Музыкально-педагогическое образование в рамках пятилетнего бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»

На музыкальном факультете МПГУ подготовка квалифицированных специалистов - учителей музыки - ведется с 1959 года. До 2010 года прием на факультет осуществлялся на профессиональную образовательную программу с пятилетним сроком обучения, разработанную в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности «Музыкальное образование». Учитывая большую наукоемкость и комплексный характер музыкально-исполнительской и методической составляющих содержания программы, подготовка велась по одной специальности. Однако для обеспечения внеурочной деятельности учителя музыки, а также учитывая потребности обучающихся в совершенствовании исполнительского мастерства, углубленном изучении музыкальных историко-теоретических и методических дисциплин, были разработаны и успешно реализовывались программы специализаций по выбору студентов (на освоение специализаций стандартом отводилось 500 часов в трудоемкости).

В связи с переходом на уровневую модель высшего образования, в 2010 году прием на первый курс факультета был осуществлен по программе подготовки бакалавров в рамках ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (профиль Музыка) с четырехлетним сроком обучения. Данный стандарт предусматривает обучение студентов только по одному профилю и исключает возможность их специализации. Это значительно сужает сферу профессиональной деятельности выпускников, фактически ограничивая ее преподаванием уроков музыки в начальной и, частично, средней школе по одному уроку в неделю. При отсутствии специализаций затруднилась также подготовка будущего учителя музыки к организации и проведению даже традиционных форм внеурочной музыкально-воспитательной работы с учащимися (кружки, лектории и др.). Возникла реальная опасность возникновения ситуации, при которой сама профессия музыканта-педагога и музыкально-педагогическое образование становятся невостребованными, поскольку не обеспечивают личности профессиональной мобильности на рынке труда и, следовательно, социальной защищенности.

Между тем, проведенный нами мониторинг ситуации с музыкальным образованием, его реального состояния и перспектив развития (включая анализ весьма репрезентативных научных и эмпирических материалов, представленных на двух «круглых столах» в Общественной Палате РФ в 2011-2012 гг., посвященных проблемам музыкального образования и дополнительного образования), показали, что профессия музыканта-педагога является и будет все более востребованной, но при условии наполнения ее новым, актуальным профессиональным содержанием. Это содержание может быть связано как с расширением сферы деятельности учителя музыки в условиях общего среднего образования (например, преподавание мировой художественной культуры), так и с проектированием и осуществлением различных программ музыкально-творческого развития в условиях общего среднего образования и в сфере собственно дополнительного образования, включая индивидуальную предпринимательскую деятельность. Таким образом, современное музыкально-педагогическое образование призвано обеспечить профессиональную подготовку выпускника к осуществлению непрерывного музыкального образования, творческого, а при необходимости коррекционного развития личности на протяжении всей жизни.

При проектировании содержания музыкально-педагогического образования в рамках ФГОС ВПО с четырехлетним сроком обучения мы столкнулись с рядом принципиальных проблем. Одна из них связана с необходимостью (с учетом сокращении срока обучения на один год) существенного «упрощения» наработанных в опыте отечественного музыкально-педагогического образования связей фундаментальной научной, интегрированной методической и комплексной музыкально-творческой подготовки учителей музыки, доказавшей свою эффективность и получившей высокую оценку и признание не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Другая проблема связана с тем, что реформирование системы общего среднего образования, интенсивное развитие востребованной обществом сферы дополнительного образования, потребность студентов в реализации индивидуальных образовательных траекторий предполагает подготовку учителя, как специалиста широкого профиля, способного удовлетворять образовательные запросы общества, а значит, быть мобильным и, следовательно, конкурентоспособным на рынке труда, что не представляется возможным в рамках четырехлетнего бакалавриата.

Не найдя возможностей решения данных проблем в условиях однопрофильного бакалавриата, музыкальный факультет МПГУ в рамках академических свобод вузов перешел с 2011 года на вариант ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» с пятилетним сроком подготовки бакалавров по двум профилям.

Естественно, что базовым профилем для нас стал профиль Музыка, название которого соответствует наименованию предмета учебных планов начальной и средней школы. Возможность продолжить подготовку учителя музыки на уровне бакалавриата в течение пяти лет позволило при проектировании ООП не только сохранить накопленный в отечественном и мировом опыте ценный и позитивный потенциал, но и существенно обогатить его новым содержанием. В вариативную (профильную) часть, помимо традиционных музыкально-педагогических дисциплин, были включены курсы, направленные на освоение студентами здоровьесберегающих, музыкально-терапевтических и коррекционных технологий, компьютерных музыкально-образовательных технологий, электронных музыкальных инструментов и др.

В качестве профиля для совмещения мы на сегодняшнем этапе остановили свой выбор на профиле Дополнительное образование (не исключая возможности в дальнейшем обратиться и к другим педагогическим профилям гуманитарной направленности, например, Мировая художественная культура, что предполагает проектирование межфакультетских ООП). При этом мы исходили из того, что система дополнительного музыкального образования ориентирована на удовлетворение все возрастающих социальных потребностей в креативно-развивающих, арттерапевтических, коррекционных программах и технологиях (включая пренатальный и ранний периоды формирования личности). Название профиля Дополнительное образование определяет его направленность на подготовку квалифицированных кадров (музыкантов-педагогов) для системы дополнительного образования, в которую сегодня входят внеурочные формы организации музыкальной деятельности школьников непосредственно в учреждениях общего среднего образования (студии, кружки, классы индивидуального обучения), а также детские музыкальные школы, школы искусств, Дома детского и юношеского творчества, Центры развития, Воскресные школы, частные студии и пр.

Содержание данного профиля было спроектировано на основе блочно-модульного принципа (что не противоречит требованиям стандарта) и представлено в учебном плане факультета дисциплинарными модулями по выбору студента. Среди них:

  • инновационные музыкально-образовательные технологии. Данный модуль предполагает освоение студентами музыковедческих основ инновационных технологий в музыкальном образовании, инновационных технологий развития музыкального слуха и музыкального мышления, полихудожественных и психолого-педагогических технологий, компьютерных технологий разработки учебных материалов;
  • музыкально-инструментальное искусство в образовании. Содержание модуля включает совершенствование музыкально-инструментальной подготовки студента (сольной, концертмейстерской, камерно-ансамблевой), а также освоение истории музыкально-инструментального исполнительства, теории и методики обучения игре на музыкальном инструменте и игре в инструментальном ансамбле;
  • вокальное искусство в образовании. Содержание модуля включает совершенствование вокальной подготовки студента (сольной, ансамблевой, камерной), а также освоение вокальной литературы, основ вокальной методики, методики организации музыкально-театральной деятельности;
  • — хоровое искусство в образовании. Данный модуль включает в себя углубленное освоение студентами технологий хормейстерской деятельности, хороведения и хоровой литературы, теории и практи ки работы с различным хоровым репертуаром, специфики регентской деятельности в Воскресной школе, методики организации музыкально-театральной деятельности;

Оба профиля основаны на единых требованиях к подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование», представленных в компетентностной части стандарта общекультурными компетенциями, отражающими современный уровень развития науки, культуры и техники, а также реализующими требования общества к личности учителя, воспитателя, педагога, профессиональными компетенциями, в том числе: общепрофессиональными, в области педагогической деятельности, в области культурно-просветительской деятельности, в области научно-исследовательской деятельности.

Особенности профессиональной направленности (миссии) каждого профиля представлены в дополнительных специальных компетенциях.

Разработка ООП с двумя профиля подготовки (Музыка и Дополнительное образование) основано на принципах их паритета и параллельности освоения. Содержание всех циклов (гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного и профессионального) обеспечивает образование бакалавра по обоим профилям с первого по пятый курсы. Содержание базовой части профессионального цикла (50 зачетных единиц, или 1800 часов в трудоемкости), его вариативной части по профилю Музыка (86 зачетных единиц, или 3096 часов в трудоемкости) является фундаментом для изучения профиля Дополнительное образование. На освоение его вариативной части в учебном плане отводится 88 зачетных единиц (или 3168 часов в трудоемкости). В качестве базовых дисциплин, отражающих общие психолого-педагогические закономерности и особенности организации дополнительного образования, в профессиональный цикл включены следующие дисциплины: Педагогические основы дополнительного образования и Психологические особенности организации дополнительного музыкального образования. Особенности профессиональной подготовки по профилю Дополнительное образование реализуются в дисциплинарных модулях по выбору, на освоение которых отводится 40 зачетных единиц (1440 часов в трудоемкости) со второго по пятый курсы.

По каждому профилю предусмотрены все виды практик: учебная, включая научно-исследовательскую, производственная (педагогическая) и производственная (культурно-просветительская).

Итоговая государственная аттестация выпускников в соответствии с ФГОС предусматривает:

— междисциплинарный государственный экзамен по профилю Музыка, в ходе которого выпускники должны продемонстрировать практическую и теоретико-методическую подготовленность к профессиональной деятельности в качестве учителя музыки в системе общего среднего образования;

  • - междисциплинарный государственный экзамен по профилю Дополнительное образование, в ходе которого выпускники должны продемонстрировать практическую и теоретико-методическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в сфере дополнительного музыкального образования в соответствии с выбранным дисциплинарным модулем;
  • - защиту выпускной квалификационной работы, в которой выпускники проявляют свои научно-исследовательские компетенции в области музыкального образования.

Содержание государственных экзаменов ориентировано на условия будущей профессиональной деятельности выпускника.

Основными проблемами при проектировании основной образовательной программе по профилям Музыка и Дополнительное образование сегодня для нас являются:

  • - реализация компетентностного подхода при разработке про-граммно-методического обеспечения дисциплин обоих профилей;
  • - достижение преемственности и устранение дублирования в содержании дисциплин профессиональной подготовки по каждому профилю;
  • - осуществление постоянного мониторинга социальных потребностей и мнения потребителей в подготовке бакалавров для систем общего и дополнительного образования и внесение соответствующих изменений в содержание вузовского образования, используя для этого возможности вариативной компоненты ФГОС;
  • - разработка технологии распределения студентов на обучение по дисциплинарным модулям по выбору профиля Дополнительное образование с целью обеспечения каждому выбора образовательной траектории;
  • - создание оптимальных условий для прохождения всех видов практик по каждому профилю подготовки (базы практик, содержание, формы проведения и отчетности);
  • - разработка содержания и форм проведения государственных междисциплинарных экзаменов по профилям подготовки (в том числе для профиля Дополнительное образование) и требований к подготовке и защите ВКР.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >