Совмещение профилей при подготовке учителя географии -требование современной школы

В условиях модернизации образования и перехода на уровне-вую систему высшего образования одной из главных задач остается подготовка квалифицированных педагогических кадров. Цель, поставленная перед высшей школой на современном этапе, - дать более фундаментальное и вариативное педагогическое образование, которое позволит выпускнику максимально реализовать свои возможности на рынке труда. В значительной степени достижению этой цели может способствовать реализация основных образовательных программ в рамках ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» одновременно по двум профилям.

Существуют различные подходы к проектированию основных образовательных программ при совмещении профилей, которые позволяют учитывать традиции и опыт сочетания педагогических специальностей, потребности регионов в педагогических кадрах двух предметов и актуальные проблемы образования.

Одним из факультетов МПГУ, где накоплен большой опыт подготовки студентов по двум специальностям, является географический: образовательная программа «География с дополнительной специальностью Биология» реализуется на факультете с середины 50-х, «География с дополнительной специальностью Иностранный язык» — с конца 60-х гг. прошлого столетия. Интеграционная «отзывчивость» географии определяется ее содержанием и проявляется в многообразии межпредметных связей.

  • ? естествознание
  • ? экономика
  • ? обществознание
  • ? экология
  • ? биология
  • ? химия
  • ? история
  • ? окр. Мир
  • ? краевед.
  • ? информатика
  • ? РФ в совр. Мире
  • ? ОБЖ
  • ? Физ-ра
  • ? природов
  • ? ин.язык

Рис. 1. Межпредметные связи географии

Результаты анкетирования делегатов первого Всероссийского съезда учителей географии (октябрь, 2011 г.) показали, что учителя географии могут реализовывать широкий спектр межпредметных связей с различными школьными предметами (рис. 1).

Такое положение географии делает ее весьма привлекательной при формировании основных образовательных программ с совмещенными профилями.

Приступая к разработке основных образовательных программ в рамках реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», коллектив географического факультета исходил из следующих положений:

  • • сохранение многолетних традиций и опыта преподавания совмещенных специальностей,
  • • содержательное равноправие совмещаемых профилей, которые не разделяются на основной и дополнительный (разница в трудоемкости колеблется в пределах 10-15 % в зависимости от места предмета в базисном учебном плане),
  • • совмещение взаимосвязанных или дополняющих друг друга профилей,
  • • совмещение профилей, соответствующих равнозначным школьным предметам.

На сегодняшний день на географическом факультете разработаны и реализуются образовательные программы, позволяющие совмещать в рамках направления «Педагогическое образование» профили «География» и «Биология», «География» и «Иностранный язык». Эти образовательные программы позволяют учесть предыдущий опыт, объединяют взаимосвязанные («География» и «Биология») и дополняющие друг друга («География» и «Иностранный язык») профили и соответствуют равнозначным школьным предметам.

Основу совмещения двух профилей составили циклы Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический» и Б.2 «Математический и естественнонаучный», базовая часть «Профессионального цикла», «Физическая культура», учебная и производственная практики, итоговая государственная аттестация, что соответствует 123 з.е. (табл. 1).

Таблица 1

Основа совмещения профилей

Цикл

Трудоемкость, з.е

Гуманитарный, социальный и экономический

28

Математический и естественнонаучный

12

Профессиональный, базовая часть

45

Физическая культура

2

Учебная и производственная практики

30

ИГА

6

Итого:

123

Вариативная часть «Профессионального цикла» составляет 177 з.е.: 94 з.е. - «География», в т.ч. 28 з.е. - «Дисциплины (модули) по выбору студента», 83 з.е. — «Биология», в т.ч. 28 з.е. — «Дисциплины (модули) по выбору студента», 81 з.е. - «Иностранный язык», в т.ч. 28 з.е. - «Дисциплины (модули) по выбору студента» (табл. 2).

Таблица 2

Профиль

Профессиональный цикл

Вариативная часть, з.е.

Дисциплины (модули) по выбору студента, з.е.

«География»

94

28

«Биология»

83

28

«Иностранный язык»*

81

28

*Без учета дисциплины «Иностранный язык» в цикле ГСЭ (6 з.е.)

В рамках профиля «География» предусмотрены следующие модули - «Общая география», «Картография», «Физическая география» и «Социально-экономическая география», в рамках профиля «Биология» — «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Химия» и «Общая биология», в рамках профиля «Иностранный язык» - «Практический курс» и «Теоретический курс» (табл. 3).

Таблица 3

Образовательные модули

Профиль «География»

Профиль «Биология»

Профиль «Иностранный язык»

Общая география

Ботаника

Практический курс

Картография

Зоология

Теоретический курс

Физическая география

Анатомия

Социально-экономическая география»

Химия

Общая биология

Дисциплины совмещенных профилей развертываются в учебном плане параллельно, с учетом межпредметных связей, как и в ныне действующих ГОС ВПО по педагогическим специальностям.

Учебная практика составляет 15 з.е. и проводится после I (3 з.е.), II (6 з.е.) и III (6 з.е.) курсов. Производственная (педагогическая) практика составляет также 15 з.е. и проводится в VII семестре по географии (8 з.е.) и в IX семестре по биологии или иностранному языку (7 з.е.).

Итоговая государственная аттестация составляет 6 з.е. и включает Государственный экзамен (3 з.е.) и защиту ВКР (3 з.е.).

Рассмотренные сочетания профилей продолжают многолетние образовательные традиции факультета и позволяют использовать накопленный опыт.

Предметы, совмещаемые учителями географии в школе

Рис. 2. Предметы, совмещаемые учителями географии в школе

С целью возможного расширения спектра образовательных услуг в рамках совмещения профилей было проведено анкетирование делегатов первого Всероссийского съезда учителей. Результаты опроса показали, что среди проблем школьного географического образования лидирует неполная занятость учителя географии. Сокращение часов на преподавание географии в новом базисном учебном плане (БУП) заставляет учителя совмещать преподавание географии с другими предметами. В силу «двойственности» географии, которая находится между естественнонаучной (физическая география) и гуманитарной (экономическая и социальная география) образовательными областями, учителя географии отдают предпочтение биологии, экологии, естествознанию (природоведению) и экономике (рис. 2). Особое место занимает краеведение, которое объединяет в себе географические и историко-культурные аспекты изучения территории.

Результаты анкетирования позволяют рассматривать в качестве возможных и перспективных вариантов сочетания профиля «География» с профилями «Экономика», «Краеведение», «Экология» и «Естествознание». Подобное совмещение позволит не только решить проблему полной занятости учителя географии, но и организовать обучение на основе межпредметного взаимодействия. При проектировании основных образовательных программ в этом случае следует исходить из следующих положений:

  • • совмещение взаимосвязанных или дополняющих друг друга профилей,
  • • сходство специальных компетенций, формируемых совмещенными профилями,
  • • совмещение профилей, соответствующих неравнозначным школьным предметам.

Очевидно, что учебный план при таком сочетании профилей должен формироваться на основе междисциплинарной интеграции. При совмещении профиля «География» с профилями «Экономика»,

«Краеведение» и «Экология» географические дисциплины как базовые будут преобладать на младших курсах и иметь в целом большую трудоемкость. Экономические (краеведческие, экологические) дисциплины будут завершать профессиональное обучение студентов и могут иметь меньшую трудоемкость, т.к. общекультурные, профессиональные и специальные компетенции частично уже были сформированы. В случае совмещения профилей «География» и «Естествознание» целесообразно в качестве образовательной базы на младших курсах читать дисциплины профиля «Естествознание», а географические дисциплины - на старших курсах. При этом трудоемкость профиля «География» должна быть выше, в силу неравнозначности предметов в школьном курсе.

Результаты приемных кампаний последних лет свидетельствуют об устойчивом интересе абитуриентов к одновременному освоению основных образовательных программ по профилям «География» и «История». Очевидно, что в современных условиях такая образовательная программа может быть востребована. При ее проектировании следует использовать опыт уже реализуемых программ с совмещением профилей («География и Биология», «География и Иностранный язык»),

В условиях перехода к новым образовательным стандартам возникают новые требования к внеучебной деятельности. Задача современного учителя, в т.ч. учителя географии, - сформировать личность ученика, ориентирующегося в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. По мнению учителей географии — участников съезда первого Всероссийского съезда учителей географии — в современных условиях учителям географии не хватает знаний в области методики преподавания географии, и прежде всего в практико-ориентированном обучении (свыше 58% опрошенных). В новых условиях у учителей возрастает потребность в углубленном освоении методики проектно-исследовательской деятельности и пси-

  • ? практикоориентированное обучение
  • ? методика обучения
  • ? личностные
  • ? проектно-исследовательска деятельности
  • ? психология хологии. Об этом свидетельствуют ответ на вопрос анкеты: Каких знаний, полученных в педвузе, оказалось Вам недостаточно? Ответы распределились следующим образом (рис. 3).

Решению этой задачи в значительной степени также может способствовать широкое внедрение образовательных программ с совмещенными профилями и тщательное планирование дисциплин (модулей) по выбору студента, которые формируют индивидуальную траекторию обучения. При этом трудоемкость блока «Дисциплины (модули) по выбору студента» в профессиональном цикле образовательной программы с одним профилем составляет примерно 44 з.е., с двумя профилями - около 60 з.е., что заметно расширяет возможности выпускника в области дополнительного образования. Перечень и трудоемкость модулей по выбору студента профессионального цикла, реализуемых сегодня на географическом факультете МПГУ в рамках образовательных программ с совмещенными профилями («География и Биология», «География и Иностранный язык»), позволяют готовить учителей не только к преподаванию школьного предмета, но и к работе во внеучебное время и ведению занятий в учреждениях дополнительного образования (табл. 4).

Таблица 4

Модули по выбору студента в профессиональном цикле

Профиль

Модули

Трудоемкость, з.е.

«География»

Экология геосистем / Экология техногенеза

8

Физико-географическое страноведение / Экономико-географическое страноведение

11

Психолого-педагогические технологии / Современные образовательные технологии в географии

9

«Биология»

Прикладная биология /Современные образовательные технологии в биологии

14

Ландшафтный дизайн / Декоративное садоводство

14

«Иностранный язык»

Историко-культурные аспекты лингвистики / Социокультурные аспекты иностранного языка

6

Системно-функциональные аспекты языка / Актуальные вопросы современной лингвистики

9

Функциональные стили речи / Прикладные аспекты речевой деятельности

13

Опыт географического факультета и анализ ситуации в школьном географическом образовании позволяют считать, что на сегодняшний день совмещение профилей в направлении «Педагогическое образование» является социально обусловленной необходимостью, которая позволит решить следующие задачи: повысить востребованность выпускника на рынке труда, его социальную защищенность и профессиональную мобильность, укомплектовать высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения, в т.ч. на разных ступенях образования, обеспечить выпускникам полную занятость, обеспечить кадрами систему дополнительного образования, повысить привлекательность образовательных программ для абитуриентов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >