Макрос).
    • 7. Документы в формате Open Source Software «Open Office», если не использованы активные компоненты.
  • (5) Если содержание подаваемого документа состоит не только из текста или графиков, передаваемых в формате, указанном в ч. 4 настоящего параграфа, то графический файл возможно передать в формате TIFF (Tag Image File Format).
  • (6) Электронные документы, которые соответствуют форматам, указанным в ч. 4 и 5, и версиям, указанным в № 2 § 3, могут быть переданы в заархивированной форме как ZIP-файлы. При использовании подписи документов, подпись должна относиться к документу, а не к ZIP-архиву.

По остальным вопросам также приведем извлечения из европейских и германских нормативных актов.

Закон ФРГ об общих условиях электронной подписи от 16 мая 2001 г. с послед, изм. и доп. от 17 июля 2009 г. (Извлечения')

  • § 1. Цели и область применения
  • (1) Цель закона - создать рамочные условия для применения электронной подписи.
  • ? 2. Определение понятий

В целях настоящего Закона:

  • 1. «Электронная подпись» - это информация в электронной форме, служащая авторизации, присоединенная к электронному документу или логически связанная с ним.
  • 2. «Усовершенствованная электронная подпись» - электронная подпись, указанная в п. 1, которая:

a) принадлежит исключительно владельцу ключа электронной подписи;

b) делает возможной идентификацию владельца электронной подписи;

c) может быть создана средствами, которые владелец электронной подписи держит под своими личным контролем, и

d) таким образом связана с электронным документом, который она удостоверяет, что возможно установить позднейшее изменение этого электронного документа.

3. «Квалифицированная электронная подпись» - это электронная подпись, указанная в п. 2, которая:

a) в момент ее создания основывается на действительном квалифицирующем сертификате и

b) создана с помощью защищенных средств электронной подписи.

  • 4. «Ключ электронной подписи» - уникальная электронная информация как частный криптографический ключ, который применяется для создания электронной подписи.
  • 5. «Ключ проверки подписи» - электронная информация, например, открытый криптографический ключ, которая используется для проверки электронной подписи.
  • 6. «Сертификат» - электронный документ, который подтверждает принадлежность ключа электронной подписи лицу и идентичность этого лица.
  • 7. «Квалифицированный сертификат электронной подписи» -электронный документ, для физических лиц, который соответствует требованиям, установленным настоящим законом, и создан лицом, предоставляющим услуги по сертификации [...].
  • ? 5. Выдача квалифицированных сертификатов
  • (1) Лицо, предоставляющее услуги по сертификации, должно надежно идентифицировать лицо, подавшее заявку на квалифицированный сертификат. С разрешения лица, подающего заявку, лицо, предоставляющие услуги по сертификации, может использовать заранее полученные личные данные заявителя, если эти данные обеспечивают надежную идентификацию заявителя в соответствии с предл. 1. Лицо, предоставляющее услуги по сертификации, должно подтвердить принадлежность ключа подписи идентифицированному лицу путем выдачи квалифицированного сертификата, который должен быть в любое время доступен всем для проверки и отзыва через общедоступные средства связи. Поддержание квалифицированного сертификата в состоянии возможного отзыва допустимо только с согласия владельца ключа подписи.

Раздел четвертый. Техническая безопасность

§17. Средства для квалифицированной электронной подписи

  • (2) Для создания электронного документа, снабженного электронной подписью, необходимо средство электронной подписи, которое однозначно показывает создание квалифицированной электронной подписи и дает возможность определить, к какому электронному документу она относится. Для проверки электронного документа, подписанного электронной подписью, необходимо средство проверки, которое дает возможность установить:
    • 1) к какому электронному документу относится подпись;
    • 2) не подвергался ли электронный документ изменениям;
    • 3) какому владельцу ключа подписи принадлежит данная подпись;
    • 4) содержание сертификата электронной подписи, на которой основывается эта подпись, и
    • 5) к какому результату привела проверка сертификата в соответствии с предл. 3 ч. 1 § 5.

Электронная подпись широко используется в ведении документооборота по удалению опасных отходов, что также является примером э-правительства в части электронных коммуникаций административных органов с предприятиями и между различными административными органами. Поэтому в качестве примера нормативного регулирования приведем извлечения из Положения о ведении отчетности при удалении отходов от 20 октября 2006 г. с последующими изменениями и дополнениями от 01 февраля 2007

Часть 2. Ведение отчетности при удалении отходов

Раздел 4. Ведение электронной отчетности

§17. Основные положения

(1) В отличие от положений разд. 1-3 лица, обязанные вести отчетность при удалении опасных отходов, и компетентные органы

Verordnung ьЬег die Nachweisfbhrung bei der Entsorgung von Abfjjllen (Nachweisverordnung - NachwV) 20.10.2006 // BGB1. - B., 2007. -1 S. 1462. в определенных случаях, когда необходимы документы для ведения отчетности, заметки об истечении срока, подтверждения и решения, копии, заявки на разрешения, должны в соответствии с положениями настоящего раздела предоставлять их в электронной форме, снабдив квалифицированной электронной подписью в смысле Федерального закона «Об общих условиях электронной подписи» [...] если положениями настоящего раздела или принятым в соответствии с § 26 решением компетентного органа не предусмотрена иная форма.

Сообщение Комиссии Совету, Европейскому парламенту, Европейскому социально-экономическому комитету и Комитету регионов «План действий по реализации и применению правовых предписаний по электронному распределению публичных заказов» от 29 декабря 2004 г. (Извлечения)[3]

1. Введение

Этим Сообщением предлагается план действий по реализации и применению новых правовых предписаний по электронному распределению публичных заказов, которые как часть пакета нормативных актов по распределению (Директивы 2004/18/EG и 2004/17/EG) были приняты в апреле 2004 г. Указанные директивы закрепляют единые рамки для открытого, прозрачного, свободного от дискриминации развития процесса электронного распределения (заказов. - В.Г.), они содержат положения об электронном объявлении и закрепляют предпосылки для современных процессов закупок с использованием электронных средств связи.

Широкое применение онлайн-закупок может позволить сэкономить бюджетам до 5% стоимости закупки, а заказчику и исполнителю 50-80% расходов по выполнению заказа. Даже если такие преимущества, как увеличение конкуренции и эффективности, для ЕС в целом тяжело поддаются исчислению, можно исходить из того, что оживление конкуренции и повышение эффективности процессов на рынке заказов могут иметь прямое и косвенное влияние на всю экономику и играть важную роль в достижении целей, поставленных в Лиссабонском договоре.

Тем не менее высока опасность расщепления рынка из-за несогласованностей в процессе введения электронных заказов.

Правовые, технические и организационные ограничения, которые могут появиться в связи с онлайн-заказами, являются одними из важнейших вызовов политике.

Консультации, проведенные в ходе оценки последствий (принятия директив. - В.Г.}, подтвердили, что имеет смысл принять план действий. Комиссия предлагает мероприятия по трем направлениям, которые основываются на предпринятых до сего момента усилиях по модернизации, дальнейшему открытию и увеличению интенсивности конкуренции на рынках и закупок для общественных нужд в Европе:

  • - обеспечение хорошо функционирующего внутреннего рынка для электронного распределения публичных заказов;
  • -повышение эффективности процесса распределения (заказов. - В.Г.} и улучшение администрирования;
  • - создание международных стандартов для электронного распределения публичных заказов.
  • 2. Цели и мероприятия

В этом разделе прописываются цели и необходимые для их достижения мероприятия по трем обозначенным в первом разделе направлениям. Поэтапный план мероприятий расписан для каждого направления с начала 2005 и до конца 2007 г.

  • 2.1. Обеспечение хорошо функционирующего внутреннего рынка для электронного распределения публичных заказов.
  • 2.1.1. Правильная и своевременная реализация правовых рамок.

Государства-участники обязаны реализовать новые директивы до 31 января 2006 г. При этом нельзя исключать, что этот строк может быть продлен. Нет необходимости досрочной имплементации новых предписаний об электронном распределении заказов в национальное право [...].

Комиссия будет внимательно следить за реализацией директив и в интересах лучшего понимания правовых рамок будет обмениваться информацией о проектах предписаний об имплементации с государствами-участниками [...].

I квартал 2005 г. Комиссия издает Сообщение о толковании новых предписаний об электронном распределении общественных заказов.

I квартал 2005 г. Комиссия выставляет онлайн обучающий материал [...].

I квартал 2005 г. Комиссия поддерживает государства-участников при реализации правовых предписаний.

3. Осуществление и контроль за осуществлением плана действий

В долгосрочной перспективе перевод закупок для общественных нужд на электронный процесс изменит организационную структуру заказов для общественных нужд в некоторых странах. Успешный переход на электронные процессы требует изменения административной практики не только в процессах, которые напрямую связаны с закупками, но и в областях, которые имеют к закупкам только косвенное отношение, например, в бухгалтерии. Чем раньше будут проведены соответствующие реформы, тем лучше для граждан и предприятий в Европе. [...]

Комиссия при поддержке консультативного комитета [...] контролирует шаги по реализации плана действий в целом. До конца 2007 г. она будет контролировать ситуацию, докладывать о результатах и сможет при необходимости в любой момент предложить корректирующие или дополнительные мероприятия.

Положение по созданию доступной информационной техники в соответствии с Законом «О равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия» от 24 июня 2004 г. (Извлечения)

§ 1. Область применения

Настоящее положение действует в отношении Интернета и интранет-страниц, указанных в ч. 2 § 1 Закона «О равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия»[4], а также в отношении созданных ими (органами управления земли Северный Рейн-Вестфалия, органами местного самоуправления, фондами публичного права и пр. - В.Г’.) программных интерфейсов в области электронной обработки данных, включая общественнодоступные информационные терминалы, CD и DVD.

  • 2. Принципы и применимые стандарты
  • (1) Для устранения препятствий должны учитываться следующие принципы:
  • - содержание и картинка должны быть оформлены таким образом, чтобы их мог воспринять каждый;
  • - пользовательский интерфейс должен быть таким, чтобы им мог пользоваться любой человек;

- содержание и управление (пользовательским интерфейсом. -

В.Г.} должны быть так сформулированы, чтобы они были понятны любому;

  • - содержание должно быть (технически. - В.Г.) реализовано таким образом, чтобы оно было совместимо с настоящими и разрабатываемыми технологиями.
  • (2) Продукты информационной техники (§1) являются доступными всем, если принципы ч. 1 настоящей статьи реализованы таким образом, что они удовлетворяют стандартам Приоритетов I для вводных и навигационных страниц и дополнительно стандартам Приоритетов II Приложения к Федеральному Положению о доступной информационной технике.

$ 3. Особые случаи

В том случае, если, несмотря на все усилия, невозможно создать безбарьерный продукт информационной техники (§ 1), в распоряжение пользователей должен быть предоставлен альтернативный доступный продукт, с эквивалентной функциональностью и содержащий такую же актуальную информацию, насколько это возможно с имеющимися технологиями [...].

? 5. Оценка действенности

Министерство, отвечающее за основные направления политики в отношении инвалидов, должно предоставить правительству земли отчет от 30 июня 2009 г. о результатах выполнения настоящего Положения.

Список литературы

  • 1. Jahnke I., Schaller I. E-Government-Forschung in NRW: Identifizierung von Akteu-ren, Themen, Trends: Eine Studie im Auftrag des Informationsbbros d-NRW / Institut fbr Arbeitswissenschaft Lehrstuhl Informations- und Technikmanagement (IMTM) -Bochum, 2007. - 124 S. - Mode of access: http://www.imtm-iaw.rub.de/imperia/ md/content/projekte/egovemment_forschung_nrw.pdf
  • 1

Verordnung zur Schaffung barrierefreier Informationstechnik nach dem Behin-dertengleichstellungsgesetz (Barrierefreie Informationstechnik-Verordnung, BITV) от 17.07.2002 // BGB1. - B., 2002. - IS. 2654. Приоритет I этого Положения содержит перечень требований, например: обязательное аудиосопровождение к интернет-презентациям; возможность разобраться в графиках и картинках, даже если они будут отражаться у пользователя не в цветном, а в черно-белом решении; должно быть однозначно указано, на какую страницу ведут гиперссылки и пр.

  • 2. Lucke J. von, Reinermann H. Speyerer Definition von Electronic Government: Ergeb-nisse des Forschungsprojektes Regieren und Verwalten im Informationszeitalter. -Speyer: Forschungsinstitut fw pffentliche Verwaltung bei der Deutschen Hochschule fi>r Verwaltungswissenschaften Speyer, 2000. - 7 S. - Mode of access: http://foev. dhv-speyer.de/ruvii.
  • 3. Seckelmann M. Die Otimierung des Informations - und Kommunikationsmanage-ment der nffentlichen Verwaltung - ein Baustein zu einer Qualitutsverbesserung staatlichen und kommunalen Handelns (Good Governance)? // E-Govemment: Per-spektiven, Probleme, Lijsungsans4tze / Hrsg. Bieler F., Schwarting G. - B.: Erich Schmidt Verl., 2007. - S. 33-79.
  • 4. Интернет-сайт Федерального министерства юстиции (библиотека нормативных актов). - Mode of access: http://www.gesetze-im-intemet.de/sigg_2001/index.html
  • 5. Информационный интернет-сайт о возможностях электронного правительства в Германии. - Mode of access: http://www.eleaming.egovemmentplattform.de/
  • 6. Интернет-сайт Библиотеки федеральных нормативных актов. - Mode of access: http://www.buzer.de/index.htm
  • 7. Интернет-сайт Европейской комиссии - Mode of access: http://ec.europa.eu/
  • 8. Интернет-сайт Ландтага земли Северный Рейн-Вестфалия. - Mode of access: http://www.landtag.nrw.de
  • 9. Интернет-сайт Электронного административного и судебного почтового ящика. -Mode of access: http://www.egvp.de

Г.Н. Андреева

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»:

  • [1] Mode of access: http://www.eleaming.egovemmentplattform.de/
  • [2] Verordnung zur Schaffiing barrierefreier Informationstechnik nach dem Behin-dertengleichstellungsgesetz Nordrhein-Westfalen // BITV NRW. - B., 2004. - 24 Juni.
  • [3] Цит. по официальному сайту Европейской комиссии. - Mode of access: http:// ec.europa.eu/intemal_market/publicprocurement/docs/eprocurement/actionplan/actionplan_ de.pdf
  • [4] Часть 2 § 1 этого Закона закрепляет, что его положения распространяются на Интернет и интернет-страницы государственных органов и органов местного самоуправления Северного Рейна - Вестфалии, фондов публичного права, больниц и домов престарелых, находящихся под патронажем земли, и т.д.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >